8 Ноябрь 2018

Национальный вопрос современной России как культурная дилемма

#национальныйвопрос#россия#общество

Национальный вопрос в России традиционно называют сложным, подразумевая при этом, что национальные отношения еще не сложились в константную систему и во много связаны не с ответами, а именно с вопросами выстраивания этих отношений. Это свидетельствует о том, что в нашей стране, впрочем, как и во всем мире, национальный вопрос находится в процессе своего оформления. Сегодня национальные отношения в мире больше связаны с состоянием турбулентности, чем со стабильностью и гармоничным развитием. Мир населен огромным количеством наций и национальностей, которые обречены взаимодействовать друг с другом вследствие глобализационных процессов и жизненной необходимости объединяться, чем разъединяться и замыкаться в своей жизнедеятельности, ограничиваясь этническими признаками.

Однако сегодня мир все больше разобщается, нации стремятся к обособлению и сохранению своей исконной идентичности. Нации и народы не находят долговременных точек для соприкосновения ввиду различий территориального, политического, экономического, но больше всего языкового, ментального, культурного характера. В национально-аксиологическом контексте культура может выступать пространством, которое не соединяет нации, а разъединяет их по разным ценностным объектам, моделям жизни, мировоззренческим позициям и ментальным представлениям. Культура — это прежде всего ценности, которые можно отвергать, в лучшем случае игнорировать, а в худшем — ниспровергать, разрушать.

Разность в языках, традициях, образах жизни легче использовать для разъединения людей, чем искать культурную аутентичность для их сближения и единения. Чем жестче глобализационные процессы заявляют о себе, игнорируя национальные проявления различных культур, тем острее обнажаются национально-культурные проблемы в различных странах мира. Культурное своеобразие каждой нации заявляет о себе разными способами, вплоть до развязывания войн и гражданских конфликтов. Признание факта остроты национального вопроса в России является сегодня уже хрестоматийным. Межнациональные отношения годами выстраивались по самопроизвольному принципу. Криминализация, разобщенность, игнорирование миграционных процессов явились результатом отсутствия в стране четкой национально ориентированной политики, учитывающей культурное разнообразие. Национальный вопрос в России имеет сегодня две тенденции в своем развитии.

Одна из них связана с точкой зрения на признание русского народа титульной нацией, то есть государствообразующей, доминирование которой признается другими нациями и народами, проживающими на территории России. Данную тенденцию можно обозначить как «Русский мир», строительство которого должно происходить не только за счет русских в России, но и тех, кто в силу разных причин оказался за ее пределами, особенно в странах СНГ. Объединить всех русских по этническому признаку — приоритетная задача идеологов «Русского мира». Вторая тенденция называется «цивилизационная», ее сущность заключается в равенстве всех наций, проживающих на территории России, с определением людей не по национальному признаку, а по гражданскому. В результате чего граждане, проживающие в России, являются россиянами. Данная тенденция не провозглашается официальной идеологий, но считается приоритетной в национальной политике государства. Она находит приверженцев в различных слоях общества, ибо, по их мнению, обладает ресурсом нейтрализации сложных межнациональных отношений в России.

Сущность дилеммы национальных отношений во многом связана с многонациональным составом населения России и численным преобладанием русских. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в РФ проживает 142,9 млн человек. В составе населения России насчитывается более 180 национальностей. Русские — самый многочисленный народ, их численность составляет 111 016 896 человек, или 77,71 %. Второй по численности этнос — это татары, их численность — 5 310 649, или 3,72 %. На третьем месте находятся украинцы — 1 927 988 человек, их доля в составе населения России составляет 1,35 %. При этом в переписи было зафиксировано, что 138 млн человек (99,4 %) владеют русским языком1 . Исходя из данных переписи населения, можно сказать, что каждая из двух тенденций национальной дилеммы имеет право на существование как теоретическая проблема, а в практической плоскости национальный вопрос России более сложный и многоаспектный, чем эти две точки зрения. Вследствие идеологизации данных тенденций, на наш взгляд, национальные вопросы в стране обостряются. Сегодня народы России начинают изолироваться, самообособляться в пределах своих территорий.

Разрываются культурные связи, наступает локализация их национально-культурного развития. Утрачиваются традиции укрепления межнациональных связей, сложившиеся в советское время. В то время в образовательном процессе высшей школы гуманитарного направления обязательно присутствовала дисциплина «Литература народов СССР». Произведения Р. Гамзатова, Ч. Айтматова, Э. Межелайтиса не только знали, любили, но и имели в личных библиотеках. Сегодня исчезают как сами библиотеки, так и знание литературы народов России. Информационные каналы культурного взаимообмена «закупорены», средства массовой информации систематически не освещают культурную жизнь республик.

Даже канал «Культура» обходится без постоянных обращений к культуре народов России и не имеет программ, рассказывающих об их традициях. Отсутствуют фестивали, выставки, а гастроли национальных театров не носят организованного и целенаправленного характера. Культурные акции, направленные на укрепление межнациональных связей, имеют либо ситуативный, либо хаотичный характер. Выстроенная система культурных отношений между народами отсутствует. В связи с этим республики все больше обособляются в своей культурной жизни. С одной стороны, это способствует их самостоятельности, а с другой — приводит к искусственной самоизоляции, к созреванию национализма, который по своей природе противопоказан России. Национализм связан с доминированием одной культуры над другими и с агрессивным подавлением прав других на культурную самобытность. Идея «Россия для русских» в стране, где проживает более 30 млн человек иных национальностей, катастрофична. Также в России неприемлем национализм татар или иных этносов.

При этом в структуре Правительства России отсутствует министерство межнациональных отношений2 . Складывается парадоксальная ситуация — проблемы есть, а многонациональное государство не имеет структуры, вырабатывающей основы и поддерживающей национальные отношения. Национальная политика претворяется рядом правительственных документов, которые, казалось бы, и должны реализовывать культурную национальную политику и выстраивать взаимоотношения между различными национальными республиками. Так, в «Концепции государственной национальной политики» провозглашается: «…обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка; использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России»3 . Однако в реальной культурной практике происходит иное.

В «Литературной газете» от 2 февраля 2015 года было опубликовано Открытое письмо народных писателей тринадцати национальных республик Президенту РФ Владимиру Путину. Поводом для обращения к президенту стало торжественное открытие Года литературы во МХАТе им. А. П. Чехова. В частности, в письме говорится: «Национальных писателей возмутило, что на этом празднике не было сказано ни одного слова о литературах народов России, более того, в плане федеральных мероприятий ничего не обозначено по существующим проблемам перевода на русский язык, издания книг национальных авторов». Это, по мнению писателей, свидетельствует «о существующем пренебрежении к национальным литературам, невнимании к творческим процессам, которые идут в литературах, создаваемых на ста языках народов России. Год литературы должен на самом деле сплотить народы многонациональной России, обозначить духовно-нравственные ориентиры, поднять статус писателя»4 . Россия — это полиэтнический мир культуры. Исторически духовные миры России никогда не были моноэтническими. Многообразие определяло их сущность, как и саму культуру, сложным «многоцветьем» или «цветущей сложностью» (К. Леонтьев). Разнообразие миров с различными культурами, обычаями, традициями всегда было характерно для России

С. С. Комиссаренко

Другие новости и статьи

« Гардарика была и до Рюрика…

История России — это история войн »

Запись создана: Четверг, 8 Ноябрь 2018 в 2:09 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика