18 Июнь 2019

Традиции экономической теории на Руси: анализ «Домостроя»

#домострой#экономика#русь

Основные идеи экономической теории в современном обществе строятся на основе представлений о денежном хозяйстве, рыночных отношениях, теории прибыли, труда, капитала, наёмной рабочей силы и проч. При этом, полностью игнорируются традиционные, или, правильнее сказать, классические древние экономические теории, связанные с рассмотрением основного объекта хозяйствования, в первую очередь, самой «земли» 1 , как экономической категории.

Для России, имеющей громадные земельные площади, обращение к подобным теориям является наиболее актуальным. В России только вначале XX в. 96% населения или 15 млн дворов составляло крестьянство, которое ещё только начало активно преобразовывать свои натуральные хозяйства в хозяйства товарные. При этом у них были веками сформированные свои принципы хозяйствования.

Известно, что именно из крестьянской среды выходил класс промышленников в XVIII–XIX вв. и, как говорил В.П. Рябушинский, «дух капитализма, рука об руку с материализмом, пришёл в Россию совсем не на пустое место и встретил там веками складывающийся «тип русского хозяина» [4, с. 125]. Поэтому представим некоторые аспекты экономической теории, экономические принципы и категории, сложившиеся в Древней Руси, в рамках земледельческого натурального хозяйства. На Руси «экономическая теория» получила своё первое выражение, прежде всего, в «Домострое» [3].

Первая редакция Домостроя составлена в Новгороде, знаменитом торговом городе, в конце XV в. – начале XVI в. Вторая редакция была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным советником молодого Ивана IV, благовещенским протопопом Сильвестром.

В основе «Домостроя» можно выделить следующие составляющие: 1) «поучения от отца к сыну», авторами которых были люди царственного ранга, например, Владимир Мономах, а также бояре и проч.; 2) разделы сборника под названием «Измарагд» («изумруд»), как переводные (особенно поучения Иоанна Златоуста), так и оригинальные русские; 3) монастырские «обрядники, что делать и как жить»; 4) городские рассказы простонародного типа, характерные для демократической среды больших городов; 5) западноевропейские сочинения, среди которых отметим «О хозяйстве», Ксенофонта, «Политику» Аристотеля, а также, через чешские и польские, обработки итальянских, французских и немецких экономистов, в частности: Франческо да Барбирини, Бальтазара Кастильоне и др.

Некоторые из последних были изданы на русском языке в 1867 г., в 1873 г. и в 1911 г. [3, с. 10]. Во второй половине XIX в. и начале XX в. традиции «Домостроя» начали активно пропагандироваться и распространяться. Именно они сформировали уникальность национальной экономической системы России – «духовное строение» традиционного хозяйственного уклада [5, c. 479]. Приведём несколько примеров из «Домостроя»: «Как сохранить порядок домашний. А для любого рукоделья и у мужа, и у жены всякое бы орудие в порядке на подворье было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, … и хранилось бы всё то бережно, где что нужно, ибо если придётся что делать – в чужой двор не идёшь ни за чем, всё своё – без лишнего слова…

Если же и придется у кого в долг взять или своё дать… всё то сосчитать, и заметить, и записать, и тому, кто берёт, и тому, кто даёт – обоим то было бы ведомо. И что можно взвесить – то взвесить, и всякой ссуде определить бы цену: по нашим грехам, какой непорядок случится, так с обеих сторон ни хлопот, ни раздоров нет – и тому, уплатить, у которого взято. А всякую ссуду и брать, и давать честно, хранить крепче, чем своё и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и ещё дадут, да и дружба навек. А если чужого не беречь, или в срок не вернуть, или отдать, испортив, в том обида на век, и убыток в том и пени бывают, да и впредь никто и ни в чём не поверит» [3, с. 148].

Как видим, «Домострой» учит, прежде всего, хозяйскому «бережению», счёту и «мере», «ценению», хозяйскому «держанию» ответственности. Эти категории предложены П.Н. Савицким и доработаны автором для создания целостной теории «хозяйнодержавия» [1, c. 4]. Именно это отличало российского предпринимателя «хозяйственника» от западноевропейского предпринимателя «игрока» [2, с.74]. Домострой содержит и другие примеры: «Как хозяину товар закупать.

Приказчику, дворецкому или ключнику, или купцу, кто из них облечён доверием, или самому хозяину на рынке всегда присматривать всякий припас к домашнему обиходу: или хлебное всякое жито и любое зерно, хмель, масло, и мясное, и рыбное, свежее и солонину, или товар какой привозной, и запас леса, всякий товар, что со всех земель идёт, когда навезут всего или много, когда чего и дешёво у приезжих людей – в те поры и закупить на весь год, всё с рубля четвертак не додашь, и с десяти рублей также. У перекупщика возьмёшь дороже, а не вовремя купишь – вдвое деньги дашь, да ещё и не всякое купишь, если чего нет, а надобно. А какой товар и припас не портится быстро, да ещё и дёшев, тогда и лишнего можно купить, чтобы в своём хозяйстве обеспечить все нужды, а лишнее во время продать, когда товар вздорожает. И тогда запасы твои обернутся прибылью, как и водится у добрых людей и у хорошего хозяина домовитого, предусмотрительного своей сноровкой. А купит он у кого что-нибудь много ли, мало у приезжего ли, у купца или у крестьян, или у здешнего торгового человека, сговорись полюбовно, а деньги плати из рук в руки.

А затем, по человеку, судя и по покупке, почти его хлебом да солью и питьем – в том убытка не будет, а дружба и впредь остаётся, никогда он тебя хорошим товаром не обнесёт; и лишнего не возьмет, и плохого не даст. …от такой ведь хорошей дружбы и прибыль во всем растёт великая. … так у тебя же вдвойне потом будет» [3, с. 155–156]. Как видим, для русского хозяина была важна «свобода», т.е. независимость и дружеские отношения со всеми в обществе. Но, главное, он умел «ценить время».

Он точно знал, в какое время и что покупать, а когда и что продавать. Это также доказывает следующий пример: «О том, когда и что покупать летом и зимой, как разводить всякую скотину, еду и питье держать постоянно. Домовитому человеку, мужу и жене, у которых ни поместья, ни пашни, ни деревень, ни вотчины не, хлеб и всякое жито купить зимой на возах, а также и мясо мороженое, и рыбу всякую, свежую или иную, осетрину копчёную или в бочках на целый год, и сёмжину, икру сиговую и чёрную, и свежий мед, и рыбу, которую летом выловили, и капусту – и всё то на зиму льдом заложить, а запасы напитков поглубже, лубом покрыв, засыпать. Летом они понадобились всё свежо и готово. …Летом покупать на хозяйство мясо под расход – в пятницу, в понедельник, в среду и в прочие дни на всю неделю купить сразу: не додашь до гривны алтына, а присолив, на лёд – положишь – за два три дня и даже неделю – не испортится.

А с Семёнова дня купит тёлку яловую или мяса, сколько нужно, но не сразу, а выждав, как подешевле станет – тогда ты побольше и купишь. Мясо про запас засоли и провяль, потрохом же семья всю осень сыта. На коже да на сале половину денег вернёшь, да ещё и сала для себя натопишь, запасёшься жиром. Потроха, головы, уши, губы, височные кости и мозг, кишки, рубцы, осердье, копыта, ноги, печень обработают жёнки да кашею жирной начинят со шкварками – а каша овсяная или гречневая, ячневая и всякая, какую захочешь.

Если же не доедят потрохов за осень, пригодятся они и в рождественский мясоед, а рубцы и губы, и уши, и ноги коровьи во весь год сгодятся на студень; когда ни делай студень – всегда удовольствие. Свиней же, выращенных дома, забивать в осень и туши также, про запас засолить, а голова и ноги, и сало, и желудки, и кишки, и потрох, и спинка осенью и зимой пригодятся; у заботливого хозяина и заботливой хозяйки в добром хозяйстве во всём изобилие, и всегда удовольствие и себе, и семье, и гостям.

Да и не убыточно: кто на рынок, а ты в клеть…. Всегда на столе прибыль – и себе и гостю. Только дома водятся куры и яйца, и сметана, и сыры, и всякое молоко – так что в любой день праздник и удовольствие: не на рынке куплено. Различные пироги, блины, рулеты, кисели, и разное молоко – чего захотелось, всё уже дома готово, жена и сама всё умеет сделать, и слуг научит справляться. От таких домочадцев мужи богатеют. И глядишь, такому доброму человеку и доброй жене его Бог пошлёт приплоду побольше у коров и свиней, и у уток, и у гусей; у коров молока и сметаны больше, масла и сыра, и кур, и яиц; сами всегда едят жирно, да кормят людей, и милостыню подают от праведных трудов и от благословенных плодов. А излишки будут – их продадут, и на прочие нужды сгодится благословенная денежка, и на милостыню, Богу приятную… А лошадок и кобылок каждый день тем кормом в хлеву крестьянину раньше, чем сам поел, накормить, и будет тогда плодовита скотина и работяща, ибо все это вместо овса им идёт.

И телят, и ягнят молодых, и коз, и гусей, и свиней, и уток, и кур раньше себя кормить кормом, какой скотине пригоже» [3, с. 157–158]. Как видим, «богатеют» от домочадцев, от их хозяйственного ума и сноровки, от «праведного» труда. Только так приходят «благословенные» денежки. И последний пример: «Как огородом и садом заниматься. Сад же заложить самому, чтобы места от дерева до дерева было по три сажени (6 метров), а то и больше, яблони тогда растут большими, зерновым и овощам не мешают расти, а как разрастутся сильно ветки, и под деревьями уже ничто не растёт, насей тогда борщу, всё же всегда урожай какой-то. …

А в дешёвую пору сушить грибы, грузди солить и рыжики, и все плоды уложить на хранение, а то и продать что – всё бы то было в сохранности. Семена же всякие хорошо выводить самому, ибо от них великая прибыль – на рынке того не купишь, а если излишки будут, ты их продашь» [3, с. 160]. Как видим, многое в ментальной экономической традиции связано не с рынком, а с собственным натуральным хозяйством. При этом всегда подчеркивается радость и удовольствие от собственного производства, а главное – большая прибыль, даже от «своих семян». Отношение к деньгам как к «благословенным денежкам» отражает «духовное» умение целесообразно вести своё хозяйство.

Список источников и литературы

1. Волгирева Г.П. Теория хозяйнодержавия и модель «идеального хозяина // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития, 2011. Материалы международной научно-практической конференции 4– 15 октября 2011 г. Т. 25. Одесса: Черноморье, 2011. С. 3–11.

2. Гинс Г.К. Предприниматель. М.: Посев, 1992. 223 с.

3. Домострой / Сост. В.В. Колесов. М.: Советская Россия, 1990. 304 с.

4. Рябушинский В.П. Судьбы русского хозяина // Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.-Иерусалим: Мосты, 1994. С. 123-132.

5. Юдина Т.Н. Домостроительство как экономическая система в контексте православной культуры // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31). С. 477–480.

П. Волгирева Пермский государственный национальный исследовательский универс и тет, Пермь, к.ист.н., доцент

Другие новости и статьи

« Судьба поколения в солдатских письмах

Подготовка рабочих кадров Тульского оружейного завода в первой четверти XIX в »

Запись создана: Вторник, 18 Июнь 2019 в 0:13 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика