Роль государственной молодежной политики в гармонизации семейных отношений



Роль государственной молодежной политики в гармонизации семейных отношений

#брак#семья#государство

В подчеркнуто идеалистическом ракурсе современный английский исследователь Алекс Бэттлер определяет семью как «такой социальный организм общества, который обеспечивает прогресс человечества в сторону бессмертия» [1, с. 13]. Исторически семья является наиболее важным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство цивилизации в биологическом, социальном и культурном аспектах.

Об этом свидетельствует объем функций, которые выполняет семья в современном обществе: рождение и воспитание детей; сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение целого комплекса разнородных потребностей людей (интеллектуальных, эмоциональных, психологических, биологических и т.д.); создание условий для личностного развития членов семьи; ведение домашнего хозяйства и оказание экономической помощи членам семьи; охрана здоровья членов семьи и т.д. Поэтому пристальное исследовательское внимание к проблематике трансформации институтов семьи и брака в глобальном мире обусловлено противоречивыми социальными и культурными последствиями данного процесса.

Они как предоставляют новые возможности для личностного и профессионального развития мужчин и женщин, так и ставят современное общество перед качественно иными вызовами и угрозами. Амбивалентный характер трансформации базовых социальных институтов человечества на постиндустриальном этапе его развития, выражающийся в изменении семейных ценностей, ролей и практик, актуализирует вопрос гармонизации его социокультурного пространства, а также методологических и технологических аспектов данного процесса.

Во-первых, это акцентирует проблематику качества социальной политики современного государства в сфере семейных отношений, ее аксиологического, нормативно-правового, социально-экономического и организационно-управленческого обеспечения. И, во-вторых, актуализирует проблематику модернизации системы образования и воспитания в аспекте достижения эффективных параметров процесса формирования человеческого капитала, где особое значение приобретает социокультурный фактор, как инструмент преодоления негативных последствий глобализации.

В определенной степени линзой, фокусирующей процессы оптимизации социальной и образовательной политики государства, выступает молодежная политика. В Республике Беларусь под государственной молодежной политикой понимается многоаспектная система мер, осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. Внимание к молодежи, как особой социальной группе, обусловлено ее восприимчивостью к происходящим в обществе процессам и переменам, накладывающим свой отпечаток на ее формирующееся сознание и, соответственно, обусловливающим тенденции социального развития.

Семья является институциональной основой процессов воспроизводства населения, которые качественно и количественно определяют трудовые ресурсы, обусловливают динамику общественного производства и потребления, уровень развития сферы услуг и, тем самым, делают возможным достижение устойчивого развития страны. Именно поэтому одним из основных направлений государственной молодежной политики является поддержка молодых семей посредством создания государством необходимых условий, обеспечивающих укрепление института семьи в белорусском обществе. С одной стороны, это социальноэкономические и организационные меры, нацеленные на развитие соответствующей социальной инфраструктуры по подготовке молодежи к браку и семейной жизни, а также обслуживанию молодой семьи. Это консультационная и научно-методическая помощь, издательская деятельность, система государственных

пособий семьям с детьми, льготное кредитование, жилищное строительство и т.д. С другой, – различные меры по стимулированию молодежи к созданию полной многодетной семьи, где каждый из родителей ответственно относится к исполнению семейных обязанностей. Так, например, в Лидском районе в рамках реализации направления работы по укреплению института молодой семьи ежегодно проводится акция «Крепкая семья – сильная страна!», включавшая в себя конкурс молодых семей «Семья – кристалл общества», поздравление молодоженов к 14 февраля (день святого Валентина), организацию круглых столов по проблемам семейного неблагополучия с привлечением заинтересованных структур.

Однако возникает вопрос в том, насколько учитывает данное направление государственной молодежной политики радикальные трансформации института семьи в современном обществе, существенно изменившие ценности, нормы и установки относительно брака и семьи, незыблемые для прежних поколений. В данном случае можно выделить некоторые значимые трансформационные изменения института семьи и брака в современном обществе.

Во-первых, появление новых форм брачно-семейных отношений, которые постепенно вытесняют традиционный брак на периферию социального пространства глобального мира (например, гражданский брак, сезонный брак, гостевой брак, удаленное многоженство и многомужество, последовательная полигамия, snack-брак, открытый брак и т.д.). В качестве основных мотивов социокультурной делегитимации традиционного брака выступают такие причины, как дефицит времени и ресурсов, сложность выстраивания близких отношений, феминизация общества, увеличение географической и социальной мобильности индивидов, повышение значимости индивидуалистических ценностей и гедонистических установок в современном потребительском обществе. Как следствие, возникновение удаленного брака, предполагающего фактическое наличие нескольких семейных домохозяйств (при юридически оформленном одном брачном союзе), разделенных государственными границами. В постсоветском обществе он практикуется преимущественно трудовыми мигрантами с целью легального закрепления в стране пребывания. Во-вторых, абсолютизация психологических аспектов межличностных отношений в семье, что обусловило зависимость стабильного партнерства от достижения супругами определенной психологической зрелости.

Следствием этого стало появление, например, практики раздельного проживания супругов (гостевой брак), которые регулярно встречаются и проводят вместе время только на основе достаточно узкого и даже утилитарного спектра мотивов. Кроме того, культурно приемлемой нормой в современном обществе стала такая неустойчивая, гедонистически ориентированная и эмоционально насыщенная форма брака, как открытый брак. В качестве его экстремальных версий выступают полигиния и полиандрия, которые в модифицированном виде присутствуют в жизни современного урбанизированного общества в форме коммунального брака (например, в сквотах, где он часто практикуется молодыми маргиналами, представляющими художественный андеграунд) или виртуального многоженства (многомужества).

В последнем случае благодаря возможностям современных информационно-компьютерных технологий выстраивается параллельная реальность, воспроизводящая различные аспекты отношений между мужчиной и женщиной, юридически не являющихся супругами. В-третьих, инструментализация брака и семьи, которая привела к целому ряду разнородных негативных социальных явлений в современном обществе: увеличение доли рожденных вне брака детей, низкий уровень рождаемости в развитых странах мира, ориентация на однодетную семью, повышение уровня разводов и т.д.

Утилитарный подход к браку и семье в современном обществе привел не только к тому, что характерным явлением стало откладывание женщинами рождения детей на более поздние возрастные сроки (30–35 лет), вплоть до установления экстремальных возрастных рекордов материнства, но и к сознательному и принципиальному отказу от детей как таковых (феномен чайлдфри). Характерно, что мотивом добровольной бездетности в браке является как желание максимизировать использование имеющихся у партнеров ресурсов, в первую очередь в досуговой сфере, так и опасение гипотетического или реального ценностного конфликта между разными поколениями (иллюстрацией здесь служат недавние погромы во французских, бельгийских или английских городах).

В-четвертых, трансформация гендерного уклада и изменение традиционного распределения ролей в семье, что обусловлено растущими в обществе тенденциями индивидуализма и рационализма и нашло свое выражение в актуализации эгалитарной модели семейных отношений. Естественно, усиливающаяся феминизация актуализирует принцип равных возможностей женщин и мужчин в труде и общественной жизни и, тем самым, создает благоприятные предпосылки для профессиональной и социальной самореализации женщин. Однако она пока не может поставить под сомнение зависимость семейного статуса женщины от статусов домашней хозяйки и воспитательницы детей, хотя и создает определенное напряжение в гендерном аспекте.

В-пятых, минимизация воспитательной функции семьи в современном обществе, обусловленное как экспансией других институтов социализации (образование, средства массовой коммуникации и т.д.), так и деградацией самого института семьи. Об этом, например, свидетельствует социокультурная легитимация развода, который зачастую рассматривается не как тяжелая социальная или экзистенциальная ситуация, а как специфическая форма санации отношений между партнерами. В итоге содержание и формы семейного воспитания, актуализирующие познание и труд, индивидуальный пример и оценку, лично значимое поощрение и наказание, постепенно утрачивают свое значение и перестают оказывать воздействие на формирование личности ребенка. А ведь именно семья является тем пространством, в котором с раннего возраста формируется сознание человека, воспитываются его воля и чувства, усваиваются нормы морали и навыки совместного труда, формируются идеалы и жизненные планы.

Так, современный корейский философ Ли Кван Сун по этому вопросу пишет: «Социализация особенно эффективна при условии, что есть преемственность между настоящим, прошлым и будущим, и эту связь должна обеспечивать семья. Только в семье создается атмосфера, где все заботятся о каждом, а каждый обо всех» [2, с. 150]. Таким образом, воспитание и духовнонравственное развитие подрастающего поколения выходит за пределы института семьи, что проблематизирует передачу и освоение социального опыта будущими поколениями, а в гносеологическом аспекте является как актуальной социокультурной, так и морально-этической проблемой.

Таким образом, отмеченные признаки трансформации семьи, нашедшие свое выражение, например, в долговременной тенденции уменьшения численности населения вследствие установившегося суженного режима воспроизводства, что стало главной проблемой демографического развития современного белорусского общества, актуализируют повышение роли государственной молодежной политики в гармонизации семейных отношений.

В данном случае речь идет как о разработке конкретных мер поддержки молодой семьи на региональном и республиканском уровнях, так и об определенной ценностной и целевой корректировке социальной политики белорусского государства в данной сфере, позволяющей минимизировать негативные социокультурные последствия глобализации.

Литература

1. Бэттлер, А. О любви, семье и государстве: Философскосоциологический очерк. – М., 2006.

2.ЛиКван Сун. Социально-философский анализ семьи (на примере корейской семьи) // Философия и общество. – 2010. – № 3. – С. 149–161

Д.И. Наумов, С.Н. Бабошенкова



Другие новости и статьи

« Трансформация семейных ценностей и насилие на экране

Вечные ценности семейного воспитания в информационном поле вселенной »

Запись создана: Пятница, 14 Июнь 2019 в 0:05 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы