Современный патриотизм в зеркале глобальной геополитики



Современный патриотизм в зеркале глобальной геополитики

#победа#патриотизм#общество

Высокий духовный подъем патриотизма в нашей стране, в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), оказался ознаменован и беспрецедентным размахом антироссийской истерии, развязанной Западом. Глобальный мир XXI века столкнулся с новыми вызовами и испытанием на прочность. На этот раз США, опьяненные безумной геополитической идеей мирового господства, из-за океана режиссируют новый «крестовый поход» на Восток, теперь уже против наследников победителей во второй мировой войне.

В этом антироссийском фронте под жестким американским контролем объединяются самые разнородные силы: от либеральных демократов, опознавательным знаком которых стал лозунг «Я – Шарли», до откровенных фашистов, подобных «правому сектору» на Украине, воюющим под свастикой третьего рейха с собственным народом. Особенностью современного глобального наступления на Россию является стремление Запада максимально использовать информационные ресурсы для того, чтобы сокрушить духовные основы всех наших свершений и побед.

Среди них одним из самых сложных и загадочных феноменов социальной жизни, возникшим в глубине веков, является патриотизм. Становление его как неотъемлемой части духовной жизни народа неразрывно связано с формированием этноса, государства, культуры, языка, религии, национального самосознания, традиций и обычаев. По мере культурно-цивилизационного развития мира менялся и спектр духовных ценностей, составляющих основу патриотизма. Однако, во все времена патриотизм был в центре борьбы его сторонников и противников, которая особенно обострялась в периоды мировых разломов, войн и столкновений различных геополитических сил. В этом контексте наше время не является исключением. Кроме указанных угроз, современный патриотизм подвергается испытанием на жизнеспособность и самим характером современной эпохи – эпохи стремительно развивающегося процесса глобализации, которая коренным образом меняет весь уклад духовных основ жизни общества.

В этих условиях перед нами встают не простые проблемы относительно судьбы патриотизма. Остановимся на некоторых аспектах в эволюции патриотизма подробнее. 1. Содержание патриотизма как сложного и многогранного социального явления изменяется в этнокультурном и геополитическом отношении дискретно-хронологически, в зависимости от характера исторической эпохи, переживаемой народами и государствами. Отсюда и различна интерпретация патриотической идеи – от ранних эпох становления обособленных государств – до современной эпохи формирования глобальной цивилизации. Генетически зарождение патриотизма связано с осознанием, компактно проживающих в пространстве народов, своей национальной идентичности. По мере цивилизационного развития национальная идентичность становилась питательной средой двух противоположных тенденций. Одна из них ведет к развитию, по оценке Н.А. Бердяева «конструктивного национализма» [1], который, выполняя важную охранительную функцию для отдельных народов, позволяет им одновременно гармонически адаптироваться в глобальном полиэтническом мире.

Такая интерпретация национальной идентичности во многом тождественна патриотизму. Однако другая тенденция в эволюции национальной идентичности порождает деструктивный, разрушительный национализм, ксенофобию и нетерпимость к другим народам [2, с. 86]. Вот почему генетическая связь патриотизма и национализма используется теми или иными силами для манипуляции общественным сознанием, в том числе, и для реализации глобальных геополитических интересов. 2. Сложность структуры патриотизма определяется тесной взаимосвязью социальных и индивидуальных, государственных и народных, национальных и общечеловеческих, рациональных и эмоциональных элементов в его строении. Проекция столь сложной структуры патриотизма на сознание человека порождает и сложный процесс его восприятия. С одной стороны – рациональные действия рассудка, формируемые образованием, воспитанием, процессом общей и политической социализации, с другой – действия эмоционально – чувственные, подсознательные. Последние связаны с самой человеческой природой и способны существенно влиять на поведение человека и отношение его к окружающему миру.

Ломка национальных границ под воздействием глобализации объективно ведет к перестройке самой структуры патриотического мировоззрения, нередко обостряя чувства «исчезающей» Родины. В результате патриотизм перерастает в национальный или религиозный фанатизм и становится питательной средой самых различных антисоциальных явлений: национального и религиозного экстремизма, расовой нетерпимости, фашизма, терроризма. Для современной России и мира в целом это особо чувствительные стороны жизни.

Турбулентность этнокультурной среды становится катализатором новых вызовов и угроз демократическим преобразованиям, стабильности и безопасности. 3. Глобализация изменяет геополитическую парадигму патриотизма. Она меняется в зависимости от геополитической идентификации чувства Родины в сознании человека. В этом контексте можно говорить о местном, национальном, государственном, региональном и, наконец, планетарном патриотизме. Соответственно меняется и соотношение природных и социально-политических элементов патриотизма.

Глобализация перемещает вектор восприятия патриотизма от «малой Родины» – места, где родился человек, к «большой Родине» – государству проживания с соответствующим политическим строем, обеспечивающим самореализацию личности и далее к мировому социуму, позволяющему приобщиться к общечеловеческим ценностям. 4. Рассматривая вопрос: есть ли будущее у патриотизма в условиях глобализации? Мы считаем, что есть и оно должно формироваться уже сегодня. Локомотивом духовного возрождения может и должен стать современный патриотизм, органически сочетающий в себе лучшие ценности прошлого, настоящего и нарождающиеся ростки будущего. Необходимо многое сделать, чтобы изменить, прежде всего, собственное отношение к своей истории, духовной культуре, национальному самосознанию. Нужно ли акцентировать внимание на национальном аспекте в эпоху глобализации – вопрос спорный и неоднозначный. Мы считаем, что каждая нация записывает свой культурно-цивилизационный код в глобальную матрицу мировой культуры. Тем самым будет закладываться «цветущая сложность» [3] в фундамент мировой духовной культуры, обогащенной национальными красками духовной самобытности и уникальности всех народов планеты, в том числе, и русского народа.

5. Современный патриотизм, возрождаясь в глубине широких слоев разных поколений нашего многонационального народа, способен повлиять не только на развитие России, но на оздоровление международного духовно-нравственного климата, в соответствии с той ролью, которую начинает играть в мире российский фактор. Уникальность российского фактора в мировых глобальных процессах современности объективно детерминировано особенностями геополитического, культурно- исторического, военно-стратегического положения, занимаемого нашей страной в глобальном пространстве. Совсем не случайно в проекте первой глобальной модели мироустройства английского геополитика Х. Маккиндера пространства, занимаемые Россией, названы «географической осью истории» [4].

Современный этап развития, новые вызовы и угрозы глобальной безопасности требуют новой интерпретации роли России в глобальном мире. Опираясь на разные точки зрения на эту проблему, сегодня представляется правомерно говорить об особой роли русско-российской цивилизации в становлении многополярного мира. «Россия, – отмечал И.А. Ильин, – одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно проницаемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души, и дали им ширину, вольность и легкость.

Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей» [5, с. 4]. XXI век, как никогда ранее, востребовал для выживаемости человечества гуманистические принципы и общечеловеческие духовные ценности. Самой подходящей формулой для их синтеза, на наш взгляд, могла бы стать идея демократического патриотизма, ядром которого может стать сплав таких ценностей как, свобода и социальная справедливость, любовь к своему Отечеству и уважительное отношение к традициям и культуре других народов. 6. Важной особенностью современного патриотизма является то, что он оказался в эпицентре беспрецедентной информационной войны, развязанной Западом против России. По всему видно, что массированные атаки на духовно-нравственные ценности народа, имеют цель перекодировать общественное сознание и патриотические чувства людей, заразив их вирусом национализма. Используя современные технологии глобального сетевого влияния на обширных пространствах своих геополитических интересов, Запад и, прежде всего США, сталкивая народы друг с другом, ослабляют их.

В результате старая тактика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», усилиями западных политиков и полит технологов всячески приспосабливается к новым условиям борьбы за сохранение любой ценой своего мирового господства. Цена эта становится все более высокой и оплачивается многомиллионными жертвами ни в чем не повинных людей. При этом, оправдывая свою имперскую политику, американские политики все чаще обосновывают ее якобы исключительностью американской нации. Так, в обращении к нации от 10 сентября 2013 года американский президент Барак Обама прямо заявил, что проводимая США политика отличает Америку от других, что делает нас исключительными. Что-то подобное уже было в ХХ веке и чем это закончилось хорошо известно. Коренное отличие патриотизма как раз и состоит в том, что он не претендует на исключительность по отношению к другим народам.

Именно такую принципиальную позицию России выразил В.В. Путин, полемизируя по данной проблеме с президентом США. В статье, обращенной непосредственно к американскому народу, он особо подчеркнул: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это не мотивировалось» [6]. Другими словами – национальная идентичность и национальная исключительность – это принципиально разные основания в интерпретации патриотизма. Вот почему, возрождая патриотизм как важнейшую основу могущества нашего Отечества, мы не должны допустить подмены его губительной идеей национализма. Вместе с тем патриотизм в его современной обновленной форме это, пожалуй, для нас сегодня единственная возможность консолидировать общество и власть перед лицом новых вызовов и угроз суверенитету, национальной безопасности и территориальной целостности страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

2. Ксенофобия в современном мире. – СПб., 2008.

3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Собр. Соч. В 9 томах. Т.5. М., 1992.

4. Маккиндер Х. Географическая ось истории. – Лондон, 1904.

5. Ильин И.А. О России. – М., 1991.

6. Путин В.В. Бог создал нас равными // New York Times 12.09.2013.

В. Н. Купин



Другие новости и статьи

« Владимир Алексенко

Владимир Абрамов »

Запись создана: Воскресенье, 10 Ноябрь 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы