Современный патриотизм в зеркале глобальной геополитики
Высокий духовный подъем патриотизма в нашей стране, в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), оказался ознаменован и беспрецедентным размахом антироссийской истерии, развязанной Западом. Глобальный мир XXI века столкнулся с новыми вызовами и испытанием на прочность. На этот раз США, опьяненные безумной геополитической идеей мирового господства, из-за океана режиссируют новый «крестовый поход» на Восток, теперь уже против наследников победителей во второй мировой войне.
В этом антироссийском фронте под жестким американским контролем объединяются самые разнородные силы: от либеральных демократов, опознавательным знаком которых стал лозунг «Я – Шарли», до откровенных фашистов, подобных «правому сектору» на Украине, воюющим под свастикой третьего рейха с собственным народом. Особенностью современного глобального наступления на Россию является стремление Запада максимально использовать информационные ресурсы для того, чтобы сокрушить духовные основы всех наших свершений и побед.
Среди них одним из самых сложных и загадочных феноменов социальной жизни, возникшим в глубине веков, является патриотизм. Становление его как неотъемлемой части духовной жизни народа неразрывно связано с формированием этноса, государства, культуры, языка, религии, национального самосознания, традиций и обычаев. По мере культурно-цивилизационного развития мира менялся и спектр духовных ценностей, составляющих основу патриотизма. Однако, во все времена патриотизм был в центре борьбы его сторонников и противников, которая особенно обострялась в периоды мировых разломов, войн и столкновений различных геополитических сил. В этом контексте наше время не является исключением. Кроме указанных угроз, современный патриотизм подвергается испытанием на жизнеспособность и самим характером современной эпохи – эпохи стремительно развивающегося процесса глобализации, которая коренным образом меняет весь уклад духовных основ жизни общества.
В этих условиях перед нами встают не простые проблемы относительно судьбы патриотизма. Остановимся на некоторых аспектах в эволюции патриотизма подробнее. 1. Содержание патриотизма как сложного и многогранного социального явления изменяется в этнокультурном и геополитическом отношении дискретно-хронологически, в зависимости от характера исторической эпохи, переживаемой народами и государствами. Отсюда и различна интерпретация патриотической идеи – от ранних эпох становления обособленных государств – до современной эпохи формирования глобальной цивилизации. Генетически зарождение патриотизма связано с осознанием, компактно проживающих в пространстве народов, своей национальной идентичности. По мере цивилизационного развития национальная идентичность становилась питательной средой двух противоположных тенденций. Одна из них ведет к развитию, по оценке Н.А. Бердяева «конструктивного национализма» [1], который, выполняя важную охранительную функцию для отдельных народов, позволяет им одновременно гармонически адаптироваться в глобальном полиэтническом мире.
Такая интерпретация национальной идентичности во многом тождественна патриотизму. Однако другая тенденция в эволюции национальной идентичности порождает деструктивный, разрушительный национализм, ксенофобию и нетерпимость к другим народам [2, с. 86]. Вот почему генетическая связь патриотизма и национализма используется теми или иными силами для манипуляции общественным сознанием, в том числе, и для реализации глобальных геополитических интересов. 2. Сложность структуры патриотизма определяется тесной взаимосвязью социальных и индивидуальных, государственных и народных, национальных и общечеловеческих, рациональных и эмоциональных элементов в его строении. Проекция столь сложной структуры патриотизма на сознание человека порождает и сложный процесс его восприятия. С одной стороны – рациональные действия рассудка, формируемые образованием, воспитанием, процессом общей и политической социализации, с другой – действия эмоционально – чувственные, подсознательные. Последние связаны с самой человеческой природой и способны существенно влиять на поведение человека и отношение его к окружающему миру.
Ломка национальных границ под воздействием глобализации объективно ведет к перестройке самой структуры патриотического мировоззрения, нередко обостряя чувства «исчезающей» Родины. В результате патриотизм перерастает в национальный или религиозный фанатизм и становится питательной средой самых различных антисоциальных явлений: национального и религиозного экстремизма, расовой нетерпимости, фашизма, терроризма. Для современной России и мира в целом это особо чувствительные стороны жизни.
Турбулентность этнокультурной среды становится катализатором новых вызовов и угроз демократическим преобразованиям, стабильности и безопасности. 3. Глобализация изменяет геополитическую парадигму патриотизма. Она меняется в зависимости от геополитической идентификации чувства Родины в сознании человека. В этом контексте можно говорить о местном, национальном, государственном, региональном и, наконец, планетарном патриотизме. Соответственно меняется и соотношение природных и социально-политических элементов патриотизма.
Глобализация перемещает вектор восприятия патриотизма от «малой Родины» – места, где родился человек, к «большой Родине» – государству проживания с соответствующим политическим строем, обеспечивающим самореализацию личности и далее к мировому социуму, позволяющему приобщиться к общечеловеческим ценностям. 4. Рассматривая вопрос: есть ли будущее у патриотизма в условиях глобализации? Мы считаем, что есть и оно должно формироваться уже сегодня. Локомотивом духовного возрождения может и должен стать современный патриотизм, органически сочетающий в себе лучшие ценности прошлого, настоящего и нарождающиеся ростки будущего. Необходимо многое сделать, чтобы изменить, прежде всего, собственное отношение к своей истории, духовной культуре, национальному самосознанию. Нужно ли акцентировать внимание на национальном аспекте в эпоху глобализации – вопрос спорный и неоднозначный. Мы считаем, что каждая нация записывает свой культурно-цивилизационный код в глобальную матрицу мировой культуры. Тем самым будет закладываться «цветущая сложность» [3] в фундамент мировой духовной культуры, обогащенной национальными красками духовной самобытности и уникальности всех народов планеты, в том числе, и русского народа.
5. Современный патриотизм, возрождаясь в глубине широких слоев разных поколений нашего многонационального народа, способен повлиять не только на развитие России, но на оздоровление международного духовно-нравственного климата, в соответствии с той ролью, которую начинает играть в мире российский фактор. Уникальность российского фактора в мировых глобальных процессах современности объективно детерминировано особенностями геополитического, культурно- исторического, военно-стратегического положения, занимаемого нашей страной в глобальном пространстве. Совсем не случайно в проекте первой глобальной модели мироустройства английского геополитика Х. Маккиндера пространства, занимаемые Россией, названы «географической осью истории» [4].
Современный этап развития, новые вызовы и угрозы глобальной безопасности требуют новой интерпретации роли России в глобальном мире. Опираясь на разные точки зрения на эту проблему, сегодня представляется правомерно говорить об особой роли русско-российской цивилизации в становлении многополярного мира. «Россия, – отмечал И.А. Ильин, – одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно проницаемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души, и дали им ширину, вольность и легкость.
Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей» [5, с. 4]. XXI век, как никогда ранее, востребовал для выживаемости человечества гуманистические принципы и общечеловеческие духовные ценности. Самой подходящей формулой для их синтеза, на наш взгляд, могла бы стать идея демократического патриотизма, ядром которого может стать сплав таких ценностей как, свобода и социальная справедливость, любовь к своему Отечеству и уважительное отношение к традициям и культуре других народов. 6. Важной особенностью современного патриотизма является то, что он оказался в эпицентре беспрецедентной информационной войны, развязанной Западом против России. По всему видно, что массированные атаки на духовно-нравственные ценности народа, имеют цель перекодировать общественное сознание и патриотические чувства людей, заразив их вирусом национализма. Используя современные технологии глобального сетевого влияния на обширных пространствах своих геополитических интересов, Запад и, прежде всего США, сталкивая народы друг с другом, ослабляют их.
В результате старая тактика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», усилиями западных политиков и полит технологов всячески приспосабливается к новым условиям борьбы за сохранение любой ценой своего мирового господства. Цена эта становится все более высокой и оплачивается многомиллионными жертвами ни в чем не повинных людей. При этом, оправдывая свою имперскую политику, американские политики все чаще обосновывают ее якобы исключительностью американской нации. Так, в обращении к нации от 10 сентября 2013 года американский президент Барак Обама прямо заявил, что проводимая США политика отличает Америку от других, что делает нас исключительными. Что-то подобное уже было в ХХ веке и чем это закончилось хорошо известно. Коренное отличие патриотизма как раз и состоит в том, что он не претендует на исключительность по отношению к другим народам.
Именно такую принципиальную позицию России выразил В.В. Путин, полемизируя по данной проблеме с президентом США. В статье, обращенной непосредственно к американскому народу, он особо подчеркнул: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это не мотивировалось» [6]. Другими словами – национальная идентичность и национальная исключительность – это принципиально разные основания в интерпретации патриотизма. Вот почему, возрождая патриотизм как важнейшую основу могущества нашего Отечества, мы не должны допустить подмены его губительной идеей национализма. Вместе с тем патриотизм в его современной обновленной форме это, пожалуй, для нас сегодня единственная возможность консолидировать общество и власть перед лицом новых вызовов и угроз суверенитету, национальной безопасности и территориальной целостности страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
2. Ксенофобия в современном мире. – СПб., 2008.
3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Собр. Соч. В 9 томах. Т.5. М., 1992.
4. Маккиндер Х. Географическая ось истории. – Лондон, 1904.
5. Ильин И.А. О России. – М., 1991.
6. Путин В.В. Бог создал нас равными // New York Times 12.09.2013.
В. Н. Купин
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 10 Ноябрь 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: победа, патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика