23 Октябрь 2018

Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?

Никто не мог предвидеть тех трудностей, с которыми столкнулась экономика России после распада СССР, оказавшаяся перед проблемой интеграции в глобальный капитализм. Этот глобальный вызов поставил перед российской философией задачу создания новой философии экономики, которая лишь набирает опыт ликвидации отставания философии от науки и освоения доктрины нравственной экономики. Юбилей доктрины нравственной экономики. Исполняется 10 лет с момента опубликования в российской печати статьи академика РАН Д. С. Львова «Нужна ли России своя философия экономики?». Выдвинутая в ней доктрина нравственной экономики до сих пор остается не только теоретически актуальной, но и практически злободневной.

Она основана на убеждении, что Россия должна перейти в новое идейное измерение, чтобы остановить глобальный процесс дегуманизации общества. В аксиоматическом обосновании этой доктрины автор вскрывает «самую болевую точку наших либеральных экономистов — безвозвратную потерю времени, отпущенного реформаторам», а проблему межстрановых сравнений предлагает рассматривать в терминах «времени исторического творчества», когда цена единицы времени чрезвычайно велика и ее ни в коем случае нельзя приравнивать к единице календарного времени .

Идеи доктрины нравственной экономики вдохновили многих философов на поиск философских обобщений. Откликнулись и мы статьями в двух номерах журнала «Обозреватель» , в которых писали, что отставание философии от науки ошибочно принимается за кризис научного и философского детерминизма, что связь эволюционного и цивилизационного детерминизма, через призму которых рассматриваются политэкономические процессы, может осуществляться при помощи культуры времени.

Понятие «культура времени» в экономике, на наш взгляд, отвечает тем принципам взаимоотношений личности и общества, которые кажутся весьма важными для понимания нового взгляда на интеграцию эволюционных и цивилизационных процессов, именуемую культурой экономической жизни общества. В противовес традиционному экономическому детерминизму, культура времени, опираясь на эволюционный и цивилизационный детерминизм, обращается к структурам не экономического пространства–времени, а цивилизационной субстанции, где объективность предмета и самость субъекта находятся в зависимости друг от друга и вместе с культурой цивилизационного времени составляют культуру экономической жизни. В ней идеальная связь индивидов превращается в опору цивилизационных отношений, в том числе экономических. Она дана человеку как зов высшего мира, как слово, определяющее истинный путь.

Однако теперь слово перестает звучать. Сплошь и рядом оно превращается в способ достижения утилитарных, корыстных, корпоративных целей, средство обмана, рекламы и манипуляции сознанием масс. Это ярко демонстрируют в своей внутренней и внешней политике современные руководители Украины, ставшие на позиции бандеровщины и неонацизма. В этих условиях перед человеком открывается бездна неопределенности. Утрата слова требует нового обретения человеком самого себя. В этом смысле культура времени может рассматриваться как методологическая основа материального и духовного самоопределения цивилизационного субъекта. Одним из способов такого самоопределения, на наш взгляд, может служить эффективный тайм-менеджмент: рациональное планирование своего рабочего и свободного времени.

С его помощью можно научиться качественно выполнять одно задание за другим, беречь время, рационально использовать свои талант и способности на пользу себе и людям, делать больше с меньшими затратами сил, а также по-новому оценивать роль техники, в том числе компьютеров и автоматов, в жизни человека и общества . В связи с этим увеличивается роль философского диагноза цивилизационного времени как детектора ошибок и ловушек.

Благодаря диагнозу времени можно исследовать историческое, актуальное и прожективное общественное и индивидуальное экономическое самосознание как структуры-состояния, их взаимодействие и взаимообусловленность. Появляются новые единицы «времени исторического творчества», которые мы назвали вернадами — по имени создателя учения об энергии человеческой культуры В. И. Вернадского (1863–1945).

Современная философия экономики начинается с гуманитарной кризисологии. Тот факт, что современная российская экономика больна очередным кризисом, как больна и вся глобальная экономика, не вызывает сомнения. Для нашей экономики этот процесс осложнен: «С экономической точки зрения ее специфика определяется (1) сохранением и эскалацией многих негативных черт советской экономической модели, умноженных (2) неадекватной для постсоветских условий и исторически реверсивной моделью экономических преобразований 1990-х (так называемая “шоковая терапия”) и (3) закрепленных особым типом воспроизводства, основанным на сырьевой зависимости и экономико-политической власти олигархических групп, сращенных с авторитарным государством» . Эти и другие черты экономического кризиса в России являются предметом гуманитарной кризисологии.

Какие выводы для философии экономики можно сделать из вышеизложенного?

1. Внешнее воздействие западноевропейского рынка на экономическую жизнь России и метавнешнее дестабилизирующее воздействие США на российскую политическую жизнь порождают необходимость создать на макроуровне новую синтезную культурфилософскую дисциплину — «Культура экономической жизни общества», интегрировав в ней геополитические и геоэкономические проблемы на основе культуры времени, объединяющей эволюционный и цивилизационный детерминизм.

2. На новый этап выходят процессы диалектического взаимодействия государственно-политического и социально-экономического управления на макроуровне. Важнейшее значение приобретают внутренние процессы самоорганизации российской экономики и политики с целью нейтрализации дестабилизационных воздействий, особенно в условиях «экономических санкций».

3. Анализ развития российской экономики на микроуровне возможно осуществлять на основе гуманитарной кризисологии (общегосударственного, макрорегионального, регионального, субъектного диагноза времени как детектора ошибок и ловушек), обеспечивающей контроль и триалектическую координацию в аналитике действия внутренних, внешних и метавнешних (глобальных) факторов.

4. Принципы культуры экономической жизни, культуры времени и культуры самоуправления должны разрабатываться современной развивающейся дисциплиной — философией экономики, синтезирующей эволюционный и цивилизационный детерминизм на основе диалектико-триалектической парадигмы культурновременнóго подхода.

В. И. Каширин

Другие новости и статьи

« Русская философия – форма проявления русского разума

В.И. Ленин и И.В. Сталин — символы советской эпохи и всего XX века »

Запись создана: Вторник, 23 Октябрь 2018 в 2:33 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика