17 Май 2020

Христианско-византийская ориентация Руси: историческая катастрофа или судьбоносный выбор?

#история#русь#общество

В октябре 1836 года петербургское общество, начиная с литераторов, духовенства и кончая вельможами и модными дамами, было взбудоражено опубликованной в № 15 (Т. 24) журнала «Телескоп» статьей П. Я. Чаадаева под заглавием «Философические письма к госпоже***. Письмо первое». Впечатление общества от статьи передает письмо Софьи Карамзиной своему брату, в котором, в частности, указывается: «Преимущества католицизма перед греческим исповеданием, источником, как он говорит, всяческого зла и варварства в России, стеной воздвигнутой между Россией и цивилизацией, — исповеданием, принесенным из Византии со всей ее испорченностью и т. д. Он добавляет разные хорошенькие штучки о России, “стране несчастной, без прошлого, настоящего и будущего”, стране, в которой нет ни одной мыслящей головы, стране без истории… Это письмо вызвало всеобщее удивление и негодование» .

Статья П. Я. Чаадаева положила начало острейшей дискуссии о роли православной церкви в развитии самосознания русского народа, влиянии христианско-православного начала на историческую судьбу Российского государства, которая с разной степенью интенсивности и напряженности продолжается по сей день. В условиях новой исторической реальности осмысление русской национально-культурной идентичности ставит ряд важных проблем научно-исследовательского характера, решение которых неотделимо от объективного понимания истоков возникновения нации, природы этого явления, принципов и процессов ее образования и развития. Обращение к христианско-византийским корням русской цивилизации имеет при этом принципиальное значение.

Одной из предпосылок исторического выбора Древней Руси является ее геополитическое положение; нахождение между Западом и Востоком. Был выбран западный вариант религии — христианство, но в восточной форме. Перекрестное влияние различных цивилизаций было плодотворным для культуры русского народа, но и обусловливало критические моменты русской истории и реальную угрозу раскола нации. Преимущественную обращенность Руси на юговосток предопределил географический фактор: нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока. Основной обмен культурными ценностями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины, соединявшей разбросанные поселения восточнославянских племен. Христианство стало проникать на Русь именно по этому пути — с юга, из Византии, задолго до того, как оно утвердилось на севере.

К военно-политическим факторам принятия христианства в православной форме можно отнести то, что главная военная угроза для Древней Руси исходила именно с юго-востока, со стороны диких степных кочевников; поэтому установление контроля над степью стало для Руси главной неукоснительной задачей, от решения которой зависела ее судьба как государства и нации. Вектор древнерусских интересов (идейных, торгово-экономических и внешнеэкономических) показывал именно на юг и восток.

Даже для людей Запада Византия была источником богатств, ибо оттуда поступали самые ценные товары ее собственного или чужеземного производства: роскошные ткани (шелк, секрет которого она получила от Китая в VI в.), золотые монеты (которые на Западе называли безантом, это доллар Средневековья) и др. Какую зависть пробуждали эти богатства! Западные хронисты оставили восхищенное описание Константинополя. Для латинян, которые вели убогую жизнь в примитивных и жалких местечках (западные «города» насчитывали лишь несколько тысяч жителей, и городская цивилизация была там неизвестна), Константинополь с его миллионным населением, монументами и лавками был откровением: «Сколь благороден и прекрасен Константинополь! Сколько в нем монастырей и дворцов, построенных с изумительным искусством!

Сколько удивительных изделий выставлено на его площадях и улицах! Было бы слишком долго и докучно говорить подробно об изобилии всевозможных богатств, о золоте, серебре, тысяче видов тканей, святых реликвиях, которые находятся в этом городе, куда во всякое время многочисленные корабли привозят все, что необходимо людям…»1 Все основные контакты Русь установила с Византией — наиболее экономически развитой, культурной и сильной в военно-политическом отношении. Ее отличие от все еще полуварварской Европы было разительным. Недаром летописец вложил в уста послов, побывавших на латинском богослужении, такие слова: «И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой». Владимиру предстояло решить сложную политическую задачу — принять христианство от Византии и не попасть к ней в зависимость. Византия стремилась окрещенные через нее страны поставить под свой политический контроль через подчинение Константинопольской патриархии вновь образованных церквей. Решение об избрании христианства в качестве новой государственной религии Руси было принято Владимиром примерно в 987 году. В это время византийскому императору срочно понадобилось получить от Руси военную помощь.

Для Василия II это был вопрос жизни и смерти: в стране одновременно вспыхнули два больших восстания против правящей династии. Киевский князь согласился направить в распоряжение императора отряд численностью 6 тыс. воинов в обмен на обещание выдать за него замуж сестру Василия II принцессу Анну. В результате этого брака европейский монарх впервые становился юридически равен византийскому императору. Принцесса Анна родила Владимиру двух сыновей — Бориса и Глеба, которые после смерти отца были убиты вступившим на престол князем Святополком, стремившимся избавиться от соперников — претендентов на киевский трон. Борис и Глеб, сыновья порфироносной принцессы Анны, были объявлены православной церковью первыми русскими святыми мучениками. Юго-восточное направление социокультурной ориентации Руси было вызвано не только социально-практическими интересами (геополитическими, экономическими, государственно-политическими).

За этой ориентацией стояла духовная доминанта, предвосхищающая соответствующие социально-практические цели и стремления и предопределяющая выбор религиознокультурной традиции народом и страной. Эта духовная доминанта, подтолкнувшая Русь к выбору восточного христианства (будущего православия), была обусловлена менталитетом русской культуры, нашедшим свое воплощение в восточнославянской мифологии, культурных традициях, массовой психологии, хозяйственном укладе и образе жизни. Так, древнерусскому язычеству с его политеизмом была близка идея триединого бога. Для сравнения можно назвать существовавшее у восточных славян божество Триглав.

На Востоке христианство приобрело типичные черты восточной мировой религии с ее абсолютизацией пространственного единства мира — отсюда его статичность, идейная и институциональная неизменность, слабая приспособляемость к исторической динамике, традиционность, акцент на коллективное и всеобщее, конечное слияние. Все эти черты были ментально близки восточнославянскому язычеству, а значит, облегчили переход от религии предков к мировой религии2 . Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, который определил историческую судьбу Российского государства.

Этот выбор был шагом на пути к Западу, цивилизации европейского типа. Русь стала в полном смысле европейской державой, с которой стремились заключить союз и династические браки могущественные европейские монархи. Крещение отделило Русь от Востока и вариантов культурного развития, которые связаны с иудаизмом и мусульманством.

Не будь этого акта, вся последующая история Руси, ее культуры и духовности могла бы сложиться совсем иначе. На месте разрозненных и слаборазвитых в экономическом, социальном, политико-государственном и культурном отношении восточнославянских племен, разбросанных на периферии европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью возникло централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.

Русские люди не только приняли новую веру, но и приобщились к высокой византийской культуре, а через нее — к тысячелетнему наследию античной культуры. На Руси стала распространяться славянская письменность. Грамотность проникала в широкие слои древнерусского общества. Осваивались книгопечатание и монастырские библиотеки, школы при монастырях, расцветали церковное зодчество и храмовая живопись. Русь быстро выдвигалась на почетное место среди самых развитых стран Европы.

Важным было воздействие христианства на нравственность русских людей. Православная церковь искореняла язычество в бытовой жизни: многоженство, кровную месть, жертвоприношения. Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание понятие греха, проповедовала благочестие, терпимость и гуманность. А. С. Пушкин в своем письме к П. Чаадаеву 19 октября 1836 года не согласился с его высказываниями о том, что «источник, откуда мы черпаем христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и призираема». У греков, указывает он, «мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений.

Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство до Феофана было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы Реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве». Завершая свое послание к П. Я. Чаадаеву, Александр Сергеевич с гордостью восклицает: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Е. А. Кайсаров

Другие новости и статьи

« Идея империи и нации в современной России как наследие советской эпохи

Национальная мобилизация и фундаментальные ценности культуры »

Запись создана: Воскресенье, 17 Май 2020 в 0:15 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика