31 Октябрь 2018

Структура и содержание духовности

Амбивалентная природа духовности представляет особый интерес для исследователей. Сегодня в современной и западной и отечественной философии двойственная сущность духовности является дискуссионной темой, одни исследователи склоняются к идее двойственной сущности духовности, признавая позитивную и негативную, другие отрицают негативную (отрицательную) природу духовности, оставляя духовность только в поле положительной трактовки данного феномена, а в качестве антипода предлагая понятие бездуховности. В качестве исследовательской стратегии избранной нами темы амбивалентная природа духовности раскрывается через двойственность ценностных основания духовного бытия человека. Амбивалентная направленность духовности напрямую связана с моральными ценностями — ценностями добра и зла, с нравственным выбором человека и содержанием нравственной составляющей его жизни.

Для характеристики нравственного содержания духовности, необходимо, прежде всего, знание таких ее составляющих как вера, любовь, истина, красота, совесть. Любовь является важнейшим средством борьбы с одиночеством и абсурдностью бытия, это готовность пожертвовать собой во имя другого человека, а также выражение устремленности к совершенству . Следует отметить, что даже в самых фундаментальных и глубоких работах, посвященных проблеме духовности, состояние любви как способа бытия не рассматривается, что, несомненно, обедняет понятие духовности, поскольку и субъектом, и объектом этого интимного чувства, прежде всего, выступает человек. Так, в одной из интересных работ, посвященным проблеме любви, есть утверждение о том, что лишь в состоянии любви и посредством этой любви человек становится человеком.

Любовь приводит к наиболее полному выражению и раскрытию внутреннего, интимного мира человека. Если любовь юношеская, возвышенная — это влечение, порыв и вдохновение, то любовь зрелая может стать волей к власти. Любовь, будучи предметным выражением внутреннего мира личности и ее свободы, в то же время связана с готовностью к самопожертвованию. Любовь, пробуждая стремление к творчеству, сама является сферой творчества. Любовь является сложным, противоречивым пересечением биологического и социального, личного и общественно-значимого. Заключая в себе все виды проявления духовного, подлинная любовь сама оказывается вершиной духовности .

Любовь зарождается, живет и умирает. Развитие любви есть формирование духовности человека. Вера входит в систему ценностей человека и задает человеку смысложизненную перспективу. Перед верой стоит задача примирения человека со своим внутренним миром и с будущим, поэтому она интегрирует гносеологические, аксиологические и праксилогические компоненты содержания духовности. Вера является эмоционально-волевым состоянием человека, которое выступает как основная форма проявления силы духа.

Вера как составляющая часть духовности включает в себя мировоззренческие и нравственные аспекты проявления любви. Нравственность можно назвать содержательным ядром духовности, ее стержнем. Поскольку саму сущность духовного бытия выражает свобода, то переход к духовному уровню бытия возможен только в результате свободного, сознательного выбора личности и, следовательно, принудить человека жить духовной жизнью невозможно. Подчинение должному — вот основной закон духовного бытия, а выполнение этого закона должно диктоваться свободным нравственным выбором.

Обращаясь к рассмотрению роли и значения нравственности для духовности отдельной личности, нельзя не остановиться на определении понятий морали и нравственности, которые различными авторами толкуются по-разному. Нравственность рассматривается нами как неотьемлемое свойство человека, которое характеризует степень реализации сущности человека в практической и духовной деятельности. Следует отметить наличие трех основных подходов к определению морали. Так, в первую очередь мораль рассматривается в качестве системы внешних принуждений, противостоящая внутренним потребностям личности. Следующий подход представляет мораль как объективную необходимость существования общества и человека, помогающую раскрыть истинную сущность человека, рационально ограничивая его естественную природу .

Далее, мораль рассматривается как духовная первооснова мироздания, духовный феномен, стремление достичь идеала, следуя путем самоограничений, воспринимаемых как тернии на пути к совершенству. Сторонники последней точки зрения считают, что мораль — внутренняя потребность человека, а не просто система объективных принуждений5 . Сторонники антропоцентрического подхода полагают, что мораль исходит из самой природы человека, социоцентрического — видят в морали общественную природу . Идеи космоцентризма получили свое развитие в русской этической мысли, в частности, в трудах В. Соловьева, поддерживающего идею о божественной природе добра и всеобъемлющей любви, которая выражается в стремлении к единению. В.П. Соловьев считал, что нравственным долгом человека является проявление его потенциального богоподобия и следование к восстановлению утраченного всеединства .

Нравственное самосовершенствование отдельной личности тесно связано с деятельностью, направленной на социальное единение с природным окружением посредством гармонизации и одухотворения природной жизни, проявления ее творящей энергии. Русскую этику, которую, в частности, представляет В. Соловьев, можно с полным правом назвать «соборной этикой», а глубинный экологизм необходимо отметить как ее отличительную особенность. Представители русской этической мысли считали человека ответственным за эволюцию всего живого Космоса. Задачей человека они ставили познание и овладение вселенскими законами жизни и на их основе предполагали осуществление творческого и бережного управления природными процессами в масштабе планеты, а в перспективе — масштабе целого космоса. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что мораль, являясь формой рассудочной деятельности сознания, представляет собой определенный набор требований, предъявляемых обществом каждому человеку для его осмысления и исполнения. Первобытное общество лишало человека свободного выбора, ставя перед ним жесткие требования, запреты в форме табу как разновидности элементарной нравственности.

Мораль как более развитая форма сознания базируется на свободном, осознанном выборе, а не на выдвижении жестких запретов. Если простой запрет имел вид смыслоформы, представляющей отдельное правило, то моральное требование приобретает вид развернутого ценностного обоснования, которое предлагалось человеку как наиболее целесообразное. Этап элементарной нравственности соответствует времени эволюции животного в собственно человека, когда для выживания этого человека и всего человеческого общества были необходимы жесткие нравственные нормы, существующие в форме непререкаемых требований, которые необходимо принимать на веру без доказательства их целесообразности. Мораль же приобретает форму законов, а законы требуют обоснованных и развернутых доказательств. Поэтому мораль, выступая в качестве теоретического социального обоснования, основана на масштабных обобщениях нравственной практики человечества и является уже рассудочной формой общественного сознания. Людьми управляют их субъективные интересы.

Мораль призывает к соблюдению нравственных норм при осуществлении этих интересов, декларирует определенные права за каждой личностью, призывая эту личность признать наличие таких же прав у других людей. Мы можем говорить о духовно-нравственном отношении «Я» к «Другому»: а) если мотивом поступка является бескорыстие, не нуждающееся во внешнем побуждении; б) если это отношение не имеет целью исполнение предметно-материальных желаний; в) если Я не имеет каких-либо преград и барьеров на пути к Другому; г) если это отношение является внутренней потребностью человека; д) если на это отношение не оказывается никакого сдерживающего воздействия со стороны обстоятельств; е) материализуется в вере, надежде и любви к этому Другому во внутреннем мире Я — личности. В данном случае мораль является установкой на добровольный выбор и следование некоторой модели поведения.

Под моралью понимается свод основных законов, по которым осуществляется жизнедеятельность людей. Именно эти законы способствуют удержанию человека в определенных рамках, переход которых несет вред или мешает реализации жизненных интересов других людей. Общечеловеческий «закон права» является основой нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям. Уважение прав ближнего является долгом каждого. В связи с этим мораль и нравственность выступают в качестве основы принципа рациональной саморегуляции общества9 . Сама суть общественной системы находит свое отражение именно в законах морали, а не в гражданских правах или других социальных законах, поэтому в социальных условиях именно его роль выступает как закон развития мироздания. Утверждение духа как основы морали осуществляется исключительно через осознание необходимости развития единения и кооперации всех членов общества, что уже содержится в архетипе человечества и находит свое проявление в ценностях любви. Именно законы морали, как никакие другие социальные законы, выражают социальную сущность человека.

Универсальный закон мироздания проявляется в условиях человеческого общества именно через мораль, следовательно, мы можем назвать моральные законы законами космической рациональности, а мораль и нравственность — ядром человеческой духовности. Невозможно осуществить утверждение и развитие духовности в обществе без соблюдения и внедрения законов морали в жизнь через совершение нравственных поступков, так же, как невозможно совместить безнравственность и духовность. Только на основе общечеловеческих ценностей каждой личностью формируются собственные нравственные ценности, лишь пройдя сквозь призму которых все человеческие ценности получают право на свое существование в обществе. Духовность, смысл жизни и совесть тесно связанны в структуре личности и в еще большей степени переплетаются в процессе ее воспитания и образования.

Духовная основа выживания и развития всякого общества детерминируется как обретение смысла, поскольку потеря смысла становится одной из главных проблем общества в периодах трансформации, а пути поиска этого смысла определяются совестью. Совесть является способом нахождения того уникального смысла, который кроется в любой ситуации. Только совесть научит состраданию, альтруизму, помогает человеку в преодолении конформизма и потребительства. Поэтому одной из главных задач воспитания следует считать воспитание совести с непременным привитием чувства ответственности перед собой, семьей, социумом. Одним из проявлений духовности являются чувство долга или совесть, которые оказывают прямое влияние на выбор человеком ближайших и отдаленных целей и средств их достижения. Следовательно, понимание духовности во многом зависит от понимания природы человека, всего, что определяет «внутреннего человека», его самосознание, человеческую субъективность.

Духовность не только характеризует человеческое бытие именно как человеческое, а образует его наряду со свободой и ответственностью. Духовность, являясь центром личности, делает ее самодостаточной, поскольку направления и факторы своих действий она черпает не извне, а в самой себе. Жизнь духовная — это сугубо личная жизнь, имеющая в основе идею нравственного совершенствования, общую для всех людей10 . Духовность является способом самостроительства личности и организуется в форме признания ее субъекта, поскольку лишь для него непосредственно доступен его духовный мир, являющийся подлинным содержанием его духовного «Я». И от того, насколько наполнен его духовный мир извечными или насущими вопросами о высоком и земном, о сущем и должном, об истине и заблуждении, о добре и зле и насколько сильно его стремление получить ответы на эти вопросы, зависит то, в какой степени духовен этот человек. Человек как часть огромного мира ведет постоянный диалог с этим миром и в процессе этого диалога входит в организм культуры, становясь его живой клеточкой и таким образом обретает духовность как свою «внутреннюю вселенную», где в качестве внутренних духовных регуляторов личности выступают высшие ценности культуры, возвышая человека над рутиной повседневности и направляя его жизнедеятельность в определенное русло.

Следует отметить, что высшие духовные потребности зарождаются, прежде всего, в сознании всего рода человеческого, а вслед за этим — в сознании отдельной личности. Они зарождаются и развиваются вместе с развитием культуры, а отдельная личность познает и принимает, либо отвергает их по мере своего развития через процессы воспитания, образования и социализации в целом . Социальные нормы не только принимаются и усваиваются индивидом как императивы, не требующие логических аргументов, но и переживаются им как, например, «зов сердца», «дух времени», «голос совести», оказываясь в качестве форм бытия духовности, такими же, как воспитанность, интеллигентность, чувство ответственности, обязанности. Все это также должно стать естественной формой бытия человека, особенностью его характера, внутренней потребностью, а не средством достижения собственной выгоды и удовлетворения корыстного интереса.

Чем неотступнее человек придерживается социальных норм, тем скорее они становятся неотъемлемыми чертами его личности, характеризуя уровень его сознательности в самом широком смысле этого слова. Можно говорить о разных видах духовности или о доминировании в ней определенных составляющих. «Тип духовности» как понятие мы находим еще у М.М. Бахтина, а специальное его исследование было проведено В.Г. Федотовой, которая выделила три типа духовности: теоретизм, этизм и эстетизм, определив доминирующие признаки, характерные для каждого из этих типов, — истина, добро и красота. На их основе формируется отношение человека к действительности .

Данное разделение является оправданным и в известной степени традиционным, так как в культуре выделение таких ее «ликов», как истина, добро и красота, является традиционным и для истории философской мысли и для культуры в целом. Данное разделение обнаруживает связи с принципом разделения труда, разделением по видам деятельности и социальным разделением общества. А в различных социальных общностях, в свою очередь, превалируют разные интересы, потребности и мотивы деятельности, преобладают разные чувства, духовные ценности и ориентиры. Но это не должно приводить к ложному выводу о том, что духовность не является целостной системой.

Это указывает лишь на сложную организацию этой целостности, ее особую структурированность. Теоретизм, этизм и эстетизм выступают как стороны одного целостного понятия, выделяясь в результате разделения труда и социальной структуры общества. Но исходя из этого мы не можем с полным основанием утверждать существование этих трех типов духовности «в чистом виде». Гносеологическая составляющая такой категории, как духовность, акцентирует внимание на знании, логике, поиске и обосновании истины. Знания необходимы для понимания духовности не сами по себе, а в качестве способа постижения идеала и блага как высшего идеала, согласно платоновской классификации идеалов. Главная задача — увидеть и осознать превращение знания в духовную ценность по мере прохождения индивидом школы духовного и социального воспитания13 . Рациональность связана с гносеологической составляющей духовности непосредственно.

Однако следует отметить, что наряду с рациональными способами познания имеют место и нерациональные, вненаучные, а личностное знание и вовсе обретается и существует в подсознании. Рациональное неотделимо от практики, поэтому осмыслить его во всей полноте можно, только осуществляя деятельностный подход к определению соотношения цели и средств ее достижения. Для всесторонне развитой личности характерны научная обоснованность убеждений, ответственность. Подобная точка зрения диктует необходимость единства познавательных и ценностных ориентиров как в науке, так и в других сферах человеческой деятельности.

Достижение этого единства становится задачей этической гносеологии, но пути ее выполнения остаются проблематичными в силу несовпадения науки и нравственности ни по целям, ни по средствам их осуществления. Мир сегодня наполнен добром и злом, а субъективные человеческие оценки этого противостояния выносятся за пределы строгого знания и науки как таковой14. Соединение научной истины и морального добра оказалось не таким простым делом, как это представлялось в теории. Но настоящая духовность стремится к гармоничному соединению данных категорий. Сам процесс получения и освоения знаний заканчивается их объективизацией, что приводит к появлению множества духовных, идеальных образований, таких как мнения, суждения, идеи. Всякое знание, к какой бы области деятельности оно ни относилось, нуждается в практике, которая способствует преобразованию явлений действительности в мыслительные, идеальные образования, включаемые затем в практическую деятельность человека. Таким образом, практическая форма знания предшествует всем другим его формам и является основой для всех видов духовной деятельности.

Источником первого типа становится сфера обыденного опыта, а второй тип знания опирается как на эмпирический опыт, так и на теорию, взятую во всемирно-историческом контексте и потому совпадающую с выводом нравственного познания. И всеобщий, и конкретный типы знания связаны между собой, что ясно проявляется в сфере нравственного сознания и позволяет нам заметить объективно-истинную природу понятий о добре и зле. Выражая общезначимое содержание, эти понятия адекватно отражают в сознании человека его историческое бытие, даже выступая в виде различных утопий. Обращаясь к проблеме истины нельзя не принять во внимание и освещение ее в сфере искусства. Объективно-истинные представления о мире, связанные со сферой искусства, имеют свои особенности, которые заключаются в том, что содержание, которое несет сфера искусства, обретает объективную значимость, а идейный смысл — значение истины.

Исходя из задач нашего исследования, мы рассмотрим значение культурномировоззренческой функции науки с точки зрения формирования с ее помощью определенной жизненной позиции человека, его интеллекта и мировоззрения. Разрыв между чувственно-эмоциональной и рациональной сторонами познания становится одной из серьезных проблем современного образования, характеризующегося все возрастающим использованием информатизации и компьютеризации в учебной деятельности, что обусловливает доминирующее положение его рациональной составляющей15. Подобный перекос влечет за собой нарушение целостности и системности учебного процесса, что в результате может привести к утрате целостности личности, ее эмоциональному и духовному опустошению. Следовательно, те компоненты образования, которые связаны с чувственноэмоциональной и образно-наглядной сферами, должны получить сегодня особое внимание и поддержку. Нельзя не учитывать большую роль чувственного познания человека в восприятии и понимании в окружающей его действительности.

А адекватное воспроизведение этой действительности посредством чувств связано с предметностью как способностью субъекта создавать чувственный образ. Связь образа с предметной деятельностью, внутреннее единство его проектности и предметности были выявлены и подтверждены в результате многочисленных исследований. Целостность была представлена в них как одно из важнейших свойств чувственного образа, находящее свое выражение в системе пространственных отношений, выступающих в качестве формы организации предметного содержания образа. Целостность чувственного образа непременно связана с избирательностью в том смысле, что в образе находят отражение далеко не все свойства и структуры объекта, а лишь некоторые, важные для субъекта в его деятельности. Следует отметить наличие взаимосвязи между ощущением, восприятием и представлением как формами чувственного отражения в структуре познавательной деятельности. Процесс познания, который осуществляется естественным путем, в свою очередь является необходимым условием перестройки, развития и становления личности, самообразования и обогащения своего духовного мира.

Особенно ярко этот процесс выражается в сфере образования, где одной из важнейших задач является «вооружение» учащихся знаниями. Именно особенности общественных отношений определяют специфику каждой формы общественного сознания и формируют конкретный вид духовной деятельности. Практический процесс познания тех или иных сторон бытия определяет специфику знаний, которые затем мышлением трансформируются в специфическое мышление, характерное для данной формы общественного сознания. То есть мышление целенаправленно преобразует общечеловеческие формы мышления в специфические, наделяя человека новой способностью духовнопрактического познания мира и обогащая тем самым познавательный процесс. Искусство, философия, наука, религия, нравственность приводят к расширению границ мышления и сферы человеческого познания и к более широкому отражению всего общественного бытия.

Причем следует отметить, что каждая форма общественного сознания, так же, как и определенным образом сформированное знание, являются результатом развития нового типа общественных отношений, новой способности человека или новой потребности. Однако не следует полагать, что знания играют лишь обслуживающую роль в духовном мире человека, они также производят переформирование, реорганизацию и упорядочивание личности. Четкой ступенью к познанию и созданию определенной позиции является чувственный образ. Индивидуальность воспринимается человеком как нечто целостное. Как часть еще одной составляющей нравственной целостности личности является ее нравственная активность.

Невозможно количественно измерить социальную активность человека без учета содержания его деятельности. Так, уровень активности у разных людей, занимающихся определенной деятельностью, может быть одинаковым, но это не значит, что их духовный мир также совпадает. То есть для того, чтобы верно оценить уровень духовного развития личности, следует учитывать как саму социальную активность деятельности этой личности, так и нравственное содержание этой деятельности. Подобная точка зрения, исходящая из единства активности и нравственного содержания деятельности, понимаемых как количественное и качественное начала, приводит к синтезу понятия «нравственная активность».

Под нравственным содержанием понимается социально значимое «ядро», смысл любой человеческой деятельности, так как именно на этом уровне обнаруживает себя соотношение индивидуальных интересов и социальных потребностей, которые являются источником активности. Регуляторами социальной активности признаются такие понятия, как свобода, необходимость и ответственность. Уровень активности и уровень свободы напрямую зависят друг от друга, то есть чем свободнее личность, тем она активнее, и наоборот. Свобода проявляет себя в использовании личностью условий, необходимых для ее жизнедеятельности, в преодолении трудностей, препятствующих ее самовыражению, в разрешении противоречий между общественными и личными интересами, в проявлении творческого подхода в процессе осуществления своей деятельности.

Все это способствует формированию активной жизненной позиции как важнейшей черты нравственной целостности личности. Именно характер взаимоотношений между личностью и обществом и определяемое этими отношениями основное доминирующее моральное качество этой личности должны стать основой построений этической типологии. В соответствии с этим можно говорить о коллективистском и индивидуалистическом нравственных типах личности. Именно единство общественного и индивидуального составляет основу нравственной целостности личности и отражает степень взаимодействия этой личности с обществом. Само развитие моральной системы в обществе является процессом сложным и диалектическим, а гармонизация всевозможных общественных проявлений морали делает этот процесс и вовсе бесконечным.

Если принять во внимание факт неотделимости личности от общества, то следует признать постоянным процесс гармонизации нравственных проявлений личности посредством моральных принципов и канонов общества. Процесс этот направлен на формирование нравственной целостности личности, где в качестве определяющих выступают нравственные качества и особенности характера. Интересно в связи с этим, утверждение одного из российско-американских философов М.Эпштейна, когда он вообще отрицает право нравственности быть содержанием духовной сферы какого-либо общества18 . Понятие духовного общения многопланово, оно включает в себя не только информационный обмен мыслями и чувствами, но и воспитание привычки к нравственному поведению, осознание необходимости увязывать свое «я» с общим «мы», утверждение определенных моральных норм и принципов. Сегодня особенно бросаются в глаза количественные и качественные изменения в структуре общения, когда заметна тенденция к ограничению круга участников общения, хотя это само по себе и не означает падения роли общения в деятельности личности.

Нравственность как важнейший компонент духовности, демонстрируя уровень развития и внутреннюю гармонию человека, является показателем духовного здоровья социума в целом.Выступая средством формирования и развития духовности, нравственное воспитание выполняет одну из важнейших функций и задач образования. Мораль и наука являются всего лишь средствами, созданными человеком для достижения своей главной цели — стать счастливым, увеличив меру своего счастья, подчиняя себе мир земной, так как истинное человеческое счастье не может быть бездушным и бездуховным. Жажда прекрасного, стремление человека к красоте связаны с эстетической составляющей духовности, находящей выражение в форме искусства как неотъемлемой части культуры.

Красота как совокупность образов, является недоступной для дискурсивного мышления, поскольку связана с субъективным переживанием, поэтому категория духовности, отражающая субъективный мир, оказывается наиболее тесно связанной с категорией красоты. Неотъемлемой частью творчества является эстетическое чувство, творческая интуиция как необходимый инструмент любого творчества. Следовательно, красота и сверхсознание связаны между собой, причем весьма своеобразным образом. Так, каждая личность не только отражает наполняющую окружающий мир красоту, но и проецирует на этот мир законы красоты, на которых базируется ее собственная творческая деятельность, а результатом этой деятельности становится формулирование материи, производимое также и по законам красоты. Различные темы творчества имеют в своей основе разные ценности культуры, которые могут быть как истинными, так и ложными, но и в этом, и в другом случае именно они определяют направленность, содержания и различную окраску этих типов творчества. То, что с моральной точки зрения является безнравственным, бездуховным, с эстетической точки зрения антихудожественно. На каждом этапе исторического развития наблюдается совершенствование культурой своих гуманистических и адаптивных возможностей, путем оттачивания все более тонких механизмов воздействия.

В результате изменяется характер социальных отношений и сам человек, который является центром культурного процесса, характеризующегося своей антропоцентричностью и научной логичностью. Гуманизм культуры находит отражение не только в более развитых способах овладения природой, но и в создании и развитии условий, поддерживающих духовное самочувствие человека. Хазиев В.С. обращаясь к этой проблеме, замечает, что мерилом всех вещей должен быть человек, а мерилом всех наук — культура и этика, где заключено существо гуманизма . Для того чтобы превратиться в среду, культуре необходимо внедриться в практику, преодолевая свою изолированность и оторванность от жизни. Несмотря на ее отделенность, многие мыслители прошлого видели в ней силу, способную полностью определять поведение людей и практику их жизни. Сегодня культура все в большей степени доказывает свою очевидную необходимость, которой ей так недоставало в прошлом .

Данная культурная среда становится сферой реализации социальных функций культуры, осуществляющих социализацию и духовное формирование личности, развитие которой в свою очередь приводит к дальнейшему изменению культурной среды. Социальные функции культуры могут реализоваться только в социальной сфере. Культурная среда в философии являет собой стойкую совокупность предметных и духовных элементов, влияющих на деятельность социального субъекта, направленную на создание и освоение ценностей сфер духовного и материального, на процесс формирования его духовных потребностей, интересов и ценностей. При этом следует заметить, что данное определение касается лишь статического состояния культурной среды, в то время как система и культурная среда личности, являясь целостным образованием, постоянно изменяется и развивается. Причем развиваются и изменяются обе стороны: меняются формы и содержание деятельности людей по преобразованию социокультурной среды, что, в свою очередь, приводит к формированию индивидуального духовного богатства субъекта культуры. Являясь важнейшей частью культуры, искусство чутко реагирует на малейшие перемены в духовном настроении общества и мира в целом.

Помимо этого, оно реализует свою уникальность, отражая неповторимость каждого отдельного типа культуры в совокупности его интеллектуальных и чувственных сторон, из которых создается эстетическая сфера бытия человека, вырабатываются его эстетические способности. Под ними понимается способность к испытанию чувственно-эмоциональных и духовных волнений в процессе восприятия предметов и явлений мира, умение видеть красоту окружающего. Сама форма искусства способна сделать его притягательным. Она не только вносит свой вклад в организацию сложных смысловых связей произведений, но и обладает большой эвристической силой, выступает в качестве источника любования, наслаждений, игры духовных потенций человека. Это особое состояние художественного восприятия, при котором появляется повод к усиленной мыслительной деятельности, но при этом никакая определенная мысль или понятия сами по себе не могут быть адекватными этому состоянию.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить двоякий характер искусства, взаимодействующего с духовно-содержательными процессами культуры. Эта двойственность выражается в одновременной сводимости и несводимости художественного содержания к нехудожественному. Сам образный строй искусства подталкивает к образованию рациональных обобщений, к осознанию идеалов и их оформлению, к определению интересов, ценностей, норм, концепции отдельной личности. Это особое творчество, и монополией на него обладает искусство. Всеобщие же цели культуры реализуются через результаты общечеловеческой деятельности. Развитие сознания можно определить как некий «путеводитель» человеческой деятельности, имеющий в своей основе накопленный человеком опыт.

Этот опыт становится фундаментом сознания, которое, развиваясь, создает человеческое в человеке, содействует победам человека над природой и над самим собой, воспитывает его способности к самосовершенствованию. Эмоциональная и интуитивная сферы культуры находят свое выражение в творческой деятельности человека, в процессе осуществления которой происходит реализация огромного духовно-созидательного потенциала. Задача культуры — «изживание» нерационального путем перевода его в разряд рационального, а также постоянное изыскание и сохранение этой сферы — с одной стороны, а с другой — как среды, способной особым образом подпитывать эмоционально-импульсивную сторону духовного мира человека. Сила искусства заключается в его призвании воплощать огромное разнообразие отношений человека к действительности. Обращаясь к отдельным судьбам и характерам, искусство через них демонстрирует общественные и социальные связи людей, создавая синтетический образ исторической среды и времени, в которых живут и творят его герои.

Целостность и единство духовности, о которой мы говорим существует в различных аспектах: гносеологическом, нравственном и эстетическом, поскольку истина, добро и красота взаимосвязаны. Сам поиск истины с целью оказания добра людям, имея нравственную основу, способствует становлению морального авторитета науки в целом.

Искусство, в свою очередь, включает в себя и познавательную и нравственную компоненты. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Целостность и единство духовности существует в различных аспектах: гносеологическом, нравственном и эстетическом, поскольку истина, добро и красота взаимосвязаны. Поиск истины с целью оказания добра людям, имея нравственную основу, способствует становлению морального авторитета науки в целом. Искусство, в свою очередь, включает в себя и познавательную и нравственную компоненты. Рациональность связана с гносеологической составляющей духовности непосредственно. Однако следует отметить, что наряду с рациональными способами познания имеют место и нерациональные, вненаучные, а личностное знание и вовсе обретается и существует в подсознании. Рациональное неотделимо от практики, поэтому осмыслить его во всей полноте можно, только применяя деятельностный подход.

2. Нравственность можно назвать содержательным ядром духовности, ее стержнем. Поскольку саму сущность духовного бытия выражает свобода, то переход к духовному уровню бытия возможен только в результате свободного, сознательного выбора личности и, следовательно, принудить человека жить духовной жизнью невозможно. Нравственность рассматривается нами как неотьемлемое свойство человека, которое характеризует степень реализации сущности человека в практической и духовной деятельности. Нравственное самосовершенствование отдельной личности тесно связано с деятельностью, направленной на социальное единение с природным окружением посредством гармонизации и одухотворения природной жизни, проявления ее творящей энергии. Нравственность как важнейший компонент духовности, демонстрируя уровень развития и внутреннюю гармонию человека, является показателем духовного здоровья социума в целом.

3. Являясь важнейшей частью культуры, искусство чутко реагирует на малейшие перемены в духовном настроении общества и мира в целом. Оно реализует свою уникальность, отражая неповторимость каждого отдельного типа культуры в совокупности его интеллектуальных и чувственных сторон, из которых создается эстетическая сфера бытия человека, вырабатываются его эстетические способности.

Необходимо отметить двоякий характер искусства, взаимодействующего с духовно-содержательными процессами культуры. Эта двойственность выражается в одновременной сводимости и несводимости художественного содержания к нехудожественному. Сам образный строй искусства подталкивает к образованию рациональных обобщений, к осознанию идеалов и их оформлению, к определению интересов, ценностей, норм, концепции отдельной личности.

4. Философия, наука, религия, нравственность приводят к расширению границ мышления и сферы человеческого познания и к более широкому отражению всего общественного бытия. Каждая форма общественного сознания, так же, как и определенным образом сформированное знание, являются результатом развития нового типа общественных отношений, новой способности человека или новой потребности. Людьми управляют их субъективные интересы. Мораль призывает к соблюдению нравственных норм при осуществлении этих интересов, декларирует определенные права за каждой личностью, призывая эту личность признать наличие таких же прав у других людей.

Багаутдинов Айрат Маратович

см. также: Историческая психология русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Другие новости и статьи

« Военно-экономическое обеспечение обороны Российской Федерации

Cтратегическая обстановка на советско-германском фронте к середине ноября 1942 г. »

Запись создана: Среда, 31 Октябрь 2018 в 21:39 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика