14 Март 2016

Отцовство как решающий фактор формирования ценностей семьи

В данной работе представлена попытка анализа проблем в современной семье в контексте роли и места отца в семье. Осмысление духовно-нравственного и социального «измерения» отцовства, выявление истинных ролей отца в семье и обществе и анализ уникальности роли отца дает возможность анализа причин кризиса современной семьи. Представлены пути формирования современного образа отца в семье в духовно-нравственном контексте.

Рассмотрены вопросы безопасности семьи, которые имеют место вне зависимости от социальных ролей членов семьи, экономического уклада семьи, места жительства и т.п. 1. Кризис авторитета в семьях Последнее время характеризуетя невиданным прежде в истории протестным отношением (бунтом) против самых различных «авторитетов» и «зависимостей» от кого бы то ни было (в том числе общественных, религиозных, нравственных, семейных и пр.).

Кризисные проявления отрицания «авторитетов» имеют историю на протяжении многих столетий и сегодня общество только подтверждает эти глубокие кризисные тенденции. Всякий авторитет стал рассматриваться как символ насилия и принуждения. Всеобщий кризис авторитета распространился на сферу воспитания, его цели и ценности, которые реализуются прежде всего в семьях [1]. Чтобы проанализировать причины современного кризиса семьи, можно обратиться к трагедии Софокла «Царь Эдип», где на языке греческого мифа художественно представлен механизм, позже названный «Эдипов комплекс» (как затаенное желание ребенка устранить отца как соперника в отношениях с матерью), который влияет на механизмы семейных отношений.

Подобное отрицание авторитета отца в семье («дух отцеубийства») и, в широком смысле – «авторитетоубийства», некоторые исследователи полагали (и полагают) в качестве реакции человека, борющегося за независимость своего «я»; причем предполагается, что такая реакция жизненно необходима для существования личности человека. Эта идея, спроецированная на духовнонравственный авторитет, авторитет Бога как главный источник всякого другого авторитета (воспитательного, административного, социального, семейного и пр.), приобретает метафизическое значение и устрашающий масштаб как на индивидуальном, так и на коллективном уровне [1]. Атеистическое толкование авторитета, превратное его понимание разрослось до мирового масштаба и божественный авторитет, авторитет Бога в отношениях с человеком, «рассматривается как высшая точка отчуждения человека от собственной личности, как вершина всех запретов и несвободы».

В данном контексте главной задачей человека выступает освобождение от такого авторитета, освобождение от всего того, что свойственно этому авторитету и что этот авторитет в себе несет [1]. Умаление авторитета отца, его девальвация, привели к тому, что можно квалифицировать как кризис отцовства. Такая разновидность кризиса в обществе обусловлена многими причинами, в том числе и тем, что поведение большинства мужчин и отцов в семье и обществе не соответствуют требованиям, предъявляемым окружающими людьми и современными социальными институтами. Сложившееся положение дел требует постоянного и систематического изучения категории «отцовство» в современном духовно-нравственном и социо-культурном контексте. Причем отцовство занимает ключевое место среди других социальных категорий (материнство, воспитание, обеспечение, защита, ответственность, карьера и др.), что подтверждается многочисленными примерами из истории и наблюдается в современной жизни [2].

В основе сложившегося кризиса отцовства следует искать, прежде всего, духовную причину (или причину из духовной сферы как сферы наивысшего приоритета). Кризис отцовства можно сформулировать как потерю нравственных ориентиров отцов в отношении своего истинного призвания и предназначения – быть отцами, прежде всего, а лишь затем – специалистами в своих профессиональных занятиях [2] [3]. Преодоление кризиса отцовства лежит на пути восстановления духовных приоритетов в жизни отцов, что вырабатывается каждодневным трудом формирования их отношений со всеми членами семьи, особенно с детьми. Обоснование необходимости исследования авторитета отцов в семьях проистекает из той обязанности, которая возложена на отцов Божиим промыслом, сформирована в биосоциальной природе отцов как защиников семьи, обеспеченцев, которые призваны заботиться о своих семьях всегда и при любых обстоятельствах жизни. Авторитет (или власть) в семье принадлежит отцу поскольку он, являясь авторитетом в семье, в отношениях с женой, отвечает за своих детей перед Богом и перед обществом, что проявляется, например, в их защите, в заботе о их, в их пропитании, воспитании, образовании и пр. Следует иметь ввиду, что власть отца над детьми является временной и не распространяется на взрослую жизнь детей, на руководство волей детей, а также на их собственность (имущество, которое они приобрели благодаря своему труду или чьейлибо щедрости); она не распространяется также и на их свободу, когда они уже достигли совершеннолетнего возраста и стали самостоятельными людьми.

У родителей, дети которых стали взрослыми, остается право на почтение, которое дети должны проявлять постоянно; причем родители сохраняют за собой право на почтение со стороны детей до конца своих дней (в соответствии с Божией заповедью о почитании родителей) [3]. 2. Уникальность отцов Сегодня общество перестало «распознавать» такие качества отцов как их уникальность, забыло об истинном предназначении мужчин и отцов, а профессия «отцовство» находится на стадии дисквалификации, что оборачивается колоссальными экономическими потерями для общества и большими социальными «проколами». Современное общество остро нуждается в восстановлении или возвращении отцовства в жизнь семей и социальную активность общества в целом [2] [3]. Уникальность отцов состоит в том, что их роль в семье и обществе незаменима не только в физическом, социальном, но и в духовном планах. Уникальность отцов не могут «заслонить» никакие призывы к равенству и соблюдению равноправия мужчины и женщины (здесь следует различать социальные аспекты, на которые направлены феминистические лозунги, и духовные аспекты). Конечно же лозунги за равноправие женщин с мужчинами остаются эффективным механизмом регуляции в борьбе с социальными аспектами неравноправия, дискриминации по половому признаку и т.п. Фактически же равенства прав и обязанностей обоих родителей определить не удается и не потому что законы плохи, но в силу уникальности каждой из «сторон». Научные исследования Национального института отцовства США показали, что ребенок уже в 3-х месячном возрасте различает (на уровне физиологии и психики) действия своего отца от действий своей матери. Многочисленные факты говорят о том, что участие отца в жизни детей является уникальным, хотя и плохо распознаваемым, в то время как уникальность матери никто не ставит под сомнение. Понятие «родитель» в духовном смысле является абстракцией.

В реальной жизни дело обстоит иначе: родители определяют различные базовые роли тех, через кого пришел в жизнь ребенок, несут ответственность за безопасность ребенка, являются его кормильцами, воспитателями (как трансляторы социально-культурного наследия) и т. п [3]. В сложившейся ситуации для ее преодоления имеется ориентир, который может быть найден в современном прочтении текста последнего ветхозаветного пророка Малахии, который с потрясающей глубиной и мудростью сформулировал последнюю фразу текста Ветхого Завета так: «…он [т.е. Илия] обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я [Господь Бог] не поразил земли проклятием» (книга пророка Малахии 4:6). 3. Диагноз: несостоятельные отцы Категория «отец» должна рассматриваться не столько биологическим, возрастным понятием, сколько духовной категорией. Тогда и масштаб ответственности за духовное семя (которое должно быть вовремя посеяно и которое подлежит взрастить) становится несоизмеримо большим, чем земные дела отцов. Упрямым фактом является то, что отцы, оставаясь добродетельными и благоразумными отцами, но не познав сути духовных отношений между Отцом Небесным и Сыном Человеческим, не могут принять откровение Божьего плана относительно предназначения отцов на земле.

«Проза» жизни состоит в том, многим отцам «нет дела» или «нет времени» для того, чтобы вникать в откровения Божьи вообще и относительно отцовства, в частности. Следует также признать, что если проблему «блудного» сына отцы могут счесть актуальной (и даже вспомнить соответствующую притчу (Евангелие от Луки 15:1132), то проблему «блудного» отца они не видят (не могут и / или не хотят видеть) ни в самих себе, ни вокруг себя, по ряду причин. Такие несостоятельные отцы блуждают в темных лабиринтах жизни и не в состоянии определить свое предназначение, взрастить в себе должный уровень ответственности, присущей отцовству – главнейшему качеству мужчины в семье, обществе и государстве. Обращение пророка Малахии направлено к отцам всех поколений, в том числе к нам (нашим современникам) и потомкам: сделайте свои шаги навстречу своему настоящему отцовству на основе высшего стандарта, – Библейского.

Отцам нельзя забывать о том, что отцовство, как Божье установление на земле, не является чьим-то черновым экспериментированием, но представляет собой совершенный Божий план как для человечества, так и для каждого из земных отцов. Незнание предназначения мужчин (и отцов) ведет к тому, что называют тестированием, когда отцовство реализуется по собственной воле человека, игнорируя совершенный план Бога. Это ведет, как правило, к осложнениям, утратам, потерям времени, которые человек компенсировать не может (например, так называемый «гражданский» брак). 4. Отцовство – главное занятие для мужчин Вряд ли кто-то будет спорить о том, что служение христианина, хождение в духе, следование путями Божьими – это серьезное занятие, которое никак нельзя назвать досугом, хобби или чем-то подобным (досугом называют времяпрепровождение, которое дается людям для восстановления сил после работы, профессионального труда, осуществляемого с целью заработка и, если удастся, – в русле творческой самореализации). Исходя из этого можно утверждать, что служение Богу и людям – это духовная профессия, которая требует, с одной стороны, – подготовки, а с другой – должного отношения и профессиональной ответственности (в конечном счете – перед Богом) за реализацию своего предназначения. Распространяя такую логику на категорию «отцовство», можно заключить, что отцовство – это главное «ремесло» Бога, которому Он учит людей на земле (в первую очередь мужей и отцов) [4].

В современном лексиконе термин «ремесло» означает род занятий или профессию. Другими словами отцовство открывается как важнейшая (первейшая) «профессия» мужчины, мужа, которую он должен получить, живя на земле. Отцовство – главная профессия, которой Бог учит мужчин и отцов на земле. Такому совершенному «ремеслу» нельзя научиться по-настоящему лишь по книгам (учебникам), даже если эти книги – Священное Писание, что и было доказано эпохой Ветхого Завета. Постижение этого ремесла стало возможным через Сына Человеческого, который открыл для людей (не только для иудеев, но для всего человечества). Бога как Отца Небесного и показал для нас, «блудных» сынов, истинный путь домой, к Отцу, утвердил истину через Сыновство Иисуса Христа и сделал людям доступной жизнь не по плоти, но по водительству Святого Духа. В отцовстве Бога как в фокусе сосредоточена сущность Бога, явленного людям.

Отцовство как наивысшая квалификация, которая может быть доступна человеку, причем, не только, за счет собственных стараний и усилий, но и по ведению Святого Духа, созревающего в человеке посредством его веры. Действие же плода веры осуществляется в человеке посредством любви, как главной составляющей «работы» Святого Духа. Освящение человека через веру, рост духовности «из веры в веру» ведет человека в освоении действий и поступков, а далее – к тому, что называют жизненной позицией, постижением смысла жизни и т.п. Признаком зрелости человека (мужчины) является обобщение всей совокупности его качеств, которые интегрируются в отцовстве. Таким образом, от отцовства зависят (должны следовать) другие компоненты, которые, скорее всего, находятся вне зависимости от земных дел; они всегда востребованы (безотцовщина продолжает заявлять о себе, многие семьи живут, имея биологического отца, которому недостает духовной «квалификации» быть отцом и т.п.).

Данную аналогию можно продолжить: на работе, зачастую, отсутствует духовная компонента руководства, менеджмента, в обществе порой недостает духовной составляющей у его лидеров, у лиц, отвечающих за принятие решений; хозяева (собственники) часто забывают о том, что вся собственность на земле – Божья, данная людям «в аренду». 5. Строительные блоки «здания» отцовства Многие знают, как строят дома, но не много людей берется их строить. В строительстве здания «отцовство» работают иные правила: каждому отцу надо своевременно браться за строительство своего здания отцовства. Это утверждение находится в конфликте со статистикой, которая утверждает, что существует большая разница между тем, что мы считаем правильнвм и тем, как мы поступаем [2, 3].

Участие. Первые инвестиции в строительство здания отцовства – это время; участие отца является основой фундамента здания, которое обеспечивает среду для восполнения нужд детей и дает возможность детям расти и быть здоровыми. Обычно дети высоко ценят присутствие отца в своем окружении (хотя могут не проявлять этого). Качество отношений детей с отцом можно определить количеством времени, которое он проводит с ними. Участливый отец проявляет свое участие в жизни ребенка, жертвуя своими интересами ради него. Это может проявляться следующими способами: а) вовлечением (привлекать ребенка к совместной деятельности); б) доступностью (быть доступным для ребенка); в) ответственностью (за жизнь и развитие ребенка). Постоянство. Каждый ребенок нуждается в постоянстве, что можно сравнить с арбитром на спортивном поле; арбитр всегда «в курсе» игровой ситуации, он справедливо разрешает спорные ситуации, без него игра не состоялась бы. Примерами постоянства отца в жизни ребенка могут быть следующие: совместные дела (домашний труд, рыбалка, экскурсия), записка с номерами телефонов для связи с отцом в обусловленное время и т.п.

Постоянство вызывает взаимное доверие и уважение, укрепляет душевные связи отца и ребенка, поддерживает высокие требования к себе и детям. Рассматриваемое качество должно проявляться в характере отца (в том числе, эмоциональная выдержка, выполнение своих обещаний, т.е. отец должен «держать свое слово»). Осведомленность. Отец должен знать, что происходит в жизни его детей, о чем они думают, что чувствуют. Отцу следует двигаться от знания о детях к знанию детей, об их способностях (а также о потенциальных слабостях), о динамике их развития. Принять участие в жизни ребенка – это один из самых эффективных способов лучше узнать ребенка, его внутренний мир, интересы и потребности. При этом следует хвалить его достижения, прислушиваться к мнению других людей (учителей, друзей ребенка) и, конечно, к матери своего ребенка. Желание быть осведомленным отцом не должно вести к стремлению сформировать ребенка по своему подобию. Отцам следует осознавать необходимость сбалансированных действий: с одной стороны, отец, знающий своих детей, приобретает уверенность в своих детях, а с другой – излишняя осведомленность отца ведет к вторжению, вмешательству в жизнь ребенка. Забота. Будучи осведомленным в делах детей, отец культивирует заботу.

Это качество проявляется: через утешение, через одобрение, через поддержку и т.п. Способы проявления заботы: а) через слово, которое может особенно глубоко проникать в душу ребенка, б) через прикосновения, которые очень важны для развития ребенка, в) через умение слушать ребенка, г) путем проявления своих эмоций в адрес ребенка, д) через отказ от образа «сурового отца», через избегание конфликтов и т.п. Так, мальчикам нужен пример отца, а девочки нуждаются в проявлении к ним отцовской нежности. Составная часть воспитания детей – дисциплина. Контроль над поведением детей без любви и благословений не дадут результатов. Избыток же заботы приводит к баловству. Разумная дисциплина подразумевает теплые отношения с детьми и искреннюю заботу о них.

Взаимоувязка дисциплины и заботы состоит в том, что, чувствуя заботу своего отца, ребенок с большим уважением отнесется к дисциплинарным установкам отца, глубже осознавая, что они являются благом (даже наказание). Чтобы следовать по пути преодоления кризиса отцовства, следует прийти к пониманию и осуществлению Божьего плана относительно предназначения мужчины (и отца) – в этом ключ к решению данной проблемы. Мужчинам и отцам следует «распознать» свое предназначение, проявить волю и желание обращаться к Божьему Слову – Библии, практически применять установления Бога в семье и обществе и быть готовыми следовать Его воле в постоянном труде отцовствования. Восстановление отцовства могло бы стать главным механизмом духовно-нравственной и социально-психологической терапии в современном обществе (в котором царит грех – невиданное падение нравов, потеря нравственных критериев, культ ложных ценностей, бунт, насилие, коррупция, нищета и т.п.).

Восстановление отцовства могло бы следовать по пути культивирования ответственности отцов, чтобы они были способны нести бремя своего отцовства, а это уже немало в деле формирования будущего наших детей и общества в целом. Утверждение семейных ценностей в данном контексте можно свести к главному тезису, который утверждает, что именно родители в семье определяют тот духовно-нравственный «тренд», который дети понесут в свои жизни и свои семьи. Для скорейшего преодоления такой демографической проблемы как «утерянное» отцовство, необходима система мер, которая включала бы серьезные образовательно-воспитательные занятия как с отцами, так и с другими членами их семей, курсы «выживания» отцов, прежде всего, чтобы позитивно влиять на главное «звено» в цепочке демографических проявлений, снизить остроту кризиса и преодолеть его при полном вовлечении отцовского начала в семейное строительство, в созидание современных семей, которые остро нуждаются в этом

Литература

1. Амфилохий (Радович). Отцовство, отцеубийство и воспитание [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.pravoslavie.ru/ put/ 2053.htm. – Дата доступа: 24.01.2006.

2. ПуликовскийЯ. Стоит быть отцом. Главная карьера мужчины. – Минск, 2002.

3. Кенфилд, К. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд. – СПб.; Киев, 2001.

4. Кирпич,С.В. Духовные ценности отцовства в семье и обществе // Матер. ХV межд. Кирилло-Мефодиевских Чтений «Духовные основы социальной и экономической устойчивости современного общества», Минск, 21–24 мая 2009 г. – Мінск, 2010.

С.В. Кирпич

Другие новости и статьи

« Семья и семейные ценности как объект политического манипулирования

Отставные силовики вытесняют правозащитников »

Запись создана: Понедельник, 14 Март 2016 в 8:51 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика