Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?



Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?

Никто не мог предвидеть тех трудностей, с которыми столкнулась экономика России после распада СССР, оказавшаяся перед проблемой интеграции в глобальный капитализм. Этот глобальный вызов поставил перед российской философией задачу создания новой философии экономики, которая лишь набирает опыт ликвидации отставания философии от науки и освоения доктрины нравственной экономики. Юбилей доктрины нравственной экономики. Исполняется 10 лет с момента опубликования в российской печати статьи академика РАН Д. С. Львова «Нужна ли России своя философия экономики?». Выдвинутая в ней доктрина нравственной экономики до сих пор остается не только теоретически актуальной, но и практически злободневной.

Она основана на убеждении, что Россия должна перейти в новое идейное измерение, чтобы остановить глобальный процесс дегуманизации общества. В аксиоматическом обосновании этой доктрины автор вскрывает «самую болевую точку наших либеральных экономистов — безвозвратную потерю времени, отпущенного реформаторам», а проблему межстрановых сравнений предлагает рассматривать в терминах «времени исторического творчества», когда цена единицы времени чрезвычайно велика и ее ни в коем случае нельзя приравнивать к единице календарного времени .

Идеи доктрины нравственной экономики вдохновили многих философов на поиск философских обобщений. Откликнулись и мы статьями в двух номерах журнала «Обозреватель» , в которых писали, что отставание философии от науки ошибочно принимается за кризис научного и философского детерминизма, что связь эволюционного и цивилизационного детерминизма, через призму которых рассматриваются политэкономические процессы, может осуществляться при помощи культуры времени.

Понятие «культура времени» в экономике, на наш взгляд, отвечает тем принципам взаимоотношений личности и общества, которые кажутся весьма важными для понимания нового взгляда на интеграцию эволюционных и цивилизационных процессов, именуемую культурой экономической жизни общества. В противовес традиционному экономическому детерминизму, культура времени, опираясь на эволюционный и цивилизационный детерминизм, обращается к структурам не экономического пространства–времени, а цивилизационной субстанции, где объективность предмета и самость субъекта находятся в зависимости друг от друга и вместе с культурой цивилизационного времени составляют культуру экономической жизни. В ней идеальная связь индивидов превращается в опору цивилизационных отношений, в том числе экономических. Она дана человеку как зов высшего мира, как слово, определяющее истинный путь.

Однако теперь слово перестает звучать. Сплошь и рядом оно превращается в способ достижения утилитарных, корыстных, корпоративных целей, средство обмана, рекламы и манипуляции сознанием масс. Это ярко демонстрируют в своей внутренней и внешней политике современные руководители Украины, ставшие на позиции бандеровщины и неонацизма. В этих условиях перед человеком открывается бездна неопределенности. Утрата слова требует нового обретения человеком самого себя. В этом смысле культура времени может рассматриваться как методологическая основа материального и духовного самоопределения цивилизационного субъекта. Одним из способов такого самоопределения, на наш взгляд, может служить эффективный тайм-менеджмент: рациональное планирование своего рабочего и свободного времени.

С его помощью можно научиться качественно выполнять одно задание за другим, беречь время, рационально использовать свои талант и способности на пользу себе и людям, делать больше с меньшими затратами сил, а также по-новому оценивать роль техники, в том числе компьютеров и автоматов, в жизни человека и общества . В связи с этим увеличивается роль философского диагноза цивилизационного времени как детектора ошибок и ловушек.

Благодаря диагнозу времени можно исследовать историческое, актуальное и прожективное общественное и индивидуальное экономическое самосознание как структуры-состояния, их взаимодействие и взаимообусловленность. Появляются новые единицы «времени исторического творчества», которые мы назвали вернадами — по имени создателя учения об энергии человеческой культуры В. И. Вернадского (1863–1945).

Современная философия экономики начинается с гуманитарной кризисологии. Тот факт, что современная российская экономика больна очередным кризисом, как больна и вся глобальная экономика, не вызывает сомнения. Для нашей экономики этот процесс осложнен: «С экономической точки зрения ее специфика определяется (1) сохранением и эскалацией многих негативных черт советской экономической модели, умноженных (2) неадекватной для постсоветских условий и исторически реверсивной моделью экономических преобразований 1990-х (так называемая “шоковая терапия”) и (3) закрепленных особым типом воспроизводства, основанным на сырьевой зависимости и экономико-политической власти олигархических групп, сращенных с авторитарным государством» . Эти и другие черты экономического кризиса в России являются предметом гуманитарной кризисологии.

Какие выводы для философии экономики можно сделать из вышеизложенного?

1. Внешнее воздействие западноевропейского рынка на экономическую жизнь России и метавнешнее дестабилизирующее воздействие США на российскую политическую жизнь порождают необходимость создать на макроуровне новую синтезную культурфилософскую дисциплину — «Культура экономической жизни общества», интегрировав в ней геополитические и геоэкономические проблемы на основе культуры времени, объединяющей эволюционный и цивилизационный детерминизм.

2. На новый этап выходят процессы диалектического взаимодействия государственно-политического и социально-экономического управления на макроуровне. Важнейшее значение приобретают внутренние процессы самоорганизации российской экономики и политики с целью нейтрализации дестабилизационных воздействий, особенно в условиях «экономических санкций».

3. Анализ развития российской экономики на микроуровне возможно осуществлять на основе гуманитарной кризисологии (общегосударственного, макрорегионального, регионального, субъектного диагноза времени как детектора ошибок и ловушек), обеспечивающей контроль и триалектическую координацию в аналитике действия внутренних, внешних и метавнешних (глобальных) факторов.

4. Принципы культуры экономической жизни, культуры времени и культуры самоуправления должны разрабатываться современной развивающейся дисциплиной — философией экономики, синтезирующей эволюционный и цивилизационный детерминизм на основе диалектико-триалектической парадигмы культурновременнóго подхода.

В. И. Каширин



Другие новости и статьи

« Русская философия – форма проявления русского разума

В.И. Ленин и И.В. Сталин — символы советской эпохи и всего XX века »

Запись создана: Вторник, 23 Октябрь 2018 в 2:33 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы