Ценностные основания обеспечения цивилизационного единства на постсоветском пространстве



Ценностные основания обеспечения цивилизационного единства на постсоветском пространстве

#цивилизация#единство#ценности

С момента распада Советского Союза и до настоящего времени Россия ведет отсчет нового периода своей истории, который напрямую связан с самоидентификацией страны, то есть с определением ее места в мировой цивилизации и поиском нового типа социокультурного развития. Похожую ситуацию испытывают практически все страны бывшего Советского Союза.

Этот процесс очень сложен, противоречив и мучителен. Поэтому, как представляется, в современных условиях, осуществляя модернизацию системы управления государственным переустройством, надо исходить из того, что каждая страна на бывшем постсоветском пространстве (в том числе и Россия) является самостоятельным культурно- историческим типом или цивилизацией с присущими только ей национальными ценностями и традициями.

Попытки игнорировать особенности цивилизационного развития страны, ее ценности и интересы всегда имели и будут иметь трагические последствия. Но это не означает, что, осуществляя реформы, необходимо самоизолироваться от всего мира. Наоборот, надо искать контакты и пути сближения цивилизаций, развивать сотрудничество, перенимать полезный опыт, ценить культуру других стран и народов, воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу.

В основе данных устремлений должна быть заложена стратегия возрождения цивилизационного единства (в противовес западной концепции столкновения цивилизаций) всех стран, некогда соединенных единой нитью культурных, этнических, религиозных, образовательных, спортивных, военных и иных связей в единое целое. Но краеугольным камнем всех реформ и преобразований должны быть обязательные условия. Во-первых, весь опыт и достижения цивилизаций Запада и Востока при попытках переноса на ту или иную общественную почву надо соотносить с имеющимися национальными традициями, ценностями, интересами и особенностями развития.

При этом в первую очередь надо думать о собственном Отечестве, его культуре и прежде всего духовных приоритетах, ибо в них заключается основное отличие страны как самостоятельного культурно-исторического типа от западных или восточных образцов. К примеру, технологии можно разработать или купить, а вот духовность народа, его национальный характер и духовные ценности – никогда, ибо все это формируется веками. Следовательно, в основе возрождения любой цивилизации должны находиться ее традиционные национальные ценности, и прежде всего новая общенациональная (государственно-патриотическая) идея.

Она должна задавать основной вектор внутреннего развития страны и внешней ее политики, аккумулировать жизненные силы народа, его национально- исторические традиции. Основные духовные приоритеты и ценности могут и должны составить стержень менталитета людей, дальнейшего развития народа, государства и его вооруженной организации. И, во-вторых, при преобразованиях основных сфер жизни общества следует учитывать то обстоятельство, что цивилизация может заимствовать из других культурно-исторических типов только те идеи и элементы, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом своего социально-экономического, политического и духовного развития. Любые попытки слепого копирования или механического переноса чуждых данному культурно-историческому типу ценностей обречены на неудачу.

Более того, они могут привести к духовному истощению и даже гибели цивилизации, о чем свидетельствует весь опыт мировой истории, в частности, события на Украине. Поэтому сегодня важно сохранить и укрепить общую ориентацию граждан на совокупность базовых экономических, политических, правовых, моральных, религиозных и иных ценностей позитивной направленности, способных выступить единым духовным консолидирующим началом цивилизационного единства любого общества. Вне этих ориентиров сознание индивида становится аморфным или концентрируется на реализации каждодневных, ситуативных потребностей и интересов.

Создание или возрождение базовых ценностей, как представляется, позволит обеспечить относительную духовную стабильность как личности, социальных общностей, так и всего общества (народа, этноса), способно выступить в качестве важнейшего фактора цивилизационного единства на постсоветском пространстве. Понять настоящее и перспективы развития любого общества, его духовной культуры можно, лишь изучая историю его становления и воспитывая уважительное отношение к ней. В духовных ценностях граждан – представителей той или иной нации должен быть адекватно отражен весь многотрудный и противоречивый путь становления и развития своего Отечества, его успехи и неудачи. Процесс развития любого государства всегда труден, что связано со многими как внутренними, так и внешними причинами. Поэтому и необходимо постоянное осмысление этого процесса, а также формирование духовных ценностей с учетом того позитивного, что накоплено в мировой и отечественной практике.

Например, сегодня заметно повысился интерес к российской и советской истории, традициям и духовным ценностям российского народа. Именно сейчас эти богатые традиции и опыт должны послужить основой духовного возрождения России, укрепления духовной безопасности личности, общества и государства. Именно позитивные духовные ценности прошлого должны заполнить духовный вакуум, образовавшийся в сознании и мировоззрении многих граждан после распада СССР. Сегодня многими россиянами признается тот факт, что история страны, её духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами самоотверженного выполнения гражданского долга, соблюдения чести и достоинства личности, любви к Отечеству. Разве не это должно лежать в основе духовного воспитания современного поколения, наследников славы Сергия Радонежского, Невского, Минина и Пожарского, Суворова, Ломоносова, Циолковского, Жукова и многих других?

Конечно, советский период развития государства, как и любой другой, не был беспроблемным. В нем возникали, накапливаясь, разнообразные противоречия, негативные нравственные явления. Однако это не дает оснований отвергать такой значительный по историческим рамкам и времени этап духовно-нравственного становления и развития не одного поколения россиян.

Была создана система духовных ценностей советских людей, которая реально отвечала условиям жизнедеятельности гражданских коллективов того времени. И многие духовные ценности прошлого имеют актуальную значимость и в современных условиях. Сейчас, как никогда, Россия и другие государства на постсоветском пространстве нуждаются в возрождении и функционировании истинных национальных духовных ценностей, которые являются тем духовным стержнем, столь необходимым для решения всего комплекса проблем их цивилизационного единства. Какие же духовные ценности наиболее значимы в современных условиях? Государственное единство для основной массы населения любой страны тождественно самой жизни. Именно исторически сложившееся многонациональное государственное единство всегда являлось оплотом суверенитета, гарантом социально-экономического прогресса и духовного расцвета всех народов, живших на территории России и СССР.

Необходимо отметить и своеобразную роль семьи. Это не только ячейка государства с точки зрения продолжения рода, прочных уз и имущественных отношений, но и средство реализации духовных связей между поколениями, нравственных устоев, прежде всего, таких, которые воплощаются в формуле «сыновний долг» и являются могучей движущей силой общественного развития. В конечном итоге, данная духовная ценность формирует отличительные черты национального характера и мировосприятия народов постсоветского пространства – отзывчивость, доброту, способность к состраданию, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке.

Духовной ценностью применительно к возрождению цивилиза- ционного единства на постсоветском пространстве выступают также гражданственность и федерализм. На базе утверждения единых конституционно-правовых норм в обществе каждый человек должен ощущать себя прежде всего гражданином единого государства, принадлежащим к своему народу и его исторической судьбе.

Иными словами, государство в странах постсоветского пространства должно быть не только сильным, но и правовым, обеспечивающим своим гражданам необходимый комплекс прав и обязанностей, свобод и гарантий безопасности. Идея гражданственности призвана формировать у народа в целом и в каждой личности доверие и уважение к государству, закону и праву, готовность к защите общенациональных интересов страны. Идея федерализма воплощает в себе наиболее общий принцип и оптимальный механизм целесообразного взаимодействия федерального центра и национально-этнических регионов любой страны, в целом «работает» на целостность и единство нации как суверенного государства. Духовной ценностью возрождения цивилизационного единства на постсоветском пространстве является ответственность перед Родиной – патриотизм, возвышение общественного перед личным. Чувство патриотизма есть у всех людей.

Но у наших народов в силу его многотрудной исторической судьбы оно испокон веков особое. В нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности – словом, всего того, что на протяжении столетий воспринимается как своеобразный национальный характер и загадочная душа народа, который свято привержен своему Отечеству.

Это не только дарованные природой богатейшие сырьевые ресурсы, огромная территория, освоенная нашими предками, созданные трудом поколений экономика и культура, но и то, что зовется «дымом Отечества». Территориальная целостность также имеет духовный ценностный смысл, который необходимо возрождать. Собиранию земель, обустройству их для совместного проживания, развития и процветания посвятили свою жизнь многие поколения наших соотечественников. А добросовестный труд? Стимулами к нему у нас всегда были не только и не столько материальные, сколько в равной или даже в большей степени нравственные начала. В этой же плоскости лежит оценка личности, отношение к которой базируется не на толщине кошелька, а в первую очередь на нравственных и профессиональных достоинствах человека.

Глубинные истоки, берущие начало в тысячелетних традициях, укладе жизни, цивилизационном единстве, имела и такая черта национального характера, как приверженность социальной справедливости, которая не позволяет воспринимать мироустройство как благополучное и счастливое, если часть соотечественников испытывает нужду, лишения, бедствия. Например, в российской цивилизации за века сформировалось, окрепло, стало образом жизни равноправие народов – величайшая ценность, характеризующая нашу страну как особую цивилизацию, в которой «всяк сущий в ней язык» фактически равен с другими и имеет все возможности для саморазвития и самовыражения. Антиподы этой ценности – национал- сепаратизм, шовинизм, национальная замкнутость или обособленность. Важным элементом системы духовных ценностей современного цивилизационного единства выступает социальное благополучие большинства населения.

В этой связи следует напомнить не только то, что многие страны на постсоветском пространстве в соответствии со своей Конституцией являются социальным государством, но и забытый многими сегодняшними реформаторами принцип социального благополучия как один из важнейших принципов демократической организации и жизнедея- тельности цивилизованного общества. Идея социального благополучия и процветания неотделима от смысложизненных ориентаций каждого человека, который всегда желает жить мирно, благополучно и счастливо.

Она реально обеспечивается социальной ориентацией экономики и политики государства, соблюдением прав и свобод граждан, кардинальным изменением отношения к социальной сфере общества, всех его социальных структур, материального и духовного благополучия большинства населения. Духовной ценностью возрождения современного цивилизационного единства на постсоветском пространстве выступает гуманизм, который означает: а) приоритетность человека как высшей цели развития общества; б) возвышение общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей над классовыми, национальными, групповыми и партийными принципами и нормами жизнедеятельности; в) нацеленность государства на удовлетворение жизненных потребностей и интересов, прав и свобод каждой личности; г) исключение войн и вооруженных конфликтов из практики внутриполитических и международных отношений, применение ненасильственных способов и форм разрешения социальных противоречий; д) культивирование в сознании людей любви ко всему живому и человеческому, проявлений добра, толерантности, вежливости, достоинства, справедливости и равенства. Одной из важнейших ценностей, оформившейся в советский период и берущей свои истоки в многовековой истории народов на постсоветском пространстве, выступает многонациональная культура.

В ней за сотни лет совместной жизни, труда и защиты Отечества собиралось и синтезировалось все лучшее из духовных богатств наций и народностей, населяющих огромное цивилизационное пространство. Сегодня возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Так, история русской культуры постепенно «заселяется» фигурами, о которых почти ничего не знает нынешнее поколение. Книги И. Бабеля, М. Булгакова, А. Веселого, Е. Замятина, М. Зощенко, Ю. Олеши, А. Платонова и многих других отечественных писателей органично и, надо надеяться, уже навсегда вошли в дом и культуру не только россиян, но и граждан стран СНГ. В этом смысле восстанавливается не только разрушенная когда-то культура, но и историческая память народов. Большое значение вследствие неисчислимых военных испытаний, выпавших на долю стран на постсоветском пространстве, имеет такая национальная ценность, как самоотверженность в защите Отечества

Достаточно вспомнить массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм, самопожертвование всех народов России в Отечественной войне 1812 года и Первой мировой войне. А чего стоила нашим народам Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.? Именно в той страшной войне весьма наглядно проявились такие качества советского человека как самопожертвование, бесстрашие, самоотверженность в деле защиты своей Родины, К примеру, из числа более чем 170 человек, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за битву на Курской дуге, были представители различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, татары, евреи, казахи и т.д. Эти и другие многочисленные факты и примеры опровергают все сомнения и домыслы: дружба народов СССР оказалась не пропагандистским жупелом, а стала одним из источников победы в войне с самым грозным и коварным врагом.

На этот счет легендарный полководец Г.К. Жуков писал: «Верные сыны России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кавказа, Казахстана, Средней Азии стойкостью и массовым героизмом заслужили бессмертную славу» 1 . Именно примеры мужества, героизма, верности патриотическому и интернациональному долгу послужили в дальнейшем основой духовного и национального возрождения народов и государств, преодоления невзгод и лишений в постсоветский период.

Представляется, сегодня нельзя игнорировать и такую духовную ценность как святость и соборность, религиозное освящение идеалов, принципов и норм жизнедеятельности людей. Общеизвестно, что вплоть до начала XX века Россия идентифицировала себя с православием, и духовность русских людей носила ярко выраженный религиозный характер. Сегодня, по мнению некоторых ученых, необходимо вновь обратиться к нашим прежним духовным истокам, связанным с религиозной верой2 . Важно здесь не отождествлять религиозность народов на постсоветском пространстве только с православием, поскольку нельзя игнорировать наличие других конфессий в странах СНГ. Иная позиция будет способствовать нарушению единого духовного цивилизационного пространства, размыванию единства общецивилизационной идеи и нарастанию сепаратистских тенденций в некоторых странах. А примеры тесного сотрудничества различных конфессий у нас есть. Так, в годы Великой Отечественной войны армяно-григорианской церковью были собраны средства на танковую колонну имени Давида Сасунского, а евангельские христиане-баптисты собрали средства на транспортный самолёт. Многие клирики РПЦ за активную гражданскую и патрио- тическую позицию в период сражения получили государственные награды.

Сегодня в год 70-летия Великой Победы весьма актуальной духовной ценностью для возрождения цивилизационного единства выступает дружба народов всех стран бывшего СССР. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута во многом благодаря такому духовному фактору как дружба всех народов бывшего Советского Союза. Сегодня, в условиях межнациональной разобщенности, доходящей нередко до вооруженных столкновений, говорить о дружбе считается едва ли неприличным. Более того, в последние годы в бывших союзных республиках пошли разговоры о том, что война 1941-1945 гг. отнюдь не отечественная и всенародная: Гитлер, мол, воевал в основном с Российской Федерацией, а Украина, Белоруссия, Прибалтика пострадали попутно, в будущем им была уготована иная судьба. Например, современные правители Украины всячески игнорируют правду о Великой Победе, на законодательном уровне отвергли термин «Великая Отечественная война» и наряду с лидерами Прибалтийских республик заявляют, что Советский Союз против их стран был таким же агрессором, как и Германия. Что же, пусть это останется на их исторической совести. Факты же говорят о другом: история Великой Отечественной войны изобиловала беспримерными подвигами воинов – представителей всех национальностей бывшего Советского Союза.

Геройски воевали, в частности, многонациональные коллективы боевых кораблей, танков, самолетов, орудийные расчеты, пехотные взводы и роты. Сотни и тысячи солдат и офицеров жертвовали собой ради спасения однополчан, даже не задумываясь над тем, кто какой национальности. Все сражающиеся были патриотами единой страны, которую считали своей Родиной, их объединяла лютая ненависть к врагу, вера во фронтовое братство. Не случайно сегодня именно фронтовики особенно мучительно переживают факт свершившегося разъединения некогда неделимой страны на отдельные государства. Самое сокровенное их желание – чтобы в новом своем качестве государства СНГ становились ближе друг к другу и нашли в конце концов способы вновь объединиться. К этому взывает историческая память о фронтовом интернациональном братстве, об этом напоминает нам Великая Победа, которая едина и неделима по национальному признаку. К этому призывает и память о жертвах войны. Победа далась нам неимоверно дорогой ценой: 27 млн. своих граждан потеряла наша страна в годы Великой Отечественной. Такой безмерной цены за свою свободу и независимость не платил ни один народ в истории. Это смог вынести только советский народ, благодаря огромному запасу демографической, генетической и духовной прочности. Обозначенные и другие ценности живут в народе и синтезируются в его духовной жизни. Именно духовная жизнь всегда была и остается основой формирования и функционирования всей системы духовных ценностей стран на постсоветском пространстве. Естественно, что каждая из входящих в эту систему национальных ценностей представляет собой целый мир.

Мир огромный, если иметь в виду историю каждой страны, своеобразный национальный характер и традиции, проблемы, с которыми страны сталкиваются сегодня, и трудности, которые переносят народы, продолжая верить в светлую и счастливую судьбу своей Отчизны. Таковы, на наш взгляд, приоритетные духовные ценности, состав- ляющие основу возрождения цивилизационного единства на постсоветском пространстве в настоящее время. В ходе модернизации общественной жизни и укрепления сотрудничества между странами бывшего СССР необходимо учитывать и воссоздавать не мнимые, а подлинные духовные, социальные, экономические и иные ценности для их научной интерпретации и использования в жизнедеятельности граждан. Словом, только на основе объективного научного анализа, свободного как от былой политической апологетики, так и от сегодняшнего неоконъюнктурного, грубопримитивного нигилизма, можно понять и время, прожитое нашими странами, и определить приоритетные направления возрождения цивилизационного единства на постсоветском пространстве в современных условиях.

Отметим еще один момент. Сегодня практически все народы бывшего Советского Союза отмечают 70-летие Великой Победы, феномен которой был и остаётся объектом острейшей идеологической, научной и информационно-психологической борьбы. В эти дни западные фальси- фикаторы всячески пытаются не только приуменьшить роль СССР в разгроме фашизма, подвергнуть сомнению итоги войны, но и отторгнуть и опорочить всё то, что исторически, культурно и духовно связывало и, надеемся, продолжает связывать народы бывшего СССР, выстоявших и победивших в Великой Отечественной. Именно дружба и сплоченность народов всех советских республик стала важным источником победы над врагом, именно единение всех наций и народностей советской страны внесло свой вклад в победу над фашизмом и его союзниками. Поэтому сегодня в год 70-летия Великой Победы весьма актуальной и насущной проблемой выступает задача сохранения цивилизационного единства и дружбы народов всех стран бывшего СССР на постсоветском пространстве.

Проблемы и перспективы развития общества в современных условиях : Коллективная монография. Второй выпуск / отв. ред. С.В. Бойко. – Череповец : Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2015. – 252 с.



Другие новости и статьи

« Эволюция понимания духовности

Причины и характер советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. »

Запись создана: Воскресенье, 7 Апрель 2019 в 15:01 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы