1 Март 2020

Патриотизм и его проявление у тружеников тыла и учащейся молодежи

#патриот#патриотизм#отечество

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!

Трактовка понятия «патриотизм» современной молодежью. На основе результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проанализированы и представлены данные о том, как расшифровывается понятие «патриотизм» и какие качества присущи патриоту своей страны, по мнению молодых людей.

Респондентом были заданы следующие вопросы: 1) Что Вы подразумеваете под понятие «патриотизм»? 2) Что, по Вашему мнению, является предметом гордости России? 3) Что, по Вашему мнению, является истинным проявлением патриотизма? Подавляющее большинство россиян (в возрасте до 27 лет) - 84% - считают себя патриотами, подразумевая под этим «любовь к своей стране». Не пользуются большой популярностью такие жесткие определения патриотизма, как «защищать свою страну от любых нападок и обвинений» (согласны с этим только 27%), «стремиться к изменению положения дел в стране, чтобы обеспечить ее достойное будущее» (готовы 26%), «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была» (18%). Не востребован и «оптимистический» патриотизм - только 5% опрошенных молодых людей согласны считать патриотом того, кто в принципе отказывается видеть у своей страны какие-либо недостатки.

Для 19% патриотизм - считать свою страну лучшей, по сравнению с другими. Основанием гордости за свою страну для абсолютного большинства выступает не ее настоящее или будущее, а прошлое - исторические события, память о великих победах и предках. Главным предметом гордости за свою страну 9% - считают флаг, герб и гимн, религии ее народов (тоже 9%), их обычаев (12%), родного языка (13%). Немногим чаще опрошенные молодые люди гордятся душевными качествами нашего народа (15%), военной мощью нашего государства (16%), жемчужинами нашей культуры - литературой и искусством (17%). Еще больше тех, кто гордится родной природой (21%), нашей землей вообще (30%), а также малой родиной - местом, где родились и выросли (32%). Вне конкуренции - наша история (47%), а также ее персонажи, великие деятели прошлого (22%). Истинным проявлением патриотизма опрошенные считают не работу на благо страны, а уважение к отечественным традициям, укрепление собственной семьи и воспитание детей. Лишь 9% опрошенных считают, что «истинный патриот» должен участвовать в работе патриотических общественных организаций. 13% - что он должен разговаривать со знакомыми на патриотические темы, 14% - что он должен голосовать на выборах за патриотические партии.

Гораздо больше тех, кто считает достаточным для патриота уважать традиции (48%), участвовать в праздновании исторических событий и юбилеев (19%), укреплять свою семью и воспитывать детей (46%). Таким образом, из данных опроса следует, что респонденты правильно понимают качества патриотизма: любят Родину, уважают её историю, государственную символику и достижения великих деятелей прошлого, но на вопрос готовности к активным действиям на благо страны дают отрицательный ответ. Конечно, распространять мнение опрошенных на всю молодежь у нас нет оснований. По нашему мнению, для того что бы патриотизм стал действительно важным мотиватором поведения молодых людей, необходимо показать им взаимосвязь успеха страны в целом и успеха каждого его жителя.

История России знает не мало таких примеров и, несомненно, патриотизм проявленный тружениками тыла в годы Второй Мировой войны, иллюстрирует важность и жизненную необходимость, в поворотные моменты истории, роли каждого отдельно взятого человека в судьбе страны. Самоотверженный труд – главное патриотическое качество в военное время Трудовой фронт Урала. В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано «более 700 предприятий», что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона. По указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. В историю Великой Отечественной войны Нижний Тагил навсегда вошел как «Танкоград», как крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи – танков, причем самых лучших, знаменитых тридцатьчетверок.

Эвакуированный в Нижний Тагил из «Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов», наладил массовый выпуск танков Т-34.Всего за период Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил «30627 танков Т-34-76 и Т-34-85». Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года УТЗ в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность Германии и подвластных ей стран Западной Европы, было построено почти 40 процентов от того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет. Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев создали необходимые предпосылки для быстрого роста выпуска танков.

Всего за годы войны учеными и конструкторами «было разработано более 80 опытных образцов боевых машин». Большая часть их выпускалась крупносерийным поточным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков. Особо большой размах принял на Урале сбор средств на вооружение армии. Это движение возникло в дни, когда враг рвался к столице. В октябре 1941 г. начался сбор средств на танки силами комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников в Челябинской и Свердловской областях. «С ноября 1942 г. уральцы поддержали почин саратовского колхозника Ф. М. Головатого по передаче крупных сумм на военную технику. По 100 тыс. рублей и более внесли 76 сельских тружеников региона, они перечислили 7,6 миллионов рублей». На средства тружеников Урала были построены и переданы в армию три танковые колоны «Свердловский комсомолец», две танковые колонны имени В. П. Чкалова, танковые колонны «Челябинские колхозники», «Колхозники Удмуртии», имени Челябинского комсомола, эскадрильи самолетов «Башкирский истребитель», «Комсомолец Башкирии», «Комсомолец Удмуртии», «Свердловский колхозник», «Имени комсомола Молотовской области», «Курганские совхозы», «Молотовский осоавиахимовец», 16 артиллерийских батарей от тружеников Молотовской области, подводная лодка «Челябинский комсомолец», от оренбуржцев звено катеров «Морской охотник». На средства тружеников Молотовской, Свердловской и Челябинской областей «был снаряжен Уральский добровольческий танковый корпус». А всего за годы войны в фонд обороны Родины и на строительство боевой техники для фронта поступило 24 млрд рублей.

Вклад уральцев составил «примерно 2208 млн рублей». Кроме того, уральцы оказывали ощутимую помощь раненым бойцам, инвалидам, детям, эвакуированным гражданам, помогали восстанавливать и налаживать жизнь населению в освобожденных районах. Таким образом, Урал стал одним из главных создателей ресурсов, необходимых фронтам. 1) Патриотизм тружеников тыла выражался в самоотверженном труде - повысилась дисциплинированность, четкость и организованность в работе. Немаловажное значение имела и материальная помощь армии, на собранные средства создавались танковые колонны и добровольческие танковые корпуса. 2) В годы войны возросла доля женского труда в народном хозяйстве. По статистическим данным можно судить об увеличении процента женщин, занятых на квалифицированных работах: машинисты паровых машин, токари по металлу, слесари, кузнецы, шоферу автомашин.

Наравне с женщинами трудились дети, осуществляя посильные работы: прополку полей, уборку урожая, уход за домашними животными. 3) Жертвенность, честный и самозабвенный труд, преданность своему Отечеству, воля и непоколебимая вера в победу – отличительные черты патриотизма военного времени. Война в жизни и судьбе преподавателей педагогического института, тружеников тыла Коллектив учительского института в годы Великой Отечественной войны В начале войны в Нижний Тагил были эвакуированы Орджоникидзеградский машиностроительный и Кроворожский горнорудный институты. Прибывшие в город специалисты рассматривались руководством института как «наиболее ценные работники по их научно-педагогической квалификации». С их появлением в Нижнетагильском учительском институте существенно повысилось качество преподавания, вырос авторитет науки. Новые военные условия повлияли на содержание многих учебных предметов. Как сообщалось в отчетах того времени, в «исторических курсах внимание было акцентировано на разоблачение особо хищнического характера германского империализма, существа прусского милитаризма, на разделах, связанных с освободительными войнами, на фактах героического прошлого русского, украинского, белорусского и других народов Советского Союза».

На лекциях по русской литературе «ведущей линией проводились идеи патриотизма, гуманизма, пламенной веры в окончательную победу подлинного человеческого и справедливого (советского строя), которыми проникнуты лучшие произведения нашей литературы». В курсе психологии было обращено внимание «на разоблачение расистской лженаучной теории фашистской психологии». И даже в курсах общей физики и математики преподаватели при решении задач старались «подбирать примеры близкие к современной боевой действительности». На первом курсе с 1941 года были введены лекции по агротехнике «по программе общей сельскохозяйственной подготовки». С учетом природных условий района, главное внимание приглашенный агроном обратил на выращивание овощей. В совхозе была организована практика студентов. Выполняя постановление СНК, в учительском институте весной 1942 года создали институтское подсобное хозяйство. На полученной в семи километрах от города земле посадили «3,5 гектара картофеля и 8,5 гектаров овса». Выращенный собственными силами картофель, как правило, передавался столовым, где было организовано одноразовое бесплатное питание студентов.

Овес, выращенный в подсобном хозяйстве, шел на корм лошадям, которые использовались для перевозок. Новым видом деятельности института в годы войны стала помощь фронту и производству. Коллектив учебного заведения принимал участие в различных мероприятиях оборонного значения. В сентябре каждого учебного года были сельскохозяйственные работы в Тагильском и Махневском районах, в течение года – работали на строительстве трамвайных и телефонных линий, третьей комсомольской домны Нижнетагильского металлургического завода, пятой – на оборонительном заводе №63 (ВМЗ), на разгрузке железнодорожного транспорта, благоустройстве города. Многие студенты трудились на предприятиях и в учреждениях, шефствовали над госпиталем, ухаживали за ранеными, читали им книги и газеты. Все это, естественно, не могло не отразиться на посещаемости занятий и успеваемости, которая в отдельные семестры падала до 22%. К концу войны успеваемость вновь поднялась до прежнего уровня.

Во многом этому способствовало то обстоятельство, что среди студентов появилось немало фронтовиков, демобилизованных по ранению или увечью. Тяжелое для всей страны военное время миновало. Нижнетагильский учительский институт не без потерь, но все-таки справился с возникшими трудностями. За четыре года войны в нем «были подготовлено около 400 учителей». В тех условиях, когда в стране значительно сократилась численность школьных учителей, выпуск даже этого небольшого количества специалистов с неполным высшим образованием был огромным достижением устоявшего на ногах молодого вуза и важной поддержкой обескровленной системе народного образования СССР. Некоторые из выпускников военного времени по путевкам Наркомпроса направлялись на работу в другие регионы страны (Псковскую, Смоленскую, Кемеровскую области), где особенно значительной была убыль учительских кадров. Многие остались в школах Свердловской области, особенно её северных районов, на обеспечение учителями которых и был в основном сориентирован Нижнетагильский учительский институт. Из воспоминаний тружеников тыла, преподавателей педагогического института. Когда уйдет последний ветеран, Кто вам о той войне расскажет, Кто вам окопы старые покажет, Когда уйдет последний ветеран?

У каждого человека есть свой родной край, где он родился и вырос – это его малая Родина. Прикоснуться к ее истории, значит стать сопричастным ко всем событиям, которые с ней произошли. Говорят, что Родину себе не выбирают, так города, деревеньки, и хутора, где родились преподаватели-труженики тыла педагогического института, стали для них родными на всю жизнь. В них прошло их детство, тяжелейшее испытание войны, и каждый из них был готов приложить максимум усилий для общей победы. Через много лет спустя, те детские воспоминания тружеников тыла помогут нам восстановить в памяти их непростые судьбы, ту обстановку и те тяготы жизни которые пережили они в свои детские годы. Нынешнему поколению нужно знать о детстве своих дедов, земляков, и нельзя забывать, какой ценой выжил наш народ в годы оккупации. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье каждого из нас.

С каждым годом тружеников тыла становится меньше и меньше. Со многими из них нам удалось пообщаться, послушать их рассказ о тех незабываемых годах, почитать воспоминания (Селянина В.Л, Семенюк М.П, Чумаков В.А, Мезенин Н.А, Вычегжанина Э.Я, Чуйко Н.М, Белавина И.Г). Всех их объединяют такие качества как: ответственность за судьбу своей страны, неравнодушие к малой Родине, отзывчивость, сострадание, жертвенный труд, порядочность. Все эти качества являются проявлением истинного гражданского патриотизма. Ниже изложены воспоминания 7 преподавателей института, тружеников тыла, которые и сегодня не теряют связь с институтом.

Студенты благодарны преподавателям за осуществление связи между поколениями, за их рассказы и за их героический труд во время войны. Селянина Виктория Леонидовна (дата рождения - 1931 г., на начало войны - 10 лет) выросла в городе Кушве, и четыре года (четвертый, пятый, шестой и седьмой классы) были для неё временем войны, голода и потерь. - Я все помню: те хлебные карточки и маленькую корку черного хлеба, крохотную булочку в школе, детскую столовую, которая кормила нас один раз в день, горькую жимолость в чайнике вместо заварки. Помню тарелку-радио, голос Левитана и наш трепет утром и вечером, когда раздавалось: «От советского Информбюро…», нашу радость от сводок после освобождения городов и поселков. Виктория Леонидовна вспоминает, что четыре года вся страна работала без выходных и праздников. В этом участвовали и дети, которые вскапывали огород, а летом, когда наступали каникулы, уезжали в деревню и работали на полях, выполняя нормы по прополке, уборке сена, вязанию снопов. - Раз в неделю меня отпускали в город за тем пайком хлеба, который полагался мне по карточкам. Ходила пешком 12 км туда и обратно со знакомыми и незнакомыми попутчиками. Могла бы оставаться в городе, но в деревне было сытнее, да и считала себя обязанной работать.

Было много друзей, которые учили меня деревенскому труду. А сколько там было земляничных полян и грибных мест! Виктория Леонидовна отмечает, что двенадцатикилометровая «тропа» была не безопасной. Летом 1942 года на полпути в деревню чуть не убили её семнадцатилетнего брата, отобрали хлеб. Виктор (брат Виктории Леонидовны) бросился бежать, но не по дороге, а в лес. Это его и спасло. Осенью, когда заканчивались каникулы и начинался учебный год, Виктория Леонидовна вместе с классом работала на полях, убирала урожай. Дети войны, бесспорно, труженики тыла, помогали, как могли и не роптали. Так было нужно. В декабре 1942 года на фронт ушел брат Виктории Леонидовны, которому только-только исполнилось восемнадцать. В последнем письме он писал о боях за Вену (письмо датировано 15 апреля, а Вену взяли 13). - Помню всеобщее ликование в День Победы. Наша радость, была двойной, мы верили и постоянно повторяли: «Наш Витенька живой, наш братик живой». Но через неделю наступили черные дни.

Мы получили одно за другим два письма от фронтовых друзей, они сообщили, что 16 апреля в боях за деревню Ильцендорф, в нескольких километрах от Вены, Виктор был ранен разрывной пулей в грудь и скончался через два часа в медсанбате. А было ему чуть больше двадцати. И помню, когда стали возвращаться солдаты, я все всматривалась и всматривалась в их лица, полагая, что смерть моего брата – ошибка. Похоронку мы получили спустя два года. День 16 апреля помнят мои дети и внуки. Это до сих пор у нас день траура. А сколько горя было вокруг! Сколько слез и неизбывной тоски и сколько гордости за наш народ! Одно хочу пожелать сегодняшнему поколению- жизни без войн, без страхов и потерь. Семенюк Маргариту Павловну (дата рождения-1930 г., на начало войны - 11 лет) война застала в Киеве. - Я только закончила третий класс, и родители отправили меня к бабушке, тете и дяде на каникулы. Дядя тогда работал в штабе военно-воздушных сил. Последнее мое, так называемое, мирное воспоминание – это день 21 июня. Как сейчас помню спектакль «Синяя птица», который самозабвенно и беззаботно смотрела в детском театре. Маргарита Павловна вспоминает, что тем утром они проснулись от грохота и подумали, что военные опять проводят очередные маневры. Однако с утра всех мужчин вызвали на работу, а уже в 12 часов дня все жители города стояли на улице и слушали по радио речь товарища Молотова о том, что без объявления войны немцы перешли границу. В конце Молотов добавил, что наше дело – правое, мы победим, победа за нами.

Эти слова явились установкой для русского народа, рефреном, который все время звучал в период с 41-го по 45-й годы. - Я очень хорошо помню бомбежку, этот гул, грохот, грязь, развалины. Однако нам повезло: немцы, в основном, бомбили окраины, а наша семья жила в центре города. Бомбежка меня не напугала, я не боялась, не пряталась в бомбоубежище – я просто не могла осознать, что началась война. 10 июля город эвакуировался. Маргарита Павловна, уезжала вместе с семьями штаба, как ей тогда казалось, на огромных, высоких военных машинах. По бесконечной дороге, запруженной толпами людей, бок о бок машины ехали по мосту через Днепр, плечо к плечу шли люди, тащили на себе котомки, тут же катились и повозки. И вся эта нескончаемая вереница стальных машин и, как потом выяснилось, стальных русских людей двигалась…кто куда…и тогда Маргарита Павловна поняла: пришла война. Оказавшись в деревне Мирча, Маргарита Павловна увидела настоящую бомбежку. На открытой местности, повсюду были сполохи красного огня. Грохот был такой, что, казалось небо и земля раскалываются. Это было страшно. Маргарита Павловна вспоминает, что кочевали они по всей северо-восточной Украине, но в силу возраста, ей это было необычно и интересно. - Родители были в Рыбинске. До войны отец работал на, так называемом, Волгострое.

Они строили плотину на Волге, в результате чего образовалось Рыбинское море. И я видела, как его делали. Потом это был единственный водный путь – связь с блокадным Ленинградом. Маргарита Павловна смутно помнит как вместе с дедом, который работал почтовиком, они добирались из Харькова до Новгорода. Кругом были «беженцы», люди, которые бежали вглубь страны с одной лишь надеждой: выжить и победить. До самого Рыбинска Маргарита Павловна добиралась сначала почтовым вагоном, а потом в почтовых каютах на пароходе. - Прибыли мы в Рыбинск, но жили не в нем самом, а на противоположном берегу, на островке, который назывался Левый берег. Плотину немцы бомбили круглыми сутками. Во время бомбежки я с мамой ложилась в кровать, обнимала ее. Все ходило ходуном, даже кровать на месте устоять не могла. Если бы бомба разрушила, хотя бы один шлюз, островок бы затонул в считанные минуты.

Но удивительно, ни одна фашистская бомба на платину не упала. Был настоящий голод. Столовая инженерно-технических работников кормила нас один раз в день, выдавала один на двоих с мамой обед. Хлеб все еще стоит у меня перед глазами: четвертинка буханки черно-синего цвета, с травой, с лебедой. Есть его было невозможно, но мы ели.Мы выжили исключительно благодаря окружающим нас людям. Все старались помогать друг другу. Так, полностью оторванные от мира, семья Маргариты Павловны, продержалась зиму. После того, как наступление на Москву было приостановлено, всех стали переводить на Урал. Отец Маргариты Павловны стал заниматься Тагилстроем, а летом 1942 года семья оказалась в Нижнем Тагиле. Маргарита Павловна вспоминает, что домой отец с работы не приходил, нужна была сталь для танков и снарядов. Первый год жизни в городе был особенно тяжелым и невыносимым. У Маргариты Павловны родился брат.

Одолевал страшный голод. Приходилось все продавать, даже тот синий хлеб, чтобы купить молока и крупы и сварить кашу ребенку. Выжить удалось опять благодаря добрым людям. - Я тогда должна была пойти в пятый класс. Но первое мое знакомство состоялось не с уроками, а с работой. Каждый день нас посылали в Шайтанку, работать в колхозе. Мне нужно было окучивать по два ряда картошки, и только после выполненной нормы выдавали обед. А рядки эти были настолько длинные, что заканчивались как раз где-то у линии горизонта. Руководитель нашей работы, Ангелина Александровна Мултановская – мой будущий учитель русского языка, чтобы я не оставалась голодной, уходила к той самой «линии горизонта» и навстречу мне окучивала мои рядки. Вот так я познакомилась с моей учительницей. Умереть с голоду мне не дала и моя подруга, Виола, которая все время приносила что-нибудь поесть.

Навсегда запомнила Маргарита Павловна свою первую линейку в школе. Напротив стояли девятиклассники, мальчики с бритыми головами. Прямо со школьной линейки их провожали в военное училище, а дальше…Нет никакого дальше. По дороге в училище немцы разбомбили вагон, в котором ехали мальчики. Никто не выжил. И когда говорят, сколько людей погибло на войне, называют цифры, Маргарита Павловна всегда вспоминает этих молодых ребят, их светлые детские лица. Вместе с тем, жизнь есть жизнь, и человек может жить, а точнее, выживать в любой, самой невероятной обстановке, даже в такой бесчеловечной. - Мы были активными. В 43-м я вступила в комсомол. Меня туда принимал секретарь Тагилстроевского райкома комсомола бывший партизан брянских лесов. Будучи семиклассницей я стала пионервожатой. Мы писали письма и заметки в газету «Пионерская правда». Когда в эту самую газету нам написали письма ровесники из Англии, рассказали про их быт, мне казалось, что жизнь моя была совершенно пустой и неинтересной. Недалеко от школы у нас была изумительная библиотека, я там часами сидела, много читала. Я прочла всего Белинского, а также тщательно готовилась к урокам, потому что стыдно было отвечать домашнее задание по учебнику. Все устные предметы мы учили, стоя в вечных очередях за отовариванием карточек.

Помню, в седьмом классе нужно было сдавать 13 экзаменов. Маргарита Павловна вспоминает, что несмотря на все трудно устраивались вечера, посиделки и даже праздники. В такие моменты Маргарита Павловна начинала понимать, что жизнь, на самом деле, была содержательной, жить интересно! - У каждого была карта страны, где мы тщательно выводили стрелочки, ставили флажки, следили за передвижениями нашей армии. И каково было ликование, когда освободили родной Киев! Но все это ничто по сравнению с тем, какие чувства нас переполняли 9 мая 1945 года, когда мы победили. Я вообще-то стихи не писала, но в тот момент строчки вышли сами собой, это был крик души: Победы мы добились сами Своим трудом в тылу, Рискую жизнью на войне, разбили мы врага И гордо теперь идем по радостной стране… Это был такой солнечный день, такие ощущения…их невозможно передать…Я так радовалась…На протяжении всей моей жизни я не радовалась больше, чем в тот день… Василий Алексеевич Чумаков родился и вырос в станице Милютинская, что в 70 километров южнее Вешенской. - Это и есть моя «малая» Родина. В силу возраста «шолоховские» времена я чуть- чуть только застал, казачеством «заболеть» не дала война. В первом классе мама сшила настоящий казачий костюм. Вот, пожалуй, и все, что осталось в памяти от светлых дней детства. Оно закончилось тогда, когда началась война. До сих пор у Василия Алексеевича перед глазами картины. Люди, везущие уцелевший скарб, одетые в лохмотья дети, старики… - Отец с первых же дней войны был на фронте. До начала войны работал в колхозе, а после окончания Новочеркасского ветеринарного техникума заведовал районной лечебницей. Семья наша осталась в оккупации. Мать испытывала большие трудности с тремя детьми – я младшенький и две сестры, которые учились в школе. Василий Алексеевич вспоминает, что после того, как фашисты заняли

Милютинскую, мать боялась за дочерей. Поэтому и переехали они на хутор Терновый, выкопали там землянку. Жили в постоянном ожидании беды, пытаясь не вспоминать, как недалеко от их хаты, на лугу, фашисты расстреляли еврейскую семью. Одна из девочек училась с сестрой Василия Алексеевича – Марией. Более сотни землянок были тогда расстреляны. Все это, конечно, невозможно забыть. О том, что происходило на Сталинградском фронте, Василий Алексеевич узнал позже из военной литературы: как замкнули кольцо, о 25-танковом корпусе, успешно прошедшим по тылу врага, сходу взявшим станицу Тацинскую, где находился аэродром немцев. В связи с наступление наших войск хутор их оказался на пути бежавших немцев. -Было это в конце декабря 1942 года. С утра слышалась беспрерывная канонада, и вдруг к обеду все стихло. Не прошло и двух-трех часов, появились эсесовцы на двух машинах. Мужиков в клуб согнали, обложили его соломой. А в дом к нам двое в белых халатах с автоматами на перевес заспешили и говорят: «Собирайтесь, через полчаса пойдете в Морозовскую» Это сорок километров от хутора. Старшие тогда поняли, что их хотят использовать как живой щит. Но им повезло. Вдруг неожиданно выскочили два танка и сходу уничтожили одну из машин. Все закончилось благополучно. Еще два дня на хуторе было тихо, а потом пошли наши войска. Чумаковы переехали в станицу. На плечи повзрослевшего не по годам Василия легли мужские обязанности: пахать, сеять, заготавливать дрова, работать в колхозе.

А от отца известий не приходило. Так до октября сорок пятого и считали они, что Алексей Петрович Чумаков погиб. И письмо от него было как гром среди ясного неба, в котором старший Чумаков только и написал, что скоро приедет. Помнит Василий Алексеевич и ту встречу, и рассказы отца, как под Харьковом ранило командира и старший лейтенант Чумаков, перевязывая раненого, не заметил подкравшихся фашистов. Раненного отправили в одну сторону, а его в колонне пленных в другую на рабский труд в Западную Германию. Освободили их американцы, и потянулись долгие месяцы фильтрационных лагерей на Родине. - Все это было так давно, а кажется – совсем недавно. Идут годы, но не стирается в памяти события тех военных лет, когда мальчишки и девчонки в один день 22 июня 1941 года стали взрослыми, закончилось их детство. Николай Александрович Мезенин (дата рождения-1928 г., на начало войны - 13 лет) осенью 1941 года должен был пойти в седьмой класс, но началась война, заставшая его в Нижнем Тагиле. Александр Павлович Мезенин – его отец – был приемщиком пушнины, единственным работником в семье. Как вспоминает Николай Александрович, жили на казенной квартире при конторе «Заготживсырье», в их распоряжении были огород и корова. После ухода отца на фронт на него, как на старшего, легли новые и серьезные обязанности.

Дневниковые записи тех лет отражают рассудительные мысли быстро повзрослевшего юноши. Что-то в начале войны ему было непонятно, но это не отголоски детской невосприимчивости событий, а, в большей степени, результат малой информированности, вызванной нарушением деятельности печати. 21 июня 1941 года Николай Александрович отмечает в своем дневнике, что его двоюродного брата призвали в армию. И тут же звучат нотки подозрительности, юношеской догадки: «Что-то, по-видимому, готовится. Странно!». На следующий день он узнает, что советская граница нарушена немцами. Лишь вечером 23 июня в газетах «Тагильский рабочий» и «Уральский рабочий» он смог прочесть информацию о нападении…Совершенно иная жизненная ситуация, совершенно в ином русле начинают кипеть годы. Часами выстоянные очереди, недоедание – все это знакомо Николаю Александровичу. Запись от 16 июля вновь говорит о неизвестности положения на фронте. Прерван выпуск газеты «Всходы коммуны», не работает радио…В это же время идет новая волна мобилизации. Уже 17 июля эвакуированные жители Ленинграда размещаются в городе. Часто размышляет подросток о международном положении, следит за последними новостями. В дневнике эта информация тесно переплетается с его повседневной жизнью.

Николай Александрович говорит о сборе железного лома, как с мамой ходил на покос грести сено…Тем временем положение в тылу ухудшается. Вводятся карточки на хлеб, появляется так называемый «коммерческий хлеб», который стоил в несколько раз дороже обыкновенного, естественными стали очереди в магазинах. Осенью 1941 года Николай Александрович пошел в 7-й класс. Вместе с одноклассниками в начале сентября он был отправлен на уборочные работы в колхоз. Дневниковые записи вновь появляются только 13 октября, где он пишет, что хлеба, полученного по карточкам, не хватает, поэтому его мама вынуждена ездить в деревню, чтобы «купить или выменять на картофель, муку и другие продукты». 11 декабря юноша отмечает, что всю квартиру оставили только с двумя лампочками, и добавляет: «Это везде так: не хватает электроэнергии». В 1942 году Николай Александрович поступает в Нижнетагильский горнометаллургический техникум на металлургическое отделение. Время шло. Победа советского народа приближалось, жизнь потихоньку налаживалась. Вычегжанину Элеонору Яковлевну (дата рождения-1927 г., на начало войны - 14 лет) война застала в первые недели школьных каникул. Было 21 июня 1941-го. Жаркий полдень. В этот час хороша прохлада Выйского пруда. Именно здесь на другой день Элеонора Яковлевна узнала от сверстников, окончивших 7 классов, что началась война. - Я этому не поверила.

Побежала домой искать…газеты с Пактом о ненападении Германии на Советский Союз. С этой газетой я и ходила к знакомым и соседям. Никто со мной не спорил. От этого и было горько. Кончилось детство. Восьмиклассники средней школы № 23, ютясь в стареньком здании, знали, что их большую, шестиэтажную школу готовят под госпиталь. Не успели завершить восьмой класс, как старшеклассники вместе с учителями собрались на сельскохозяйственные работы в Лайский совхоз «Победа». Нас поселили в зрительский зал сельского клуба. Кроватей, разумеется, не было. Работали с восьми часов утра до позднего вечера. В Лае встретили первых эвакуированных ленинградцев. -Месяц мы работали на прополке морковки, поливке капусты и ухаживали за другими растениями. В августе нас перевели на зерновое поле. На нем лежали аккуратные кучки скошенного зерна. Нам надо было научиться делать жгуты для связки снопов. Через неделю мы научились делать их хорошо. Вернувшись в октябре 1942 года домой после завершения работ, Элеонора Яковлевна узнала, что в их дом были поселены семьи тех, кого привезли в Тагил. А во второй городской больнице были созданы палаты для истощенных голодом жителей Ленинграда. Так и опалила детей своим дыханием блокада Ленинграда, многие дети которого так и не вернулись в родной город на Ниве.

-Многие ребята из Тихвина, Москвы, Днепропетровска учились вместе с нами. Они не понаслышке знали, что такое бомбежка, что такое голод, когда нет ни куска хлеба, ни картофелины. Добровольцем ушел на фронт отец Элеоноры Яковлевны – Яков Афанасьевич Поздняков. Он погиб в Белоруссии. Тысячи немецких самолетов под Могилевом искромсали деревню, которую защищал Яков Афанасьевич, командир пулеметной роты. -Спустя годы я благодарю его за теплые строки фронтовых писем. Мы бережно храним память об отце, о родных, погибших под Сталинградом. 9 мая. Праздник Весны и Победы. Нет ничего более светлого, чем помнить о подвигах, о жизни тех, кто не вернулся с полей сражений. Весть о начале войны застала Надежду Михайловну Чуйко на вокзале. В ожидании поезда она задремала, поэтому знаменитое объявление Левитана не услышала. А проснулась от шума, который как-то неожиданно поднялся вокруг. -В тот момент война не казалась чем-то страшным. Киев далеко, а я в Брянске. Осознание трагедии пришло позже. Надежда Михайловна поселилась у сестры в городе Новозыбково Брянской области. Немецкие войска стремительно наступали, и руководство приняло решение об эвакуации населения. Всех эвакуировать, к сожалению, так и не успели. Начались бесконечные мучительные дни в оккупации.

Первое время немцы появлялись редко – боялись партизан. А затем они стали поджигать дома: блокировать двери и обливать здания бензином. Тех, кто выскакивал в окно, тут же расстреливали. 25 января 1942 года Надежда Михайловна вместе с сестрой и ее двухгодовалым сыном бежали в лес. Партизаны их приютили, выделили сани и лошадь. Так началось путешествие вглубь России: Козельск, Перемышль, Малютино. Наконец, появилось и постоянное жилье. В деревни Малютино им выделили маленькую избушку с крохотными окошками – сторожку на скотоводческой ферме. - Еды не было – приходилось просить милостыню, чтобы накормить ребенка. Надежда Михайловна вспоминает, как пекла лепешки из картофеля. Картофель собирали весной, высушивали его на солнце, растирали в порошок и жарили. Лепешки получались черные. Казалось – вкусные. В конце 1942 года Надежда Ивановна поступила на курсы трактористов, а по окончанию устроилась на работу учетчиком тракторной бригады №1 при Перемышльской МТС. Колхоз стал выделять муку и картофель. Закончился голод. Узнав об освобождении Новозыбково, Надежда Ивановна вернулась домой, вскоре поступила в педагогический институт. Надежда Ивановна Чуйко награждена медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения РСФСР». Ирина Григорьевна Белавина (дата рождения-1926 г., на начало войны - 15 лет) родилась в октябре 1926 году в Ростове-на-Дону. В июне 1941 года она окончила семилетку и собиралась учиться дальше. Но планы обычного советского школьника нарушила начавшаяся Великая Отечественная война. Линия фронта быстро продвигалась к Ростову, и к сентябрю 1941 года бомбежки считались уже делом обычным.

Атаки на город объявлялись по радио, и люди прятались в бомбоубежищах. Сентябрь 1941 года в Ростове выдался жарким, и Ирина Григорьевна большую часть времени проводила на улице, занятий в школе не было, так как линия фронта подходила все ближе к городу. Недалеко от дома, где жила Ирина Григорьевна с мамой, находилось здание физико-математического факультета Ростовского государственного университета им. Молотова. В здании университета теперь располагалась стеклодувная мастерская, где изготавливали запалы для противотанковых орудий. Рабочих рук катастрофически не хватало, и Ирине Григорьевне предложили работу в мастерской. - Обычно мы работали до часу дня (из-за нашего возраста). Но однажды, узнав о возможной бомбардировке, мы уже в 12 часов спустились в бомбоубежище. На следующие утро пришли как обычно, но факультета нашего не было – от него остались лишь руины. Кругом были слышны крики и плач женщин, кого-то еще пытались спасти из-под завалов. Когда в город пришли немцы, пришлось долгое время отсиживаться в подвалах. Летом 1942 года Ирина Григорьевна и ее мама были эвакуированы в Армавир, находившийся недалеко от Ростова. -Там мы с мамой квартировали у одной жительницы городка. Работала я на литейном заводе «Армалит».

Прожили мы в Армавире около двух месяцев. Потом нужно было опять эвакуироваться – линия фронта приближалась. Но сделать это было невозможно. По железной дороге, проходящей через Армавир и Ростов, вывозили с осажденной территории абсолютно все: от продуктов питания до целых заводов. Конечно же, немцы были осведомлены об этом. Каждое утро они обстреливали, но не составы, а пути, которые тут же начинали восстанавливать. -Однажды ночью бомба попала в цистерны с бензином и керосином, которые были в составе нашего поезда. Они взорвались – начался пожар. Было светло как днем. Поезд с эвакуированными следовал в Среднюю Азию. Мы остановились на большой железнодорожной станции Георгиевск под Минеральными Водами. Дальше поезд не пошел. Машинист сообщил, что вода, необходимая для двигателя, закончилась. И если мы хотим ехать дальше, то необходимо за ночь наполнить двигатель водой из местной речки. Никто не остался в стороне от этой работы, и за полночи мы управились. Так добрались до Средней Азии, где мы с мамой жили до1943 года. Здесь я закончила школу. В 1943 году был дан приказ ехать на восстановление ростовской железной дороги. Эвакуированные вернулись в Армавир.

Ростов же был в оккупации немцев еще около года. -В Армавире в это время размещалось эвакуированное военно-морское училище. Целый полк курсантов, еще совсем, мальчишек, отправили на оборону Ростова. Из 200 человек вернулись только двое. В 1944 году Ростов освободили от врага и Ирина Григорьевна с мамой вернулись в город. В этом же году Ирина Григорьевна сдала экзамены за 9 и 10 классы и поступила на химико-биологический факультет Ростовского государственного университета. Весть о Победе пришла ночью. Люди выходили на улицы, плакали от радости и обнимались. Ирина Григорьевна, спустя десятилетия, часто вспоминает военные годы. - Мы, подростки, редко обращали внимание на неустроенность быта, тяготы, потому что понимали – идет война, и каждую минуту там, на фронте, кто-то погибает, и ты ничего не можешь сделать. Таким образом, материалы, полученные от очевидцев тех тяжелейших событий, позволяют острее почувствовать горечь и ужас событий семидесятилетней давности.

Когда над народом нависла угроза, люди проявили истинные патриотические качества - преданность Родине и малой Родине, жертвенность, не доедали, не досыпали, болели, но работали, не поддельное чувство справедливости, честность, ответственность, важность коллективно труда.

Вывод по работе: 1) Рассмотрев научную трактовку понятия «патриотизм» и проявление патриотических качеств у взрослого населения и детей в военные годы мы пришли к выводу, что патриотизм как явление характеризуется определенной совокупностью признаков и является неотъемлемым качеством личности и любого коллектива. 2) Патриотизм трудящегося населения в военные годы носил коллективный характер, главным признаком патриотизма был самоотверженный труд, стремлением любой ценой обеспечить фронтовиков необходимыми ресурсами для победы, высокими нравственными качествами, стойкостью ко всем невзгодам и глубокой верой в победу. 3) Сущность патриотизма современной молодежи заключается: 1) во владении знаниями и использовании их в профессиональной деятельности для реализации своих собственных потребностей и укрепления государственной мощи. 2) в готовности к защите независимости Родины в мирное время и в случае нападения врага. 3) в соблюдении государственных законов, традиций коллектива и семьи, принятых правил поведения, бережном отношении к духовным ценностям общества. 4) участие в решении школьных, семейных, общественных и государственных задач. 4) Патриотизм в военное и мирное время характеризуется одними и теме же качествами, но направленность деятельности личности разная. Коллективный патриотизм военного времени ценой собственных лишений создавал условия необходимые победе. Патриотизм современной молодежи направлен на создание условий личного, семейного и государственного благополучия

Булыгина Валерия

Другие новости и статьи

« Ограбление по-американски

Боевая готовность войск »

Запись создана: Воскресенье, 1 Март 2020 в 0:05 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика