24 Февраль 2020

Исторические особенности воспитания военного специалиста в России

#образование#военноеобразование#общество

В статье раскрываются исторические особенности развития военного образования России в аспекте воспитания специалиста-профессионала. Проведен краткий сравнительный анализ современного состояния военного образования в России.

Ключевые слова: подготовка военного специалиста; высшее военное образование; принципы строительства военного образования в России.

Развитие военного образования в России – задача важная и весьма современная. Реформа образования, которая проходит в настоящее время, касается не только средней и высшей школы в их гражданском варианте развития, но и, неминуемо, приводит к изменениям в системе подготовки военных профессионалов, которые должны привнести в Вооруженные силы Российской Федерации военно-технические знания, штабную и техническую культуру, мораль, нравственность и корректность взаимоотношений командиров и подчиненных.

В Вооруженные силы Российской Федерации продолжают возвращаться такие понятия морально-этического плана как воинский долг, сознательная дисциплина, профессионализм, верность традициям Российской армии. Излишне говорить, что эти качества военнослужащего начинают формироваться в семье и школе и получают дальнейшее развитие в процессе воинской службы и военного образования.

Русское военное образование с момента своего возникновения носило национальный характер, а русская армия формировалась из представителей народа и была национальной не только по составу, но и по духу. Российская армия создавалась по «семейному» принципу, отличалась коллективизмом и взаимопомощью. Это сохранилось даже в языке. И сейчас еще иногда можно услышать такие крылатые выражения как «братцы-солдаты», «отцы-командиры» и тому подобное. Разумеется, эти высказывания не более чем традиция, они имеют шутливое значение, но смысл в них заложен глубокий. Эти качества военнослужащих нужно воспитывать, прививать будущим офицерам. Это цементирует армию, делает ее устойчивой ко всем трудностям службы и, если угодно, страшной врагам России. Особый вопрос заключается в восстановлении русской военной морали и, прежде всего, в системе военного образования. Думается, что носителем военной морали в Российской армии всегда был офицер.

Основные понятия военной морали могут быть сведены к следующему перечню: воинская служба, воинский долг, боевое братство, демократия в отношениях, субординация, верность присяге и так далее. Попробуем рассмотреть некоторые из них. Понятие воинской службы присутствует практически во всех армиях мира, но понимается по-разному. Для европейцев, американцев понятие военная служба неотличимо от понятия работа. Допустим некий европеец, оказавшись за бортом жизни, подписывает контракт и вступает в ряды вооруженных сил своей страны в расчете на обеспеченную жизнь, социальную защиту и тому подобное. В России такого не было никогда. Воинская служба в России всегда понималась как служение Отечеству. В старой русской армии это понималось буквально. Русские люди, как, впрочем, и россияне других национальностей вплоть до последнего времени никогда не служили в иностранных армиях.

Сейчас это запрещено законом, но от службы во французском иностранном легионе отказывались и офицеры – белые эмигранты, которые порой очень нуждались, но так и не отказались от служения России, как они это понимали. Воинский долг – основное понятие воинской этики. Для российских военнослужащих, оно неразрывно связано с эмоциональной сферой личности, таким нравственным чувством, как чувство долга и ответственности. При правильном воспитании данное чувство оказывает прямое и непосредственное влияние на формирование нравственных качеств личности будущего офицера. Вообще, особенностью России является то, что понятие служения может быть отнесено и к некоторым другим профессиям. В системе гражданского воспитания служением считается педагогическая и медицинская деятельность. Эти профессии, как ни парадоксально это покажется, близки к воинским. Известен, например, такой исторический факт.

После гражданской войны из Красной армии были уволены тысячи бывших царских офицеров, призванных на службу в 1918–1920 гг. Встал вопрос о том, где эти люди могли себя занять. Разумеется, образованные и достаточно молодые люди могли применить себя в сфере государственного управления, и в сфере торговли (в стране был НЭП) и в прочих отраслях экономики, но подавляющее большинство из них пошли в школу. Из них выходили прекрасные учителя математики, физики, химии, черчения, физкультуры и тому подобное. Эти люди вместе со случайно сохранившимися в стране представителями дворянской интеллигенции выучили целое поколение советских специалистов. Военное образование является частью общей системы образования.

Оно несет единую идеологическую нагрузку и опирается на общие закономерности его развития. Мы считаем возможным выделить следующие закономерности осуществления процесса военного образования, которые при всей их разноплановости могут быть включены в единый список. Современные военные учебные заведения пользуются тем человеческим материалом, который приходит из общеобразовательных школ, а также из профессиональных учебных заведений.

Выпускники школ и колледжей, поступающие в военные учебные заведения, должны быть хорошо подготовлены в общеобразовательном отношении, дисциплинированны, настроены патриотически и готовы преодолевать трудности, связанные со службой Отечеству. В этом смысле военное образование очень зависит от состояния дел в средней школе: чем лучше работает школа, тем проще организовать подготовку военных профессионалов. Военные учебные заведения и вместе с ними всё военное образование достаточно консервативны и опираются на традиции Российской армии и российского военного образования в частности.

Разумеется, реформирование образования предполагает известную ломку традиций. И вот тут нужно действовать очень осторожно. Нельзя бездумно уничтожать все, что было наработано веками. Надо помнить, что русское военное образование в свое время давало блестящих военных руководителей, начиная с героев войны 1812 года и кончая маршалами и генералами Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Между этими событиями сто пятьдесят лет, но результат очевиден. Военное образование в России должно строиться на национальной основе, хотя и с учетом международного опыта. Уместно напомнить, с чего начиналось русское военное образование.

Царь Петр I, проводя военную реформу в начале XVIII века, поначалу пытался привлечь в русскую армию иностранных военных специалистов. Опыт в целом оказался неудачным – иностранцы на русской службе, за небольшим исключением, проявили себя плохо. Кончилась неудачей и подготовка русской молодежи за рубежом. От нее со временем пришлось отказаться почти полностью. Вывод напрашивается сам собой: готовить военных специалистов лучше в России, да еще и желательно вдали от крупных городов и культурных центров. Отдаленность не сказывается на качестве подготовки, зато позволяет существенным образом ее удешевить.

Военное образование традиционно является государственным, осуществляется за счет по преимуществу бюджетных средств. Данный подход типичен для всего мира, но в России имеется опыт создания и успешного функционирования частных военно-учебных заведений. Этот опыт связан с реформированием русского военного образования в начале XIX века. Тогда отставной генерал Н.Н. Муравьев-старший создал в Москве частную школу офицеров-колонновожатых – прообраз будущей Академии генерального штаба. В этой школе молодые дворяне получали подготовку офицеров генерального штаба того времени.

Многие выпускники этой школы впоследствии стали видными военными деятелями России, достойно послужившими Отечеству. Наиболее известный выпускник Московской школы колонновожатых был русский генерал Н.Н. Муравьев-Карский, отличившийся в годы Крымской войны. Вопрос о том, насколько опыт частного военного образования применим в XXI веке, остается открытым. Современное военное образование в России строится по принципу матрешки. Это означает, что подготовка военного профессионала сопрягается с обучением гражданского специалиста. Современный военный институт обеспечивает выпускнику, образно говоря, два диплома: диплом офицера и диплом гражданского инженера.

Последствия такой организации военного образования весьма серьезны: 1) образование становится весьма длительным (4–5 лет); 2) достаточно дорогостоящим; 3) не всегда возможно обеспечить два качественных образования: военное и гражданское. Это обеспечивает уникальность российской военной подготовки, делает ее своего рода единственной в мире. Проблема заключается в том, чтобы в учебном заведении обеспечить качественное профессиональное образование военных и гражданских специалистов.

Достичь этого достаточно трудно, часто приходится чем-то жертвовать. Мирового опыта решения данной проблемы обнаружить также не удалось. Поэтому в России военное образование получается весьма дорогостоящим, вследствие необходимости решения задач, которые трудно сопрягаются между собой. Возможно, было бы правильнее освободить военные учебные заведения от функции подготовки гражданских специалистов. За счет этого можно было бы решить следующие задачи: 1) сократить продолжительность подготовки специалистов вооруженных сил; 2) повысить качество обучения военных профессионалов; 3) снизить стоимость военного образования для государства. Но это не означает серьезной экономии бюджетных средств, поскольку потребовалось бы в корне изменить систему социальной защиты военнослужащих, особенно тех, кто в силу разных причин вынужден оставить службу в вооруженных силах и перейти в запас.

Библиографический список

1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX века: дис… д-ра пед. наук. – М., 2004. – 636 с.

2. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: учебное пособие / под ред. И.А. Алехина. – М.: Военный университет, 2003. – 377 с.

3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: Центрполиграф, 2003. – 414 с.

4. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. – М.: Русский мир, 1993. – 222 с.

5. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. – М.: ВПА имени В.И. Ленина, 1990. – 195 с.

С.А. Маврин

Другие новости и статьи

« К проблематике Русской Идеи и Высших Ценностей

Выселение из жилых помещений: обзор и комментарий правоприменительной (судебной) практики »

Запись создана: Понедельник, 24 Февраль 2020 в 0:30 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика