Битва под Москвой: тыл Красной армии

Вновь обратиться к опыту битвы под Москвой меня заставило желание осмыслить, казалось бы, немыслимое: как удалось остановить на подступах в столице гитлеровскую военную машину, покорившую всю Европу? Как случилось, что в сложнейших условиях катастрофической нехватки оружия, боеприпасов и других материальных средств Красная армия в декабре 41-го все-таки смогла перейти в контрнаступление?
И вот тут следует вспомнить о маломощных, разрозненных, подчиненных разным ведомствам службах снабжения, которые к концу ноября 1941 г. были преобразованы в самостоятельный, а главное — в дееспособный орган — тыл Красной армии. Спустя 5 месяцев после нападения на нашу страну фашистской Германии именно тыл Красной армии оказался способным принять от народного хозяйства страны колоссальное количество вооружения, боевой техники, других видов материальных средств и подать их в действующую армию через все звенья снабжения, вплоть до танка, самолета, орудия, военнослужащего.
В этот период работа тыла Красной армии и, соответственно, фронтов была особенно напряженной. Страна находилась в крайне тяжелом положении. Выпуск военной продукции в октябре и ноябре 1941 г. оказался самым низким за все годы войны. Это вызвало трудности в обеспечении действующих фронтов и новых формирований вооружением, боевой техникой, боеприпасами, обмундированием, снаряжением. Обеспеченность войск к началу оборонительного сражения под Москвой была крайне низкой. Например, на фронтовых и армейских складах Западного фронта имелось всего по 0,2– 0,3 боекомплекта основных видов боеприпасов.
Вместе с тем до сентября войска снабжались боеприпасами относительно регулярно. Но с приближением октября противник предпринял новое мощное наступление. Советский фронт был прорван. Враг устремился к Москве. Чтобы снаряды, патроны и другие материальные средства не достались врагу, были уничтожены склады, размещенные в треугольнике Ржев — Гжатск — Вязьма, где были сосредоточены колоссальные запасы для войск всех трех фронтов. Наступил «снарядный голод». Промышленность еще была не в состоянии полностью обеспечивать все потребности войск, особенно боеприпасами. В таких условиях решающее значение приобрело экономное расходование материальных средств во фронтах, накопление запасов и резервов, особенно в распоряжении Центра.
Именно в этот период были введены твердые лимиты расхода боеприпасов, а позже — горючего. С этого момента стал действовать принцип: старший начальник, ставя задачи подчиненным на предстоящие боевые действия, сразу же определял нормы расхода боеприпасов, горючего и других видов материальных средств. В целях экономии боеприпасов Генеральный штаб потребовал от военных советов фронтов и армий расходовать боеприпасы с расчетом выделения 25 % в резерв фронта (армии) на ноябрь; к 20 октября учесть боеприпасы в войсках, на армейских, фронтовых базах и в железнодорожных транспортах; выявить все ненужные фронту боеприпасы и направить их в тыл по указанию Главного артиллерийского управления; в каждом случае оставления боеприпасов врагу или их подрыва проводить расследование и виновных привлекать к судебной ответственности.
Железнодорожный транспорт как основное средство доставки грузов в этот период находился в тяжелейшем положении. Систематические налеты вражеской авиации выводили из строя узловые станции, мосты, целые железнодорожные перегоны. Воинские части железнодорожных войск сутками восстанавливали повреждения, офицеры, обеспечивающие безостановочное продвижение воинских эшелонов, сутками не покидали железнодорожные станции. Надо заметить, что осенью 1941 г. Московский железнодорожный узел был «забит» подвижным составом. Офицеров-специалистов тыла катастрофически не хватало, так как штаты мирного времени не соответствовали реалиям войны. Начальник тыла Красной армии принял кардинальные меры: он откомандировал своих представителей на каждую крупную железнодорожную станцию. Вместе с работниками Народного комиссариата путей сообщения офицеры тыла и железнодорожных войск сумели ускорить продвижение и разгрузку поездов.
Тем самым было обеспечено своевременное сосредоточение войск, вооружения, боевой техники и других видов материальных средств. Понимание того, что от эффективности работы тыла зависит успех сражения за Москву, заставляет И. В. Сталина ежедневно заслушивать доклады должностных лиц о движении воинских эшелонов к фронту. 16 октября 1941 г. народный комиссар путей сообщения Л. М. Каганович подписал распоряжение № 2400 Особому железнодорожному корпусу о подготовке заграждений на Московском железнодорожном узле. Командир корпуса генерал-лейтенант Н. А. Просвиров приказом от 17 октября 1941 г. № 075 выполнение работ возложил на 4-ю отдельную железнодорожную бригаду и лично на ее командира полковника М. Т. Ступакова. Бригаде определили 8 участков.
Военным железнодорожникам в помощь была направлена заводская группа рабочих-специалистов с указанием ответственных за проведение заградительных работ. В плане-приказе заграждения Московского железнодорожного узла были указаны объекты, на которых должны были проводиться работы, количество выделяемых взрывчатых веществ и пункты их сосредоточения, состав подрывных команд, начало и конец работ, пути отвода команд и сборные пункты. Разрушению в первую очередь подлежали: водоснабжение, депо, вагоно-ремонтные пункты, стрелочные переводы, мосты, путепроводы, оставшиеся паровозы и вагоны с грузом, поворотные круги. В последнюю очередь планировалось взорвать здания всех московских вокзалов. Время «Ч» (время взрыва) должно было быть назначено отдельным распоряжением. Ценой неимоверного напряжения армии и тыла удалось остановить наступление немецко-фашистских войск на столицу.
Московский железнодорожный узел не пришлось выводить из строя. В ходе битвы под Москвой И. В. Сталин решил отстранить от должности наркома путей сообщения Л. М. Кагановича и назначить на этот пост А. В. Хрулева, не освобождая его от должности начальника тыла Красной армии. Что он и сделал, но только позже — в феврале 1942 г. Следует отметить, что плохое состояние наших железнодорожных путей сказывалось и на действиях противника. Тыл немецкой группировки войск испытывал большие затруднения в вопросах подачи снабженческих грузов соединениям и воинским частям передовой линии. Под Москвой в октябре и ноябре 1941 г. более 40 партизанских отрядов громили немецкие тылы.
В Смоленской, Калужской и Орловской областях народные мстители срывали поставки врага к фронту по железной дороге. Бывший начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Ф. Гальдер 14 декабря 1941 г. в своем дневнике писал: «Положение с железнодорожным транспортом: значительно уменьшилось количество прибывающих эшелонов. Причина — диверсии партизан, в Великих Луках сожжены паровозы и вагоноремонтные мастерские. Всего зимой 1941–1942 гг. партизанами было пущено под откос 224 поезда, подорвано или сожжено около 650 мостов». Вторгнувшись на нашу землю, гитлеровцы вскоре начали испытывать колоссальные трудности в тыловом снабжении действующей армии. «Русские оставили мало паровозов, да и те разбитые», — писал генерал Ф. Гальдер. Немецкие паровозы оказались непригодными к работе в зимних условиях и выходили из строя при сильных морозах. Протяженность коммуникаций, возросшая с началом войны, также способствовала появлению проблем в доставке грузов. Стоило партизанам вывести из строя участок пути или мост, как образовывались транспортные пробки. В середине ноября 1941 г. группа армий «Центр» имела суточный подвоз 23 эшелона при потребности 70, то есть в три раза меньше.
В январе — феврале 1942 г. на направлении Брест-Минск-Смоленск гитлеровцы могли обеспечить подачу к фронту лишь 8 поездов в сутки. В результате войсковые запасы в немецких соединениях и воинских частях были израсходованы. Так, танки и штурмовые орудия войск первой линии боеприпасов в боевых укладках практически не имели, баки для горючего оказались наполовину пустыми, а оперативный тыл был не в состоянии снабжать войска всем необходимым для жизни и боя. Участник битвы под Москвой И. Д. Помбрик, командовавший артиллерийской батареей в период этого величайшего сражения, в одной из бесед рассказал об одном фронтовом эпизоде: «В районе г. Звенигорода Московской области по направлению огневых позиций нашей батареи двигались немецкие танки. Местность там холмистая, и я решил подпустить их как можно ближе, на прямой выстрел. И вдруг в метрах 700–900 от нас вначале одна машина остановилась, потом и другие, а экипажи начали разбегаться. Выждав некоторое время, мы подошли к танкам. Оказалось, что причиной, по которой экипажи оставили танки, заключалась в следующем. В танках не оказалось ни одного снаряда, а в баках — горючего.
По всей видимости, танки двигались на нашу батарею с единственной целью — оказать психологическое воздействие на противника, да не хватило горючего». С наступлением осенней распутицы, а затем снежных заносов сложилась тяжелая обстановка с подвозом материальных средств не только к войскам противника, но и к нашему фронту. Из-за слабого развития сети автомобильных дорог снабженческие грузы в соединения и воинские части доставлялись крайне медленно. Ранние холода и большой снежный покров привели к тому, что грунтовые дороги оказались в непроезжем состоянии. Маломощные воинские части дорожной службы фронтов и армий не обеспечивали содержание военных автомобильных дорог.
Привлечение местного населения для расчистки дорог от снега желаемого результата не давало. В этот период войсковой автомобильный транспорт практически остановился. Начали, было, применять транспортную авиацию. Но сеть аэродромов была развита слабо, погода часто оказывалась нелетной. Начальник тыла Красной армии генерал А. В. Хрулев вынужден был обратиться к Верховному главнокомандующему с предложением сформировать 80 гужевых транспортных батальонов по 250 пароконных повозок или саней в каждом. На что И. В. Сталин иронически заметил: «Вот новости! Век техники и вдруг — торба с овсом, повозочные, сани…» Однако другого выхода из сложившейся ситуации не было. Срочно было сформировано 76 гужевых транспортных батальонов по 250 пароконных повозок, а зимой — саней, которые были распределены по фронтам, часть из них находилась в резерве Ставки.
Эта мера положительно сказалась на снабжении соединений и воинских частей фронтов. «Первый же санный обоз, — вспоминает А. В. Хрулев, — в декабре 1941 года привез в 39-ю армию Калининского фронта больше «запасов», чем доставил авиатранспорт в течение многих дней». Несмотря на все трудности, уже к концу октября — началу ноября 1941 года положение дел с тылом Красной армии начало стабилизироваться. Вот что писал заместитель командующего войсками Западного фронта по тылу генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов в сводке по тылу за 28 октября: «Тыловые части и учреждения работали по плану, грузы войскам доставлялись вовремя… армейские тылы также заработали». Большую роль в этот период сыграло создание подвижного резерва боеприпасов и горючего Ставки Верховного главнокомандования, о чем говорилось выше. Только в московском парке «Сокольники» было сосредоточено 12 автобатальонов, загруженных боеприпасами, и 8 — с горючим. Эти запасы материальных средств расходовались в самых экстренных случаях. Известно, что И. В. Сталин лично вызывал начальника штаба тыла Красной армии генералмайора М. П. Миловского и приказывал ему вести один батальон с боеприпасами и один с горючим в район Мценска. Миловский выполнял задачу, доставлял боеприпасы на огневые позиции артиллерии, а также в танковую бригаду М. Е. Катукова, находившуюся в засадах на пути движения танков Гудериана к Туле.
То, какое влияние это оказало на ход боевых действий наших войск под Москвой, — факт в истории Великой Отечественной войны общеизвестный. И позднее, в ходе начавшегося контрнаступления под Москвой Сталин неоднократно поручал генерал-майору М. П. Миловскому доставку боеприпасов и горючего войскам. Однажды, возвратившись из района Клина, генерал был вызван в Кремль, где в кабинете Верховного главнокомандующего произошел следующий разговор: — Что вы увидели на передовой? — спросил И. В. Сталин. — На одной из остановок у дороги лежали запорошенные снегом трупы немецких солдат.
Подойдя к ним и смахнув палочкой снег с лица, я увидел, что солдат подстрижен, а виски подбриты, — ответил Миловский. Тогда И. В. Сталин на мгновенье задумался и сказал, обращаясь к членам ГКО, которые находились в его кабинете: «Ну, что я говорил, враг еще не разбит. В его частях поддерживается нужный порядок. Давайте, думать, что делать дальше…». К середине октября 1941 г. промышленные предприятия, эвакуированные с западных районов страны, начали производить военную продукцию. День за днем увеличивали выпуск вооружения, боевой техники, боеприпасов и других видов материальных средств. Так, если в октябре Западный фронт получил только 3 863 вагона с боеприпасами, в ноябре 5 187 вагонов, то в декабре 11 611, а в январе 1942 г. уже 19 941 вагон. Поставки боеприпасов Калининскому и Юго-Западному фронтам с каждым месяцем также увеличивались. Кроме того, большое количество боеприпасов в войска было поставлено и планировалось доставить автомобильным транспортом с центральных складов, размещенных в московском регионе.
Что касается горючего, то только на центральных складах было сосредоточено 58 тыс. тонн различного топлива, доставленного к этому времени из Саратова, Сызрани, Уфы, Кинешмы, Омска, Казани и с Кавказа. Запасы горюче-смазочных материалов обеспечивали работу машин в течение 35–70 дней, при неизменной численности техники и агрегатов. Но так как для размещения и содержания такого количества горючего не хватало резервуаров, то были взяты на учет и использованы все емкости гражданских предприятий, учреждений, нефтебаз и складов Москвы и ее окрестностей. Здесь следует отметить, что в целях сохранения секретности готовящейся операции вопросы организации материального обеспечения войск в предстоящем контрнаступлении были сосредоточены в руках главных управлений тыла Красной армии. Требования директивы по обеспечению операции в письменном виде до исполнителей не доводились, поэтому запасы материальных средств размещали вдали от главного направления действия войск. Во фронтовых управлениях с планом предстоящей операции был ознакомлен ограниченный круг лиц. Многие должностные лица о переходе войск в контрнаступление узнали только после объявления о наступления по радио. Впоследствии все это отрицательно сказалось на организации подвоза материальных средств к наступающим соединениям и воинским частям.
В результате совместной работы центральных и фронтовых органов тыла к началу контрнаступления во фронтах были созданы необходимые запасы боеприпасов. По состоянию на 5.12.1941 года армии правого крыла (30, 1 и 16-я) имели винтовочных патронов 1,8 бк., мин — 1,2 бк., артиллерийских выстрелов — 1,4 бк., армии центра (5, 33, 43-я) — 1,8 бк., 2,8 бк., 2,6 бк., армии левого крыла (49 и 50-я) — 1,7 бк., 2,6 бк.,2,1 бк. соответственно. Данных об обеспеченности 10, 20-й армий и 1-го кавалерийского корпуса в архивах не сохранилось. Горючего фронты к этому времени имели: высокооктановых бензинов — 5,7 запр., бензинов Б-70, КБ-70 — 2,9 запр., автобензина — 1,2 запр., дизтоплива — 1,8 запр., керосина в размере — 2540 т.
Таким образом, в конце ноября — начале декабря наступление немецких войск удалось остановить. К этому времени было сосредоточено необходимое количество войск Красной армии. Учитывая, что противник еще не закрепился на достигнутом рубеже и не создал прочной обороны, Калининский, Западный и Юго-Западный фронты были готовы перейти в наступление. Они имели достаточное количество боеприпасов, горючего, других видов материальных средств, личный состав был переодет в зимнюю форму одежды, прилично питался.
Для сравнения: у немцев запасы материальных средств группировки войск оказались на исходе, солдаты были в пилотках, летних мундирах и яловых сапогах, питались в основном за счет грабежа населения, оказавшегося под временной оккупацией. На рассвете 5 декабря удар по врагу нанесли войска Калининского фронта, а на следующий день перешли в наступление ударные группировки Западного и ЮгоЗападного фронтов. Контрнаступление войск трех фронтов продолжалось до 7 января 1942 года. Враг был отброшен от Москвы на 100–250 км. Непосредственная угроза столице Советского Союза и Московскому промышленному району была снята. Общие потери Сухопутных войск вермахта за месяц боев составили более 168 тыс. человек.
Было нанесено тяжелое поражение 23 пехотным, 16 танковым и 4 моторизованным дивизиям. На полях Подмосковья противник оставил тысячи орудий, пулеметов, автомашин, сотни танков и самолетов. Сокрушительное поражение немецко-фашистских войск под Москвой до сих пор лишает покоя зарубежных «историков»фальсификаторов. Что только они не предпринимают, чтобы исказить факты действительного положения дел на советско-германском фронте. Появляются публикации, в которых авторы из кожи вон лезут, чтобы в очередной раз «переосмыслить» роль победы Красной армии под Москвой и оправдать поражение немецко-фашистских войск. И на что только не идут эти, с позволения сказать, писатели и историки, запуская в средства массовой информации очередную «утку».
Сначала говорили и писали о том, что в победе над немецкими войсками основную роль сыграл русский мороз. Затем придумали басенку, что если бы «не было ленд-лиза, не было б и победы Советов под Москвой». Авторы всех этих лживых утверждений упорно «забывают» о некоторых фактах: военная продукция в значительном количестве из-за океана начала доставляться в Советский Союз начиная лишь со второй половины 1942 г. Таким образом, в ходе битвы под Москвой Красной армии пришлось воевать, «опираясь исключительно на собственные силы». Ее тыл, несмотря на все сложности, справлялся со своими обязанностями. Достаточно сказать, что наибольший среднесуточный расход боеприпасов в соединениях и воинских частях во время контрнаступления под Москвой по выстрелам к 122-мм гаубиц и пушек составил 0,1 боекомплекта, 107-мм и 120-мм минам — 0,12 боекомплекта.
Меньшим был расход выстрелов к 152-мм гаубицам — до 0,05 боекомплекта. Это объяснялось тем, что тяжелая артиллерия в условиях больших снежных заносов и бездорожья отставала от войск и в отдельные дни не вела огонь по врагу. Расход боеприпасов в январе был почти вдвое ниже, чем в декабре, и составил в среднем один боекомплект за месяц. К 1 февраля 1942 г. фронты создали запасы боеприпасов в среднем 1,5 боекомплекта, которые позволяли начать новую операцию. 24 января 1942 г. ГКО своим постановлением усилил органы продовольственного снабжения во всех звеньях службы Красной армии. В центре было создано Главное управление продовольственного снабжения (ГУПС), непосредственно подчиненное народному комиссару обороны СССР. И.В. Сталин непосредственно руководил Главным продовольственным управлением Красной армии около трех месяцев. 19 апреля того же года это хлопотное дело он передал своему заместителю по тылу генерал-лейтенанту А.В. Хрулеву.
Правительство страны, руководство Вооруженными Силами, командиры всех степеней принимали все необходимые меры, чтобы люди на войне получали максимум бытовых услуг, всегда, в любой обстановке старались изыскать возможность накормить солдат. Однако бывали и перебои с подвозом продуктов, срывы в доставке пищи в боевые порядки. Зачастую это было связано с боевой обстановкой и конкретными условиями, в которых действовали воинские части и подразделения.
Завершая разговор о военно-экономическом обеспечении боевых действий войск, должен сказать, что во многом благодаря постоянному вниманию к этим вопросам со стороны военного руководства удалось сначала остановить немцев под Москвой, а потом и заставить их отступить от столицы нашей родины на 250 километров. Вот она, правда, и о ней важно всем нам помнить. Как не забывать и о том, что неправильный подход к решению вопросов тылового обеспечения войск приводит к неудачам в реализации самых смелых стратегических и тактических решений. И если помнить об огромном числе тыловых служб и подразделений, которые в годы минувшей войны обеспечивали действующую армию всем необходимым для жизни и боя, то станет понятно, что даже в условиях мирного времени надо осторожно подходить, например, к принятию решений о их сокращении.
П. Вещиков
См. также: Битва за Москву: воспоминания Хрулева
7 воспоминаний немцев о битве за Москву
В битве за Москву
Морпехи в битве за Москву
«Велика Россия, а отступать некуда – за нами Москва!»
7 главных фактов о Московской битве
Другие новости и статьи
« Отставники тоже нуждаются в помощи
Продолжается реализация программы «Военная ипотека» »
Запись создана: Воскресенье, 15 Май 2016 в 15:13 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Вторая мировая война, Продовольственное, Расквартирование войск, Служба горючего, Управление тылом.
метки: битва, битва под Москвой, Москва
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика