14 Сентябрь 2018

Владимир Петляков

На фронтах Великой Отечественной войны наводил на гитлеровцев страх тяжелый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Далеко не многие знали, что скрывается за двумя этими буквами фамилия известного русского авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. Того самого, чья конструкторская бригада участвовала в строительстве пятимоторного самолета «АНТ-14» («Правда») и гиганта «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933–1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире. Родился будущий авиаконструктор в казачьем краю, в селе Самбек Области войска Донского.

Позднее это село стало поселком Новошахтинского горсовета Ростовской области, ныне — в черте города Новошахтинск. Отец его был чиновником. После смерти отца многодетная семья Петляковых перебирается в Таганрог. В этом городе Владимир оканчивает приходскую школу, затем техническое училище. Работает в железнодорожных мастерских помощником машиниста. Увлечение техникой приводит его в Московское высшее техническое училище.

Он поступил в 1911 году на механический факультет, но из-за безденежья вынужден был прервать учебу. Только после революции смог продолжить учебу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. МВТУ окончил Петляков в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А.Н. Туполев пригласил Владимира к себе в Центральный аэрогидродинамический институт. В составе конструкторской группы А.Н. Туполева участвовал Петляков в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева. В 1925–1936 годах Владимир Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолет ТБ-7 (АНТ-42), ставший в годы войны тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком Пе-8. Этот четырехмоторный самолет Владимира Петлякова был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Его первые экземпляры по скорости на высоте 8–10 километров превосходили в 1936 году все бомбардировщики этого класса и не уступали большинству истребителей.

По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин всех воюющих стран… Создавая эти машины, Владимир Петляков стремился сделать их минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства. Но еще в 1937 году Петляков был арестован за… организацию «Русско-фашистской партии». Предлог был надуманным, но дал возможность собрать в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-9) многих так же арестованных авиационных специалистов. В это время Петлякову дали задание спроектировать высотный истребитель. Задание Владимир выполнил, но опыт советскофинской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он сделал это в кратчайшие сроки. Л.П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобожден в 1940 году за успешную разработку новой машины.

Более того, в 1941 году он за это был удостоен Сталинской премии I степени. Производство самолетов, получивших название Пе-2, наладили в Казани. Основным предназначением возведенного на северной окраине города завода № 124 имени Орджоникидзе стал выпуск тяжелых бомбардировщиков. С началом войны специализация предприятия (после эвакуации сюда московского завода и объединения с ним оно получило новое название — № 22 имени С.П. Горбунова) претерпела некоторые изменения. С началом Великой Отечественной войны многие рабочие и инженеры были призваны на фронт. На их место вставали подростки и женщины. Были даже присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка.

Понятно, что все это отрицательно сказалось на качестве производства самолетов. В связи с этим Петляков, ставший главным конструктором на этом заводе, неоднократно обращался к высшему руководству страны, в том числе и лично к И.В. Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Владимир Петляков и его заместитель срочно вылетели в Москву для встречи с высшим руководством страны — как раз по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полет на двух новых, только что выпущенных самолетах Пе-2 проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань–Москва. После того как самолеты пролетели Сергач и мост через реку Пьяву, самолет с Петляковым упал в поле возле деревни Мамешево и разбился.

Весь экипаж и Петляков погибли. Причины катастрофы выясняла специальная комиссия, и версии были разные, вплоть до вредительства. Во всяком случае, комиссия указала на то, что при выпуске аврально в конце года этих двух самолетов и подготовке их к полету была допущена халатность. Именно против этого и боролся до конца своих дней наш выдающийся авиаконструктор. Боролся не зря: на его заводе с 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Если добавить к этому более 10 тысяч По-2, выпущенных заводом № 387, то получается, что почти каждый шестой советский самолет Великой Отечественной войны получил путевку в небо в Казани… Похоронен В.М. Петляков на Арском кладбище Казани. Владимир Петляков был награжден двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды, удостоен Сталинской премии I степени за 1941 год. Памятники Петлякову поставлены в городе Сергаче, в Таганроге перед авиаколледжем, которому присвоено его имя. Памятный знак установлен в Нижегородской области на месте гибели Петлякова в поле возле деревни Мамешево.

Воловик А.М. Личность на фоне эпохи. Том II. От Владимира до Владимира… /А.М. Воловик — М.: Издательский дом «АЛВО», 2012. —

Другие новости и статьи

« Вклад Сергея Дягилева в формирование культурного ландшафта мира

Владимир Шухов »

Запись создана: Пятница, 14 Сентябрь 2018 в 3:10 и находится в рубриках Вторая мировая война, Межвоенный период.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика