Власть как необходимое условие существования семьи



Власть как необходимое условие существования семьи

#власть#семья#общество

В любой социальной системе, в том числе и в семье, в явном или неявном виде существует феномен власти. Наличие данного феномена как необходимого условия бытия всех социальных систем не отрицается большинством представителей гуманитарных областей научного знания. Исключение в данном случае представляют лишь сторонники анархических идей. Однако в вопросе о генетической природе и сущности власти ученые резко расходятся в своих взглядах. В дальнейшем автор будет исходить из достаточно распространенной точки зрения, согласно которой всякая власть является в первую очередь ладом, то есть порядком. Для подтверждения данного утверждения можно привести не только философские и социальные, но и филологические аргументы. Этимологически в русском языке само слово «власть» происходит не от слова «воля». Корень в данном случае – «лад», что в наиболее ярком виде проявляется в таком белорусском слове как «улада»

Итак, любая власть – это в первую очередь лад, то есть порядок. Порядок в данном случае означает, что все субъекты некоего социума должны занимать определенное место в его структуре. Причем, наиболее важным для социальных систем является не одноуровнево-горизонтальный, а иерархическивертикальный порядок. Таким образом, именно наличие ярко выраженной иерархии является необходимым условием существования любой устойчивой социальной системы. Конечно, в определенном смысле будет верным утверждение о том, что сама такая система в своем развитии выстраивает некоторую социально-иерархическую лестницу, но в еще большей степени истинным является утверждение о порядке как первичном, необходимом онтологическом условии построения устойчивого социума. В семье как специфической социальной системе феномен власти наряду с общими родовыми свойствами имеет и ряд своих видовых особенностей. Во-первых, в основе построения традиционной семейной иерархической лестницы лежат не социальные, а преимущественно физиологические критерии, такие как пол и возраст. Ученые зачастую проводят аналогию между семьей и государством.

Приняв данное сравнение в качестве исходной точки для дальнейших рассуждений, можно прийти к выводу о том, что иерархические отношения в семье аналогичны подобного рода отношениям в такой форме государственного управления как монархия. Как известно в монархиях (по крайней мере, в большинстве из них) существует феномен наследственности высшей власти, причем такая наследственность осуществляется не по социальным, а по чисто физиологическим критериям. Носителем этой власти человек становится не в результате так называемых «свободных демократических выборов», а только лишь благодаря факту своего рождения. Точно также, традиционно в большинстве семей главой семьи мог стать только лишь мужчина, являющийся отцом данного семейства, то есть верховенство семейной власти было жестко детерминировано возрастными и физиологическими особенностями его носителя. Конечно, указанному феномену можно придать и некоторое социальное объяснение, однако оно также будет тесно взаимосвязано с психо-физиологическими особенностями полов. Дело в том, что результаты многочисленных современных исследований в гендерной области свидетельствуют о наличии феномена совершенно различного восприятия мужчиной и женщиной любого значимого для них социального объекта. Для мужчины в первую очередь этот объект представляет собой некую органическую социальную целостность, в рамках которой личностные отношения между элементами социума (то есть конкретными людьми) носят хотя и значимый, но второстепенный, вспомогательный характер.

Для женщины же, напротив, социум воспринимается преимущественно не как нечто надиндивидуальное, а в качестве совокупности личностных отношений членов социума между собой. Естественно, что человек должен строить свою жизнь не на основе советов из Вашингтона или Брюсселя, а опираясь в первую очередь на объективные законы бытия. Таким образом, применительно к теме нашего исследования, можно прийти к выводу о том, что мужская роль в семье в основном должна выражаться в деятельности по изменению (а также и сохранению) всей системы семейных отношений, а женское влияние в наиболее позитивной форме может реализовываться в процессе личностных взаимосвязей отдельных членов семьи. Вот почему некоторое неравенство полов в семье не является проявлением гендерной дискриминации. Тем более не является оно и ограничением для реализации женщиной своего потенциального «Я». На наш взгляд, напротив, именно благодаря существования этого иерархического неравенства женщине предоставляются наиболее благоприятные возможности реализовать данное «Я» внутри семьи. Во-вторых, важнейшей специфической особенностью проявления лада в семейных отношениях является существования любви между всеми членами семьи.

Таким образом, подлинный лад представляет собой не просто любой порядок, основанный, например, на чисто формальных принципах, а некую органическую гармонию имеющую любовь в качестве своего первоисточника. Недаром наши предки называли любимых «ладою». Отметим, что известный ирландский мыслитель К.С. Льюис считал именно любовь одним из исходных и естественных законов всего человеческого бытия. «Человек, – полагал он, – не может не подчиняться тем законам, которые он разделяет с другими телами и организмами. Но тот закон, который присущ только человеческой природе и который не распространяется на животных, растения или на неорганические тела, – такой закон человек может нарушить по своему выбору. Этот закон назвали "естественным", потому что люди думают, что каждый человек знает его инстинктивно и поэтому никого не надо учить ему» [1, с. 270]. Конечно, для существования некоторых иерархических социальных систем наличие любви между ее субъектами не является необходимым условием. Но для семьи любовь действительно необходима. В противном же случае семейный порядок будет устанавливаться с помощью тоталитарного насилия, и держаться на всеобщем страхе. Причем в данном случае принципиально не имеет никакого значения: осуществляется это насилие с помощью грубой физической силы, или посредством обмана. Нами уже отмечено наличие сущностной аналогии между семьей и государством.

Вот почему так важна в данном случае мысль выдающегося русского философа ХХ века И.А. Ильина, считавшего, что любое государство может существовать либо в виде корпорации, либо в виде учреждения. По его мнению, корпоративное государство строится «снизу вверх», а учрежденческое, напротив, «сверху вниз». Конечно, речь в данном случае идет о крайнем проявлении принципа государственного устройства. Причем такие крайности ведут к состоянию онтологической болезни этого устройства. «Государство в своем здоровом осуществлении, – подчеркивал Ильин, – всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится – и сверху и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления.

Есть государственные дела, в которых уместно и полезно корпоративное самоуправление; и есть такие дела, в которых оно решительно неуместно и недопустимо» [2, с. 102]. Соответственно и любая семья в своем здоровом осуществлении должна быть построена на принципах и корпорации, и учреждения. Именно любовь между всеми ее членами служит тем самым началом, которое, с одной стороны, не позволит абсолютизировать корпоративные принципы и привести семью к состоянию непрерывной всеобщей конкуренции, а с другой стороны будет препятствовать превращению семейной иерархии в абсолютную диктатуру главы семьи над остальными ее членами.

Литература

1.Льюис, К.С. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – Москва, 1992.

2. Ильин, И.А. Что есть государство – корпорация или учреждение // Собр. соч. в 10 т, т. 2, кн. 2. – Москва, 1993.

В.А. Уткевич



Другие новости и статьи

« Гражданское общество в условиях информационной войны

Кризис семьи как один из факторов демографической катастрофы в России »

Запись создана: Суббота, 8 Июнь 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы