Элементы тестирования в ходе изучения войскового и оперативного тыла
О ходе педагогического эксперимента на кафедре
См. сначала “Применение обучающих программ при изучении оперативно-тактических дисциплин”
Внедрение в учебный процесс элементов новых информационных технологий возможно на базе существующих компьютерных программ. Так различные инструментальные оболочки позволяют создавать программы, с помощью которых осуществляется подача информации, ее изучение и контроль знаний обучаемых. Наиболее оптимальными программами являются контрольные тесты в совокупности с информационными электронными листами.
Контрольные тесты предлагается пройти слушателям в начале обучения. Этот контроль условно можно назвать «входным контролем». Его цель составляет определение уровня знаний, полученных в учебных заведениях предшествующего уровня, и в процессе службы, а также и индивидуальных способностей обучаемых. Это база для последующей коррекционной работы педагога.
В прошлом на кафедре для этого использовались тесты, разработанные на отдельных листах, что влекло за собой затраты, связанные с их изданием деятельностью, не позволяло оперативно вносить изменения в устаревший материал. Применение компьютеров и различных программных оболочек полностью снимает эту проблему. Одновременно позволяет применять многоуровневую систему тестирования, выявлять индивидуальные особенности обучаемых.
Наиболее распространенной и приемлемой на кафедре программной оболочкой является инструментальный комплекс УРОК (универсальный редактор обучающих курсов), позволяющей создавать системы автоматизированного обучения. Он состоит из Системы Автора и Системы Обучаемого.
Система Автора представляет собой интегрированную среду для создания обучающих курсов и контролирующих программ. Основными ее составляющими являются редакторы - текстовый, графический, музыкальный, сценариев, динамических моделей, контроля, шрифтов.
Средством организации учебного процесса служит Система Обучаемого. В ней осуществляется регистрация обучаемых, квалификация и регистрация результатов их работы. Система Обучаемого является автономной, то есть курсы, созданные в Системе Автора могут свободно копироваться и запускаться в Системе Обучаемого.
С помощью рассматриваемого комплекса можно осуществлять контроль в ходе занятий и в часы самостоятельной подготовки. Он предполагает отработку различных тестов, и может носить промежуточный или итоговый характер. Итоговый контроль целесообразно осуществлять по завершению изучения темы, раздела или курса дисциплины. При этом оценки выставляются автоматически, а преподаватель только анализирует их и по обобщенным результатам корректирует индивидуальную работу со слушателями, либо возбуждает ходатайство на заседании предметно-методической комиссии об уточнении информационного объема или метода проведения занятия.
При промежуточном контроле контролирующие программы, как правило, совмещаются с информационными. При неправильном ответе обучаемого на экране дисплея открывается электронный лист с учебной информацией. Все последующие неправильные ответы возвращают обучаемого к текстам или схемам, что заставляет его многократным повторением гарантированно усваивать учебный материал.
Наиболее целесообразно использовать эту форму работы со слушателями перед проведением семинарских занятий или групповых упражнений в часы самостоятельной подготовки. Тем самым увеличивается время занятия, отводимое на аналитическую, творческую работу.
Проведенные на кафедре оперативно-тактической подготовки наблюдения показали, что при применении первоначального тестирования по дисциплине «Войсковой и оперативный тыл» только 10 – 12 % слушателей дают правильные ответы на единичные вопросы (тестирование на кафедре проводится с 1999 года). Менее 1 – 1,5 % отрабатывают тесты на положительную оценку, при этом в контрольные тесты входят вопросы, ранее изученные слушателями в военно-учебных заведениях.
В контрольных группах, в которых проводилось повторное тестирование в первых семестрах обучения по данному разделу, являющимся повторением пройденной программы, знания восстанавливались, и слушатели этих групп легче усваивали последующий материал. При применении обучающих программ в часы самостоятельной подготовки накануне семинарских занятий хорошие и отличные результаты получают 85 – 90 % слушателей. В группах, которых не проводилось тестирование хороших и отличных оценок только 55 – 65 %. Результат очевиден.
При определении результатов контроля учитывается ряд параметров, определяющих оценку. Основными из них являются вес ответа (Pi), цена вопроса (Ci) и время обдумывания ответа. Составляющая оценки за каждое занятие будет находиться в зависимости:
Qi = Ci * Fi(t) * Pi,
где Fi(t) – функция, учитывающая время, потраченное обучаемым на обдумывание вопроса.
Определение веса ответа (Pi) учитывает степень его правильности. Критериями могут быть: абсолютно правильный ответ, почти правильный, частично правильный, неправильный. Эти степени могут быть учтены в процентах или иметь числовое значение.
Цена вопроса (Ci) является величиной, определяющей максимальное количество баллов, которым может быть оценен ответ на него. Эта величина необходима для того, чтобы учесть степень ее влияния на оценку знаний предмета при анализе результатов.
Применение элементов новых информационных технологий в обучении позволяет более эффективно организовать заочное обучение. Электронная почта помогает организовать более целенаправленную подготовку обучаемых в межсборовый период и управлять ею. При этом достигается, во-первых, постановка задач и определение целей изучаемого материала не только сборниками планов семинарских занятий и самостоятельной работы, но индивидуальным заданием каждому слушателю, в зависимости от уровня его индивидуальной подготовки. Во-вторых, преподаватель может осуществлять контроль работы слушателей не только на сборах и в период сессии.
Поднимая этот вопрос в данной статье, авторы затрагивают возможность применения в военном образовании элементов дистанционного обучения, в первую очередь при подготовке слушателей-заочников. Заочное обучение слушателей само по себе является сложным процессом для обучаемых. При нем сводится к минимуму прямое общение с преподавателем, сокращается время на консультирование, особенно индивидуальное и оперативное в ходе изучения учебного материала.
Одним из вариантов решения этой задачи, видится создание межвузовской информационной сети, при условии внедрения системы эффективного контроля и фильтрации закрытой информации, определение ответственности исполнителей за ее разглашение.
Решение рассмотренных выше проблем позволяет создать предпосылки для внедрения элементов новых информационных технологий в процесс преподавания блока оперативно-тактических дисциплин. Применение компьютерных технологий в педагогике высшей военной школы и, в частности, контролирующих и обучающих программ, позволяющих более глубоко и с меньшими затратами времени освоить учебный материал дает возможность существенно повысить эффективность контроля, и более целенаправленно управлять познавательной деятельностью слушателей. Основное время обучения посвящается анализу и синтезу процессов, моделированию ситуаций и выработке у обучаемых управленческих навыков.
Оценивая результаты (опыт) применения обучающих программ нельзя переоценивать и их возможности. Заменить живое общение преподавателя со слушателями невозможно. Эти программы могут дополнять работу преподавателя в процессе доведения материала, оказывать помощь обучаемым. Необходимо учитывать и различные психологические особенности слушателей, одни лучше воспринимают материал со слов, другие зрительно, третьим необходимо и то и другое в комбинации. Увлечение тестовым контролем может привести и к невольному запоминанию неправильных или провокационных комбинаций, а возврат и последующее повторение материала к его зазубриванию.
При анализе итогового или текущего тестирования с применением обучающих программ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности слушателей. В каждой группе находятся обучаемые, которые пытаются просто угадать правильный ответ, при этом остальные ожидают результаты, а затем, используя их положительный или отрицательный опыт, отрабатывают тесты сами. Оценка знаний, как у «брошенных под танки», так и остальных слушателей, не всегда объективна.
Таким образом, на наш взгляд, внедрение в учебный процесс элементов новых информационных технологий создает предпосылки для повышения эффективности и практической направленности обучения слушателей.
полковники Ланских А. Н., к.в.н., доц.; Головинский В. В., доц.; Воеводенко А. М.
Послесловие: данная программа в конце 90-х года, начале 2000-х сыграла свою положительную роль в подготовке слушателей. Сегодня возможно использовать более современные тестовые модули, на основе новых программных оболочек. Однако методика применения и использование при подготовке остается актуальной и поныне.
Другие новости и статьи
« Применение обучающих программ при изучении оперативно-тактических дисциплин
Две составляющие единой системы тылового обеспечения »
Запись создана: Суббота, 25 Октябрь 2008 в 18:32 и находится в рубриках Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука, Управление тылом.
метки: В.В. Головинский, образование, управление, тестирование, тыл, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика