Минимальный размер денежного довольствия военнослужащего
Как известно, военная служба является одним из видов федеральной государственной службы*(1). В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, однако согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются.
Таким образом, нельзя отождествлять денежное довольствие военнослужащих с заработной платой работников, и соответственно нормы о минимальном размере оплаты труда, предусмотренные трудовым законодательством, не могут быть применены к лицам, проходящим военную службу. В настоящей статье мы попытаемся провести сравнительный анализ между установленным в Российской Федерации минимальным размером оплаты труда работника и минимальным размером денежного содержания военнослужащего.
Часть 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации и в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
В соответствии с вышеприведенным конституционным положением Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в России с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4 330 руб. и применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, этим же Законом установлено, что с 1 января 2001 г. выплата стипендий, пособий, других обязательных социальных выплат, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, если это предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Основной целью установления минимальной заработной платы является предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы. При определении уровня минимальной заработной платы во внимание принимаются, в числе других, следующие критерии:
а) потребности трудящихся и их семей;
б) общий уровень заработной платы в стране;
в) стоимость жизни и изменения в ней;
г) пособия по социальному обеспечению;
д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;
е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости*(2).
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) являются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Следовательно, работодатель не имеет возможности установить размер заработной платы работнику любой, в том числе самой низкой, квалификации, ниже, чем установленный федеральным законом минимум.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также для формирования федерального бюджета. Величина прожиточного минимума в целом по России определяется Правительством Российской Федерации на душу населения по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Потребительская корзина в целом по России и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет по утверждаемым Правительством Российской Федерации методическим рекомендациям *(3). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2009 года" от 19 августа 2009 г. N 666 в первом квартале 2008 г. величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 5 497 руб.
Налицо несоответствие между размером МРОТ с 1 января 2009 года - 4 330 руб. - и величиной прожиточного минимума в первом квартале 2009 г. - 5 497 руб. Одной из причин указанного несоответствия является существующий на сегодняшний день пробел в российском законодательстве. Статья 421 Трудового кодекса Российской Федерации декларирует, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, определенного в ст. 133 данного Кодекса, устанавливаются федеральным законом, а соответствующий закон до настоящего времени не принят. В результате МРОТ с 1 января 2009 г. привязан к потребительской корзине 2007 г. (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения России за IV квартал 2007 г., установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 347, определена в размере 4 330 руб.).
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, установленных ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. По мнению автора настоящей статьи, вышеуказанный принцип в части выплаты справедливой заработной платы нарушается. Не может при существующем уровне инфляции считаться справедливым определение минимального размера оплаты труда из расчета величины прожиточного минимума годичной и более давности. За один год: IV квартал 2007 г. - I квартал 2009 г., величина прожиточного минимума выросла более чем на 1 000 руб. Кроме того, на сегодняшний день - III квартал 2009 г. - величина прожиточного минимума вообще не определена (в августе 2009 г. опубликованы официальные данные за I квартал 2009 г.). Подведя некоторые итоги вышеизложенным рассуждениям, можно констатировать, что уровень жизни некоторых категорий трудящихся (а именно тех, кто получает минимальную заработную плату, а также у кого заработная плата пропорциональна МРОТ) существенно снизился.
Рассмотрим минимальные размеры денежного довольствия основных составов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву (за исключением прапорщиков), занимавших первичные воинские должности: воинская должность - стрелок, воинское звание - рядовой (матрос); воинская должность - командир взвода, воинское звание - младший лейтенант, зачисленных в распоряжение соответствующего командира.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию (оклад месячного денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат. Месячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные в ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в настоящей статье мы не рассматриваем, за исключением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, которая выплачивается, кроме прочих, и тем военнослужащим, которые зачислены в распоряжение командира, а также ежемесячного денежного поощрения (ЕДП) в размере одного оклада по воинской должности, которое выплачивается военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров, начиная с 1 апреля 2009 г. Во-первых, месячные и иные дополнительные выплаты предоставляются дифференцированно, в зависимости от срока службы конкретного военнослужащего, классной квалификации, занимаемой воинской должности и т.п. Во-вторых, целью настоящей статьи является сравнительный анализ размеров минимально возможной оплаты труда военнослужащих и граждан, не обладающих таким статусом. Поэтому рассмотрим минимальные размеры денежного довольствия солдата и офицера, имеющих выслугу лет на военной службе менее полугода и находящихся в распоряжении командира (в таком случае выплата дополнительных надбавок, вознаграждений и т.п., за исключением вышеназванных, не предусмотрена).
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации*(4).
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих*(5). Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям*(6).
При повышении размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
С 1 октября 2008 г. по 31 июля 2009 г. минимальные оклады месячного денежного содержания для солдат, проходящих военную службу по контракту, составляли 3 337 руб. (1 921 руб. - оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду + 1 416 руб. - оклад по воинскому званию "рядовой"), для офицеров - 4 929 руб. (3 072 руб. - оклад по воинской должности по 10-му тарифному разряду + 1 857 руб. - оклад по воинскому званию "младший лейтенант"). Таким образом, минимальное денежное довольствие солдата составляло 7 275 руб. (3 337 руб. + 2 017 руб. + ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы - 105% + 1 921 руб. - ЕДП), а минимальное денежное довольствие офицера составляло 10 919 руб. (4 929 руб. - оклад по должности + 2 918 руб. - оклад по воинскому званию + ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы - 95%*(7)). Для солдат, проходящих военную службу по призыву, минимальный оклад денежного содержания был равен 330 руб. (оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду).
С 1 августа 2009 г. оклады денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повышены на 8,5% и в настоящий момент составляют 3 622 и 5 349 руб. для солдат и офицеров соответственно. Кроме того, военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров, производится выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности. С учетом изложенного минимальное денежное довольствие солдат составляет 7 896 руб. и офицеров - 11 850 руб. Денежное довольствие солдат, проходящих военную службу по призыву, осталось прежним - 330 руб. Таким образом, после повышения окладов денежного содержания на 8,5% и выплаты начиная с 1 апреля 2009 г., ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности бывший стрелок в воинском звании "рядовой", находящийся в распоряжении командира, получает на две с лишним тысячи рублей больше прожиточного минимума, установленного полгода назад. Размер денежного содержания бывшего командира взвода в воинском звании "младший лейтенант", зачисленного в распоряжение командира, до 1 августа 2009 г. уже значительно превышал, и в настоящий момент более чем в два раза превышает величину прожиточного минимума, установленную на I квартал 2009 г. Размер денежного содержания военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, замещающего воинскую должность "стрелок", в 13 раз ниже минимального размера оплаты труда как до, так и после повышения.
Действительно, в соответствии с законодательством Российской Федерации институт минимального размера оплаты труда не применяется к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, однако величина прожиточного минимума устанавливается для трудоспособного населения, а значит, и для военнослужащих.
При сравнении минимального денежного содержания военнослужащего до 1 августа 2009 г. с наиболее низкой оплатой труда работников напрашивался вывод о несоответствии реального уровня жизни граждан, посвятивших себя военному делу, с тем, какое представление складывается об армии по публикациям в прессе и громким заявлениям о постоянном и стабильном повышении денежного содержания военнослужащих. Ведь сами военнослужащие, которых только в Вооруженных Силах Российской Федерации на сегодняшний день более миллиона человек, а также их семьи знают о своих доходах не по газетным статьям. Денежное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, вообще не выдерживает никакой критики. В настоящий момент денежное довольствие реально повышается, в том числе и у тех военнослужащих, которые получают его по минимуму. Хотелось бы, чтобы все оптимистичные прогнозы о материальной обеспеченности военнослужащих после окончания реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации сбылись, и даже те, кто выполняет обязанности военной службы по минимуму, получали бы денежное вознаграждение, если не в несколько раз больше, то хотя бы не менее того, сколько зарабатывают иные категории граждан. Уместно напомнить, что выполнение общих обязанностей военной службы (быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию и т.п.) обязательно для всех лиц, обладающих статусом военнослужащих, в том числе и для находящихся в распоряжении командования, а следовательно, материально наименее обеспеченных.
М.Н. Бакович,
старший преподаватель Военного авиационного
инженерного университета (г. Воронеж), подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2009 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ.
*(2) Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Шкатуллы. 5-е изд., перераб. М., 2007.
*(3) См. Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", а также Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" от 17 февраля 1999 г. N 192.
*(4) См. Указ Президента Российской Федерации "Вопросы денежного довольствия военнослужащих" от 30 сентября 2004 г. N 1258.
*(5) См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" от 26 июня 2002 г. N 462.
*(6) Приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, установлены конкретные размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям. См., например, приказ Министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200 (с изменениями).
*(7) Следует отметить, что реально денежное довольствие выплачивалось в меньшем размере, так как соответствующие телеграммы о выплате ЕДП в войска пришли с большим опозданием.
Другие новости и статьи
Затратная поступь военной реформы »
Запись создана: Вторник, 20 Июль 2010 в 14:31 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.
метки: денежное довольствие, военнослужащий, деньги
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика