26 Август 2019

Роль православной церкви в формировании семейных ценностей современного общества

#РПЦ#ценности#семья

В православном богословии есть область, о которой редко упоминают, но значение данной области и связанные с нею проблемы очень велики. Это область семейной жизни. Семейная жизнь также является христианским трудом и обретение семейного очага в христианстве – это один из путей спасения души человека. Семейная жизнь благословляется целым рядом церковных таинств и молитв. Церковь заботится практически обо всех главных моментах семейной жизни – это таинство Брака и Крещения, особые молитвы при рождении ребенка и молитвы над умирающим, порядок освящения дома и т.д. В истории Православной Церкви всегда существовали проповедники, которые затрагивали проблематику семейных отношений в современном обществе.

Одним из таких проповедников был владыка Сергий, архиепископ Казанский. «В чем духовный смысл жизни в семье? – говорил владыка Сергий. – В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной – не внутренней. А в семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья – это среда, вынуждающая человека обнаруживать свои чувства. И хорошее, и плохое выходит наружу. Благодаря этому происходит ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи спасительна для нас. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, сообщает силу, ослабляет зло…» [1, c. 5]. В современном мире семья очень часто понимается лишь как средство для удовлетворения своих плотских и душевных потребностей. Государственные и общественные организации пытаются предложить пути выхода из кризиса семьи. Активное участие в поиске таких путей принимает и Православная Церковь, которая говорит не просто о семье как об основе духовно здорового общества, но о браке как о таинстве, открывающим супругам дорогу к Богу.

Роль православной культуры в формировании семейных ценностей современной молодежи является основополагающей для создания здорового и полноценного общества. Основные вопросы и проблемы семьи, которыми занимается Православная Церковь – это: – таинство Брака; – проблема интимных отношений до брака; – проблема абортов; – проблема разводов; -проблемы биомедицинской этики, связанные с перинатальными исследованиями эмбрионов и т.д. Рассмотрим некоторые позиции православия по отношению к современным нормам семейной морали. На сегодняшний день, когда наблюдается смещение гендерных ролей мужчины и женщины, когда идеалы прошлого разрушены, а новые стереотипы поведения общество еще не выработало, церковь является одним из оплотов в становлении и поддержании семейных ценностей. В прошлом у супругов были четко определенные роли.

Женщина занималась домом и воспитанием детей, мужчина зарабатывал деньги, был ответственен за семью, ее обеспечение, существование. Мужчина являлся главой семьи. Сегодня ситуация изменилась: женщина может лучше ориентироваться во многих вопросах. Иметь лучшее образование. Быть более мудрой, чем муж и зарабатывать большее количество денег. В данном случае трудно определиться, кто же является главой семьи. На почве постоянных споров о том, «кто главнее», происходит увеличение количества разводов, разрушаются молодые семьи. Николай Бердяев называл такую ситуацию кризисом рода и усматривал ее в женской эмансипации и стремлении женщины «обезьянить мужчину». Бердяев негативно относился к женской эмансипации и видел в ней путь к кризису рода и предрекал смещение гендерных ролей: «Женщина, механическим подражанием, из зависти и вражды, присваивает себе мужские свойства и делается духовным и физическим гермафродитом, т.е. карикатурой, лжебытием. Вражда пола, зависть, конкуренция и подражание противны тайне соединения.

Женская эмансипация, конечно, является симптомом кризиса рода, надлома в поле, и она лучше лицемерного принуждения в старой семье, но в ней нет нового человека и новой жизни. Основы ее ветхи» [2, c. 116]. Какой ответ дает на возникновение проблемы смещения гендерных ролей Православная Церковь? Православная церковь провозглашает равенство в семье только в том случае, когда муж и жена обладают примерно равными интеллектуальными, духовными и физическими способностями. В тех же семьях, где одна супружеская половина более слаба, чем другая, роль главы семьи на себя берет более сильный и ответственный человек. Обычно это мужчина, но сегодня роль главы семьи все чаще примеряет на себя женщина. На сегодняшний день наиболее приемлемой является позиция, когда муж и жена в равной степени несут ответственность за семью. «Принимать решения они должны после совместного обсуждения.

Тут уж совсем неверно говорить, что ктото глава семьи. Христос – глава семьи, а супруги во взаимном уважении к мнению своей второй половины избирают основой жизни своей семьи истину» [3, c. 22]. В любом храме прихожанин может побеседовать со священником по различным вопросам, которые связаны с проблемами семьи и брака. Это вопросы о смысле брака, о том, как строить супружеские отношения, как сохранить и приумножить любовь в семье. Именно поэтому в православных семьях меньше проблем и меньшее количество разводов. Если супруги прислушиваются к мнению священника, то постепенно преодолевают многие сложности и проблемы в своих взаимоотношениях. Еще один важный вопрос, который пытается донести до современной молодежи Православная Церковь – это таинство брака.

И значительное место занимает тут вопрос о добрачных связях. Православие негативно относится к сожительству и такой форме супружеских отношений как «гражданский брак». По этому вопросу православные священники выдвигают довольно весомые и значительные аргументы. «Если мужчина и женщина могут, не опасаясь греха, иметь плотское общение до брака, в то время как по причине разногласий дело может быть вообще не дойти до свадьбы, то, что из этого выйдет? Наверное, и тот и другая будут искать новых "супругов". А если и в этом случае повторится все то же самое (плотская связь, ссоры, развод до брака), неужели они всю жизнь будут оставаться безбрачными? Конечно, нет.

Оба они снова будут искать очередного сожителя. А если несчастье повторится… в третий раз, что не так уж невероятно, то они вновь выйдут на поиски "супруга"» [4, c. 13]. Церковь приравнивает такие связи к плотоугодию и называет постоянный поиск супругов «бесплатной проституцией». Естественно, «свободный брак» не способствует укреплению семьи и, следовательно, стабильности в современном обществе. Поэтому православие выступает за сохранение чистоты до брака и призывает к бережному отношению молодых людей к таинству брака. Слабость современной семьи – это, прежде всего, результат нашей собственной неготовности к браку, результат стереотипов и иллюзий, которые определяют, чего мы ожидаем от совместной жизни.

Многие принятые в современной культуре представления относительно человеческих отношений, пола, брака не только являются ложными по своей сути, но и обрекают тех, кто им следует, на неизбежное несчастье. Как утверждает иеромонах Димитрий Першин: «…вопрос о семье и демографии это вопрос не только об уровне жизни, но и о тех смыслах, которые наделяют эту жизнь радостью. А также о навыках, без которых непросто взрастить новые жизни. К сожалению, эти смыслы и навыки ныне утрачены, а стало быть, их надо возвращать в жизнь людей» [5, c. 27]. Православие, в свою очередь, возвращает обществу и семье утраченные смыслы.

Православная Церковь не только декларирует высокие брачные идеалы, но и делает все возможное в направлении политики семьи, ее укрепления и процветания в современном обществе.

Литература

1. Семья – малая церковь / Сост. Александр, епископ. – Москва, 2003.

2. Бердяев, Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. – СПб., 2007.

3. ПархоменкоКонстантин, священник. Современная семья: между безответственностью и жертвенностью // Фома. – Москва, 2009. – №7.

4. Церковь о добрачных связях и абортах / Сост. Епифаний Феодоропулос, архимандрит; пер. с новогреч. А. Севериненко. – Москва, 2002. 5. ПершинДимитрий, иеромонах. И все они были счастливы // Фома. – Москва, 2008

Ю.А. Коломийцева

Другие новости и статьи

« Формирование установок на самостоятельное поведение молодежи как фактор демографического развития России

Служебное жилье для военнослужащих Центрального Военного округа »

Запись создана: Понедельник, 26 Август 2019 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика