Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречия



Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречия

На тему патриотизма уже очень много сказано и написано: что такое патриотизм, каковы его исторические формы, что делать для того, чтобы патриотическое воспитание стало более эффективным. И тем не менее эта тема остаётся очень и очень актуальной и во многих отношениях неосвоенной.

Более того, тезис о том, что в нынешних условиях патриотические чувства существенно ослаблены, перешёл в разряд дидактических истин. "Давайте задумаемся и ответим себе на следующий вопрос: почему в последние десятилетия сильно понижен "градус" патриотизма?" – так, например, ставится проблема в одной из методических разработок для школьников и предлагается следующий приём раскрытия темы. "Если для вас такие понятия, как "патриот", "патриотизм", "чувство патриотизма", являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?

Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой" , – полагают авторы методической разработки. Почему сейчас так сложно обсуждать проблему патриотизма и педагоги даже вынуждены прибегать порой к далеко не бесспорным приёмам, чтобы "перевести" понятийно-ценностный контекст, как им кажется, на понятный и близкий для нынешней молодёжи язык? Если говорить в наиболее обобщённом смысле, то это связано с тем, что наша страна в последние годы находится в состоянии геополитического и информационного проигрыша. Приходится констатировать, что нам было в значительной мере навязано представление чужой, другой картины мира и мы, вероятно, не смогли отстоять своё собственное представление о том, как мы видим мир и каким образом планируем позиционировать себя в нём.

В немалой степени это сопряжено с процессом глобальной культурной вестернизации и доминированием англо-американской цивилизации, универсализации западных ценностей и культурных образцов. В целом понятие "патриотизм" даже на уровне обыденного сознания кажется очень простым и очевидным по своему смыслу, не требующим слишком сложных дефиниций и объясняющих моделей. Исторически сложилось устойчивое представление о том, что патриотизм означает любовь к Отчизне, к родине, привязанность к месту своего проживания, а человека, защищающего интересы своей страны и своего народа, испытывающего гордость за них, принято считать патриотом. В общих энциклопедических словарях статья о патриотизме, как правило, занимает всего парутройку строк.

И по смыслу соответствуют определению, данному ещё Владимиром Далем в его Толковом словаре живого великорусского языка: "Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник"2 . Вместе с тем развёрнутые трактовки патриотизма в специализированных изданиях довольно заметно варьируются в зависимости от эпохи. Так, в советский период основным принципом в трактовке этой дефиниции служил классовый подход. Соответственно, патриотизм рассматривался не как универсальное чувство, а как классово детерминированное. При таком, классово детерминированном, подходе в его советской интерпретации истинным патриотизмом наделялись только пролетарско-социалистические массы.

Тогда как другим классам или социальным группам в подлинном патриотизме было отказано либо частично, либо полностью. Сейчас такой подход в трактовке патриотизма изжил себя и выглядит анахронизмом. В нынешнее время, называемое поразному – эпохой глобализации, постмодерном, информационным обществом, – на смену ему пришли иные приоритеты и взгляды на сущность патриотизма. В этом отношении показательна статья "Патриотизм" в русскоязычной версии веб-сайта "Википедия", которая чутко отражает (или формирует?) смысловые сдвиги в конструировании новой картины мира, в том числе в понимании феномена патриотизма. С одной стороны, в ней приводится эклектичное описание сущности, исторических форм, видов и типов патриотизма, которое включает, в частности, ленинское определение патриотизма (без ссылок на первоисточник)3 , но тем не менее опускает социальноклассовые маркёры и характеристики .

С другой − наличие таких разделов, как "Отвержение патриотизма универсалистской этикой"; "Современная критика патриотизма"; "Идеи синтеза патриотизма и космополитизма", подчёркивают относительность этого феномена и акцентируют внимание на критической стороне его анализа. Однако если отвлечься от его понятийно-терминологических трансформаций и обратиться к социальным аспектам, то обнаружится, что чувство приверженности к отчизне и любовь к родине как никогда раньше испытывают давление со стороны различного рода факторов и находятся в глубоком кризисе. Причиной тому стали в первую очередь разнородные процессы и явления, охватывающие огромные территории, финансово-экономические потоки и социально-культурные пространства и которые принято называть глобализацией. В контексте поставленной проблемы следует обратить внимание на процессы глобализации в сфере потребления; трудовой деятельности и делового мира; образования. Одним из основных результатов глобализации и очевидным проявлением победы глобализационных процессов стало формирование общества потребления. В странах золотого миллиарда утвердилось гедонистическое, нарциссическое восприятие жизни.

Возобладало безусловное представление о том, что абсолютной ценностью является одна индивидуальная человеческая жизнь, её потребности, желания и наслаждения. Соответственно, удовлетворение этих желаний, умножение потребностей, формирование психологической зависимости от постоянной смены вещей и впечатлений, погоня за престижными формами потребления становятся содержанием и в немалой степени смыслом жизни, а уровень доступности различного рода товаров и услуг – символом общественного положения.

И в этом отношении совершенно по-другому рассматривается категория гражданства, которое в гораздо меньшей степени оказывается связанным с формальными правами и обязанностями по отношению к государству, гражданином которого является человек, и в большей – со структурой, качеством и доступностью потребления, причём далеко не только предметов первой необходимости. Сюда входят экзотические продукты, заморские вина, бытовая техника, автомобили, предметы домашнего убранства и интерьера, голливудские фильмы, зарубежная музыка (в записи для бедных и вживую – для состоятельных), оригинальная брендовая одежда, образовательные стандарты и даже климат.

Для того чтобы любой человек в любой точке мира получил доступ к этим благам или природным преимуществам, была сформирована система потребительских кредитов и восторжествовал принцип "бери сейчас – плати потом!" Брать в кредит можно (и нужно) на всё: на ремонт, путешествия, отдых, покупку машины, квартиры и всего-всего остального. По мнению Н. Стивенсона, сегодня капитализм легитимизирует не столько политические идеологии, сколько удовольствия, предоставляемые рынком, и обеспечивает их постоянную и всё убыстряющуюся смену. Социальный контроль при таком подходе может осуществляться с помощью механизмов соблазна и подавления. Под подавлением в этом случае подразумевается ограничение доступа или исключение из потребления продуктов, предметов и услуг, что равнозначно исключению из гражданства в западном обществе . В этом свете становится более понятным "карающий" смысл различного рода санкций, запретов и ограничений, налагаемых на провинившихся перед Западом, куда могут входить не только представители национальных элит, но и "простые смертные".

Соответственно, опасения быть отлучёнными от престижных форм потребления и комфортного времяпровождения становятся важным регулятором поведения и даже выбора постоянного места жительства. Наличие лучших условий жизни оказывается серьёзным основанием для смены гражданства. Этому как нельзя более соответствует латинское выражение "ubi bene ibi patria" ("где хорошо, там и родина"), означающее, что так называемое "мировое", "планетарное" или "культурное" гражданство перестало иметь свою привязку к какой-то определённой территории, определённому обществу, определённому государству. Оно превратилось в демонстрацию привязанности и лояльности к определённым ценностям, к неким эйкуменистическим культурным образцам человеческой жизни. Вот как, например, описывается подобная ситуация на портале "Свободная пресса". "Мой приятель, программист Андрей, попросил не указывать его фамилию, поскольку живёт в Барселоне нелегально – его виза истекла ещё три года назад, а возвращаться в Москву у молодого человека причин нет: "Я приехал в Барселону на каникулы после четвёртого курса университета, уже в то время у меня было несколько приносивших доход сайтов, ещё "фрилансил" на различные IT-компании.

Решил, что на зарабатываемые мной деньги в Испании смогу позволить себе гораздо больше. В России почти весь доход уходит на то, чтобы достичь минимального уровня комфорта: покупаешь машину и стоишь в пробках, чтобы не толкаться и не видеть унылые лица в метро, снимаешь квартиру в хорошем районе, чтобы не попасть в неприятности в плохом, приобретаешь дорогую тёплую зимнюю обувь, которая разваливается через сезон, выбираешь магазин подороже, чтобы продукты были не очень отравленными… А здесь мало того, что всё дешевле, так ещё и нужно немного: когда средняя температура зимой +15 о С, ты просто выходишь на улицу и уже счастлив. Про цену, качество и разнообразие продуктов в стоящей на берегу Средиземного моря Барселоне можно и не рассказывать. Так как по площади город достаточно небольшой, тут цены на жильё в центре и на окраинах отличаются не слишком сильно, да и качество районов от расположения не зависит…" За время жизни в Барселоне Андрей переманил сюда ещё четверых друзей и коллег, для которых отличный климат, море, горы имеют не меньшее значение, чем цивилизованность города. "Меня, конечно, могут депортировать, но здесь столько туристов, что полиция уделяет внимание, в основном, подозрительным арабам…

Я спокойно путешествую внутри Евросоюза, потому что некоторые лоу-кост авиакомпании, продавая билеты через Интернет, даже не проверяют твой паспорт при посадке", – рассказывает программист о законодательных нюансах жизни нелегала. Ещё через два года он уже может попробовать официально легализоваться, но откровенно говорит, что, скорее всего, просто заплатит за фиктивный брак какой-нибудь гражданке Евросоюза, и эта теневая схема будет проще и эффективнее, чем бесконечное прохождение миграционных проверок" .

Глобальный мир радикально изменяет также качество, роль и значение труда и трудовых отношений. В определённом смысле в обществе потребления речь идёт даже о "конце труда" в традиционном, индустриальном смысле этого слова. Проявляется это, в частности, в особенностях занятости в современном мире. Нынче не считается чем-то подозрительным и уж тем более предосудительным частая смена работ. Сатира на так называемых "летунов" давно канула в Лету. Верность одному раз и навсегда избранному делу, преданность одному предприятию, трудовая биография, в которой человек только один раз принимается на работу в юности и один раз увольняется по старости – всё это уже не воспринимается как доблесть. Приоритет индивидуального над коллективным, частного над общественным оправдывает и легитимизирует в глазах общества частые смены работы, места жительства, сферу приложения труда, профессий.

Появился большой выбор типов, видов и способов трудовой занятости: полная, частичная, удалённая, работа на дому, контрактная, договорная, индивидуальная и т.д. Выросло новое "племя" в среде занятого населения – так называемые фрилансеры − люди, выполняющие работу без заключения долговременного договора с работодателем, не имеющие постоянного офиса, долгосрочного плана, штата. Сформировалась целая сеть интернет-ресурсов, информирующих и обслуживающих фрилансеров. Исследователи отмечают, что новые отношения в сфере труда (который теперь всё больше трансформируется в деятельность по предоставлению услуг) способствуют формированию новых тенденций в общественных отношениях в целом.

Так, под влиянием постоянно меняющегося калейдоскопа событий, информации и впечатлений краткосрочная ментальность побеждает долгосрочную. В человеческой жизни исчезает то постоянное, о чём нужно долго заботиться, выращивать, ждать результата. Всё, что нужно и интересно на данный момент, становится доступно сегодня. Ведь завтра может быть другой город, другая работа, другая машина, другой брак, т.е. другие желания7 . И структурам, обеспечивающим глобальное потребление, важно, чтобы эти желания оказались удовлетворены немедленно, пока они не исчезли под давлением новых впечатлений и желаний.

Проникновение в национальные государства транснациональных компаний ускоряет процессы глобализации делового мира. И дело не только в том, что работникам предписывается определённый стиль поведения и одежды, а их окружает импортное оборудование. Изменению подвергается сознание, копируются эстетические модели, вырабатываются корпоративные правила. Нередко многонациональная компания начинает заменять родину. Сотрудник одной международной компании из ЮАР признаётся: "Люди в моей сфере – граждане скорее компании, чем ЮАР, Великобритании, США, Австралии или какой-то ещё страны… Многонациональное гражданство для них гораздо важнее национального. Оно даёт им ощущение собственной безопасности и идентичности, обеспечивает большее материальное вознаграждение…

В современную эпоху причин отождествлять себя с отдельной страной, особенно в области информационных технологий, финансирования и маркетинга, гораздо меньше"8 . "Я работаю в западной среде и по этой причине не могу не вестернизироваться. Например, когда я прихожу в деревню своего отца, то сижу на полу, встаю, когда в комнату входит кто-то из старших, не возражаю старшим членам своей семьи и т.п., но на работе в зале заседаний я имею равные со всеми права. Я считаю, что вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная"9 , – эти слова другого африканца, которого уже можно отнести к продукту глобализации, демонстрируют трансформацию личности, встраиваемой в мир жёсткой конкуренции.

И, как видно, победа оказывается на стороне глобального Запада и так называемой давосской культуры. Проявляется она, в частности, и в том, что формирует потребительский патриотизм по отношению к себе и пренебрежение по отношению к своей родине. "Южноафриканцы от 5 до 20 лет не видят, к чему можно было бы стремиться в Африке, и считают, что образцов для подражания в Африке нет. Их образцы для подражания – американские…"10 Ещё одним вызовом патриотизму и важным элементом формирования мирового гражданства являются свобода передвижения и высокая мобильность.

Туристический бум, погоня за впечатлениями, превращение путешествий в элемент мерила социального статуса сдвинули огромные группы людей со своих мест, буквально навязав им модель жизни "вечного странника". З. Бауман в своей известной книге "Глобализация. Последствия для человечества и общества" пишет: "Говоря о том, чего они хотя добиться в жизни, люди чаще всего упоминают о мобильности, о свободном выборе места жительства, путешествиях, возможности повидать мир; их страхи связаны с понятиями ограниченности передвижения, отсутствия перемен, недоступности мест, куда другие попадают без малейших усилий, удовлетворяя свой интерес и получая удовольствие. "Хорошо жить" – значит находиться в движении, а точнее, ощущать приятную уверенность, что вы можете с лёгкостью покинуть любое место, где вам не хочется больше оставаться. Свобода теперь означает прежде всего свободу выбора, а выбор явно приобрёл пространственное измерение".

При этом З. Бауман очень тонко и точно замечает, что в современном мире "вдали маячит столько потрясающих неизведанных ощущений, что понятие "дом" вызывает особое наслаждение в форме тоски по дому…" "Если дом заперт снаружи, если возможность "выйти на улицу" существует лишь в отдалённой перспективе или отсутствует вообще, он превращается в тюрьму. Вынужденная неподвижность в этом случае и привязка к одному месту рассматривается как жестокая и отвратительная из всех возможных ситуаций"12. Крайней формой отчуждения от возможности передвигаться по миру в качестве свободного путешественника является тюрьма.

Однако и в обычной жизни на уровне массового сознания людям внушается мысль абсолютного блага и даже жизненной необходимости перемещаться по миру в поисках работы, новых впечатлений, гастрономических ощущений и приключений. Примечательно, например, что в разгар агитационной кампании сторонников евроинтеграции на Украине в пропагандистских буклетах возможность путешествовать по странам Запада подавалась как огромное преимущество. Образ гражданина Украины, ни разу не покидавшего пределы своей области, представлен в виде человечка, застрявшего в рамке металлоискателя.

Для глобальных поставщиков туристических услуг на первое место выдвигается коммерческая составляющая. И для её оптимизации в свободную мобильность должно быть вовлечено максимально возможное число различного рода туристов. Для этого, по мнению некоторых исследователей, идут активный процесс "утилизации" и создание потребительских образов чужих культур, основанных на бесконечном увеличении свободы выбора. Обывателю открываются безграничные (на самом деле, ограниченные размером кошелька, но на то и потребительские кредиты, чтобы удовлетворить любую прихоть и любое желание) горизонты познания мира на любой вкус: для студентов, пенсионеров, мужчин, женщин, семей, одиночек, инвалидов, экстремалов, состоявшихся и потенциальных эмигрантов, богатых, бедных, ищущих работу и желающих отдохнуть от неё и т.д. и т.п. Миллионы людей торопятся пересечь государственные, языковые, культурные, временные границы, � для того чтобы успеть осуществить мечту, реализовать планы или просто удовлетворить прихоть ("Я ещё ни разу не был(а) в Париже", "Одеваться теперь можно только в Милане", "В Праге мы уже были, следующий – Будапешт", "Вы не заехали в Краков? Считайте, что вы не были в Польше, надо там побывать").

Такая фрагментация идентичностей и лёгкость, с которой её можно изменить или дополнить на короткое или продолжительное время, никак не помогает человеку уяснить его специфическую идентичность, его главные обязанности по отношению к другим (другому или другой – людям, образу жизни, стране). Всё предлагаемое сродни туристической примитивизации чужих культур, оно относится ни к чему не привязанной, фрагментированной и адаптированной для обыденного восприятия культуре и говорит об удовольствиях (я бы добавила – о необыкновенной лёгкости бытия)13. Неолиберальная глобализация способствовала также появлению новых структур и моделей глобальной мобильности.

Теперь в поисках работы люди курсируют туда-сюда между несколькими странами, возвращаются на родину и опять уезжают. Идёт интенсивная ротация мигрантов в рамках одной семьи, одного землячества или населённого пункта. Специалисты фиксируют отчётливую тенденцию к увеличению числа мигрантов, остающихся за рубежом дольше, чем на год. Это, с одной стороны, ослабляет связи мигранта со своей родиной, а с другой – меняет социально-культурное пространство страны пребывания, так как многочисленные компактные группы трудовых мигрантов допустимо рассматривать как социальные системы, откреплённые от локального контекста и воссозданные в других частях мира14. То, что это существенно влияет на доминирующую культуру, размывая её, оказывая давление со стороны культурных и религиозных диаспор, в полной мере ощущается в России – одной из главных в мире стран-реципиентов трудовых мигрантов.

В этом контексте патриотизм также фрагментируется, распадаясь на различные формы, в диапазоне от крайне размытых до крайне агрессивных ультранационалистических форм. Многие авторы полагают, что в этих условиях национальное остаётся доминирующей формой человеческой жизни, нации сохраняют значительную часть автономии и всё ещё способны, несмотря на удары глобализации, к "склеиванию" своего пространства и времени через организацию коллективной памяти и передачу опыта поколений. Рецепты кажутся простыми. Прежде всего отмечается важность культурной политики национального государства, способного транслировать патриотизм через национальные праздники, просмотр ТВ, чтение газет, слушание радио, общение на определённом языке, ритуализацию значимых моментов жизни человека (рождение, вступление в брак, получение паспорта и пр.). Нужна новая политика в отношении электронных и печатных СМИ, музыкальной культуры, музеев, библиотек.

Акцентируется внимание на необходимости развивать культурные проекты в регионах и городах. Всё это, бесспорно, вполне работающие рекомендации, но при условии, что государство контролирует своё образно-символическое и образно-смысловое пространство и способно конвертировать свои намерения в реальную политику. А вот это и есть самое узкое место государственной политики, поскольку национальное государство как институт переживает весьма непростой этап развития. В настоящее время нельзя не замечать, что государственный суверенитет в условиях глобализации заметно ослабляется и, по сути дела, постепенно размывается. Романтические представления о национальном государстве, во многом идущие из глубины второй половины XIX – начала XX вв., буквально накрыла глобализация. В результате, не располагая эффективным механизмом защиты национального производства, новые государства вынуждены открывать свои рынки для конкуренции извне. В условиях свободы передвижения капиталов, товаров и услуг они оказываются в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Их кредитно-денежная политика становится всё менее самостоятельной и всё более зависимой от международных финансовых центров.

Государство вообще, а тем более незрелое утрачивает и свою монополию в знаково-символической сфере. Исследователи отмечают, что транснациональные корпорации, работающие в сфере медиабизнеса и имеющие на вооружении современные информационные технологии, могут поставить под вопрос способность государства контролировать собственное символическое пространство. Кроме того, вследствие ослабления традиционных функций государства в сфере безопасности17 и всё более возрастающей проницаемости межгосударственных границ перед страной встаёт угроза постепенной невоенной диффузии инонационального компонента и утраты эффективного контроля над частью территории. Очевидно, что сегодня с национальным государством происходит нечто важное.

И последствия этих изменений трудно предсказать. "Собственное" пространство манёвра в экономической и политической сферах сужается. Становится всё труднее провести грань между внешней и внутренней политикой. Проблемы, которые всегда считались внутренним делом государств и решение которых прежде было их прерогативой, на международном уровне всё чаще становятся предметом озабоченности. На наших глазах трансформируются и представления о легитимности государственной власти. Исключительный статус государства в определении того, что считать законным, а что противозаконным, часто оспаривается оппозиционными силами не только внутри страны, но и вовне, нередко с помощью авторитетных международных структур. Тем самым оспаривается и монополия государства на применение наказания и насилия. В мире всё чаще ставится под сомнение исключительная роль государства в формировании гражданской идентичности индивидов и групп. В результате гражданство всё меньше совпадает с границами культурной идентичности. При этом государство остаётся заинтересованным в формировании государственного, гражданского патриотизма, что нашло своё отражение в ряде доктринальных документов.

В настоящее время действуют Концепция патриотического воспитания от 16 февраля 2001 г., Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг." (Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). Внимательное прочтение этих документов показывает, что многие позиции сформулированы с опорой на то, что могло быть эффективно в прошлом, но имеет большие ограничения или с огромным трудом работает в современном обществе. Так, потребительский бум в условиях глобализации в нашем государстве не может породить потребительский патриотизм по одной простой причине. Отечественному потребителю нечего выбирать – его корзина в основном полностью заполнена товарами иностранного производства.

В стране почти нет места экономическому патриотизму. Успехи экономического развития столь скромны (обсуждение причин этого – тема отдельного разговора) и так откровенно базируются на сырьевой составляющей, что не дают оснований для чувства гордости за успехи своей экономики. Мы – жители и граждане огромной страны с многовековой историей, обдуваемые всеми ветрами глобализации, оказались лишены общей идеологии. Согласно ст. 13 Конституции в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной18. Следует признать, что в настоящее время основанием для гордости и источником патриотических настроений остаётся историческое прошлое. А одной из неоспоримых ценностей – победа во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Это та вершина, вокруг которой всё ещё держится и воспроизводится культура патриотизма, а также строится патриотическое воспитание. Если проанализировать нынешнюю литературу, посвящённую патриотическому воспитанию, то становится понятно, что её главной составляющей остаётся военно-патриотическая линия, а основанием – историческая традиция и прошлое страны.

Но смогут ли они удержать патриотическую настроенность своих граждан, если события действительности формируют иную – вненациональную культурную идентичность; если виртуальная жизнь может казаться важнее реальной; если современные средства коммуникаций позволяют отрывать личность от локального контекста и привязывать его к иному культурному пространству; если глобальная элита размывает традиционные национальные ценности, навязывая новые стандарты? В чём может проявляться патриотизм фрилансера, компьютерного программиста, трудового мигранта или одержимого путешественника? В глобализирующемся мире нужда в патриотизме не только не отпала, но и приобрела особый смысл. Именно поэтому ему требуется новое осмысление.

Гузенкова Тамара Семёновна, РИСИ (Москва).



Другие новости и статьи

« О взаимопомощи

Накопление значительных бюджетных излишков в России в конце XIX—начале XX в. было доказательством устойчивости ее финансового положения »

Запись создана: Пятница, 26 Октябрь 2018 в 15:09 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы