Вечные ценности семейного воспитания в информационном поле вселенной



Вечные ценности семейного воспитания в информационном поле вселенной

#воспитание#семья#общество

Важнейшую роль в жизни человека играет семья – основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Ребенок – чистая доска, на которой можно нарисовать икону, прекрасный пейзаж или замечательный портрет. Или, наоборот, нацарапать грязный рисунок или неприличное слово. Поэтому значимым является определение семейных ценностей и нравственных ориентиров, способных стать основой для формирования личности современника.

Особую актуальность приобретает философское осмысление проблемы ценностей, лежащих в основе семейного воспитания, в ситуации духовно-нравственного кризиса в современном обществе, когда утрачена гармония человека: с природой, с обществом и с самим собой. Противоречивые нормативно-ценностные эталоны, сомнительные в моральном плане (или аморальные по существу) идеалы и принципы не могут стать духовной опорой и полноценной основой для формирования разумного и нравственного человека. Следовательно, для гармоничного развития и совершенствования личности необходимо иное, более совершенное и устойчивое начало: вечные истины, общечеловеческие ценности. Нам представляется важным и актуальным социальнофилософское исследование проблемы формирования личности в семье в связи и взаимодействии с информационным полем Вселенной – ноокосмосом.

К разработке концепции трансляции ценностей (в частности – семейных) через духовную связь человека с ноокосмосом автора привел поиск некого аксиологического единства, жизнеспособных нормативно-ценностных констант, которые могут стать ведущими интеллектуальными и духовнонравственными координатами в процессе развития и совершенствования личности современника, Обоснование данного тезиса требует небольшого экскурса к дефиниции понятий ноосферы и ноокосмоса. Философское осмысление понятия «ноокосмос» позволило нам дать следующее определение: ноокосмос – разумное творческое начало Вселенной, содержащее и сохраняющее информацию о ней [1, с. 470].

В отличие от планетарной ноосферы у В. Вернадского, ноокосмос имеет вселенскую значимость, является безграничным информационным полем – средоточием вечных истин и ценностей, так необходимых сегодня каждому в качестве экзистенциальной опоры и ведущих моральных ориентиров. Ноосфера – понятие земное, присущее нашей планете, связанное с историей живущих на ней разумных существ. Она пополняется многомерными и разноплановыми результатами интеллектуальной и духовной деятельности человека, т.е. зависима от него в своем ценностном наполнении. Иными словами, ноосфера содержит то, что «вложит» в нее человек как часть биосферы земли и носитель земного разума.

И «почерпнуть» из нее он сможет лишь то, что создано предками или современниками. Как известно, в ценностной основе личностной парадигмы могут наличествовать некие вечные, вневременные нормативные и ценностные представления и ориентации, имеющие непреходящее значение (например, ценности человеческой жизни, любви, милосердия, нормы-заповеди «не убей», «не укради», ориентации на преобразующую творческую деятельность или достижение материального достатка и комфорта). Назовем их ноокосмическими ценностями.

С другой стороны, в ценностном мире человека есть и специфические черты, выражающие исторические, национальные и другие особенности его бытия (например, важными и существенными чертами русского культурного архетипа являются религиозность, традиционализм, соборность и коллективизм, «широта души», искренность и эмоциональность, бескорыстие и др.). Определим эти ценности как ноосферные. Следовательно, семейные традиции, сформированные на ноосферном уровне, представляют собой различные интерпретации ценностных представлений разных национальных, социальных и др. общностей и имеют соответственно «локальную» аксиологическую значимость. То есть семейные ценности и традиции ноосферного уровня «привязывают» человека к определенному национальному, социальному и др. фрагментам бытия и не имеют статуса всеобщности.

Поэтому при изменении «локальных» условий жизни человека ряд семейных ценностей, усвоенных им в качестве аксиологических ориентиров, может оказаться не задействованным в социальной практике. Однако то, что ребенок приобретает в семье, сохраняется навсегда. Процесс ценностной рекомбинации может стать для взрослого человека серьезным испытанием – не случайно распадаются браки, когда супруги воспитывались в семьях с различными (или диаметрально противоположными) аксиологическими установками. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей: слова, дела и поступки, стиль взаимоотношений, весь семейный уклад, образ жизни семьи – это целая система воспитательных взаимодействий, в рамках которой происходит начальное воспитание ребенка. Именно в семье формируется первоначальный опыт межличностных отношений, идеалы, убеждения, приобщение к духовным ценностям, происходит выявление и реализация не только физических, но и духовных сущностных потенций ребенка, формируется нравственная культура. Когда воспитание осуществляется на ноосферном ценностном уровне, человек выбирает из различных интерпретаций (не всегда удачных) те семейные ценности, которые наиболее приемлемы для его окружения (социального, национального, религиозного и др.).

Воспитание в семье в этом случае находится на уровне репродукции ценностей, и выбор осуществляется из ограниченного ценностного пространства. Человек оказывается замкнутым в ноосферном круговороте, отражающем нормативно-ценностные трансформации современной социальной реальности. Однако творческий субъект в креативном акте способен «прорваться» на иной (несоизмеримо более высокий) интеллектуальный уровень – в ноокосмос. Ноосфера – это проявление ноокосмоса на планетарном уровне, определяющем разумное состояние биосферы Земли на данный момент времени. Это – бесконечно малая величина в информационном поле ноокосмоса. Следовательно, ноосферное информационное поле несоизмеримо уже ноокосмического, является лишь небольшой его частью, подвижной и неустойчивой.

Информация ноокосмоса содержит, кроме изменчивых ноосферных (и, возможно, других – «иносферных») фрагментов, устойчивые и незыблемые «вечные» истины, ценности и нормы. Можно предположить, что индивид, выбирающий изменчивые и противоречивые ноосферные ценности в качестве аксиологических ориентиров, рискует оказаться невостребованным при очередной смене ценностной парадигмы социума. Напротив, ориентация на непреходящие вечные ноокосмические истины даст человеку ощущение устойчивости: он обретет способность твердо стоять на ногах при любой «перестройке» или «переоценке ценностей», даже если мир вокруг него рушится. Например, приобщение к «вечным» христианским ценностям может послужить действенным «лекарством» от индивидуализма и партикулярности, ставших печальной приметой современного общества. С одной стороны, человек является элементом природного и социального целого – «мира», с другой – образом Божием, личностью, наделенной высокой духовностью. Очень трудно гармонично сочетать в себе два эти начала, диктующие различные (иногда – диаметрально противоположные) помыслы и поступки.

Но тут важно определиться в главном: добыть материальные «сокровища» и сделать карьеру любой ценой или не унижаться, не поступаться своей честью? Вместо того чтобы отдавать все свои силы накоплению внешних преходящих благ, человеку лучше позаботиться о приобретении внутреннего богатства («талантов» – умственных и душевных способностей – и добродетелей), которое подлинно ценно и будет его вечным достоянием. Попытка совместить духовное обогащение с материальным похожа на одновременное служение двум требовательным хозяевам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть; не можете служить Богу и мамонне!» [Мт. 6:24]. Поэтому каждому приходится выбирать: служить Богу или мамонне (языческому божеству, покровительствовавшему богатству), стремиться к власти и материальному благосостоянию или хранить и преумножать сокровища духа. Заметим, что эти строки из древней Нагорной проповеди созвучны размышлениям в книге Э. Фромма «Иметь или быть», написанной в ХХ столетии. И в том, и в другом случае речь идет о нравственном выборе человека между приспособлением к среде, сулящим определенные «мирские» выгоды, и сохранением собственной индивидуальности даже путем утраты материальных и социальных благ. То есть, пользуясь нашей терминологией, выбор осуществляется между ноосферными приоритетами меркантильности и конформизма, с одной стороны, и ноокосмическими ценностями свободы самовоплощения и самосовершенствования, с другой.

Разумеется, автор отдает себе отчет в том, что подобное противопоставление ноосферного и ноокосмического информационных полей условно. Однако оно иллюстрирует наш тезис о возможности духовного прорыва в ноокосмос для разумной, творческой и моральной личности [2, с. 76]. Личности, обладающие духовностью (развитым субъективным духом), и (или) выдающимися интеллектуальными и (или) художественными способностями, выходят за пределы ноосферы и постепенно приближаются к осознанию ноокосмоса как явления более высокого порядка, с неограниченными возможностями. В семьях таких людей воспитательный процесс превратится из ценностной репродукции в процесс перманентного аксиологического творчества. Автор полагает, что существует прямая и обратная информационная связь человека и ноокосмоса. В процессе прямой связи с ноокосмосом творческие субъекты обогащаются вечными достижениями общего духа – «приобщаются» к вечности. Обратная связь с ноокосмосом реализуется в том, творения субъективного духа и разума «обобщаются» (или обобществляются) – приобретают непреходящее значение для человечества, повышая креативность личности, подготавливая новые свершения.

Таким образом, в духовной связи и взаимодействии с человеком, творческий логос ноокосмического информационного поля не только способствует гармоничному развитию и совершенствованию конкретной личности, но и преумножает общую креативность в ноосферном пространстве. Итак, информация ноокосмоса – разумного творческого начала Вселенной – является значимым ценностным компонентом интеллектуальной и духовной жизни человека и играет большую роль в семейном воспитании. Человек, выросший в семье, ориентированной на вечные ноокосмические ценности, будет жить с ощущением чести и ответственности за продолжение дел своих предков. Следовательно, и его потомки в своей семейной жизни будут правильно сориентированы в выборе жизненного пути, сохранении родовой памяти, традиций и обычаев.

Литература

1. Артюхович Ю.В., Полосухин, В.А. Гармония Вселенной: принцип рациональной гуманности // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры. Материалы междунар. науч. конф., НАН Беларуси, Ин-т философии; науч. ред. совет: А.А.Лазаревич [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 469–471.

2. Полосухин В.А., Артюхович, Ю.В. Философские аспекты взаимодействия человека и природы // Вестник СевКавГТИ. – Ставрополь, 2011. Вып. 11. – С. 73 –77

В.А. Полосухин



Другие новости и статьи

« Роль государственной молодежной политики в гармонизации семейных отношений

Семья и брак в свете православной антропологии »

Запись создана: Пятница, 14 Июнь 2019 в 0:11 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы