10 Июнь 2019

Национальный суверенитет и всеобщие права человека: конфликт интересов и ресурсы согласия

#право#человек#суверенитет

Начиная с ранних этапов, когда мировое сообщество стало проводить политику регулирования прав человека, возник конфликт интересов между Всеобщей декларацией прав человека и национальным суверенитетом государств — членов мирового сообщества. В связи с этим появилось множество различных школ философии права, среди них наиболее известной является направление транснационализма. Сторонники транснационализма считают национальный суверенитет препятствием для реализации политики международных прав человека и утверждают, что роль национального суверенитета должна быть ослаблена.

Основоположник этой школы Ричард Фальк полагает: «Без достижения нового мирового порядка, который не должен основываться на суверенитете отдельных стран, права человека не получат всемирной поддержки и будут вытеснены на периферию». Возникает вопрос: как это возможно и когда мы сможем этого достичь?

В то же время прагматически настроенные политики полагают, что вопрос о правах человека — это дело отдельной страны, а не международная задача. Среди сторонников этой точки зрения — Генри Киссинджер. Из этих двух позиций, несмотря на то что права человека действительно должны быть делом отдельного государства, тем не менее наиболее актуальной по содержанию философских принципов представляется первая точка зрения, которой придерживается транснациональная школа. Рассмотрим ее более подробно.

Большинство последователей школы считают, что концепция международных прав человека была развита в работах немецкого философа эпохи Просвещения Иммануила Канта (1724–1804). В 1775 году он опубликовал сочинение «Вечный мир» — философский очерк, в котором раскрывается понятие «человеческое достоинство». Кант пришел к выводу, что, пока государствами управляют люди, войны неизбежны. Философ рассуждает о государствах с республиканской формой правления, в которых закон — это основа национальной жизни. Развивая тему о государствах, основывающихся на законе, Кант приходит к выводу, что именно такие государства в наибольшей степени способны поддерживать стабильные мирные взаимоотношения с другими странами/

Учреждение республиканского правительства, основанного на конституционном законе, подразумевает, что люди целесообразно задействованы в общественном договоре. Такая система отражает глубинный смысл общественной воли.

Республиканское государство зиждется на трех основаниях: 1) принцип свободы, поскольку все члены общества являются свободными людьми; 2) все члены общества должны подчиняться единому закону; 3) все члены общества равны перед законом. Гражданские и общечеловеческие права — важнейшая основа республиканского государства. Более того, вечный мир не может быть достигнут, пока существуют разделение и автономность исполнительных, законодательных и судебных органов. Учреждение государства, в котором органы едины, позволило бы воплотить представления о рациональности, справедливости, этике, основанные на едином законе. Другой вопрос, как республиканизм, проповедующий права человека и гражданина, сможет снизить риск возникновения войн и общественных конфликтов. Когда правительство, не получившее общественной поддержки, начинает войну, в конечном счете ему приходится платить за человеческие жертвы и финансовые издержки конфликта. Когда же люди сами отвечают за управление обществом, они понимают, что в случае войны расплата за ее последствия ляжет на их плечи, поэтому приходят к разумному решению сделать все, чтобы сгладить конфликт и избежать войны. В апреле 1919 года, после Первой мировой войны, был разработан проект конвенции Лиги Наций, что в итоге привело к ее созданию. В тот момент вопрос о правах человека еще не ставился во главу угла, и поэтому образование Лиги Наций не помогло мировому сообществу сохранить мир. Вопрос о правах человека еще раз остро встал после Второй мировой войны, в результате была создана ООН.

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, состоит из развернутого вступления и 30 статей, регулирующих всеобщие права человека. Первое предложение Декларации содержит фундаментальный принцип, который делает утверждение прав человека глобальным феноменом, особенно для правительств и наций, — это признание единства «человеческого рода». Использование таких понятий, как «свобода» и «глобальный мир», по отношению к человечеству напрямую соотносится с постулатами школы транснационализма. Этот принцип служит основополагающим для других принципов, таких как братство, равенство, свобода и т. д. Признание концепции единства человечества соотносится с теорией глобального гражданства и опровергает любые проявления националистических предрассудков. Тем не менее эта концепция не отменяет национальных интересов. Права человека затрагивают и некоторые транснациональные интересы, касающиеся человечества в целом. Признание такого единства — первый шаг на пути к глобализации, оно требует нового отношения к человеческому обществу.

Основанные на таком отношении глобальные изменения не воспринимаются как неблагоприятные, а глобализация сама по себе рассматривается как процесс, в рамках которого появляются возможности управлять рисками и продвигать национальные интересы. Что мы подразумеваем под нацией, когда говорим о национальных интересах? Нация — это большое сообщество людей, имеющих общую культуру и общее историческое развитие. Национальные сообщества (при различии этнических основ, языковой принадлежности, вероисповедания и политических интересов) объединяет общее понятие «национальные интересы». До тех пор пока все члены мирового сообщества не будут уверены в соблюдении своих прав и интересов, они не будут заинтересованы в соблюдении общественных интересов других членов сообщества. Несоблюдение интересов хотя бы одного из членов сообщества приведет к конфликту национальных интересов и может иметь губительные последствия для всех членов сообщества. Такое понимание национальных интересов созвучно с философией о правах человека, с ее верой в общие интересы и отрицанием доминирующих интересов любого из членов мирового сообщества.

В соответствии со своими национальными интересами, которые идентичны у всех наций и не приемлют преобладания одной этнической группы или нации над другой, члены мирового сообщества должны делать все, чтобы воспрепятствовать возникновению войн и кровопролитию. В этом смысле идея о правах человека основывается на понимании единства человеческого рода и призвана предотвращать нежелательные последствия конфликтов интересов. Таким образом, чем шире распространена идея о правах человека, тем менее вероятны войны и конфликты в мире. Трагедия, разыгравшаяся в бывшей Югославии, — острейший конфликт последней декады ХХ века, свидетелями которого мы стали, — результат слепого отстаивания национального превосходства.

Этот конфликт за короткое время уничтожил экономические ресурсы целого народа, унес жизни людей и разрушил целое государство. В истории существует много примеров, доказывающих, что войны, обусловленные национальной нетерпимостью, всегда самые кровопролитные и разрушительные. Также в современном мире имеются противоположные примеры, когда мультинациональные государства живут и процветают благодаря прогрессивной мысли и культурным ценностям, которые не позволяют ни одной из населяющих это государство наций ставить себя выше другой нации. В таких развитых мультинациональных странах цвет кожи и разрез глаз не могут воспрепятствовать соблюдению прав одного человека по отношению к другому, люди в таком государстве мирно сосуществуют. В таких странах различия в этнической принадлежности не приводят к конфликтам, а, наоборот, способствуют взаимному развитию наций.

Равенство человечества — основной принцип всех религий, включая ислам. Коран адресован прежде всего человечеству (Nās). В одном из стихов Корана говорится о принципах человеческого рода и утверждается, что различие этносов и рас — лишь один из способов взаимодействия людей: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый» (XLIX: 13).

К сожалению, в современном мире из-за неправильного толкования религиозных текстов приверженцы разных религий оказались вовлечены в конфликты и войны, забыв о главном общем постулате всех мировых религий — о равенстве и братстве всех людей на Земле. Чтобы решить современные проблемы человечества, необходимо вспомнить этот постулат и направить усилия мирового сообщества в правильное русло — в русло разума, терпимости, согласия и мира.

Сейид М. Мохагхег Ахмадабади

Другие новости и статьи

« Кризис глобализации. Новый контекст и вызовы для национальных экономик

Современные глобальные вызовы и национальные интересы. Сопротивление против вызова. Время действовать »

Запись создана: Понедельник, 10 Июнь 2019 в 0:06 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика