Семья и семейные ценности как объект политического манипулирования

Семья представляет собой базовую единицу общества, позволяющую человечеству существовать и передавать свой опыт и культуру. Хотя английский философ Б. Рассел отмечает, что семья имеет биологическое основание и существовала до появления homo sapiens [1, с. 142], к ней необходимо подходить и как к единице социальной. Семья служит средством вертикальной социализации личности, позволяющей отдельному человеку осознать свою роль и значение в существующей социальной иерархии, так же как общественные и государственные институты служат средством его горизонтальной социализации в процессе осознания им своего места в окружающем мире.
Если рассматривать историю взаимоотношений семьи и государства, то в целом за последние десятилетия отмечается несомненный рост влияния государства и государственных институтов на семейные отношения, особенно в рамках западной цивилизации и в странах с социальной ориентацией экономики. Еще Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1894) отмечал, что в обществе, спаянном в государство, «отношения собственности вполне господствуют над семейными отношениями» [2, с. 6]. Б. Рассел в работе «Брак и мораль» (1929) говорит о том, что с развитием цивилизации возрастало и значение семьи в обществе, однако, впоследствии под влиянием культурно-религиозных и экономических факторов, и вследствие повышения степени выживаемости отдельного индивида, ее значение пошло на спад [1, с. 144–146].
Этот процесс продолжается также и теперь в условиях глобализации с тем отличием, что теперь все большее влияние на семью оказывают наднациональные институты. Можно спрогнозировать, что их влияние будет расти в той степени, в которой будут развиваться глобализационные процессы. Существует ряд обязательных для участников договоров и документов в сфере семейных отношений, отдельные положения которых являются обязательными как императивная норма.
Так, статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [3]. Вместе с тем, можно говорить о возрастании связи современной семьи со сферой политической. Поэтому в современных условиях семья и семейные ценности могут выступать и как средство политического воздействия, и как средство политического манипулирования. Так, сегодня существуют некоторые проблемы в области злоупотреблений в осуществлении прав детей.
Ряд представителей гражданского общества и государственных структур Российской Федерации отмечают угрозы давления на Россию и другие государства со стороны Комитета ООН по правам ребенка и других структур, могущих манипулировать концепцией прав детей защиты в следующих сферах: – принудительное сексуальное образование детей, независимо от мнения их родителей и семьи под видом борьбы за «здоровье» детей; – ограничение естественного права родителей воспитывать своих детей, нравственно формировать их, принимать решения в отношении их обучения и здоровья под видом борьбы за ложно понимаемые права детей; – ослабление их уважения к родителям, создание механизмов для жалоб на них, усиление конфликтов между поколениями; – давление на государства с целью либерализации законодательства об абортах; – содействие продвижению идеологии, в которой постоянный государственных контроль в отношении родителей и семей считается нормальной и приемлемой практикой, тогда как в действительности подобная практика противоречит естественным правам человека и семьи, а также естественной презумпции, согласно которой родители принимают решения и действуют в наилучших интересах своих детей [4–6].
Поэтому для некоторых государств существует реальная угроза оказаться в условиях аномии (нарушения традиционных норм нравственности), кризиса традиционной семьи и нарушения суверенитета. В то же время сложившиеся нормы и стереотипы в сфере семейных отношений могут использоваться для подрыва авторитета властей определенных государств, организации провокационных действий против них. Семейные ценности, традиционные устои в целом, могут активно использоваться в качестве средства манипулирования, когда происходит «постановка человека (группы людей) в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя крайностями, двумя альтернативами» [7, с. 10].
Манипулирование семейными ценностями с политическими целями можно рассматривать в нескольких аспектах. Одним из наиболее ярких проявлений представляется использование семьи и семейных ценностей в качестве способа и инструмента побуждения населения к массовым акциям протеста и гражданского неповиновения в процессе организации и осуществления т.н. цветных (бархатных, оранжевых, розовых, джинсовых и др.) революций или других операций по дестабилизации системы государственного управления, формированию ситуации «управляемого хаоса» в определенной стране.
С идеологической точки зрения цветные революции представляют собой попытку кардинально изменить существующую картину мира, где борьба ведется и будет вестись именно в виртуальном мире образов и идей, стремящихся реализовать себя в действительности. Поэтому немаловажным в этом процессе выступает изучение характера использования таких средств массовой коммуникации, как межличностные и межгрупповые связи, и таких способов коммуникации, как слухи, дезинформация и манипулирование общественным мнением.
В этом отношении Патрик Мейер, научный руководитель социального интернет-проекта «Ushahidi» и один из главных идеологов влияния глобальных информационных технологий на политические процессы, пишет о том, что масс-медиа в одиночку не могут изменить сознание людей. Он отмечает, что важным условием распространения тех или иных идей является их передача через друзей, членов семьи и коллег, и именно на этом этапе происходит формирование политических воззрений, хотя в данном процессе сегодня немаловажную роль играют интернет в целом и социальные интернет-медиа, в частности [8]. Американский философ и автор теории «ненасильственного сопротивления» как политического оружия Джин Шарп в своей книге «От диктатуры к демократии» (1993 г.) относит семью к неправительственным группам и институтам, независимым от государства, и рассматривает ее как одну из характеристик демократического общества. Тем не менее, роль семьи как средства «освобождения от диктатуры» в книге Дж. Шарпа напрямую не отражена, хотя автор и признает важность семьи для ее применения в качестве инструмента политического неповиновения, и возможность ее помощи в процессе достижения социальных целей [9, c. 21–22].
Личные и семейные мотивы рассматриваются Шарпом также как один из инструментов оказания влияния на представителей вооруженных сил государства с целью «морального разложения армии диктаторов», а также с аналогичными целями на полицию и государственных служащих [9, c. 63]. В свою очередь, Эдвард Луттвак также говорит о семейных связях, способных противостоять лояльности вышестоящему армейскому руководству [10, с. 43–44]. Следует отметить, что этот довольно узкий подход не учитывает определяющей роли семьи в формировании многообразия культур и политических систем человечества, выходящих за рамки той или иной разновидности политического режима. Тем не менее, из данной посылки исходили, в частности, активисты оппозиционных молодежных движений в Сербии («Отпор!») и Беларуси («Зубр»), проходившие обучение в основанном Шарпом Институте Альберта Эйнштейна. Долгосрочной целью деятельности белорусского молодежного оппозиционного движения «Зубр», опиравшегося в работе с подбором и обучением своих членов на «Руководство по работе с активистами» СлободанаДжиновича (одного из организаторов движения «Отпор!»), называлось «воспитание в Беларуси поколения с иным политическим сознанием», что достигалось в том числе за счет успешной работы с родителями, оказания влияния на родителей и других членов семьи [11].
Сам С. Джинович называет семейные и дружеские связи в качестве основного потенциального источника материальной поддержки антиправительственных движений [12, с. 91]. Г. Почепцов отмечает, что задача не допустить принятия властью силового решения является главным компонентом бархатных революций, и основным условием осуществления этой задачи выступает максимальная дезинтеграция общества по различным признакам и противопоставление групп друг другу и власти, вплоть до семьи. В частности, в отношении семейных ценностей принцип divide et impera может быть реализован через возрастной фактор, когда акцент делается в первую очередь на выделении молодежи [10, с. 43–44]. Так, в Украине в процессе оранжевой революции 2004 г. перед ее планировщиками стоял ряд целей, которые зиждились на захвате прежде всего непубличного, или бытового, пространства.
Эту цель получилось быстро реализовать за счет того, что личностное противодействие на бытовом уровне оказалось легче преодолеть, чем институциональное: «Даже в этих пространствах, в которых обычно мыслят синхронно, были созданы внутренние конфликтные ситуации, хотя обычно люди в семье голосуют одинаково, только молодое поколение является всегда более либеральным. Теперь же люди реально ссорились по политическим причинам дома, в транспорте, в очереди» [10, с. 251]. Следует отметить, что в условиях подготовки и осуществления вооруженной демократизации после использования семейных ценностей как средства дезорганизации и разобщения единого государства, судьбой традиционных устоев общества будет аномия, неизбежная в условиях кризиса государственных структур и обострения в стране внутренних противоречий.
Для поддержания внутренней безопасности и стабильности необходимо использовать опыт противодействия цветным революциям и непрерывно работать над практическими способами социальной поддержки семейной политики государства. Так, Г. Почепцов приводит ряд рекомендаций по противодействию революциям, в том числе затрагивающих семейные отношения, в числе которых – трансформация возрастного экстремизма в ответственный охранительный патриотизм, а также усиленное социальное патронирование людей, попавших в кризисное состояние, лишившихся привычных ритуалов (семейных, трудовых, корпоративных и прочих) [10, с. 336].
Для Республики Беларусь перспективным направлением является проведение молодежной политики в данной сфере с использованием ресурсов идеологического аппарата государства. При этом воспитательная деятельность как направление идеологической работы должна учитывать реалии и особенности сегодняшнего дня, отходить от подхода к воспитанию как одностороннему субъект–объектному процессу формирования определенных взглядов на те или иные явления, учитывать особенности различных возрастных и социальных групп, уметь разговаривать с ними на одном языке. Тем не менее, в силу многотысячелетней истории существования семьи как института общества она сама по себе не может являться орудием свержения той или иной власти либо дестабилизации обстановки в той или иной стране. Объектом политического воздействия являются, прежде всего, отношения, сложившиеся между членами семьи либо между семьей и окружающим миром, а также стремление обеспечить безопасность и другие жизненно важные потребности семьи.
В этом отношении необходимо соблюдать баланс между обеспечением гармоничного развития личности и стремлением предоставить людям как можно больше бесконтрольных прав и свобод без фундамента нравственности, а также возможностью оказывать давление на суверенные государства или осуществлять т.н. «гуманитарные интервенции» под предлогом «защиты прав» той или иной категории населения, в том числе женщин и детей. Это возможно сделать только при условии точного следования смыслу основополагающих документов в области защиты прав семьи, без передергиваний и искажений.
Литература
1. Рассел, Б. Брак и мораль. – М., 2004.
2. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1932.
3. Всеобщая декларация прав человека // Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ declhr.shtml. – Дата доступа: 23.01.2012.
4. ООН против семьи // Newsland [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.newsland.ru/ news/ detail/ id/ 831183/. – Дата доступа: 23.10.2011.
5. Открытое обращение родителей // Некоммерческое партнерство «Родительский комитет» [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/ events/ razdel/ kazan-parents-appeal. – Дата доступа: 23.10.2011.
6. Права детей, женщин и семьи в странах НАТО и Европейского Союза: Доклад МИД России (выдержки) // Сайт для родителей и учителей «Родительский комитет» [Электронный ресурс]. – 2012. – 20 января. – Режим доступа: http://rodkom.org.ua/ index.php/ component/ content/ article/ 48-home/ 263-prava-o-sembe. – Дата доступа: 23.10.2011.
7.Дерюгин, В.И. Теневая психология. – М., 2003.
8. Meier, P.P. Do Liberation Technologies Change the Balance of Power between Repressive States and Civil Society? // iRevolution [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://irevolution.net/ dissertation. – Дата доступа: 23.01.2012.
9. Sharp, G. From Dictatorship to Democracy. – Boston: The Albert Einstein Institution, 2010.
10. Почепцов, Г. Революция.com. Основы протестной инженерии. – М., 2005.
11. Руководство по работе с активистами ЗУБР / Национальный альянс [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://nation.org.ua/ files/ File/ Biblioteka/ Zubr_kadrova_robota.doc. – Дата доступа: 23.10.2011.
12. Popovic, S., Milivojevic A., Djinovic S. Nonviolent struggle: 50 crucial points. – Belgrade: Centre for Applied NonViolent Action and Strategies (CANVAS), 2006.
А.С. Дударенок
Другие новости и статьи
« Семья и брак в условиях разрушения традиционалистских ценностей
Отцовство как решающий фактор формирования ценностей семьи »
Запись создана: Понедельник, 14 Март 2016 в 8:36 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика