14 Март 2016

Семья и брак в условиях разрушения традиционалистских ценностей

Актуальность совершенствования социальной политики государства в сфере семейных отношений определяется наличием в современном обществе целого комплекса кризисных процессов и явлений, затрагивающих сферу семейных отношений и являющихся закономерными последствиями глобализации. Переход человечества на стадию постмодернистского развития привел к укреплению социокультурных и институциональных основ «массового общества», отрицающего в угоду индивидуальности значимость таких традиционных авторитетов, как религия, семья и государство.

Он обусловил постепенное разрушение традиционалистских регулятивов социального поведения индивида, которые исторически определяют целеполагание, морально-этические и аксиологические оценки человека, социокультурные и социально-психологические особенности общности. Постмодернистская версия исторического процесса фиксирует неопределенность и многовариантность параметров социального развития, но фактически лишена позитивного содержания, так как «создает "цивилизацию витрины", предполагающую неизбежную ламинальность социального содержания и символической формы». Такая цивилизация отрицает ценность исторического опыта, релятивизирует понятие истины, подменяет реальные социальные отношения их виртуальной версией, навязывает человеку неорганичный выбор стилей жизни и имиджей.

В итоге человек закономерно превращается в пассивного потребителя массовых товаров, развлечений и ценностей, лишенного возможности самостоятельно и ответственно определять смысл своего бытия, опираясь на конкретную культурноисторическую традицию. В условиях общества переходного типа такая ситуация приводит как к личностным деформациям, так и возникновению разного рода институциональных искажений. Для постсоветского общества, пребывающего в состоянии интенсивной трансформации всех сфер социальной жизни, радикальные социальные изменения оказывают на институты семьи и брака сильное дестабилизирующее влияние, о чем свидетельствует, например, статистика разводов, внебрачной рождаемости и даже тяжких преступлений.

Социум переходного типа, характеризующийся дезориентацией индивидуального и общественного сознания, требует от индивида быстрой адаптации к динамичным и противоречивым экономическим обстоятельствам. В том числе и ценой отказа от традиционалистских социальных ценностей и идеалов, традиций высокой духовности, представляющих собой альтернативу существующей системе псевдоценностей массовой культуры, что приводит к утрате семьей статуса самодостаточной ценности и превращения ее в заложника трансформационных процессов. Таким образом, кризисные процессы и явления ставят под сомнение не только создание благоприятных условий для личностной самореализации мужчин и женщин, но и перспективы сохранения базовых социальных институтов – семьи и брака.

Акцент на традиционалистском характере институтов семьи брака обусловлен их генезисом и социальными функциями, что подчеркивают сложившиеся в науке подходы к их определению. Так, в социогуманитарном знании брак традиционно рассматривается как санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Интерперсональный характер отношений подчеркивает социальную субъектность супругов, которые в конкретных исторических и культурных рамках занимают определенные социальные позиции с сопутствующими ими обязанностями.

В свою очередь микроуровень социальной организации общества составляет семья, которую определяют в качестве важнейшей формы организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях (отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета). Историческая значимость и функциональная важность данных институтов определяется тем, что они не только обеспечивают трансляцию культуры человечества от одного поколения людей к другому в социально приемлемых формах, связывая воедино и гармонизируя мужчин и женщин, но и делают возможным сохранение общества во времени и пространстве.

Однако логика и тенденции развития современного индивидуализированного общества, перед которым «возникла серьезная дилемма ценностной и целевой рациональности» [2, с. 101] обусловливают кризисный характер развития традиционалистских по своей природе институтов семьи и брака, парадоксально актуализирующийся при повышении качества и темпов социально-экономического развития общества, уровня жизни и материального достатка людей. Свое выражение кризис семьи и брака находит, например, в том числе и в следующих формах. Во-первых, в институциональной деградации самой брачно-семейной организации всего комплекса отношений между мужчиной и женщиной, что чревато перспективой отказа от самого принципа культурной легитимации и социального санкционирования брачного союза.

Об этом свидетельствует падение социальной престижности брака в современном обществе, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа добрачных сожительств и разводов, распространение так называемых «нетрадиционных форм брака». Социальный и научно-технический прогресс создает предпосылки для трансформации семьи, в результате чего под этим социальным феноменом в современном обществе начинают понимать не только нуклеарную семью, но и любое объединение индивидов, рассматривающих и позиционирующих себя в качестве базовой ячейки общества.

При этом крайне сложно определить сущность такой ячейки как социального института, так как ее основной функцией является эмоциональнокоммуникативная, а не хозяйственно-экономическая или воспитательно-регулятивная функции, снижение значения которых в современном обществе определяется перераспределением функций между всеми социальными институтами. Таким образом, ценностные предпочтения индивидов, их стиль жизни или эмоциональная связь партнеров, независимо от их пола, возраста и психофизического состояния, в современном обществе являются достаточными основаниями, чтобы конструировать самые разные версии брачно-семейных союзов. Во-вторых, в индивидуализации жизни современного человека, что находит свое выражение в самых разных явлениях – от женской эмансипации, отказе от семейных обязательств в любых формах и до появления экзотических форм межличностных или групповых отношений.

Оборотной стороной данного процесса является постепенное изменение социальной ориентации брачно-семейных отношений с коллективистской на индивидуалистскую. Она акцентирует супругов на индивидуальную самоактуализацию, позитивный эмоциональный фон и психологический комфорт в межличностных отношениях. Такая повышенная чувствительность к персональным интересам и потребностям отвечает современным гуманитарным стандартам, но снижает значимость этнических, конфессиональных и социальногрупповых традиций. Разумеется, это сказывается на обеспечении культурно-исторической преемственности конкретного сообщества и даже его жизнеспособности. Неслучайно многие исследователи напрямую увязывают депопуляционные процессы с изменением ценностных приоритетов человека, отказавшегося в угоду гедонизма и утилитаризма от религиозности и нравственных идеалов.

Рождение детей женщинами в более позднем возрасте или вообще отказ от биологического материнства В-третьих, в изменении семейного воспитания посредством культурных ценностей и традиций. Исторически семья рассматривалась в качестве их хранилища и транслятора, главного фактора целенаправленного и планомерного развития человека, обеспечивающего взаимодействие индивидов, относящихся к разным социальным группам, в различных сферах жизнедеятельности. Именно семейное воспитание было ответственно за создание условий, необходимых для овладения индивидом общественно важных социальных и духовных ценностей.

Посредством ритуализированных национальных и домашних торжеств в семейном кругу обеспечивалась как эффективная первичная социализация индивида в определенном культурном пространстве, так и социальная интеграция конкретного сообщества. Однако динамизм современной социальной действительности обусловливает радикальное структурное усложнение общества, приводит к потере устойчивости, определенности и однозначности всей системы социальных связей человека. Он делает все более проблематичными практическую реализацию таких форм семейных добродетелей, как регулярные семейные обеды и ужины, посещение церкви, проведение религиозных праздников в семейном кругу, празднование значимых дат членов семьи.

Более того, унификация и интернационализация материального и культурного потребления в современном обществе не только нивелируют стиль жизни и формы проведения досуга индивидов, но и делают ненужным наличие локальных источников социальной информации, каковыми являются семейно-родственные кланы. В результате семейное воспитание перестает носить индивидуальный характер и транслировать персональный социальный опыт, имеющий значение в рамках семейных традиций, трансформируясь в пространство рационально оцениваемых и конкурирующих между собой наборов ролевых социальных позиций и достижений.

Таким образом, характер и тенденции развития современного общества обусловливают постепенное ослабление традиционалистских ценностей, норм и институтов в жизни человека, в том числе семьи и брака, что ведет к нарушению социетальной стабильности и разрыву историко-культурной преемственности. При этом негативные результаты современного переходного общества существенно превышают прогнозируемые позитивные эффекты (например, возникновение новых форм межличностных и социальных отношений, повышение значимости человеческой деятельности и личностного фактора). Поэтому необходимость преодоления негативных последствий глобализации, учитывая генезис институтов семьи и брака, определяет целесообразность выработки системы мер, нацеленных на гармонизацию социокультурного пространства и повышение роли именно культурных традиций в современном обществе.

Литература

1. Барбашин, М.Ю. Столкновение традиционализма и постмодерна в современных этнополитических процессах транзитивного общества // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Том XI. – № 2. – С. 168–178.

2.Щекин, Н. Выбор в пользу человека. Восточнославянская цивилизация на этапе перехода к постиндустриализму / Н.Щекин, О. Новикова // Беларуская думка. – 2009. – № 2. – С. 98–104

Е.Г. Наумова

Другие новости и статьи

« Исследование вопросов сохранения природно-территориальных объектов дворянских усадеб

Семья и семейные ценности как объект политического манипулирования »

Запись создана: Понедельник, 14 Март 2016 в 8:21 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика