Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Владимир Петляков

На фронтах Великой Отечественной войны наводил на гитлеровцев страх тяжелый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Далеко не многие знали, что скрывается за двумя этими буквами фамилия известного русского авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. Того самого, чья конструкторская бригада участвовала в строительстве пятимоторного самолета «АНТ-14» («Правда») и гиганта «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933–1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире. Родился будущий авиаконструктор в казачьем краю, в селе Самбек Области войска Донского.

Позднее это село стало поселком Новошахтинского горсовета Ростовской области, ныне — в черте города Новошахтинск. Отец его был чиновником. После смерти отца многодетная семья Петляковых перебирается в Таганрог. В этом городе Владимир оканчивает приходскую школу, затем техническое училище. Работает в железнодорожных мастерских помощником машиниста. Увлечение техникой приводит его в Московское высшее техническое училище.

Он поступил в 1911 году на механический факультет, но из-за безденежья вынужден был прервать учебу. Только после революции смог продолжить учебу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. МВТУ окончил Петляков в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А.Н. Туполев пригласил Владимира к себе в Центральный аэрогидродинамический институт. В составе конструкторской группы А.Н. Туполева участвовал Петляков в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева. В 1925–1936 годах Владимир Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолет ТБ-7 (АНТ-42), ставший в годы войны тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком Пе-8. Этот четырехмоторный самолет Владимира Петлякова был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Его первые экземпляры по скорости на высоте 8–10 километров превосходили в 1936 году все бомбардировщики этого класса и не уступали большинству истребителей.

По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин всех воюющих стран… Создавая эти машины, Владимир Петляков стремился сделать их минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства. Но еще в 1937 году Петляков был арестован за… организацию «Русско-фашистской партии». Предлог был надуманным, но дал возможность собрать в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-9) многих так же арестованных авиационных специалистов. В это время Петлякову дали задание спроектировать высотный истребитель. Задание Владимир выполнил, но опыт советскофинской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он сделал это в кратчайшие сроки. Л.П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобожден в 1940 году за успешную разработку новой машины.

Более того, в 1941 году он за это был удостоен Сталинской премии I степени. Производство самолетов, получивших название Пе-2, наладили в Казани. Основным предназначением возведенного на северной окраине города завода № 124 имени Орджоникидзе стал выпуск тяжелых бомбардировщиков. С началом войны специализация предприятия (после эвакуации сюда московского завода и объединения с ним оно получило новое название — № 22 имени С.П. Горбунова) претерпела некоторые изменения. С началом Великой Отечественной войны многие рабочие и инженеры были призваны на фронт. На их место вставали подростки и женщины. Были даже присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка.

Понятно, что все это отрицательно сказалось на качестве производства самолетов. В связи с этим Петляков, ставший главным конструктором на этом заводе, неоднократно обращался к высшему руководству страны, в том числе и лично к И.В. Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Владимир Петляков и его заместитель срочно вылетели в Москву для встречи с высшим руководством страны — как раз по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полет на двух новых, только что выпущенных самолетах Пе-2 проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань–Москва. После того как самолеты пролетели Сергач и мост через реку Пьяву, самолет с Петляковым упал в поле возле деревни Мамешево и разбился.

Весь экипаж и Петляков погибли. Причины катастрофы выясняла специальная комиссия, и версии были разные, вплоть до вредительства. Во всяком случае, комиссия указала на то, что при выпуске аврально в конце года этих двух самолетов и подготовке их к полету была допущена халатность. Именно против этого и боролся до конца своих дней наш выдающийся авиаконструктор. Боролся не зря: на его заводе с 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Если добавить к этому более 10 тысяч По-2, выпущенных заводом № 387, то получается, что почти каждый шестой советский самолет Великой Отечественной войны получил путевку в небо в Казани… Похоронен В.М. Петляков на Арском кладбище Казани. Владимир Петляков был награжден двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды, удостоен Сталинской премии I степени за 1941 год. Памятники Петлякову поставлены в городе Сергаче, в Таганроге перед авиаколледжем, которому присвоено его имя. Памятный знак установлен в Нижегородской области на месте гибели Петлякова в поле возле деревни Мамешево.

Воловик А.М. Личность на фоне эпохи. Том II. От Владимира до Владимира… /А.М. Воловик — М.: Издательский дом «АЛВО», 2012. —

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Суббота, 7 Май 2016 в 14:15 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Другие новости и статьи

« Владимир Шухов

Владимир Набоков - старший »

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.