11 Июнь 2019

Владимир Касатонов

oboznik.ru - Владимир Касатонов
#ВМФ#герой#флот

Достойнейший представитель известной морской династии. Ему, ставшему Героем Советского Союза, довелось единственному в истории российского ВМФ командовать поочередно тремя флотам — 8-м на Балтике, Черноморским и Северным. Потом десять лет, с 1964 года, он был первым заместителем главкома ВМФ, оставив заметный след в истории отечественного военно-морского флота.

Мужество, упорство, трудолюбие у Владимира — в генах, от отца, бедняка-крестьянина из Курской губернии, «отправленного на государеву службу сельским сходом». В армии Афанасий Степанович Касатонов обучился грамоте, стал вахмистром уланского полка ее Императорского Величества имени императрицы Александры Федоровны-старшей, с Первой мировой вернулся полным георгиевским кавалером — был награжден четырьмя крестами за смелые действия в разведке, захват «языков», за мужество и решительность.

Море вошло в жизнь Владимира Касатонова в Петергофе, где он рос и получил первые морские уроки в яхт-клубе. Мальчишки были частыми гостями на причал, где швартовались яхты. Однажды старший на яхте спросил их: кто хочет с нами сходить? Возьмем того, кто этот узел развяжет, — и бросил на пирс веревку. Касатонов сумел его развязать — смекалка тоже досталась ему в наследство от отца. Целый день ходил счастливец под парусом. А когда тот же яхтсмен попросил его показать ладони, «пузырей» на покрасневших ладонях не было. Тяжелая работа для Владимира была привычной: с детства помогал семье, пока отец воевал. Потом было военно-морское училище и служба на Балтике вахтенным начальником и штурманом на подводных лодках «Барс» и «Пантера».

В 1931 году штурмана Касатонова направили в подводный класс спецкурсов комсостава Рабочекрестьянского Красного флота, а спустя полгода учебы назначили помощником командира на «Пантеру». Эта лодка участвовала в двух войнах, в 1919-м потопила новейший британский эсминец «Виктория», открыв боевой счет первых советских подводников. Командовал «Пантерой» прибалтийский немец Лев Михайлович Рейснер. Всесторонне образованный, интеллигентный, немногословный и внешне суховатый, весьма требовательный Рейснер, по воспоминаниям В.А. Касатонова, был образцом командира-подводника и не терпел непрофессионализма.

Именно у Рейснера учился он владеть собой в самых критических ситуациях, не бояться ответственности за принятое решение. Лев Михайлович первым мечтал о подледных плаваниях и осуществил свою мечту. А через много лет его ученик Касатонов будет руководить походом АПЛ и всплывет на Северном полюсе. «А как лихо плавали будущие флотоводцы под командованием таких командиров на своих старых, изношенных подлодках, на которых не было даже водонепроницаемых переборок, и любое повреждение грозило гибелью всего экипажа, — восхищался журналист Николай Пальчиков в статье о Касатонове, опубликованной в газете «Красная звезда. — Но, зная о смертельной опасности, они научились быть готовыми исполнить свой долг перед Родиной, доверившей им защиту морских рубежей. Этот долг стал для них и для Касатонова главным ориентиром в службе, главным мерилом командирских и человеческих качеств. Позже Касатонов выскажет это в своих записных книжках: «Права командира измеряются его долгом». В 1934-м Касатонов стал командиром Щ-112 на Тихоокеанском флоте. Свою первую подлодку он с экипажем принимал на заводе в Хабаровске.

Моряки сутками напролет трудились рядом с рабочими, прямо на стапелях изучая материальную часть — приборы и механизмы. Молодому командиру приходилось быть и инженером, организатором, и даже дипломатом корабелы народ с особым чувством достоинства и независимости… Экипажи «щук» отрабатывали всевозможные боевые задачи в штормовом море, совершали дальние переходы, ставили рекорды автономности плавания. Именно на Тихоокеанском флоте было установлено строгое правило: офицерподводник получал допуск к самостоятельному несению вахты только после сдачи — и только на «отлично» — всех зачетов по знанию устройства подлодки. Эта система, окрещенная как «Пять программ», потом была перенята и другими флотами.

Через три года Касатонову доверили подводную лодку новейшего проекта — минный заградитель Л-12. И вскоре его экипаж вышел в передовые, выполнив все торпедные стрельбы на «отлично», успешно действуя и в составе группы. Сначала Л-12 заняла первое место в дивизионе, а потом и в бригаде. Касатонов получает звание капитана 3 ранга. В том же 1937 году состоялось его знаменательное знакомство с легендарным Н.Г. Кузнецовым, которого, тогда всего лишь капитана 1 ранга, назначили на вице-адмиральскую должность вместо репрессированного заместителя командующего флотом. До этого Николай Герасимович командовал крейсером «Червона Украина» на Черноморском флоте, отличился в Испании… Кузнецов вызвал Касатонова вместе с группой наиболее опытных командиров, чтобы они, выйдя в море на сторожевом корабле, ознакомили его с Тихоокеанским театром и флотом. Новый замкомфлотом пришелся по душе всем командирам, а для Касатонова примером, которому он стремился следовать и соответствовать.

Под началом Кузнецова стал здесь Касатонов командиром дивизиона подводных лодок, по его рекомендации поступил в 1939-м году в Военно-морскую академию. Окончив академию, Касатонов служил на Балтике начальником штаба Отдельного дивизиона подводных лодок. А когда началась война, Владимира Афанасьевича отозвали в Главный морской штаб и как командиру-оператору поручили курировать Тихоокеанский флот. Рапорт за рапортом подавал он с просьбой попасть на действующий флот. Но его опыт потребовался для другого дела. Летом 1942-го отдел Касатонова разработал и осуществил масштабную операцию: большой отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота прошел на Северный флот Северным морским путем. Надо было помогать союзным конвоям доставлять необходимые грузы для сражающихся советских войск. Затем состоялся очень сложный переход на Северный флот отряда подлодок южным маршрутом. …Годы спустя адмирал В.А. Касатонов, командуя Северным флотом, сам руководил подобным походом.

Но он провел отряд атомных подводных лодок в обратном направлении — в Атлантику и к тому же частично подо льдами. Он был старшим на борту К-181, которая под многометровыми льдами прошла к широте 90 градусов и нулевой долготе и нашла полынью, чтобы всплыть на Северном полюсе — первыми в мире! Именно адмиралу В.А. Касатонову выпало принимать в боевой строй Северного флота новые атомные подводные лодки, перевооружать флот ракетно-ядерными средствами и выводить флот на океанский простор. При нем уже хорошо понимали важность и необходимость использования спутниковой группировки, внедрения АСУ, средств РЭБ и других достижений науки и техники в военных целях. И именно плеяда флотоводцев, соратников, выпускников Военно-морского училища имени Фрунзе 1931 года заложила прочный фундамент будущего нашего флота, который следует развивать и строить уже нынешнему поколению — и не только военных моряков. С 1949 по 1954 год Владимир Афанасьевич служил первым заместителем командующего — начальником штаба Тихоокеанского флота.

Затем почти два года командовал 8-м Военно-морским флотом на Балтике, с честью выдержал строжайшую инспекцию самого маршала Г.К. Жукова, только что назначенного министром обороны. Может, именно поэтому Касатонова направили командовать Черноморским флотом после гибели линкора «Новороссийск». Ему довелось исправлять очень сложную ситуацию. Многих больших и малых начальников, которые могли помочь разобраться в причинах трагедии, поспешно поснимали с должностей. Вместо практической работы по устранению недостатков — бесконечная говорильня на партийных собраниях, принятие решений и обращений. Касатонов приказал все это прекратить, запретил бессистемные проверки, которые отрывали людей от дела, нервировали экипажи и командиров.

Он не только навел уставный порядок, но и значительно поднял уровень службы многих подразделений, частей и кораблей, обеспечил их хорошее состояние, боеспособность, безаварийность плавания. Флот успешно выполнял все поставленные перед ним боевые задачи и по итогам боевой подготовки за год вышел в передовые. Эти позиции Черноморский флот удерживал все шесть лет, когда им командовал В.А. Касатонов.

В феврале 1962-го Касатонову в Севастополь позвонил лично Н.С. Хрущёв: срочно вылетайте в Североморск и принимайте Северный флот. Там у причала взорвались две подводные лодки — после гибели «Новороссийска» это была самая тяжелая катастрофа. Сказались упущения в организации службы, недостаточная выучка экипажей и дисциплина, неготовность командиров принимать решения в экстремальной ситуации. Северным флотом Владимир Афанасьевич Касатонов командовал до 1964 года, пока его не перевели на должность первого заместителя главкома ВМФ. А летом 1967-го года уже адмирал флота В.А. Касатонов формировал 5-ю оперативную эскадру, подчинявшуюся напрямую главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову, и выводил ее в Средиземное море. 5-я эскадра должна была стать противовесом 6-му флоту США. Шла третья арабо-израильская война, в которой мы поддерживали арабов. Кстати сказать, с Горшковым они были однокашниками по Военно-морскому училищу имени Фрунзе, которое окончили в 1931-м в знаменитом девятом выпуске, давшем наибольшее число полных адмиралов и командующих флотами. С 1964 года Владимир Касатонов был переведен в группу генеральной инспекции Минобороны.

Его кровная связь с флотом не прерывалась. Кровная — не для красного словца: на флоте и сейчас служит третье поколение Касатоновых. Брат Владимира Афанасьевича Яков — инженер-краснофлотец, участник Великой Отечественной войны, ветеран научно-исследовательского института ВМФ № 1. Другой брат — Федор — единственный из семьи Касатоновых, погибший в боях в 1944 году (пропал без вести), освобождая Ленинградскую область и город Нарва. Супруга Владимира Афанасьевича Касатонова (Игольникова) Надежда Алексеевна — блокадница. Все 900 дней блокады прожила в осажденном Ленинграде, работая в морской части в здании Адмиралтейства.

Совершила подвиг, сохранив жизнь двум своим малолетним детям 2-х и 5-ти лет. Ее отец Игольников Алексей Иванович — боцман корабля, участвующего в спасении жителей города Мессины, после катастрофического землетрясения 28 декабря 1908 года. Награжден за верную морскую службу крестом, на котором написано «За веру, царя и отечество». Касатонов Игорь Владимирович — адмирал, командующий Черноморским флотом в период его раздела между Россией и Украиной. Касатонов Виктор Федорович — главный инженер завода «Большевик», головного предприятия, создающего вооружение для Военно-морского флота России и Советского Союза. (Его сын Алексей Викторович — известный хоккеист). Касатонов Валерий Федорович — капитан 1 ранга, подводник, инженер-испытатель. Касатонов Владимир (внук) — контр-адмирал, командир атомного ракетного крейсера «Петр Великий», флагманского корабля Северного флота. Касатоновы Александр Игоревич и Кирилл Игоревич — сыновья адмирала Касатонова Игоря Владимировича, служат офицерами на Северном флоте

Воловик А.М. Личность на фоне эпохи. Том II. От Владимира до Владимира… /А.М. Воловик — М.: Издательский дом «АЛВО», 2012. —

Другие новости и статьи

« Владимир Толубко

Проблемы формирования цифровой экономики в России »

Запись создана: Вторник, 11 Июнь 2019 в 13:00 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика