Трансформация семейных ценностей и насилие на экране



Трансформация семейных ценностей и насилие на экране

#брак#ценности#семья

Специалисты отмечают, что чаще всего корни агрессивности нужно искать в семье. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, если воспитывается в атмосфере жесткого давления, то в последующем эмоциональный дискомфорт, который он постоянно испытывает, как правило, находит прямое выражение в агрессивных действиях. Согласно современным исследованиям, у большинства так называемых «трудных» подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении, принятии и любви [1, с. 73].

В ведь именно эти потребности закладываются в семейном воспитании, которое является фундаментом построения личностных качеств, черт характера, особенностей поведения. Нужно признать, что, к сожалению, насилие сопровождало процесс воспитания на многих этапах человеческого развития. Например, в исследованиях Е.Н. Волковой отмечено, что до IV века нашей эры детоубийство вовсе не считалось нарушением правовых и моральных норм в обществе. Во многих первобытных племенах родители приносили своих детей в жертву, а главным «воспитательным» методом считалась жестокость. Ребенка, который не был безупречен по физическим параметрам, как правило, умертвляли в раннем детстве. За непослушание детей ожидала жестокая расправа: их избивали, морили голодом [2, с. 17]. Христианская церковь проповедовала недопустимость детоубийства.

Однако и Средние века, и Новое время сопровождались по-прежнему жестоким отношением к ребенку, которого могли продать в рабство, отдать в залог за долговые обязательства, передать на воспитание в работный дом. Такое отношение к детям сохранялось долгие годы и нашло свое отражение в классической литературе (Ч. Диккенс, А.П. Чехов и др.). Только в ХХ веке мировое сообщество во весь голос стало обсуждать проблему необходимости защиты ребенка от насилия и жестокости. В частности, с начала прошлого столетия был принят ряд важных документов по защите прав детей. Например, в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация, в которой провозглашалось создание условий для нормального духовного и физического развития ребенка. В 1945 году был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 – принята Всеобщая Декларация прав человека, в которой провозглашалось право на защиту семьи со стороны общества и государства, а также право детей на особую защиту и помощь. В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка. В России первым законодательным документом, в котором жестокое обращение с детьми стало рассматриваться как основание для лишения родителей их прав, стал «Кодекс о Браке и Семье», принятый РСФСР в 1968 году. Во второй половине ХХ столетия к проблемам насилия в семейном воспитании были посвящены исследования зарубежных и отечественных педагогов, психологов, социологов, врачей и т.д.

К примеру, в начале 60-х годов американский врач Н. Кемп впервые провел фундаментальное научное исследование, где подробно изучил «синдром избиваемого ребенка». В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ столетия в России появились первые исследования, посвященные проблеме психологического насилия над ребенком в семье, к которому стали относить психологическое пренебрежение и игнорирование жизненно важных нужд детей. Вопросам семейного воспитания был посвящен ряд научных психолого-педагогических исследований, в ходе которых было выявлено, что образ и стиль жизни семьи, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной деятельности – все это, вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребенка и в значительной степени формировать его мировоззрение. Одной из важнейших характеристик семьи стало признаваться отношение старших членов семьи к младшим, признание ребенка как высшей ценности семьи. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что все эти факторы так или иначе влияют на цели и стиль семейного воспитания. Современные исследователи все чаще говорят о кризисе семейных отношений. Ученые отмечают, что для российской семьи конца ХХ – начала ХХI века характерна утрата таких общечеловеческих ценностей как любовь, забота и поддержка. Последние годы статистика разводов неуклонно растет, увеличивается количество неполных семей. Например, в нашей стране каждый второй брак заканчивается разводом, однако, если учесть бум гражданских семей, эту статистику едва ли можно считать полностью объективной.

Поэтому укрепление института семьи становится важной проблемой современного общества. От того, какими были семейные взаимоотношения, во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека и воспитание следующих поколений. Известные исследователи, создатели семейной терапии Карл Витакер и Огастус Нейпир в предисловии к книге «Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь», подчеркивают: «если у кого-то возникают психологические проблемы, то, прежде всего, необходимо взглянуть опытным профессиональным взглядом на его семью – возможно, именно там можно найти как источники проблем, так и средства их преодоления» [3, с. 4]. Семейное насилие может проявляться в разных формах – от словесного оскорбления и унижения достоинства, до суровых физических наказаний.

Психологами было установлено, что большинство родителей – сторонников физического наказания детей, обладают определенными личностными особенностями: заниженной самооценкой, стремлением доминировать над другими людьми. Признавая единственно верным собственное мнение, такие родители любое неповиновение ребенка, или высказанное желание иметь собственное мнение, чаще всего воспринимают как угрозу собственному авторитету, ведущему к ломке семейных правил и устоев. Впрочем, насилие в семейных взаимоотношениях может проявляться не только в прямом физическом, но и в психологическом (косвенном) воздействии. Психологическое насилие – явление гораздо более широкое, чем насилие физическое. В целом, его специфика заключается в информационном воздействии на другого человека. К психологическому насилию относятся такие явления, как оскорбление, унижение достоинства ребенка, манипулирование и обман со стороны взрослых, психологическое давление и другие многочисленные проявления неуважения к ребенку как к личности. Психологическое или эмоциональное насилие гораздо труднее выявить, чем насилие физическое.

Однако его последствия бывают нисколько не менее опасны, чем насилия физического. Это – повышенная тревожность детей и развивающиеся неврозы, заикание и трудности в общении, задержка психического развития и агрессивность, замкнутость и эмоциональная неуравновешенность, недоверчивость и неуверенность в своих силах т.д. Весьма плачевные последствия для развития и эмоционального благополучия ребенка могут также иметь место в семьях, где со стороны взрослых проявляется равнодушие или демонстративное отвержение ребенка, и родители отстраняются от его проблем. Ребенок в процессе такого семейного общения приобретает опыт безразличных и формальных взаимоотношений между людьми, взаимоотношений, которые лишенных доверия и эмоциональной близости. Пренебрежение жизненными нуждами ребенка признается еще одной формой семейного насилия. Оно заключается в невыполнении родителями своих обязанностей. Отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, называемое еще социальным сиротством означает на деле, что ребенок фактически является сиротой при живых родителях.

Например, известно, что «около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детейсирот превысило 650 тыс (причем 95% из них – это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей)» [4, с. 6]. Последствия пренебрежительного отношения к ребенку со стороны родителей проявляются достаточно рано. Так, по свидетельству психологов Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова, уже к подростковому возрасту у таких детей часто наблюдаются отклонения здоровья, маленький рост, вес, или, наоборот, ожирение, задержка полового или психического развития. Подростки, находящиеся в состоянии пренебрежения со стороны семьи часто пропускают занятия в школе, отличаются лживостью и агрессивностью, рано начинают употреблять алкоголь, наркотики [5, с. 43]. В числе возможных последствий проживания ребенка в такой семье, которые могут проявляться уже в подростковом возрасте – побеги из дома, правонарушения и т.д. Ребенок, ставший жертвой внутрисемейного насилия, попадает в чрезвычайно трудное положение, представляющее опасность для его жизни, здоровья и нормального развития.

Нередко у такого ребенка формируется так называемый «комплекс жертвы», который может сопровождать его всю последующую жизнь. Став взрослыми, люди, испытавшие на себе физическое насилие со стороны родителей, часто бывают не уверены в себе, обладают низкой самооценкой, не имеют твердой жизненной позиции. Неуверенность, боязнь, тревога, понимание собственной ненужности и одиночества, зачастую толкает жертву насилия к саморазрушающему поведению (алкоголизму, наркомании, попыткам суицида). «Комплекс жертвы», присущий преимущественно, неуверенным в себе, робким, внушаемым, пассивным, не умеющим постоять за себя и собственное мнение, людям, делает человека уязвимым перед более сильными и властными людьми, жизненными обстоятельствами, трудностями, которые кажутся непреодолимыми. И особенно остро это проявляется в детстве, недаром многие дети – жертвы семейного насилия становятся изгоями и в школьных коллективах, и в группах сверстников. Никто сегодня не станет спорить с утверждением, что в жизни современного человека информация играет очень важную роль.

Львиную долю этой информации несут медиаисточники – средства массовой информации (телевидение, Интернет, пресса, радио). Важное значение средства массовой информации имеют не только в жизни взрослых, но и детей, для которых знакомство с миром происходит не только при непосредственном общении с новыми людьми и наблюдениях за ними, но и посредством общения с произведениями массовой культуры (фильмами, компьютерными играми, популярной музыкой и т.д.). Как известно, в произведениях медиакультуры (кинофильмах, статьях в газетах и журналах, телепередачах, компьютерных играх и сайтах и т.д.) находят свое отражение все социальные, моральные, культурные процессы, происходящие в обществе.

И это отражение касается не только происходящих событий, но и чувств, мыслей, переживаемых каждым зрителем, читателем, пользователем или слушателем. К сожалению, с насилием ребенок может встретиться не только в школе или на улице. Многочисленные сцены насилия и жестокости ребенок практически ежедневно видит на экране телевизора, в Интернете, узнает о нем из криминальной хроники в прессе и т.д. К примеру, американские ученые подсчитали, что до достижения 18 лет молодые люди становятся свидетелями примерно 200 000 актов насилия, которое ежедневно и ежечасно транслирует телевидение [6, с. 45]. Даже в, казалось бы, вполне безобидных мультипликационных фильмах, которые транслируются по всем телевизионным каналам, дети видят акт насилия каждые две минуты. Что уж говорить о бесконечном показе или описании трупов, перестрелок, ограблений и т.д., регулярно мелькающих в программах криминальной хроники, показ которых неоднократно повторяется в течение дня.

Е.С. Полат, говоря об опасностях Интернет, отмечает, что «передачи о распространении наркотиков часто служат не столько средством отвращения от них, сколько указанием конкретной информации, где и у кого можно эти наркотики достать. В ряде случаев информационные передачи о криминале служат учебным пособием по изготовлению или способам хранения и применения оружия. Вспомним недавно прошедшую по ТВ информацию о задержании в США террориста, собиравшегося взорвать несколько зданий с применением ядерного оружия, способ изготовления которого он нашел в Интернете» [7].

Иными словами, в кинофильмах или компьютерных играх, например, криминального жанра, обилие постоянно демонстрируемого жестоких сцен может привести к формированию неоправданной терпимости по отношению к ним. К.А. Тарасов определил насилие на экране как изображение взаимодействия человека с экраном, «в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц)» [8, с. 69]. Многие современные исследователи с обеспокоенностью констатируют, что медианасилие (то есть насилие, транслируемое СМИ) оказывает негативное влияние на современную аудиторию – взрослых и особенно детей. К примеру, выявлено, что воздействие экранного насилия на подрастающее поколение связано с целым рядом причин, среди которых выделяют потребность детей и подростков в общении, необходимость самоутвердиться, завоевать авторитет, повышенную внушаемость и склонность подражать экранным кумирам и т.д.

Негативное влияние медианасилия на ребенка стало общепризнанным фактом. К его последствиям многие исследователи относят: – изменения в поведении, связанные с агрессией и жестокостью; – смещение жизненных ценностей, где главным становится стремление доминировать над окружающими людьми; – стремление подражать отрицательным экранным героям в общении, манерах; – повышение риска криминогенного и асоциального поведения и многие другие. Между тем, известно, что медианасилие надолго остается в памяти ребенка, способно вызывать угнетенное эмоциональное состояние или наоборот, повышенную агрессию. Между тем, ребенок с самого раннего детства приобщается к тем фильмам или программам, которые смотрят его родители. Это означает, что немаловажную роль в воспитании критического отношения ребенка к медианасилию может сыграть семья. А ведь некоторые родители почему-то уверены, что при помощи фильмов с реалистическим насилием можно воспитать сильную волю и характер.

Кроме этого, родители, сами порой того не желая, воспитывают в ребенке равнодушное отношение к чужой боли и страданиям, создают ситуации терпимого отношения к насилию как к обыденному явлению. Существует множество разных факторов, которые скрывают корни интереса или отвержения медианасилия современным подростком. Но в любом случае, насилие, происходящее на экране, оказывает воздействие на психику. В современном обществе, где, к сожалению, насилие и агрессия представляется иногда панацеей при решении конфликтов и сложных проблем, на первый план выходят вопросы, касающиеся воспитания подрастающего поколения, находящегося под постоянным воздействием медийного потока, поколения, которому через несколько лет предстоит самостоятельно ориентироваться не только в виртуальной, но и в реальной жизни, научиться отличать доброго человека от злого, а миролюбивого – от агрессивного и кровожадного. И в этой жизни новому поколению придется делать свой осознанный выбор между миром и войной, любовью и ненавистью, добросердечием и злобой… Любое насилие, наносит детям, прежде всего, психологическую травму, последствия которой могут ощущаться еще долгие годы.

Именно поэтому защита детей от насилия стала государственной проблемой во всем цивилизованном мире. На решение этой проблемы направлены и основные положения документов, принятых ЮНЕСКО и ООН, предпринимаются меры для совершенствования системы защиты детей от насилия и жестокости, создания условий для их нормального развития и полноценной жизни в обществе. Для предотвращения роста действий против детей, пострадавших от различных форм насилия, требуется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, медикосоциального, педагогического и психологического характера. Разработкой программ и технологий социально-педагогического сопровождения детей, переживших семейное насилие, в настоящее время занимаются такие известные педагоги и психологи как Е.Н. Волкова, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов, Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова, А.А. Осипова и др.

Сегодня во многих городах России создаются специальные общественные фонды, благотворительные организации, оказывающие помощь детям – жертвам насилия. Социальные службы также осуществляют деятельность по предотвращению насилия над детьми. Примерами такой деятельности могут быть открывающиеся в разных городах России центры социального здоровья детей, центры социальной реабилитации детей и подростков, социальные приюты, центры социальной помощи, телефоны доверия и т.д. Получить помощь в случаях семейного насилия или узнать о мерах его профилактики возможно теперь и на многочисленных сайтах в Интернете. Во всем мире ширится круг специальных центров, занимающихся профилактикой и преодолением случаев семейного насилия. Этими центрами реализуются специальные программы, организуются семинары и школы для педагогов и родителей, оказывается психологическая и юридическая помощь жертвам насилия. Например, группой американских ученых под руководством К. Оллред была разработана специальная программа для школьников, имеющая название «Позитив Экшн» («Воспитание личности ребенка положительным поступком»). В 1982 г. эта программа была отмечена в США призом «Лучшая программа нации» как победитель общенационального конкурса среди других программ в области воспитания.

В этой программе предложена интересная педагогическая технология, помогающая ребенку научиться в семье, школе, в общении со сверстниками делать самостоятельный выбор. Исходным понятием программы выступает положительный поступок как основа творческого продвижения ребенка в личностном развитии. Так, например, положительный поступок включает умения ребенка оказать действенную помощь сверстникам, быть справедливым и честным по отношению к себе, признавать свои сильные и слабые стороны, принимать личную ответственность за то, что он делает, преодолевать страх перед новым и неизвестным, преодолевать трудные ситуации и события, рассматривать с позиции другого человека и др. Исследования подтвердили, что применение данной программы стабильно улучшает самооценку, способствует развитию самостоятельности и инициативности школьников, улучшает психологический климат в коллективе, формирует полезные навыки саморегуляции, обеспечивает достижение психического здоровья детей [9, с. 12].

Ряд проектов по защите ребенка от насилия был подготовлен Специальным комитетом по предотвращению насилия над детьми в Канаде. Среди них – программы групповой терапии для детей, пострадавших от внутрисемейного насилия, а также специальные программы для педагогов, позволяющие предпринять верные шаги при обнаружении в классе детей – жертв насилия и не допустить повторения подобных действий против ребенка. В нашей стране также разработан ряд программ против насилия над детьми для педагогов, детей и родителей. К ним можно отнести, например, программы тренинговых занятий для подростков «Сотрудничать с взрослыми. Я могу!». Этот тренинг направлен на достижение успешности в общении подростка и взрослых. Его основной стратегией является активизация сил самого подростка для решения возникающих конфликтов и непонимания.

Такие тренинги обычно проводят школьные психологи и социальные педагоги. Подробнее с этой программой можно ознакомиться в книге Е.Н. Волковой «Защита детей от жестокого обращения». В настоящее время в школах реализуются и мероприятия для родителей, направленные на профилактику внутрисемейного насилия. Примером такой программы может служить «Воспитание на основе здравого смысла». Эта программа проводится в США с конца 80-х годов, а в России – известна с 2002 года. Важной, на наш взгляд, особенностью этой программы является то, что ее возможно использовать в работе не только непосредственно с родителями, но и с школьными учителями, работниками дошкольных учреждений, которые затем смогут организовать профилактическую работу по предотвращению насилия в своих коллективах.

Подобные программы чаще всего организуются междисциплинарными командами специалистов, в которые, по необходимости, могут входить психологи, медицинские работники, социальные педагоги, юристы, представители органов опеки и попечительства, уполномоченные по правам ребенка и т.д. Создание междисциплинарных команд по профилактике и преодолению насилия над детьми – важная и актуальная задача сегодняшнего дня, ведь именно от согласованных действий специалистов во многом зависит успешность всех проводимых мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья детей и подростков. Необходимость этих программ очевидна, так как безопасность подрастающего поколения в медиамире становится все более актуальной проблемой.

Литература

1. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М. ВАКО, 2008.

2. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2007.

3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М. Когито-Центр, 2005.

4. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб, Питер, 2008.

5. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации/ Под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб. Речь, 2004.

6. Оранж, Т, Флинн Л. Медиадиета для детей. М. – СПб. ДИЛЯ, 2007.

7. Полат Е.С. Информационная опасность: дети и Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ distant/ library/ publication/ infobez.htm. – Дата доступа 30.01.2012

8. Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. – М. Изд-во ин-та киноискусства. Белый берег, 2005.

9. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М. Академия, 1997

И.В. Челышева



Другие новости и статьи

« Тенденции развития общественных отношений в условиях глобализации

Роль государственной молодежной политики в гармонизации семейных отношений »

Запись создана: Пятница, 14 Июнь 2019 в 0:02 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы