Формирование личности Ф.Ф. Ушакова



Формирование личности Ф.Ф. Ушакова

24 февраля 1744 г., 272 года назад родился Федор Ушаков, русский флотоводец, адмирал.

См. также:

На Сицилии помнят адмирала Ушакова
Секрет новатора морского боя
Морское сражение у мыса Тендра

Формирование личности является первым и наиболее важным этапом психического развития человека, его активного вхождения в социальную среду общества, определяющим поведенческую мотивацию субъекта на всю последующую жизнь. Исследование данного процесса поможет более полно раскрыть степень влияния его личностных качеств на результаты деятельности.

В процессе формирования личности Ф.Ф. Ушакова выделяется два этапа: 1 - й – ранняя социализация – от рождения до поступл е ния в Морской шляхетный кадетский корпус (1745 – 1761 гг. ) , в ходе которо го происходило установление иерархии мотивов, соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, и 2 - й – формирование в процессе обучения в к о р пусе (1761 – 1766 гг. ) , связанный с осознанием мотивов своего поведения , возможностью самовоспитания и последующего сдвига мотива на цель .

Для исследования соискатель использует как методику вли яния различных сфер жизни общества на формирование личности будущего флотоводца ( прежде всего, политической, экономической, социальной и духовной ) , так и методы культурной антропологии – влияния социокультурной среды обитания индивида .

Весь XVIII в . был отмечен сложной внутриполитической и внешне политической обстановкой, неравномерным ростом экономического развития, социальным неравенством в обществе , вместе с тем единым духовным началом – православной в е рой. Беспрерывные войны, которая вела Россия с начала века, требовали подчинения государственным интересам всех сф ер жизни общества. Решение задач внешней политики определяли внутриполитические задачи, в том числе и
экономики.

Политическая и экономическ ая сферы оказывали существенное влияние на социальную и, отчасти, на духовную сферы, к о торые в совокупности определял и весь уклад жизни российского общес т ва. Для ведения войн требовались значительные материальные и людские р е сурсы. В этой связи остро стоял вопрос с подготовкой военных кадров и особенно его командного звена. Неслучайно еще Пет р ом I подг о товка командных ка дров для армии и флота была возведена в ранг гос у дарственной политики и легла бременем на дворянское сословие. В этом состояло основное влияни е политической сферы жизни общества на социальную, в которой и происходило формирование личности чел о века, в том ч исле и Ф е дора Ушакова. Сословность издревле занимала главенствующее место в системе социальных отношений в России. Происхождение, кровь родителей во мн о гом изначально определяли судьбу человека, его права и положение в обществе .

Определяя место рода Ушако вых в социальной структуре российск о го государства, установлено, что он был известен на Руси с XIII в. Из эт о го рода многие служили Всероссийскому престолу в разных чинах и жал о ваны были от государей вотчинами. В процессе исследования выявлено, что один из п о томков этого рода – Дмитрий Калиныч Ушаков в XVII в. по разряду был н аписан в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романо в ском уезде, в сельце Бурнакове с деревнями . В конце XVII в. Бурнаково по наследству досталось его сыну, а затем внуку – Игнатию В а сильевичу, определенному по высочайшему повелению к «соляным сб о рам» в Ярославской провинции 3 . К этому времени романовский род Уш а ковых обеднел, и в документах происход я щие из него считались «не от славных боляр» , то есть малоземельные и неб о гатые дворяне.

По исповедальным ведомостям приходского храма Богоявления - на - Острову , метрическим книгам , документам Департ а мента Герольдии и Ярославского дворянского депутатского собрания , документам Морского кадетского корпуса , послужным спискам и до кументам о прохождении службы полностью восстановлена родословная Ушаковых и составлено жизнеописание каждого представителя этого род. У становлено, что отец Ф.Ф. Ушакова – Федор Игнатьевич (как и его родные братья Сила и Иван) 27 июня  1 727 г. был определ е н в вои н скую службу лейб - гвардии Преображенского полка в 9 - ю роту мушкетером .

При этом следует заметить, что служба в гвардии для мелкопоместного двор я нина считалась привилегией, так как по указу Петра I от 7 марта 1721 г. в гвардию опр еделяли только недорослей знатного шл я хетства, а прочих – в другие полки . 20 февраля 1747 г. Ф е дор И г натьев был уволен со службы с награждением сержантским чином лейб - гвардии 9 , вернулся в родовое им е ние и посвятил себя воспитанию детей. Есть основания пол агать, что Ф.Ф. Ушаков мало знал об истории своего рода и о своих предках. Подтверждение этому можно на йти в его ра н ней автобиографии («сказке недоросля Феодора Ушакова») 1761 г., в кот о рой говорилось: «А показанные крестьяне предков ево родных; а на дворя нство предков ево герба и на деревни жалованных грамот он не им е ет, а более о дворянстве своем, в силу Табели о рангах 16 пункта, доказать чем не знает».

Тем не менее, выявленные факты из истории рода Ушаковых дают полное представление о социальном статусе Ф.Ф. Ушакова. При исследовании соискателем принято во внимание одно из важнейших положений культурной антроп о логии о взаимосвязи общества и географич е ской среды . В этой связи принципиальное значение имеет место рождения чел о века , так как связь с родной землей является одной из важнейших связей человека с окружа ю щим миром, в том числе культурной и социальной ср е дой. В исследовани и изучению вопроса даты и места рождения Ф.Ф. Ушакова было уделено особое внимание. При проведении историограф и ческого анализа п роблемы уже было отмечено , что до конца ХХ в. данный вопрос был фактически не изучен. Энциклопедические и справочные и з дания давали противоречивые сведения .

В научно - популярной литературе утве р дилось мнение о рождении Ф.Ф. Ушакова в деревне Алексеевка Тем н и ковского уезда Тамбовской губернии. Дата рождения указывалась лишь приблиз и тельно: 1743 г. 4 ; 1744 – 1745 гг. ; 1752 гг. 5 В результате архивных поисков автору удалось выявить метрич е скую книгу церкви Богоявления - на - Острову Романовского уезда Яросла в ской пр овинции (совр. Рыбинский район Ярославской обл.) с записью о рождении Ф.Ф. Ушакова – 13 февраля 1745 г. в сельце Бурнаково. П роцесс формирования личности Ф.Ф. Ушакова происходил в конкретной географической, этно - и социокультурн ой среде, ка ждая из ст о рон которой оказывала на него и весь окружающий социум определе н ное влияние.

Так к лимат во многом определя л особенности одежды (холщевая л е том, меховая зимой) , жилища (дерево, кирпич) , набор возделываемых сельскохозяйственных культур (рожь, овес) , транспортные средства в ра з личные времена года (телега, сани) и так д алее . Почва, рельеф и гидрография оказыва ли влияние на характер трудовой деятельности (ремесло и торговля) , особенно в сельскохозяйственной с фере (землепашество, скотоводс т во, рыболов ство). Кроме того, на основании положений физической а н тропологии можно утверждать, что биохимический состав почвы и воды напрямую по влиял на состав скелета Ф.Ф. Ушакова и его физическое зд о ровье , которое , на основании последних антропологических и медико - биологически х исследований, нельзя было назвать крепким .

Согласно результатам последних исследовани й (с учетом вновь обретенных частей скелета в 2010 г.) , он был среднего роста ( 167,34 – 169 см.) , широкоплеч, то н кого (грациозного) телосложения со слабым или средним развитием мускулат у ры и с детства имел заболевание опорно - двигательного аппарата (частичный асептический некроз головки правой бедренной кости) .

Эти исследования опровергли домыслы о большой физической силе адмирала, будто бы он гнул на шее ло мы и пальцами сгибал медные монеты . Кроме того, п о мнению соискателя, географическая среда , запечатлевшаяся в сознании Ф.Ф. Ушакова в виде представления о «родной земле» (р о довое сельцо Бурнаково , река Волга, храм Богоявления - на - Острову) оказала о п ределен ное влияние на национальное самосознани е . Стремление Петра I реформировать государственное устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», привело к подч и нению социальной и духовной сферы жизни общества политической и эконом и ческой.

Система под готовки просвещенных людей «железною рукою», введенная в России царем - реформатором, определяла род будущей деятельности (военная или гра ж данская) малолетнего дворянина с момента его рождения. Герольдии Сената вменялось в обязанность «ведать дворя н ство все го государства, высших и низших, прежних и вновь установле н ных военных, гражданских и придворных чинов».

Для этих целей были составлены сп и ски трех р о дов: 1) г е неральные, именные и порознь по чинам; 2) кто из дворян к делам годится, кто в какой должности н аходи т ся; 3) сколько у кого детей и каких лет 1 . По спискам герольдмейстер обязан был следить за тем, чтобы двор я не не укрывались от службы под страхом лишения имений и «живота». Поэтому все дворянские недоросли по достижении определенного возра с та должны б ыли являться в герольдмейстерские конторы Сената для смо т ра, где их или определяли на военную службу, или отправляли по домам для дальнейшего обучения .

Анализ законодательных а к тов показал, что система уч е та дворянских недорослей имела направленность в с торону уж е сточения. Так Указом 1736 г. подтверждалось представление недорослей в герольдмейстерские конт о ры Сената. В нем, в частности, говорилось: «Мы указали, дабы офицерские и дворянские и всех вышеописанных служилых людей дети от семи лет и выше… явили сь в Санктпербурге у г е рольдмейстера, а в Москве в сенатской конторе.., годных в службу определять в армейские или гарнизонные полки по их желаниям, а малолетних записывать в школы и обучать грам о те и прочим наукам» 3 . Указом императрицы Елизаветы Петро в ны от 13 мая 1754 г. недорослей, своевременно не явившихся на смотр, «за утайку себе лет и за необучение наукам», надлежало навечно писать в матросы и солдаты. В марте 1760 г . последовал указ Сената «О присылке из всех губерний в Герол ь дию ведомостей о штаб - , обер - и унтер - офицерах и дворянах, умерших, выбылых и оворожденных, о наход я щихся при делах, об отставных вовсе и о их детях».

В январе следующего года последовал еще б о лее жесткий указ, требующий непременного представления нед о рослей, имеющих за отцами их более 20 душ к смотру в Санкт - Петербург или в Москву, дабы «не остались без укомплектования дв о рянством полки лейб - гвардии, также сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный корпусы и а р мейские полки». В соответствии с существующим законодательств ом, в 1759 г. Ф.И. Ушаков представил на первый смотр своего сына Ф е дора в героль д мейстерскую контору , после чего он был отправлен домой для продолж е ния учебы. Процесс обучения детей провинциального дворянства, происходил, как пр а вило, при монастырях, храм ах и других церковных учреждениях. Такая система сложилась с древних времен.

Однако, если в древности ц е лью обучения выступало приобщение человека к Богу, направление его «на путь истинный», «на путь спасения», то, начиная с Петра I, основой стало светское обучение, а духовно - нравственная сторона этого процесса носила уже подчин е нный хара к тер  . Используя метод аналогий, с большой долей вероятности можно предположить, что д омашнее обучение и, в определ е нной степени, восп и тание Ф е дора Ушакова происходило в Бо гоявленском островском мон а стыре, расположенном в тр е х верстах от Бурнакова, и было подчинено подгото в ке к поступлению в военно - учебное заведение и духовно - нравственному воспитанию В процессе домашнего обучения перед недорослями ставилась задача овл а дени я грамотой, основам математики (грамоте и сч е ту), географии и священной и с тории. Анализ мемуарных источников позволяет судить о том, что обуч е ние грамоте и чтению проходило, в основном, по примитивным учебн и кам - азбукам. Одновременно с этим изучалась «свящ енная история» (кат е хизис) и Закон Божий.

Знания обучаемых закреплялись на церковных службах при чтении псалмов и песнопении. Режим обучения и отношение учителей к обучаемым были достаточно строгими, с часто употребляемыми наказ а ниями, в том числе и телесными. В детском возрасте, при вхождении ребенка в социальную среду, по оценке многих психологов, очень важным является процесс чувственного (эмоционального) познания окружающего мира. Предшествуя познанию рациональному (умственному), эта первая стадия зак ладывает основы формир о вания духовного и нравственного облика человека, и в целом его мировоззрения. О п ределяющую роль в деле воспитания в XVIII в. играли семья, церковь и культурные традиции. Поэтому в определении влияния духовной сферы жизни общества и с оциокультурн ой среды в целом на формирование личности Ф е дора Ушакова соискатель рассматривает с е мейный, религиозный и социокультурн ый факторы.

Наиболее существенное влияние на формирование личности оказывали родовые (семейные) связи. В этой связи в ходе ис следования установлено, что п роцесс воспитания Ф е дора Ушакова проходил в традиционной большой дворянской семье, в которую входили его дед И г натий Васильевич с бабкой Прасковьей Ивановной, родной дядя Сила И г натьевич с семь е й, отец Ф е дор Игнатьевич с матерь ю Прасковьей Ник и тичной, родными и двоюродными братьями и с е страми. Вполне закон о мерно, что Ф е дор находился в полной зависимости от той обстановки, духовной и нравственной атмосф е ры, которая окружала его с первых дней жизни. И именно здесь начался сложный и важный процесс идентифик а ции его личности, физического, интеллектуального (умственного), духо в ного и нравственного возрастания . Он начался с ранних лет и проявлялся в бессознательном подражании родителям, родственникам и страшим брат ь ям в манерах, речи, одежде, занятиях, с постепенным усвоением внутре н него содержания и черт старшего поколения. Семейному воспитанию дворянских детей в России в средине XVIII в., придавалось большое значение, о ч е м свидетельствует ряд исследова н ных документальных источников .

При этом, как правило, воспитание было религиозным. Как показало исследование, не исключением была и с е мья Ушаковых. То есть первостепенное внимание уделялось формиров а нию духовных качеств, о ч е м А.А. Беляев (впоследствии священномуч е ник Августин) писа л: «Благодаря именно религиозному воспитанию в с е мье все познания ребенка о себе самом и о внешнем мире как бы концентрируются в р е лигии» 4 . Н еобходим о отметить, что под духовностью в XVIII в. понимали производное от понятия «дух», который, согласно правос лавному вер о учению, есть та сила, которую Бог вдохнул в человека, завершая его с о творение. С понятием « дух » олицетворялась «искра богоподобия, гор я щая в душе человеческой, возвышая е е безмерно надо всякой земной тв а рью» .

Поэтому ц елью духовно - нравственног о воспитания того времени явл я лось воспитание человека в вере, что достигал о сь как пут е м познания (изучения священной истории и Закона Б о жия), так и пут е м православного образа жизни (соблюдения заповедей и участия в церковной жизни). В ходе во с питательного процесса Федору Ушакову прививались такие базисные п о нятия как «истина» и «добро» , «стыд» и «совесть», формирующие мир о воззрение православного челов е ка. Основные усилия учителей (родителей и священнослужителей) были направлены на то, чтобы помочь реб е нку овладевать христианскими добродетелями, сверять свои дела и помыслы с христианской нравственн о стью, что достигалось воспитанием в реб е нке потребности в вере.

Такой подход, вне зависимости от социального положения индивида, как для дворянина, так и для прос толюдина, помогал человеку встать «на путь и с тинный», не затрагивая вопросов его профессиональной подгото в ки. Как показывает анализ воспоминаний современников, в правосла в ной традиции приоритет в воспитании отдавался второму пути – православному о б разу жиз ни (доброделанию). «Рассудочное познание» при этом занимало подчиненную роль, как «внешнее» по сравнению с «внутре н ним». Исследование ранней биографии Ф.Ф. Ушакова позволило устан о вить многочисленные факты его активного участия в церковной жизни.

А именно: в крещении, исповедях, причасти и и других церковных таинствах (обрядах) , которые, с точки зрения диссертанта , выступали как мощные и эффективные средства, воздействующие на его эмоции и волю. Так моли т вы помогали научиться вырабатывать нужный душевный н астрой; испов е ди приучали к самоанализу, к мысли о нео т вратимости наказания за грехи и проступки, к покаянию; посты, епитимьи, телесные наказания помогали укрощать плоть, смирять гордыню, вырабатывать сто й кость

Посещение и обследование соискателем во вре мя экспедиций («п о левых» исследований) храмов XVIII века, сохранившихся в Рыбинском и Тутаевском (Романовском) районах Ярославской области, в том числе и церкви Бог о явления - на - Острову, да е т основание говорить ещ е об одной форме духовно - нравственного воспит ания – почитание святых земли Ярославской: благоверных князей Феодора Ярославского и Александра Не в ского, преподобных Иринарха, Сергия Рад о нежского , Димитрия, Авраамия и Леонтия Ростовских и многих других.

Сравнительный анализ показывает, что в храмовых на стенных росписях часто встречающимися являются изображения указанных святых, в их честь отмечались и храмовые престольные праздники, что говорит о их особом (сугубом) почитании на Ярославской земле. На примере их праведной жизни воспитывались пр и хожане все й Ростово - Ярославской епархии, в том числе и Федор Ушаков.

Важность церковного почитания святых в деле духовно - нравственного воспитания заключалось и заключается в том, что процесс духовного совершенствования невозможен без осознания нравственных горизонто в и духовных идеалов. Сравнение своего «Я» с идеалом, какими являлись указа н ные подвижники благочестия, приводило к выявлению собственных пороков и уровня своего духовного несовершенс т ва.

По оценке автора , искреннее восприятие Бога Федором Ушаковым в его д етском сознанием воспитало в н е м высоконравственные чувства и располож и ло его , с одной стороны , к совестливому отношению к людям, а с другой – к м у жественным поступкам. Подтверждение этой оценки соискатель находи т у Р.К. Скаловск о го, который, в частности, отмечал: «До 16 - летнего возраста Ушаков пр о вел жизнь в уединенной деревне отца своего, предоставленный более с а мому себе, нежели кем - либо руководимый; но строгая нравственность и выс о кие религиозные чувства, возбужденные примерами его семейства, отличающегося особенною праведностию и набожностию, глубоко нап е чатались в его сердце и сохранились во всю последу ю щую жизнь» .

Другие исследователи жизни адмирала также отмечали: «К вере о т цов своих Федор Федорович оказывал чрезвычайную приверженность: к а ждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не з а нимался рассматриванием дел военно - судных; а, произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, исполненный доброты необыкнове н ной…» . Дополнительным подтверждением выдвинутог о положения могут служить многочисленные документально установленные факты (донес е ния, прик а зы и письма Ф.Ф. Ушакова). Так в письме Г.А. Потемкину от 12 июля 1788 г. он отмечал: «Милостивейший государь, я не имею никак о го себе покровител ь ства, кроме надежд ы на Бога» 3 . Ещ е одним примером в ы сокой духовности (в понимании XVIII в.) и нравственности Ф.Ф. Ушакова может служить его письмо к Г.А. Поте м кину: «Бог всем им (недоброжелателям. – Авт .) з а платит по достоинству, а я имею верную на Него надежду, что Он мен я милостию Своею пред Вашим Сиятельством оправдает, и я оную заслужу и с тем останусь.

Я не пекусь об удержании моего места, но единственно об одной справедливости и о удержании имени честного ч е ловека, чем бы я ни был» . В лияни е на процесс форм и рования л ичности Ф.Ф. Ушакова социокультурн ой среды соискатель считает противоречивым . С одной стороны – положительно е влияни е существовавших культурных традиций и наро д ных обрядов, а с другой – отрицательное влияние обычаев и нр а вов . Анализ выявленных фактов из жи зни ярославских помещиков , пре д ков и дальних родственников адмирала позволяет говорить о существов а нии в Романовском уезде (как, впрочем, и по всей России) достаточно с у ровых нравов .

Нередкими были случаи избиения помещиками дворовых людей и крепостных кр естьян. Телесным наказаниям регулярно подверг а лись и дворянские дети. Можно смело утверждать, что ивовый прут в то время являлся непременным а т рибутом в детском воспитании. Однако автор полагае т , что своеобразной «прививкой» к восприятию бе з нравственных пр имеров в быту, явились высокие духовно - нравственные качества Ф.Ф. Ушакова, заложенные в процессе воспит а ния, в ходе которого стремление к совестливому отношению к людям, к д о бру и справедливости, победил о наклонность к п о року. Противоположный пример выявле н соискателем в жизни родного брата адмирала – Степана, который уже в зрелом возрасте был осужд е н за же с токое обращение с крепостными.

Вместе с тем, на взгляд автора , этот факт говорит не о порочности существовавшей в семье Ушаковых системы воспитания, а субъективной наклонности Степана Ушакова к пороку и отриц а тельного влияния социальной среды. Подтверждением может служить другой пр и мер из семьи Ушаковых – жизнь и духовные подвиги родного брата отца Ф е дора Ф е доровича – Ивана Игнатьевича Ушакова, ставшего одним из выдающихся подвижников Русской Православной Церкви – св я тым преподобным Феодором Санаксарским. Он начал свой подвижнический монаш е ский подвиг ещ е в детские годы Ф е дора Ушакова и оставил после себя глубокое д у ховное наследие .

Диссертант предполаг ает , что пример духовной жизни отца Феодора оказал существенное влияние на Ф.Ф. Ушакова. Неслучайно поэтому в 1810 г. отставной адмирал переехал из С. - Петербурга, где он имел безбе д ное существование и благосклонность монарха, в глухую деревню в Тамбовской губернии близ Санаксарского монастыря, восстановителем кот о рой был отец Феодор. В этой связи есть основания полагать, что в раннем возрасте образец - объектом идентификации для Федора Федоровича стал именно Иван Игнатьевич. На основании проведенного исследов ания перво го этапа формиров а ния личности Ф.Ф. Ушакова на стадии ранней социализации можно у т верждать, что семейное (домашнее) обучение и воспитание заложили в н е м основ ы христианского мировоззрения, что оказало определяющее влияние на дальнейший процесс фо рмировани я его личности. Научная р е конструкция данного процесса дал а возможность выявить стремление к духовному и нравственному совершенствованию Ф е дора Ушакова, что является своео б разным ключом в понимании мотивации его поступков и действий в последу ю щей жизни и деятельности. Дальнейший процесс формирования Ф.Ф. Ушакова прои с ходил в период его обучения в Морском шляхетном кадетском корпусе (1761 – 1766 гг. ). Из документов явствует, что 7 февраля 1761 г. он был представлен на вт о рой смотр .

Через неделю после второго смотра, 15 февраля, принят в Морской ко р пус 2 . Для более полного понимания процесса дальнейшего формирования личности и становления Ф.Ф. Ушакова как военного моряка диссертант считает необходимым коротко осветить историю , организационную стру к туру и систему подготовки в Морско м шляхетн ом кадетск ом корпус е , и проанализировать, каким образом указанные факторы повлияли на из у чаемый объект . Корпус был образован императрицей Елизаветой Петровной в 1752 г., но сво е основание в е л от московской школы мате матических и н а вигатских наук, созданной Петром I в 1701 г. За полвека своего существ о вания Школа претерпела ряд преобразований. 1 октября 1715 г. на б а зе старших классов Навигатской школы в Санкт - Петербурге была создана Морская академия. Здесь же, преобра зованный из Морской академии, ра с полагался Морской шляхетный кадетский корпус. Московское корабел ь ное училище, находившееся в Сухаревой башне, также поступило в состав Морского шляхетного кадетского корпуса. Императрица Елизавета повелела устроить Корпус п о образцу Сухопутного.

По утвержд е нному штату в Корпусе обучалось 360 кадет и гардем а рин и 30 геодезистов «с приличным числом учителей, мастеров, подма с терьев и учеников» 2 . В строевом отношении воспитанники были разделены на 3 роты, а в учебном – на 3 кла сса по 120 чел. Воспитанники 1 кла с са изучали высшие « морские науки » и назывались гардемаринами. Во 2 - м классе проходили навигацию и начинали изучать другие науки. Их имен о вали кадетами 2 - го класса.

В 3 - м классе были кадеты 3 - го класса, из у чавшие тригономе трию и другие несложные науки. Из одного класса в другой п е реводили по экзамену только на о т крывающиеся вакансии . Каждая рота состояла из 40 гардемарин, 40 кадет 2 - го класса и 40 к а дет 3 - го класса. Из гардемарин, лучших по успеваемости, выбирали в ка ж дой роте каптенармуса, подпрапорщика, фурьера, 4 сержантов, 4 капралов и 8 ефрейт о ров 4 . Все обучаемые были однородны по социальному составу – дворяне, что нашло отражение даже в названии корпуса (шляхетный), но разного имущественного положения, что негативным образом ск а зывалось на взаимоотношениях воспитанников. На качество преподавания дисциплин существенное влияние оказ ы вал подбор преподавательского состава. К моменту поступления Ф е дора Ушакова в Корпусе преподавали многие известные педагоги своего врем е ни : г еодезист капитан А.Д. Красильников, с большой точностью опред е ливший координаты многих мест в Сибири; В.И. Никитин и П.И. Суворов, первые из российских уч е ных получившие звание магистров Эди н бургского университета; математик Н.И. Курганов – издатель «Ун иве р сальной арифметики» – первого русского общедоступного руководства, основанного на доказательствах ( П риложение 10 ) ; М. Гвоздев, первый из е в ропейцев, увидевший северо - западные берега Америки и другие .

Учебная программа, по которой занимался Ф е дор Ушако в, была н а сыщенной, хотя должной системы в преподавании отдельных наук и не было. Большее внимание уделялось изучению точных дисциплин: арифм е тике, геометрии, астрономии и навигации ( П риложение 11 ) . Преподавались также география, история, артиллерия, форти фикация и корабельная арх и тектура. Обязательны были упражнения в фехтовании и танцах , что с о ставляло основу физического воспит а ния. Анализ формы обучения да е т основание классифицировать е е как индивидуально - групповую, которая к тому времени стала уже недос тато ч но эффективной. В школе процветали зубр е жка, муштра и физические н а казания. Рутина и схоластика в методах при большом количестве обуча е мых сводили на нет индивидуализацию обучения .

В этой связи директору Корпуса капитану 1 ранга А.И. Нагаеву пришлось столкнуться со мног и ми трудностями в организации учебного процесса и поддержания вои н ской дисциплины. О внутреннем порядке в Корпусе историк В. Берх отм е чал: «Многие гардемарины имели от роду от 25 до 36 лет, оказывали явное неповиновение к новому начальству» . Этот факт подтверждал и первый биограф Ф.Ф. Ушакова – Р.К. Скаловский, который писал: «Ушаков не встретил там почти ничего, что способствовало бы к смягчению его наклонностей и привычек… Это была не бурса, но немного не доставало для того, чтобы вп олне походить на нее, там можно было приобрести познания, необходимые для морского офицера, но трудно было не усвоить себе также, более или менее, суров о го обращения, грубых привычек, недостатка общежития… Каждый юн о ша… почти совершенно предоставлен был своему произволу внеклассн о го времени, мышцы были в п о стоянном упражнении для водворения прав сильного над слабым, дурные наклонности одного прививались другому» .

Один из выпускников того времени в своих воспоминаниях также отм е чал, что в Корпусе существ овал своеобразный обычай, когда новичка заставляли драт ь ся со старшим кадетом и бить внизу лежащего до тех пор, пока тот не скажет: «Покорен» 2 . На основании этого, Скаловский сделал вывод о негативном влиянии обстановки в Морском корпусе на Ф.Ф. Ушакова. И м, в частности, было отмечено, что «некоторую строгость и суровость, замечаемые в характере Ушакова, не столько, быть может, н а добно отнести к природным сво й ствам, сколько принимать за следствие обстановки, сопровождавшейся юношеские годы его, – за отпечат ок его века во фл о те нашем, отразившегося на многих морских офицерах того врем е ни» 3 . В сентябре 1761 г. директором Морского шляхетного кадетского корпуса был назначен контр - адмирал Ф.С. Милославский, который отм е чал плохо е материально е обеспечени е учебного заведения, неудовл е творительно е состояни е внутреннего порядка и учебного процесса: «… кадеты ходят без мундиров, не обучаются языкам иностранным, слушают навигацию по писанной книге п о койного (ум. 1739 г.) бригадира [А.Д.] Фарварсона, которая очень неполн а и без доказательств, и не имеют даже надл е жащего над ними надзора» 4 . Н а процесс формирования Федора Ушакова определенное влияние оказала вну т риполитическая ситуация (политическая сфера). 25 декабря 1761 г. умерла императрица Елизавета Петровна , и на Росс ийский престол взошел ее племянник П е тр Ф е дорович, ставший императором П е тром III.

Потомок двух великих императоров – Петра I и Карла XII, он, тем не менее, воспитывался в прусских традициях. Приверженность нового монарха к пру с ской военной школе сказалась и на порядках, заводимых в Морском корпусе. Указом от 24 апреля 1762 г. он повелел соединить Сухопутный и Морской каде т ские корпусы , Артиллерийский и Инженерный кадетски е ко р пус ы под одну главную дирекцию графа И.И. Шувалова. 6 июля того же года при помо щи преображенских гвардейцев пр е столом овладела его супруга Екатерина, которая 8 августа повелела отд е лить Морской корпус от Сухопутного .

Эпоха «дворцовых переворотов» и последствия Семилетней войны (1756 – 1763 гг. ) оставили Екатерине II тяж е лое наследство . Оценив сложи в шееся положение дел, вектор государственной политики был ею резко и з мен е н. Важнейшей составной частью общегосударственной политики ст а ла морская политика, основы которой были заложены ещ е Петром I , а гла в ным е е направлением – возрождение рос сийской морской силы. Желая поднять значение флота, Екатерина II 9 декабря 1762 г . возвела в чин ген е рал - адмирала (главнокомандующего флотом) и должность президента А д миралтейств - коллегии насле д ника престола Павла Петровича .

17 ноября 1763 г. состоялось учреждение «Морской российских флотов и адмиралтейств правления Комиссии для приведения оной знатной части к обороне государства в настоящий постоянный, добрый порядок», которой были предоставлены широкие полномочия. Главным направлением раб о ты комиссии ст ало составление новых штатов флоту и разработка программы кораблестроения. Решая эту задачу, Комиссия, по согласованию с Колл е гией иностранных дел, определила содержать флот не только равносильный каждому из флотов бассейна Балтийского моря, прежде вс е го ш ведскому и датскому, но и превосходящий их. Кроме того, 18 июня 1764 г. был составлен новый штат Морскому корпусу.

Указанные мероприятия заложили законодательную базу в последующ е м военно - морском строительстве, в котором Ф.Ф. Ушаков примет самое деятельное уч а стие. Влияние политической сферы на процесс формирования личности Ф.Ф. Ушакова в Морском шляхетном кадетском корпусе заключалось и в том, что императрица, понимая важность подготовки морских кадров, лично наблюдала за процессами обучения и в целом форм ирования оф и церского корпуса. По этому поводу известно е е изречение о том, «что флотская служба знатна и х о роша, то всем известно, но на супротив того столь же трудна и опасна, почему более Монаршую Нашу милость и попечение з а служивает» .

Начатые преобразо вания в политической и военной сферах Росси й ского государства несомненным образом отразились и на Морском каде т ском корпусе, вновь получивш е м свою самостоятельность. Директорствовать над ним был поставлен капитан 2 ранга И.Л. Г о ленищев - Кутузов. С назначен ием его директором обстановка в Корпусе заметно изменилась. Ф. Ф. Веселаго отмечал: «Все приняло другой вид; вм е сто прежней медленности и робких отдельных распоряжений, были прин я ты быстрые, решительные меры – следствия одного хорошего обдуманн о го плана» 2 . Улучшению учебного процесса способствовало и назначение гла в ным инспектором над классами Г.А. Полетика – одного из образованне й ших людей своего времени .

При нем наметился переход от индивидуал ь но - групповой формы обучения к классно - поурочной. Рационально было составлено новое уче б ное расписание. Занятия стали проводиться с 7 до 11 часов утра и с 2 до 6 часов вечера, с таким расч е том, чтобы воспитанники могли в классах же п о вторить все пройденное за три или четыре дня. Точные дисциплины, иностранные языки п реподавались утром, а более легкие, так называемые «словесные» – веч е ром 1 . У лучшению качества обучения воспитанников способствовало стремление нового директора использовать в учебном процессе все п о следние достижения в науке и технике. Во второй половине XVIII в. появилось много трудов, освещающих на основе физико - математических знаний все разделы навигационных наук.

В трудах русских ученых впервые были поставлены и даже разрешены ва ж нейшие проблемы развития всех видов мореходства. К ним, прежде всего, сле дует отнести: «Рассуждения о большой точности морского п у ти» и «Краткое описание разных путешествий по северным морям и ок а зание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» М.В. Ломоносова; «Морская наука», «Физическое исследование о прич и нах п риливов и отливов», «Теория движения луны», « Полное умозрение строения и вождения кораблей » Л. Эйлера, а также ряд переводных р а бот 2 . Среди последних следует отметить перевод И.Л. Голенищевым - Кутузовым книги профессора математики Королевского училища в Тул о не П. Госта, впервые изданной в Лионе в 1697 г 3 . Книга П. Госта вошла в обязательную программу обучения . Говоря о е е важности, сам автор отмечал: «Имеющие хотя малое зн а ние о морских делах не буд у т сомневаться, что служащим на кораблях и с кусство морских эволюций необходимо нужно: потому что они есть сп о соб к учреждению всех движений морского воинства. Без сего иску с ства флот подобен флоту варваров, которые, нимало не имея правильного зн а ния о войне, все действия свои распол а гают на удачу.. .» .

Основу труда составляли рассуждения о том, какое положение фл о та было наиболее выгодно: наветренное или подветренное. Исходя из эт о го, давались рекомендации о том, вступать в бой или уклониться от него; как заставить противника принять бой; как его о кружить и т ому п одобные . По мнению с о искателя, книга П. Госта значительно повлияла на взгляды Ф.Ф. Ушакова по применению сил флота и его становление как флотово д ца. Важно отметить, что в 1763 г. в Морском Шляхетном кадетском ко р пусе третьим теснением (изда нием) был издан Морской устав Петра I , к о торый во многом созвучен с трудом П. Госта (соискатель предполагает, что и написан на основе труда П. Госта) , и подлежал самому тщательному изучение во с питанниками. Последующая боевая деятельность Ф.Ф. Ушакова да е т основание утверждать, что труд П. Госта и Морской устав были достаточно хорошо им у с воены. В 1764 г. Н.Г. Курганов перев е л труд П. Бугера по навигации .

Написанная популярным языком книга П. Бугера в удачном переводе Курганова явилась, на взгляд диссертан та , полезным пособием по кораблевождению для будущих офицеров фл о та . Учебная программа, предложенная Г.А. По ле тикою , в плане общеобразовательных дисциплин была максимально приближена к университе т ской. Согласно этой программы, арифметика преподавалась по « Униве р сальной арифметике» Курганова; геометрия – по руководству Крафта и «Генеральной геоме т рии» Курганова 2 с летними выходами в поле для практических занятий; тригонометрия – по руководству Б. де Парсия; астрономия, география и навигация – по указанному в ыше Бугерову соч и нению с практическими занятиями в обсерватории при Корпусе; артиллерия и фортиф и кация – по лекциям.

Особенностью обучения в Корпусе являлась тесная взаимосвязь общеобразовательных предметов с военными дисциплинами. Так арифмет и ка, геоме т р ия и тригонометрия находили сво е практическое значение при изучении навигации, артиллерии и фортификации. Арифметика и геоме т рия бы ли востреб о ваны воспитанниками, изучавшими навигацию при счислении мес та корабля, прокладке курса и тому п одобных . На занятия х по артилл е рии – при проведении расч е тов по наводке орудий, опр еделении углов прицеливания и так д алее .

В курсах фортификации, как и в артиллерии, элеме н ты математики не только служили основой для изучения предмета, но и непосредственно включались в него. Некоторые элементы геометрии и тригонометрии осваивались на примерах построения черт е жей различных береговых укреплений. Анализ последующей деятельности Ф.Ф. Ушакова да е т основание говорить о том, что данные предметы были усвоены им достаточно хор о шо. В п реподавании иностранных языков весь Корпус делился на 3 кла с са. В 1 - м учили азбуку и чтение; во 2 - м – грамматику и произнош е ние слов; в 3 - м продолжали изучать грамматику и правописание.

В каждом классе пр о водились и практические занятия. Корабельную архит ектуру проходили в основном на практических занятиях; географи ю изучали по книгам Академии наук; историю – по с о кращенной книге М. л а Кроза 1 . Прич е м по последним двум дисциплинам уроков не задавали, а заставляли воспитанников повторять вслух сказа н ное преп одавателем. Анализ работы М. л а Кро з а да е т основание утверждать, что знания к а дет по истории были весьма приблизительны, т.к. книга представляла из себя примитивное перечисление исторических событий в виде вопросов и ответов, н а чиная от сотворения мира. Вот как, к примеру, в ней описана история зарождения Российского флота: «Найденный старый ботик возбудил в нем (в Петре I ) такую ре в ность к устроению флота, что по учинении опытов на озерах и Белом м о ре, внезапно явились потом сильные Российские военные и купеческие фл о ты» 1 . Такелажным работам кадет и гардемарин обучал боцман под надз о ром преподавателя эволюции. Обучаемые должны б ы ли научиться рисовать человека и различные береговые ландшафты карандашом, тушью или краск а ми 2 . Помимо занятий кадеты получал и и практические навыки.

Ежегодно старшие воспитанники участвовали в практических плаваниях по Финск о му заливу и Балтийскому морю. С 1763 г. в них принимал уч а стие и Ф е дор Ушаков. В 1764 г. на линейном корабле «Евстафий» под командов а нием С.А. Мартынова Ф.Ф. Ушаков осуществлял плавание от Кронштадта до о. Гогланд, на корабле «Нат а лия» под командованием В.Ф. Лупандина – от Ревеля до Кронштадта. В 1765 г. участвовал в пра к тическом плавании на фрегате «Ульрика» от Кронштадта до о. Гогланд и обратно .

Во время пла вания он нес ходовую вахту под парусами вахте н ным командир о м, учил ся определять место корабля, вел шканечные журн а лы. Его обучали снастям и правилам использования парусного вооруж е ния. По оценке диссертанта , в этот период в Корпусе наблюдалось повышенное в нимание к усилению роли воспитания . Большее внимание стало уделяться духовно - нравственному облику кадет и гардемаринов. В программу обучения, как самостоятельные предметы вошли Закон Божий и мораль, кот о рые преподавали иеромонах и иеродьякон. При Корпусе имелись своя библиотека и церковь со штатным священником .

В период обучения в Корпусе Ф.Ф. Ушаков 12 февраля 1763 г. был пр о извед е н в гардемарины, а 10 апреля 1765 г. – в капралы 1 . Определ е нное влияние на качество подготовки морских офицеров и поддержан ия внутреннего порядка сыграл Регламент «О у правлении адмиралтейств и флотов » , принятый в 1765 г 2 . В частности на его основании га р демаринам запрещалось «без указу жениться под штрафом три года быть в каторжной раб оте» .

При сдаче экзаменов, проводимых два раза в год, в Корпусе обязательно должны были присутствовать депутаты от Адмиралтейств - коллегии, а на выпускном экзамене, кроме того, должны б ы ли быть не только президент или вице - президент, но и все члены Коллегии с н е сколькими флагманами и капитанами, к оторым надлежало «не токмо в науках экзаменовать, но и в поведениях, утверждаясь о последнем на объявлениях командирских и поданных аттестатах, за подписан и ем всех при том случившихся, в выпуск и в произвождение их назначать и потом по коллежскому указу выпускать» .

Регламентом утверждался и официал ь ный текст присяги 5 . Перед выпуском в 1766 г. Ф.Ф. Ушаков был экзаменован «в науках и в поведениях», и одним из лучших (четвертым из 58 воспитанников) око н чил Морской шляхетный кадетский корпус с присвоением перв ого оф и церского чина и приведением к присяге 6 . Таким образом, Морской шл я хетный кадетский корпус дал Ф.Ф. Ушакову качественное не только военно - морское , но и общее образование, приравненное к университетскому.

О качестве подготовки воспитанников Корпуса к онца 50 - х – 60 - х г о дов XVIII в. можно судить из анализа их последующей службы, кот о рый показывает, что многие из них стали известными морскими деятел я ми, в том числе: адмиралами – В.П. и М.П. фон Дезины, П.К. Карцов, М.К. М а каров, Н.С. Мордвинов, Ф.Ф. Ушак ов, П.И. Ханыков; вице - адмиралами, генерал - лейтенантами – Г.К. Голенкин, Т.Г. Козлянинов, П. П. Лялин, П.И. Лежнев, Н. А. Мосолов, Ф.А. Мосолов , К.Е. Обольянинов, И.А. Повалишин, П.В. Пустошкин, Н. А. Скуратов, А.Г. Спиридов, Н. И. Хрущ о в, Н.Л. Языков; контр - а дмиралами, генерал - майорами – Н.И. Баскаков, М. И. Борисов, Д.А. Доможиров, М.М. Елчанинов, Я.А. Жохов, И.Т. Овцын, И.А. Селивачев, Ф.И. Юхарин и др угие , многие из которых прошли флотоводческую школу Ф.Ф. Ушакова .

Результатом большого и напряж е нного т руда российской морской школы в последствии будет тот факт, что подавляющее большинство к о мандных должностей на флоте займут отечественные кадры, одним из в ы дающихся предст а вителей которых станет адмирал Ф.Ф. Ушаков. Таким образом, к моменту производства в офице рский чин Ф.Ф. Ушаков сформировался как самостоятельная личность. Он имел твердую духовно - нравственную основу, устоявшееся мировоззрение, получил качественное военно - морское образование и определенные практические навыки по будущей специальности.

Овчинников В.Д.



Другие новости и статьи

« Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

Бюджетный учет расчетов по денежному довольствию и заработной плате »

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 18:37 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы