Модель человека в кейнсианской экономической теории



Модель человека в кейнсианской экономической теории

Экономическая теория, как и любая общественная наука, построена на определенном представлении о человеческом поведении. Другими словами, ни одна общественная наука не стремится полностью отразить все мотивационные и когнитивные характеристики человека и тем самым создать его многогранный образ. Наоборот, выделяется лишь один специфический аспект поведения и отсекаются все остальные. В результате появляется абстрактная модель, выполняющая роль гносеологической предпосылки по примеру аксиом в геометрии. В связи с тем, что модель человека выполняет роль гносеологической предпосылки, смена парадигмы в экономической науке неизменно сопровождается переосмыслением модели человека. Этот процесс, например, сопровождал и маржиналистскую, и кейнсианскую революции

В экономической науке наибольшую известность получила модель человека, разработанная авторами неоклассического направления. Данная модель выделяет две характеристики экономического поведения:  Стабильность предпочтений состоит в том, что каждый индивид имеет собственные устойчивые критерии выбора, которые не меняются с течением времени.  Рациональное максимизирующее поведение состоит в том, что абсолютно все экономические агенты стремятся к достижению наилучших из возможных результатов и способны к максимизации своей целевой функции полезности или богатства. Кейнсианская экономическая теория относится к числу тех теорий, которые не опираются на принцип максимизации (наряду с марксистской экономической теорией, старым институционализмом и монетаризмом). Кейнс не прибегает к использованию модели рационального максимизатора по четырем причинам:

1. Цель авторов маржинализма состояла в том, чтобы разработать непротиворечивую теорию равновесного обмена. Кейнс, наоборот, допускает существование неравновесных явлений на уровне макроэкономики.

2. На макроуровне действует закон больших чисел, который способен сглаживать индивидуальные различия, проявляемые хозяйственными субъектами. Поэтому здесь появляется возможность допустить несовершенное предвидение человека и наличие у него когнитивных ошибок.

3. Государственное регулирование экономики должно учитывать поведение экономических агентов (предпринимателей и потребителей). А значит, модель человека в макроэкономической теории должна быть более конкретной.

4. Неопределенность – обычное состояние, в котором пребывают люди при принятии экономических решений. В рамках макроэкономики неопределенность такова, что люди не могут выявить конечное количество исходов и определить их вероятности.

Излагая свою теорию, Кейнс в трех местах делает акцент на психологических факторах. Собрав их воедино, мы получаем представление о человеке в кейнсианской традиции. 1. Основной психологический закон утверждает, что люди при росте доходов имеют склонность увеличивать объем потребления, но не теми же темпами, а в меньшей степени. Доля доходов, направляемых на сбережение, растет по мере роста дохода. В теории Кейнса это имеет важнейшее значение для экономики.

Распределение дохода на потребление и сбережение определяет потребительский спрос, который является одним из компонентов совокупного спроса. 2. Инвестиционные решения принимаются не из рациональных умозаключений, а под влиянием настроения. Это связано с тем, что инвестиционные решения принимаются в условиях неопределенности, поэтому предприниматели не могут исходить из точных расчетов.

Ожидания предпринимателей относительно соотношения между ожидаемой нормой дохода от инвестиций и величиной процента определяют второй компонент совокупного спроса – инвестиционный спрос. 3. Люди имеют мотив предпочтения ликвидности. Существование мотивации располагать наличными деньгами связано с текущими потребностями людей, а также с тем, что экономические агенты действуют в условиях неопределенности. Отсюда мотив предпочтения ликвидности связан с тремя другими факторами мотивации: потребность в наличных деньгах для осуществления сделок (трансакционный мотив), потребность иметь резервы (мотив предосторожности) и потребность приумножить богатство (спекулятивный мотив). Кейнс не высказывает последовательную модель человека как предпосылку, лежащую в основе его теории. Это породило две противоположные точки зрения на роль психологических факторов в его теории:

1. Неокейнсианцы стремились исключить ожидания и прочие психологические элементы из теории и концентрировались на рассмотрении взаимодействия мультипликаторов. 2. Посткейнсианцы рассматривают экономическую систему как принципиально неопределенную систему, в рамках которой экономические агенты не способны к максимизирующему поведению. Здесь, наоборот, психологические аспекты выдвигаются на первый план. Джордж Акерлоф утверждает, что теория Кейнса внесла первый и наибольший вклад в развитие поведенческой экономической теории. Но возможно другая формулировка, основанная на тех же фактах.

Макроэкономическая теория с момента своего создания была принципиально поведенческой. Это связано с тем, что теория Кейнса основана на более реалистичных предпосылках по сравнению с моделью человека в неоклассической экономической теории. Такими реалистичными предпосылками являются основной психологический закон в области потребления, принятие инвестиционных решений под воздействием настроений и наличие мотивации предпочтения ликвидности. Выводы: 1. Модель человека в кейнсианской экономической теории связана с признанием фундаментальной неопределенности, в которой действуют экономические агенты. 2. Люди действуют рационально, но эта рациональность не связана с максимизирующим поведением. 3. Модель человека складывается из трех реалистичных предпосылок, к числу которых относятся: основной психологический закон в области потребления, принятие инвестиционных решений под воздействием настроений и наличие мотивации предпочтения ликвидности. 4. Учет реалистичных предпосылок позволяет утверждать, что макроэкономическая теория с момента своего создания является принципиально поведенческой.

Список использованной литературы

1. Drakopoulos S. Keynes’ Economic Thought and the Theory of Consumer’s Behaviour // Scottish Journal of Political Economy, 1992, vol. 39, № 3, pages 318-336.

2. Pech W., Milan M. Behavioral economics and the econom￾ics of Keynes // Journal of Behavioral and Experimental Economics, 2009, vol. 38, № 6, pages 891-902.

3. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

4. Акерлоф Дж. Поведенческая макроэкономическая теория и макроэкономическое поведение // Эковест, 2004, том 4, №2, стр. 188-228.

5. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. B. C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.

7. Розмаинский И.В. «Общая теория» Дж. М. Кейнса: уроки три четверти века спустя // Terra Economicus, 2012, том 10, №1, стр. 46-52

8. Эрроу К. Дж. Экономическая теория и гипотеза рациональности. // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. / Науч. ред. В. С. Автономов. – М.: ИНФРА-М, 2004

Р.Р. Жамалдинов



Другие новости и статьи

« Женщины в Первой мировой войне

«Великие реформы» Александра II, их историческое значение »

Запись создана: Четверг, 6 Сентябрь 2018 в 8:08 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы