16 Май 2020

Ценностно-ориентационный подход к проблеме подготовки старшеклассников к семейной жизни

#семейнаяжизнь#семья#общество

В условиях дестабилизации современной семьи проблема подготовки подрастающего поколения к семейной жизни приобретает особую остроту. Кардинальные изменения в общественном сознании, ценностях людей, их отношении к различным социальным процессам актуализируют ценностноориентационный подход к раскрытию семейной проблематики. Суть его заключается в осознании семьи как ценности, выработанной человечеством, а ее поступательного развития – в качестве важнейшей составляющей социального прогресса.

В сложившейся социокультурной ситуации ценностно-ориентационный подход представляется необходимой методологической основой подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Наиболее важным периодом для освоения ценностного ряда, определяющего характер отношений в личной жизни, выступает старший школьный возраст. Анализ проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни с позиций ценностно-ориентационного подхода требует рассмотрения сущности и специфики семейных ценностей в контексте современных тенденций развития семьи и уточнения с данных позиций понятия «готовность к семейной жизни».

В научной литературе содержится значительное количество определений понятия «ценность». Большинство ученых раскрывает его сущность через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Возникновение ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способными удовлетворить определенные потребности общества или человека. С другой стороны, ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления.

Т.о. ценность – это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. С этих позиций попытаемся рассмотреть семью как ценность. Ценностный подход к исследованию семьи как социокультурного явления осуществляется на стыке философии, социологии, истории, педагогики, психологии, этики и других наук. Междисциплинарный характер исследований обуславливает большое количество определений сущности данного явления. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. Так как в определении ценностей важная роль отводится потребностям, то ценность семьи может быть рассмотрена через присущие ей функции, которые направлены на удовлетворение потребностей ее членов и потребностей общественного развития.

Разные авторы дают неодинаковые наименования семейным функциям. Большинство исследователей выделяет репродуктивную воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, коммуникативную, социально-статусную, досуговую, эмоциональную, сексуальную функции и функцию социального контроля. Каждая из этих функций по-разному проявляется на уровне индивида и общества. В ряде функций, присущих семье на определенном историческом этапе, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института.

Рассматривая семью как социальный институт и малую группу, исследователи отмечают, что представление о семье все более отходит от функций, заданных обществом, и все более приближается к образу семьи как малой группы, в которой функции зависят от составляющих ее личностей. Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, можно выделить следующие семейные ценности: удовлетворение потребности в родительстве; востребованность потребности в любви и признании; реализация потребности в общении, расширение его круга; утверждение преемственности поколений; сохранение и приумножение семейных традиций, поддержка и защищенность в семье; возможность самоактуализации личности в семье и т.д. По мнению Е.Н. Шиянова, семейные ценности могут быть представлены двумя типами: ценности самодостаточные и инструментальные. К самодостаточному типу относятся социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед родными, близкими людьми и обществом, привязанность, уважение и любовь к детям, супругу, родителям; реализация самоутверждения.

Среди ценностей инструментального типа ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания, умения, навыки. Их формирование происходит в родительской семье, а развиваются и реализуются они в течение всей жизни человека, составляют основу личности семьянина. На современном этапе среди различных типов семей преобладают нуклеарные семьи, представляющие собой отдельно живущие (без родителей и родственников) супружеские пары (ядро) с детьми или без детей. При этом основной формой нуклеарной семьи является малодетная семья. Тенденция к нуклеаризации семьи во многом обусловлена стремлением молодых супружеских пар к самостоятельности, независимости от регламентирующего влияния старших поколений. Данная тенденция определяет расстановку акцентов в совокупности семейных ценностей в сторону увеличения значимости нравственнопсихологического аспекта семейных отношений, особенно супружеских.

В науке существует точка зрения, что семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Вместе с тем, характеризуя современный тип семьи, исследователи отмечают, что «наличие детей перестает быть первой необходимостью в браке и занимает в полученной структуре ценностей далеко не ведущее место» [1, с. 6]. Для молодых людей, создающих семью сегодня, дети не являются непременным условием функционирования семьи. Семья выполняет для них, прежде всего функцию межличностного взаимодействия с брачным партнером. В результате определяется новый взгляд на семью как на самоценность.

Этот факт предопределяет модернизацию брачно-семейного института: наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе. Это, в свою очередь, связано с высокими требованиями к качествам личности брачного партнера, усложнением системы межличностных взаимодействий в семье. По мнению К. Роджерса, брак – необычное отношение, несущее в себе возможность длительного роста и развития каждой его из сторон, если оба партнера стремятся к созданию определенного типа семейных отношений – эффективных, помогающих, поддерживающих.

Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров. Эти аспекты – объективный и оценочный – представляют собой два аспекта реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяются тем, как члены семьи относятся друг к другу, т.е. эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.

Таким образом, именно недостаток полноценности общения и неумение партнеров создать поддерживающие отношения, способствующие построению психологической атмосферы в семье, в которой реализуются такие личностные качества как терпимость, доброжелательность, справедливость, уверенность, придают личности не конструктивный, а деструктивный характер. Следовательно, культивирование в семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для самовыражения, формирование личной ответственности за все происходящее в семье, действительно превращает ее в личностно-развивающее пространство, порождающее и развивающее традиции общества. Таким образом, специфика семейных ценностей на современном этапе обусловлена сменой регуляторов брачносемейных процессов, перемещением их из области юридических и экономических факторов в область нравственнопсихологических и морально-этических, возрастанием роли супружества, как центрального звена семейно-брачных отношений, усложнением требований к личностному взаимодействию членом семьи.

Сказанное выше служит наглядным доказательством того, что семья, находится в постоянном диалектическом развитии. Как любое значимое социальное движение трансформация института семьи разрешает одни проблемы, создавая другие. Возрастание требований к построению семейного строительства в сочетании с увеличением длительности социального созревания личности приводит к тому, что потребности вступающих в брак молодых людей в новых отношениях опережают их способности к установлению и поддержанию этих отношений. Готовность молодых людей к браку выступает важнейшим фактором стабильности семьи. Готовность личности к браку и семейной жизни рассматривается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [2, с. 98]. В цикле онтогенетического развития личности старшему школьному возрасту принадлежит главная роль в формировании готовности личности к семейной жизни. Гораздо более чем в других возрастных группах в ранней юности заметно стремление занять ту или иную позицию по отношению не только к предметному миру, но и к миру людей.

В психологии развития подростковый и старший школьный возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентаций, ценностных представлений о действительности. Исследование отношения старшеклассников к семье важно в контексте изучения возрастной проблематики развития – социализации в ранней юности и жизненного самоопределения. Процесс социализации старшего школьника происходит в достаточно своеобразной и сложной ситуации развития, когда ракурс его видения жизни особым образом детерминирован оценками и мнениями его социального окружения. Социализация старшеклассника на современном этапе протекает не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Это касается и формирования ценностных представлений о семье.

Результаты отечественных и зарубежных исследований (С.Н. Бурова, С.В. Ковалев, Е.Б. Маценова, В.С. Собкин, Э. Тийт, Н.Г. Юркевич) выявили специфику ориентаций старшеклассников на будущую семейную жизнь. Семья занимает одно из основных мест в системе ценностей старшеклассников однако по абсолютным значениям наблюдается снижение доли школьников, отмечающих ценность счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми в качестве своих жизненных приоритетов. В целом для представлений современных старшеклассников о семье во многом характерна схематичность, идеализированность и потребительская нереалистичность. Установкам и ожиданиям старшеклассников относительно личности будущего супруга и жизнедеятельности семьи свойственны завышенные требования и идеализированные модели брачно-семейного взаимодействия. Это, в свою очередь, может оказаться одной из основных причин конфликтов, ведущих к разводам.

Основными факторами, определяющими формирование отношения старшеклассников к семье и ориентаций на будущую семейную жизнь, выступают родительская семья и взаимоотношения со сверстниками. Под влиянием семьи в старшем школьном возрасте формируются представления, связанные со стремлением к повторению родительского примера или наоборот. В ранней юности происходит оценка того, что представляет собой родительская семья. Личный опыт взаимоотношений, полученный в семье, оказывает огромное влияние на проявление чувств партнерами по отношению друг к другу, суждение о том, что есть семья, действия относительно отношений с другими людьми. Особенности развития родительской семьи (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания к другим членам семьи) оказывают существенное влияние на возникновение модели будущей семьи в сознании старшего школьника. Помимо отношений в родительской семье существует еще один фактор, обуславливающий представления старшеклассников о будущей семье.

Это взаимоотношения со сверстниками. По мнению исследователей, взаимоотношения со сверстниками выступают так же, как и родительские, в качестве своеобразного прообраза интимно-личных отношений в будущей семье. Психологи доказали, что в случае, когда эти отношения являются удовлетворяющими обоих друзей и личностно-продуктивными, они становятся образцом для построения собственных семейных отношений. Особенно важным это оказывается для тех юношей и девушек, в семьях которых были неблагоприятные отношения [3, с. 39]. Таким образом, представления о семье определяют ее личную значимость для старшеклассников. Представления составляют основной компонент ценностного отношения: появление высшего уровня представлений связывают с образованием ценностных представлений, выступающих регуляторами поведения личности. Формирование ценностного отношения старшеклассников к семье мы связываем с необходимостью выработки и развития у них системы представлений и установок о том, что: – семья создает возможности для личностного роста, для проявления широкого диапазона ролей и функций; – семья – это личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, а также ее психологическая защищенность; – в семье реально проявляется многообразие видов и форм личностных и межличностных отношений; – в семье могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека; – в семье реализуется потребность в продолжении рода и эстафировании семейных традиций и норм; – семья – это наиболее оптимальное место для удовле-

творения личных потребностей и интересов. Формирование ценностных представлений происходит не само по себе, а всегда вплетено в процессы общения и взаимодействия. Это обосновывает необходимость создания условий для усвоения системы ценностей конкретным индивидом. Понятно, что ценности должны быть заданы и находиться в том культурном поле, где развивается индивид.

Однако каждый школьник имеет свой личностный смысл, который он сам выбирает из транслируемой ему семьей, школой, социумом воспитательной системы ценностей. Любая ситуация несет в себе свой смысл, неодинаковый для различных людей, но для каждого он является единственным, неповторимым и истинным. Поэтому важно знать и учитывать в процессе подготовке старшеклассников к семейной жизни влияние отдельных аспектов ценностных систем на их отношение к семье как ценности.

Мы полагаем, что, ориентируясь в подготовке старшеклассников к семейной жизни на формирование ценностного отношения к семье как основной ее компонент, представления о семейно-брачных отношениях необходимо прививать через решение актуальных для учащихся вопросов и проблем, через формирование определенного нравственного комплекса чувств, обучение позитивному межличностному общению и сотрудничеству. Такой подход обеспечит создание оптимальных социальнопсихологических условий для накопления у них позитивного опыта личных отношений и формирования позитивного образа будущей семьи, тем самым, способствуя формированию представления о социальной ценности семьи и ее личной значимости.

Литература

1. Гукаленко, О.В., Левицкая И.Б. Особенности воспитания ценностного отношения к семье у школьников в условиях образовательного пространства. – Москва, 1993.

2.Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии. – Москва; Воронеж, 2003.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. – Москва, 1988

О.П. Мищенко

Другие новости и статьи

« Социализация и идентификация человека в манипулятивном обществе

Национализм как идентификационная стратегия: от идеи нации к национальной идее »

Запись создана: Суббота, 16 Май 2020 в 0:45 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика