15 Сентябрь 2018

Духовная деятельность в контексте социального бытия

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта .

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще. В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума.

Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия. Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как некоторая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззрений, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культурных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей.

Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей. В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна.

Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной. Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку.

Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека. Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой.

Духовность рассматривалась только в связи с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определялось как духовная жизнь общества во всех ее формах и проявлениях, в то время как активность и деятельностный характер самого духовного начала лишь отмечались как факт. Зачастую подвергались упрощению сама сущность и диалектика материального и духовного в бытие человека. Приравнивание понятия духовности к общественному сознанию ведет к значительному упрощению этого понятия, приземляет его и лишает своеобразия. Между этими двумя понятиями не может быть знака равенства.

Духовность, являясь более объемлющим понятием, поднимает человека над эмпирическим бытием. Не являясь равнозначной сознанию, духовность выступает как положительная социальная значимость сознания. Подобная точка зрения позволяет увидеть связь духовности с трансцендентностью, когда последняя в этом тандеме трактуется как выход за грани повседневного бытия человека. Поднимая человека до высот религиозного переживания, трансценденция направляет его на поиски истины и добра, ориентируя на приоритетность интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей. Наличие духовного предполагает укоренение смысложизненных личностных ориентиров в системе надындивидуальных ценностей. Это подразумевает наличие связи духовности с трансцендентностью. При подобной трактовке фундаментальным основанием духовности становятся интересы и потребности человека, поскольку именно они являются определяющими факторами человеческой деятельности. Потребности являются точным мерилом напряжения человеческого духа. При этом наибольшую важность представляют духовные потребности48 . Таким образом, духовность является проявлением высших потребностей и личностных качеств, высшей красоты и гармонии, творческого воплощения. Для понимания природы и сущности духовного также необходимо, с нашей точки зрения, изучение взаимосвязи духовности и творчества. Духовность представляет собой особую форму активности человека, выражающуюся в стремлении к познанию мира, его законов и себя в этом мире. С точки зрения Гегеля, духовность, являясь составной частью истинного бытия, выражает себя в действии, направленном на достижение цели теми или иными способами49. Духовность проявляется и выражается в практических доминантах различной силы и устойчивости, следовательно обрести духовность без практических действий невозможно.

Она обретается вовсе не в связи с отказом от удовлетворения практических запросов, а вырабатывается в ходе построения отношений с другими людьми и окружающим миром, когда противоречия реального мира преодолеваются не только в воображении путем построения гармонического образа бытия, но и в действительности. Зачастую крайняя поляризация материально-практической и духовной деятельности позволяет исследователям сделать вывод о том, что чем слабее связь человека с практическими, конкретными жизненными проблемами, тем более духовным он является. Сам образ духовности в данном толковании видится как исключительная сознательность и как предпочтительная альтернатива практичности человека. В этом случае абсолютно не учитывается тот факт, что фундаментом для развития сознания и такой категории, как духовность, является как раз предметно-практическая деятельность человека.

Только сам человек творит собственный внутренний мир и себя самого в процессе осуществления предметной деятельности, выступающей связующим звеном между «Я» человека и окружающим миром. Из всего сказанного выше следует, что сам процесс формирования духовного потенциала личности, начиная с этапа расширения сферы духовных потребностей человека, приводящего к «расширению» границ и обогащению его внутреннего мира, создает предпосылки для включения человека все в новые виды деятельности. Таким образом, сам деятельный принцип, связанный с идеей перехода от детерминированного извне индивида к саморазвивающемуся, ориентируют человека на освоение и использование всего накопленного им духовного богатства, что требует отказа от односторонности в формировании личности. Человеческая деятельность есть социально организованная активность. Как всякая деятельность, она предполагает наличие субъекта и объекта.

Человек в данном случае выступает субъектом деятельности51. Следует отметить разнообразие трактовок понятия деятельности современной философией и психологией. Прежде всего, необходимо отметить, что при изучении деятельности последняя может выступать как предмет исследования и как объяснительный принцип. При определении понятия «деятельность», ее структурных, методологических и др. особенностей возникали и возникают значительные трудности. Прежде всего, эти трудности вызывают особенности классификации форм деятельности, построения структуры этой деятельности и методы исследования. Трудности структуризации деятельности определяются широтой охвата этого понятия, куда входят предметное содержание деятельности, ее результат, способы осуществления, выбор средств. Помимо этого, анализ деятельности требует выделения разных направлений этой деятельности: преобразовательного, познавательного, ценностноориентационного и коммуникативного. Следует отметить, что все исследователи, занимающиеся проблемой деятельности, связывают ее с активностью, полагая, что наиболее адекватно активность человека выражается через деятельность, а сама активность является наиболее общей и всеохватывающей характеристикой живых организмов.

Широкие задачи социокультурной деятельности неразрешимы силами отдельной личности, их можно решить лишь совместными усилиями различных социальных групп и составляющих их членов. Деятельность человека определяет форма активности живого организма, воспроизводящая сверхприродные условия его существования — культуры, в общественных и всевозможных других форм отношений. Данная форма активности имеет целью саморазвитие, самовоспитание и самовыражение.

Активность личности достигает своего апогея вместе со становлением человека как субъекта деятельности, когда вместе с возникновением его собственного отношения к деятельности рождается личный «стиль» и «метод» ее осуществления. Деятельность тем ценнее для отдельной личности, чем больше возможностей она представляет для ее самовыражения, чем большее применение в ней могут найти ее способности, таланты, возможности творческого мышления. И действительные и воображаемые реальности обретают смысловую иерархию только в пределах деятельности определенного субъекта, когда они выстраиваются в определенный ряд ценностей, в актуальный жизненный мир, в котором находит отражение неповторимость судьбы этого субъекта .

Деятельность по-разному оценивается человеком в разные периоды его жизни. Эта оценка зависит от изменения отношения человека к реальной действительности, от меры реализации его возможностей и способностей, словом от того, насколько человек доволен или нет тем, что он достиг в своей жизни. Таким образом, деятельность для личности — это потребность субъекта действия. То, насколько поставленная цель соответствует возможностям субъекта — это основной критерий качества осуществления деятельности. Если выбор конкретной деятельности является самоопределением субъекта, то стабильность этой деятельности обеспечивается с помощью саморегуляции.

Деятельность отдельного субъекта прогнозируется им и соотносится с деятельностью других людей, порождая совместную деятельность, которая зависит от активности и инициативы всех ее участников. Активность личности складывается из трех параметров: отношения к себе, отношения к обществу, отношения к себе других субъектов деятельности. Совместная деятельность достигает успеха при условии адекватного восприятия участниками этой деятельности как друг друга, так и поставленных перед ним задач. В результате подобной совместной деятельности формируется коллективный субъект и определяется первый уровень отношений. На втором уровне находят отражение взаимоотношения между участниками коллективного субъекта деятельности. Результатом совместной деятельности может быть объединение людей на основании различных признаков, например, как индивидуальностей. Если каждая индивидуальность по отдельности будет обладать организованностью, совместимостью, сработанностью, то и единый субъект совместной деятельности будет отличаться присутствием этих феноменов.

Организованность выражает себя через способность группы людей самостоятельно сплотиться в единую организацию, преодолевая ситуацию неопределенности, когда разнообразные точки зрения и формы инициативного поведения индивидов сочетаются с устойчивым единством действий всех участников организации. Сработанность выступает в качестве эффекта соединения и взаимодействия индивидов, для которого характерна максимально возможная продуктивность и минимальные эмоционально-энергетические затраты на осуществление деятельности и взаимодействия, в контексте достаточной субъективной удовлетворенности. Именно внутренние противоречия определяют целостное в системе совместной деятельности, то есть наличие взаимополагающих и взаимоотрицающих сторон превращают в развивающееся целое систему общения в группе. В свою очередь, это целое определяет цель деятельности, без чего данная система не существует как нечто единое. Следовательно, нельзя говорить о непосредственном влиянии общения на содержание и структуру совместной деятельности.

Это влияние осуществляется через личность, выполняющую роль промежуточного, опосредованного звена С полной уверенностью можно говорить о наличии взаимосвязи между всеми видами деятельности человека или группы людей, когда один вид деятельности личности базировался на другом. Сама структура «личность-деятельность» своим главным положением имеет тезис о преобразующей внешнюю реальность и самого себя деятельности отдельного индивида, чем бы он ни занимался. Тем самым данный индивид закладывает основы личностного бытия, самоутверждаясь как социальное существо. Данная структура непосредственно связана с системой воспитания и образования, направленной на развитие личности и культуры, соответствующих цивилизации XXI века .

Именно целесообразное взаимодействие человека с предметным миром называется деятельностью. Человеческая деятельность осуществляется через познание природы, общества, людей и самого себя55. Сама познавательная деятельность непосредственно не затрагивает реального бытия человека, но она может изменить это бытие на уровне идеального с целью мысленного постижения его сути, проникновения в его глубины. Субъект, направляя свою активность на объект, никоим образом не подвергает его модификации, разрушению или реконструкции, объект лишь отражает и возвращает субъекту его активность в виде знаний об этом объекте .

Окружающая действительность осознается субъектом не только сама по себе, им познается также значимость ее для себя и для общества по мере реализации его знаний и приобретения опыта. Концепция личности и ее деятельность определяются методологичностью отношения человека к знанию. То есть определяющее значение придается личностным установкам, адекватности восприятия этой личностью ситуаций, решению ею проблемного подхода к реальности, а усвоение, запоминание, закрепление и уничтожение готовых решений не имеют особой важности.

Важнейший атрибут педагогической деятельности с точки зрения характеристики педагогических воздействий — знание. Санкционированное и социально удостоверенное знание педагог передает учащимся, которые должны его осознанно принять, не испытывая никаких сомнений в его информационной правильности. Знание для учащегося — это предмет учебно-познавательной деятельности. Для преподавателя знание является элементом педагогической деятельности, целью которой неизменно является развитие личности, которому способствует непрерывное образование. Само же непрерывное образование становится принципиально непрерывным, выполняет роль средства развития субъектности личности, придавая цель и смысл ее жизни. Объективная основа для непрерывного образования возникает, когда в ходе развития личности не возникает четкого разделения ее на «субъект» или на «объект» деятельности. Человеческая деятельность подразделяется на практическую и духовную в зависимости от результата этой деятельности.

Результатом практической деятельности являются изменения в материальном общественном бытие, а развитие сферы индивидуального и общественного сознания и трансформации в ней — это уже результат духовной деятельности. Таким образом, деятельность необходима для выявления особенностей социальной формы движения материи, социальности как способа существования человека, предполагающего адаптацию человека к окружающему миру, а также изменение им этого мира, исходя из собственных интересов, потребностей и целей вплоть до создания своего социально обусловленного человеческого мира, включающего его социальную действительность, важнейшим компонентом которой выступает культура, содержанием которой, в свою очередь, является деятельность, направленная на создание мира человеком.

При этом культура характеризуется тем, что ее невозможно вывести из утилитарно-прагматической взаимосвязи индивида и окружающего мира, предполагающей ориентацию на цель потребления, поскольку суть человеческой деятельности кроется не в потреблении, а в созидании, в осознании и достижении жизненных целей. Обращаясь к исследованию понятий духовности и образования, формирующего и развивающего духовность как феномен культуры, мы исходим из того, что вне рассмотрения контекста культуры данные понятия невозможно понять и осмыслить в полной мере. Следовательно, понятие культуры является определяющим для целей данной работы и рассматривается в ней как форма и способ выработки, репрезентации, которую невозможно передать генетически, поскольку человек, в отличие от животного, накапливает эту информацию вне собственного организма, а именно — в культуре.

Культура является надбиологическим явлением, сугубо социальным феноменом. Исходя из этого, образование как важнейший способ приобщения к культуре не следует ограничивать лишь научением, присущим животному миру. Образование — это феномен культуры, и только рассматривая это понятие в системе культуры, можно раскрыть его природу и сущность. Деятельность лежит в основе культуры человечества и воплощенного в ней человеческого опыта, трансляция которых происходит посредством использования знаний, знаков и знаковых систем, традиций. Для осуществления, становления и развития этой деятельности необходим ряд определенных условий. Вопервых, изначально деятельность функционирует как предметная деятельность, как овладение предметами и ориентирование при помощи предметов.

Опираясь на эту данность, мы можем не только сформировать представления о практике как предметно-практической деятельности, но и дать общее описание начальной ступени продвижения от материального к идеальному, а именно зафиксировать возникновение образа как фундамента познавательной деятельности человека. Таким образом, основу предметности образа следует искать в его предметнопрактической деятельности. Во-вторых, осуществление общественно-производственной деятельности невозможно без использования орудий труда, и, следовательно, без их изготовления, что, в свою очередь, предполагает постановку цели. Таким образом, оба процесса — изготовления и воспроизводства орудий и процесс целеполагания — оказываются взаимосвязанными напрямую.

В-третьих, деятельность, являясь общественной, носит социальный характер, который определяется необходимостью сохранения и воспроизводства культуры, являющейся кладезем практического и духовного опыта предшествующих поколений. Все элементы человеческой деятельности взаимосвязаны и упорядочены, а сама она являет собой некую целостную структуру, представляющую собой способ связи этих элементов и их зависимость друг от друга. Само воспроизводство деятельности, процесс передачи опыта от одного поколения к другому представляет собой особый вид деятельности. Сам процесс осуществления действия при помощи орудий и производство этих орудий требуют применение воспитания и обучения людей, вовлеченных в действие. Таким образом, в структуре деятельности легко «прочитывается» зависимость одного вида деятельности от другого, особенно в сфере практическидуховного освоения мира. Следовательно, никакие виды деятельности невозможны без предварительного воспитания и обучения .

В первую очередь, это касается процесса изготовления орудий труда, который приобретает все большую сложность и наукоемкость. Как данный процесс передачи социального опыта непрерывно прослеживается на протяжении всей истории человеческого развития и передается от поколения к поколению, так и деятельность по воспитанию и образованию постоянно востребована и необходима для общественного прогресса. Таким образом, в структуре деятельности всегда были, есть и будут «обучающие» и «обучаемые». Ситуация обучения с неизбежностью требует структурности деятельности, когда социальный опыт, как практический, так и духовный, передается от поколения к поколению, от учителя к ученику, а воспитание определенных навыков деятельности есть сущностное и обязательное условие воспроизводства социальных организмов и общества как системы. Значение обучения определяется общественной необходимостью передачи человеческого опыта от одного поколения другому.

Особое внимание следует уделить практической и духовной составляющим человеческой деятельности, которые не следует понимать как нечто материальное и идеальное. Практическая деятельность — это целеполагающая предметная деятельность, необходимым компонентом которой является идеальный образ желаемого будущего как цели этой деятельности, ее результата, как опережающего отражения действительности. Духовная деятельность, со своей стороны, невозможна без определенного материально-технического обеспечения, к предметам которого относятся книги и библиотеки, музеи и архивы, кино и телевидение, СМИ и компьютеры. Выделяя практическую и духовную деятельность, нельзя не учитывать двух важных моментов. Во-первых, предметом практической деятельности являются чувственные, то есть реально существующие объекты, а деятельность духовная связана с мышлением, теоретическими, идеальными объектами.

Во-вторых, практическая и духовная деятельность разнятся по своим результатам. Целью практической деятельности является изменение реально существующих явлений природы и общества, а духовная деятельность направлена на изменение сознания людей. Практическая деятельность складывается из двух основных форм: материально-производственной, преобразующей природу, и социальнопреобразовательной, которая является верным, адекватным или иллюзорным отражением действительности, в том числе теоретическим отражением. Во-вторых, деятельность прогностическая, отражающая действительность с точки зрения ее возможных трансформаций, идеально предвосхищающая результаты действия. Втретьих, ценностно-ориентированная деятельность как отражающая действительность с позиции ценностей, которые имеют для субъекта позитивное значение и соответствуют его идеалам и мировосприятию. Практическая и духовная деятельность были тесно связаны друг с другом на протяжении всего исторического процесса. Из данного тандема образовалась практически-духовная форма освоения мира. Человек существует в двух реальностях. В объективной находят воплощение идеи, сотворенные им в мире «второй природы».

В субъективной и идеальной переживания смыслообразов реального мира проживаются человеком в форме сверхчувствования или чувствования действительности вовне, таким образом, наблюдается отождествление внешнего и внутреннего в ценностно-смысловом переживании. Следует отметить, что по своей природе сознание человека склонно к субъективности, и образуемая им субъективная реальность имеет сложную структуру. Субъективное бытие личности происходит одновременно в трех измерениях: виртуальном, душевном и духовном. Деятельность субъекта сначала проявляется виртуально, то есть имеет мысленную форму, которая впоследствии обретает материальное выражение. Так же и восприятие личностью фрагментов окружающего мира и самой себе в этом мире сначала происходит в виде символов и образов, которые в дальнейшем складываются в некую целостность — виртуальную реальность. Способность накапливать, хранить, перерабатывать знания, чтобы затем передать их в виде смыслов, теорий или мифов, дана человеку природой. Знания, которыми человек обладает, призваны обеспечить его выживание, поэтому они «заинтересованы» этим человеком. Важнейшим имманентным свойством личности является ее умение превращать информационные сигналы и смыслы в знаки, из чего можно заключить виртуальную сущность человека .

Понятие «виртуальная реальность» стало широко использоваться с начала 80-х годов прошлого столетия с подачи американского инженера и бизнесмена Жарона Ланье. Данный вид реальности понимали как особую сущность, форму субъективного бытия, которая не может быть плохой или хорошей, истинной или ложной, так как она представляет собой не только отраженный образом предметов и людей, но и образ идей и символов. Если воображаемая действительность является миром символов, то виртуальная — миром смыслов, который не создает ничего нового и не имеет будущего. Поскольку информация представляет собой бытие самого смысла, постольку смыслообразование на основе полученной информации становится существенной особенностью виртуального мира. То есть виртуальный мир, в отличие от материального, всего лишь отражается в смыслообразованиях и существует только в сознании в виде квазиобъектов. Наличие квазисубъекта как модели субъекта, его «второго Я» настолько же правомерно. Сознание личности моделирует образ духовного субъекта или даже другого Я и получает в результате квазисубъект. И если художественный образ может существовать как в объективированной форме произведения искусства, так и в форме квазисубъекта, то «квази-Я» может выступать лишь как субъективный образ самого себя в индивидуальном воображении. Отличительной особенностью виртуальной реальности является то, что она не является частью природной реальности, а является формой проявления субъективности бытия. Личность, перерабатывая полученную информацию, сама наполняет содержанием свою виртуальную реальность, наполняя ее символами и образами.

Именно «технологическая» переработка информации с помощью создания символов, знаков и понятий является сутью виртуальных процессов, происходящих внутри субъектов. В ходе этого процесса простые образования порождают более сложные, выражающиеся в образах, символах, смысловых конструкциях, теориях, знании, которые затем вновь становятся ресурсом для субъективного развития информации. Виртуальное развитие понимается как формирование из информационного хаоса смысловой упорядоченности: от образов через знаки, понятия и знаковые системы к знаниям, которые, в свою очередь, становятся основой для следующих виртуальных превращений. Если информация ограниченная, неполная, то субъект сам домысливает недостающие детали и с их помощью достраивает свою виртуальную реальность так, что она начинает соответствовать условиям его выживания. Следовательно, мы можем определить виртуальный мир как субъективный мир знаков и знаковых систем, значений, символов и оценок.

Мыслительный процесс субъекта делится на части — понятия, образы, «кванты мысли». По ходу мыслительной деятельности происходит преобразование сочетаний неслучайных информационных сигналов в знаки, конструкции, образы и смыслы, включающие в себя также и правила интерсубъективного взаимодействия, являясь при этом основой получения дополнительных ресурсов выживания. Под виртуальной реальностью понимается такая форма бытия, которая возникла вместе с возникновением субъекта как внутреннее и повседневное состояние этого субъекта. При этом виртуальное бытие — это не выдумка, оно по-своему настоящее. Человек перерабатывает информацию, придает ей целостный смысл и благодаря этой «технической» способности создает свой виртуальный мир. Сам по себе этот мир внеэмоционален, но дело в том, что он никогда не бывает полностью изолированным, напротив, он постоянно дополняется душевными переживаниями, почерпнутыми из душевного мира человека. А виртуальный и душевный мир вкупе создают духовный мир личности, из чего следует, что духовный мир — это совокупность виртуального и душевного. Отсутствие одной из этих составляющих разрушает целостность духовного мира.

Мир духовный интегрирует всю духовную жизнь личности во всех ее проявлениях, это касается как актов трансцендирования, так и всех интенций, связанных с бытием в мире59. То есть духовный мир представляет собой некую «проекцию» бытия, действие которой производится не со стороны бытия путем навязывания человеку определенного содержания, а со стороны самой личности с помощью создания ею своих собственных смыслов, собственной личностной проекции. Внутренний мир человека представляет собой некое неповторимое средоточие бытия, подобное монаде, которая, включая в себя весь мир, связана со всеми элементами этого мира. По сравнению с духовным миром, внутренний мир является понятием более широким, объединяющим в себе понятия виртуального, душевного и духовного миров. На протяжении долгого времени исследователи ставили знак равенства между внутренним миром человека и его сознанием, с чем невозможно согласиться, поскольку, кроме сознания, внутренний мир состоит из огромного пласта бессознательного Внутренний мир — это субъективный мир человека как особая форма бытия, совокупность процессов внутренней жизни индивида в их сущностном проявлении.

Именно внутренний мир выступает индивидуально-личностным средоточием человеческого существования, которое содержательно выражено в сознании, то есть развивающиеся психические реакции, мысли, чувства, волевые побуждения в своей совокупности составляют внутренний мир человека, основанный на самобытном прочтении им норм социальной жизни, влекущим за собой выработку собственного мировоззрения и образа жизни. Внутренний мир человека обладает весьма сложной структурой, компонентами которой выступают: эмоциональная сторона — чувства, настроение, душевность; рациональная сторона — индивидуальное сознание, самосознание, мировоззренческая система, система знаний, умений, навыков; подсознательный механизм; свободная воля; мотивационная структура — потребности, интересы, цели, стимулы, ориентация, привычки. Таким образом, внутренний мир человека является способом бытия его субъективности, автономности и целостности. Духовный мир человека, в отличие от его внутреннего мира, представляет собой процесс отражения реального бытия путем личностного осмысления как явлений этого бытия, так и собственных нравственных ценностей, имеющих общечеловеческое значение.

Духовный мир начинает свое формирование вместе со становлением человеческой индивидуальности, развивается вместе с осмыслением его личностью по мере усвоения этой личностью нравственных норм как внутреннего категорического императива, а также по мере понимания и приятия ей ценностей родового бытия человека как своих собственных. Подобное осмысление личностью человеческой субъективности дает основание для утверждения как субстанциональности отдельного человеческого «Я», так и присутствия онтологической упорядоченности индивидуального человеческого духа в фундаментальных основах бытия.

Исходя из этого, можно говорить о трех составляющих человеческого бытия: внешний мир, человек как существо духовное и Абсолют, которые могут по-разному взаимодействовать друг с другом. Так, например, Платон и его последователи полагают, что дух человека игра ет роль посредника между внешним миром и идеалом, связь которых реализуется сквозь призму сознания, внутреннего диалога и переживания. Сторонники теории отражения лишают человеческий дух соответственного бытия, позволяя обрести его лишь через активное отражение путем осуществления деятельности, которая понимается как рассудочно-разумное познание, и практику, поскольку дух человека, с их точки зрения, — это, прежде всего, знание как отражение субъектом объекта. Последователи теории конструирования видят сущность человеческого духа в конструировании бытия и сверхбытия, создании искусственной реальности. Каждый из этих подходов к выявлению сущности человеческого духа отличается односторонностью, однако сведение их воедино позволяет увидеть содержание духовного существования человека в единстве его самоявленности, активного отражения и конструирования. Итак, нельзя считать духовный мир человека некоей нереальной действительностью, это все тот же внутренний мир человека, но поднявшийся до стадии возвышения.

Духовный мир как центр человека является сферой утверждения им собственной индивидуальности путем постоянного творческого поиска и стремления к идеалу совершенства. Способ существования субъективности, автономности и целостности представляет из себя духовный мир личности, структура которого состоит из: рациональной стороны, включающей в себя сознание, самосознание и мировоззрение; эмоциональной составляющей, представляющей особенности нервной системы, чувства, настроения; сферы бессознательного, предлагающей свободную волю; мотивационной сферы, отражающей определенный набор потребностей, интересов, целей, мотивов, личной направленности, систему навыков, привычек. Духовный мир как особое человеческое «зрение» определяет личностное видение окружающего мира. Следует отличать духовный мир личности от еѐ духовного состояния, определяемого как доминирующая в определенный момент индивида, которая находит выражение в его направленности, которая может быть осознана или неосознанна им, и тональности его сознания и самосознания, от которых, в свою очередь, зависит эффективность и продуктивность деятельности индивида на пути к поставленной цели.

При этом сознание выражает себя в вере, надежде, убеждениях и мировоззрении, а самосознание находит выражение в самочувствии, самоощущении, самосознании. Духовное состояние видится как единственно свободное состояние, в котором свобода преобладает над бытием, а духовное бытие находит выражение в процессе человеческого самопознания и самоограничения, который имеет в своей основе способность духовной составляющей человека выходить за свои пределы и возвращаться обратно. В рамках ценностного подхода человек рассматривается через отражение им и влияние на него норм и ценностей культуры определенного исторического этапа. Согласно данном подходу бесчеловечность — одна из ипостасей зла, в связи с чем особую значимость приобретает феномен «морального зла».

Культурная интерпретация понятия бесчеловечность состоит в фиксации негативного отношения социума к определенным свойствам личности, ее действиям, к миру в целом, обусловленное чувственным восприятием процесса причинения зла и соответствующей реакцией на данный процесс. Насилие и его проявления обнаруживают диалектическую взаимосвязь с агрессией, враждебностью, деструкцией, отчуждением, бесчеловечностью. По нашему мнению, понятия насилие и агрессия находятся в родовидовых отношениях, поскольку духовное насилие является специфическим проявлением агрессии человека. В этой связи изучение природы насилия целесообразно начать с анализа такого феномена, как агрессия. Агрессия человека — мотивированная модель поведения, которое противоречит нормам и правилам, принятым в социуме, а также наносит ущерб субъектам социума и способствует появлению у них психологического дискомфорта. Основным различием между агрессивным поведением животного и человека, является приобретение инстинктом, служащим у животных для сохранения рода, у человека гротескной и бессмысленной формы, что может повлечь необратимый эффект.

Агрессивность как свойство стало угрозой для выживания человека, что обусловлено отсутствием у человека природных способностей для ее торможения. Именно с этим связано широкое распространение насилия человека над человеком. Путем удовлетворения первоочередных потребностей человека, устранения социальной справедливости, реализации других перемен в жизни общества невозможно предотвратить губительные преступные импульсы, так как они являются интегральным элементом его природы. Несмотря на то, что теория научения акцентирует внимание на значимости научения через наблюдение и непосредственный опыт приобретения агрессии, значимость биологической природы человека не подлежит отрицанию. Как и движение, агрессивные действия зависят от нейрофизиологических механизмов, которыми наделен каждый человек. Они обеспечивают возможность агрессивного поведения, но активизацию данных механизмов обусловливает соответствующая стимуляция и контролирует сознание.

С этим связано разнообразие форм агрессии, частность ее проявлений. Условия ее проявления и объекты, на которые направлено агрессивное действие, во многом зависят от факторов социального научения. Усвоению индивидом большого числа агрессивных реакций и повышению вероятности повторения соответствующих действий способствует поощрение подобной модели поведения. Сегодня распространенной является точка зрения, в соответствии с которой люди способны научиться агрессии, ее определенным формам62. Представляется очевидным, однако, что зачастую научение человека зависит от вида его подкрепления. К примеру, положительными результатами, приводящими к значительному усилению тенденций осуществления агрессивных действий, является получение материальных ценностей, социального поощрения или приобретение более высокого социального статуса. Приобретение непосредственного опыта, усвоение определенных моделей поведения, научение через наблюдение имеют гораздо большую значимость.

Однако, эмпирическое усвоение агрессивной модели поведения может привести к фатальным последствиям, опора на метод проб и ошибок не предполагает адаптивный процесс. Более безопасным представляется процесс наблюдения за агрессивными действиями других людей, что способствует формированию представления о выстраивании их поведения, а впоследствии — данное поведение других людей может подвигнуть индивида к совершению собственных подобных действий. Подобная точка зрения получает подтверждение в ряде экспериментальных исследованиях, которые выявляли особенности «перенимания» детьми и взрослыми новых для них агрессивных реакций через наблюдение за другими людьми. В соответствии с проводимыми впоследствии исследованиями индивид не нуждается в «живой» реализации социальных образцов агрессивной модели поведения, поскольку современные телевидение и искусство предоставляют необходимые образцы поведения в необходимом объеме для протекания процесса научения у наблюдателей. Гораздо больший эффект может иметь наблюдение за одобрением и безнаказанностью агрессивного поведения, зачастую это толкает наблюдающего за подобным поведением на реализацию аналогичных действий63 . На наш взгляд, насилие — это стремление причинять страдания, мучения человеку, что находит отражение в реализации соответствующих идей и представлении данного процесса.

Насилие может быть реализовано преднамеренно или импульсивно, сознательно или неосознанно, в соответствии с мотивацией. Оно свойственно лишь для человека, является продуктом его страстей и противоречий, которые возникают ввиду особенностей духовного мира, соответствующего воспитания и условий жизни. Способность к установлению и анализу связи собственного поведения и информации, поступающей извне, формируется в подростковый период, поскольку в этом возрасте происходит перелом характера человека, перестраивается гормональная система, переоцениваются отношения с другими людьми. Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. В этом возрасте формируется индивидуальное мировоззрение, система ценностей и духовность.

Проявления насилия сопровождаются болезненным отношением к восприятию собственного Я со стороны окружающих людей, одиночеством и оторванностью от реальной действительности, ощущение несоответствия собственного Я определенным идеалам, утраты единства духовного мира. Кроме того, насилие актуализируется ввиду дефектов в ценностно-нормативной сфере человека, в частности, это связано с нарушением ценностного восприятия других людей. Суть данного утверждения выражает содержание такого феномена, как отчуждение, лежащего в основе подобных дефектов. Кроме того, в отличие от других живых существ для человека характерна способность к пребыванию в таких состояниях, как неравновесие, неустойчивость, что связано с наличием экзистенциальных дихотомий. Индивид, отчужденный от окружающих, не обладает человечностью, что приводит к формированию экзистенциального эгоизма.

По нашему мнению, обострение и актуализацию насилия в информационном обществе обусловливает именно проявление отчуждения, хотя понятия гуманности, человечности, милосердия, сострадания все шире и чаще используются в обиходе, а жестокие и насильственные действия вызывают реакции возмущения. Природа насилия состоит также в том, что с его помощью на индивида оказывают воздействие с целью принуждения вести себя не в соответствии с его желаниями. Насилие, связанное со спецификой волевых отношений, возникающих при противодействии между субъектами, обнаруживает важные аспекты данного феномена, прежде всего, взаимосвязь насилия и нравственных факторов.

В этой связи на современном этапе в научной литературе феномен насилия рассматривается, как правило, как намеренное воздействие, которое оказывают или субъекты, или институциализированные структуры (правовое насилие). На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Духовность является проявлением высших потребностей и личностных качеств, высшей красоты и гармонии, творческого воплощения. Духовность представляет собой особую форму активности человека, выражающуюся в стремлении к познанию мира, его законов и себя в этом мире. Культура является надбиологическим явлением, сугубо социальным феноменом. Образование как важнейший способ приобщения к культуре не следует ограничивать лишь научением, присущим животному миру. Образование — это феномен культуры, и только рассматривая это понятие в системе культуры, можно раскрыть его природу и сущность.

2. Человеческая деятельность есть социально организованная активность. Как всякая деятельность, она предполагает наличие субъекта и объекта. Человек в данном случае выступает субъектом деятельности. Трудности структуризации деятельности определяются широтой охвата этого понятия, куда входят предметное содержание деятельности, ее результат, способы осуществления, выбор средств. В структуре деятельности всегда были, есть и будут «обучающие» и «обучаемые». Ситуация обучения с неизбежностью требует структурности деятельности, когда социальный опыт, как практический, так и духовный, передается от поколения к поколению, от учителя к ученику, а воспитание определенных навыков деятельности есть сущностное и обязательное условие воспроизводства социальных организмов и общества как системы.

3. Человек существует в двух реальностях. В объективной находят воплощение идеи, сотворенные им в мире «второй природы». Субъективное бытие личности происходит одновременно в трех измерениях: виртуальном, душевном и духовном. Деятельность субъекта сначала проявляется виртуально, то есть имеет мысленную форму, которая впоследствии обретает материальное выражение. Восприятие личностью фрагментов окружающего мира и самой себе в этом мире сначала происходит в виде символов и образов, которые в дальнейшем складываются в некую целостность — виртуальную реальность. Способность накапливать, хранить, перерабатывать знания, чтобы затем передать их в виде смыслов, теорий или мифов, дана человеку природой. Знания, которыми человек обладает, призваны обеспечить его выживание. Важнейшим имманентным свойством личности является ее умение превращать информационные сигналы и смыслы в знаки, из чего можно заключить виртуальную сущность человека.

4. Насилие представляет собой деструктивную деятельность человека. Его проявления обнаруживают диалектическую взаимосвязь с агрессией, враждебностью, деструкцией, отчуждением, бесчеловечностью. По нашему мнению, понятия насилие и агрессия находятся в родовидовых отношениях, поскольку насилие является специфическим проявлением агрессии человека. На наш взгляд, насилие — это стремление причинять страдания, мучения человеку, что находит отражение в реализации соответствующих идей и представлении данного процесса. Насилие может быть реализовано преднамеренно или импульсивно, сознательно или неосознанно, в соответствии с мотивацией.

Оно свойственно лишь для человека, является продуктом его страстей и противоречий, которые возникают ввиду особенностей духовного мира, соответствующего воспитания и условий жизни. 5. Проявления насилия сопровождаются болезненным отношением к восприятию собственного «Я» со стороны окружающих людей, одиночеством и оторванностью от реальной действительности, ощущение несоответствия собственного «Я» определенным идеалам, утраты единства духовного мира. Насилие актуализируется ввиду дефектов в ценностно-нормативной сфере человека, оно связано с нарушением ценностного восприятия других людей. Суть данного утверждения выражает содержание такого феномена, как отчуждение, лежащего в основе подобных дефектов.

Багаутдинов Айрат Маратович

см. также: Историческая психология русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Структура и содержание духовности

Другие новости и статьи

« Так кто же убил Распутина?

Военная система государства, ее экономическая характеристика и основные проблемы »

Запись создана: Суббота, 15 Сентябрь 2018 в 3:35 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика