Где отдыхать? Российский туризм блещет в параде нереализованных потенциалов



Где отдыхать? Российский туризм блещет в параде нереализованных потенциалов

oboznik.ru - Где отдыхать? Российский туризм блещет в параде нереализованных потенциалов

Наступила летняя пора отпусков и многие соотечественники задумываются о том, где и как провести свой отпуск. Как стать беззаботным туристом, с пользой для души и тела потратить каникулы или отпуск, при этом узнать что-то новое и интересное, получить положительные эмоции, хороший сервис, почувствовать комфорт и гостеприимство. Сделать выбор всегда задача непростая, и дело здесь не только в толщине кошелька. Кому удалось сохранить свою платежеспособность, чаще думают о заморских курортах. В этом случае участвовать в развитии внутреннего туризма у людей особого желания нет, так как соотношение цена/качество складывается в пользу туров за границуВ целом, на туристические предпочтения людей влияют множество экономических и политических факторов. И вопросы безопасности далеко не на последнем месте. У кого с платежеспособностью существуют проблемы, в списке "заграница, Крым, дача" приоритет отдают последней.

При ее отсутствии выбирается отдых в собственном жилье, на диване у телевизора. А пресловутые "туристические кластеры" посещаются преимущественно в родной местности или в близлежащих селениях. Приведем немного статистики на этот счет. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, большинство жителей России проводят свои летние отпуска на даче и лишь 14% выбирают отдых на местных или зарубежных курортах. В крупных городах почти половина населения имеют дачи, а в целом по России дачников насчитывается около 60%. 

Да, внутренний российский туризм ждет своего развития, об этом сейчас говорят много. Долго ли придется ждать? Как показывает практика, слова и лозунги ждать не приходится.

Только после них до практики дело доходит совсем не быстро. И происходит постоянная путаница понятий, процентов и рейтингов. Рейтинги вообще - беда современности. Засилье "ТОПов" сейчас чувствуется повсюду. Их самый большой недостаток в стремлении "казаться, а не быть". Надо видеть реальные проблемы, необходимо их обсуждать, ставить задачи и решать их. Но нет, главное - рейтинг! Мы в ТОПЕ! Не лучшие, не красивые, не добрые, не гостеприимные, не экономные или рачительные - так по-русски восклицание не звучит. Иностранное амебное слово, так неблагозвучно для нас, но оно не смущает, припочковалось к русскому языку. «В этом году Российская Федерация впервые вошла в Топ-10 по посещаемости иностранными туристами в мире. Мы занимаем там девятое место. Но наши амбиции более высокие. Мы хотим, чтобы Россия вошла в Топ-3 самых посещаемых стран»,— цитирует «РИА Новости» главу Ростуризма. А кто и как составляет эти рейтинги остается за кулисами и за семью печатями, как и способы попадания в них.

Вообще, чиновники разных уровней не перестают удивлять громкими заявлениями, касающимися туристической сферы. Так, министр культуры РФ В.Мединский, выступая на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике отметил, что "туристическая отрасль является сегодня одной из трех самых генерирующих финансовых отраслей мировой экономики. На протяжении последних пяти лет именно туризм, а не IT, не программирование, не нефтедобыча, а именно туризм является самой быстрорастущей из отраслей мировой экономики". На чем основано это наблюдение непонятно, потому как известно, что на долю мирового туризма приходится всего 10% глобального ВВП и 6% общего мирового экспорта (Послание по случаю Всемирного дня туризма 2015 года Генерального секретаря Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеба Рифаи // Федеральное агентство по туризму [Официальный сайт]. URL: http://www.russiatourism.ru/news/9325/ (02.10.2015)).

Кроме того, как утверждают ученые-экономисты, туризм представляет собой отрасль мировой экономики непроизводственной сферы, в которой труд персонала направлен на гражданина и социальные условия его окружения. Финансовая отрасль экономики, в свою очередь, связана не с путешествиями, а с кредитованием. В ней функционируют банки, небанковские финансовые организации, страховые компании и фондовые биржи, финансовые инвестиционные институты. Туристические компании сюда причислить достаточно сложно, но у нашего министра культуры это получается.

Падение платежеспособного спроса населения его интересует мало. Он подчеркивает, что «в части внутреннего туризма открылись уникальные возможности в силу целого комплекса факторов, которые работают на нашу страну, – это и курсовая разница, и ситуация с Турцией и Египтом». Факторы надо учитывать все имеющиеся, а не те, которые выгодны для красивого словца. За уникальными возможностями и выгодными факторами стоит большой и многолетний труд, ведь известно, что за любым садом надо долго и хорошо ухаживать, только в этом случае он имеет возможность стать благополучным. Совершенно ошибочно полагать, что достаточно обвалить рубль, закрыть популярные направления и турпотоки тут же перенаправятся с заграницы на Россию. Экономические процессы многомерны и если в туротрасли появились "уникальные возможности" на нескольких негативных политических факторах, значит на другой чаше весов эти возможности нивелируются удорожанием услуг (кто-то захочет заработать) и отказом от этих услуг людей, которые не могут себе позволить соответствующие траты.

Насколько нам интересно для собственной экономики оценивать туризм всего мира вопрос спорный, но что касается России, то сложно не согласиться с тем, что отечественная туристическая отрасль попала под колеса внешней политики. Некогда популярные направления пляжного отдыха (Турция и Египет) прекратили свое существование для россиян на неопределенный срок. Запад хоть и подумывает о снятии санкций против России, но все же они до сих пор в силе. За ними последовало общее охлаждение отношений России и Евросоюза, что повлекло значительное сокращение числа россиян, выезжающих в европейские страны. Из-за деструкции политических отношений российские туристы в 2014–2015 гг. меньше посещали Грецию,Испанию, Италию. Снижение экспорта туруслуг на российский рынок серьезно отражается на экономике многих восточноевропейских стран – Венгрии, Чехии, Эстонии. На этом фоне Ростуризм намерен сделать Россию одним из лидеров мирового въездного туризма, но как это будет сделано, в СМИ не раскрывается.

Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов заявил, что "Россия имеет все возможности войти в тройку лидирующих стран мира по приему иностранных туристов". Он подчеркнул, что туризм — это активно развивающаяся отрасль мирового народного хозяйства, высококонкурентная отрасль. «Мы считаем, что у нас есть гигантский потенциал для того, чтобы наши граждане отдыхали внутри страны, и чтобы иностранные туристы приезжали к нам»,— сказал господин Сафонов.

Однако несмотря на наличие "гигантского потенциала" для развития внутреннего и въездного туризма, выездной туризм в России все же превалирует над въездным. Туристические компании получают прибыль за счет развитой инфраструктуры и ресурсов других стран, таким образом, деньги идут за пределы нашей страны. Ежегодно Россия имеет возможность принимать у себя около семидесяти миллионов туристов, но на сегодняшний день этот потенциал используется всего на треть.

Причин тому множество. Недостатки туриндустрии убивают громогласные потенциалы на большом проблемном поле, не оставляя шансов для их реализации.  Так, чтобы привлечь одного иностранного туриста в РФ расходуется около 0,6 евро, в то время как средний мировой уровень составляет 6 евро. Деловой климат в целом не отличается благоприятностью, а уровень безопасности и международная открытость имеют низкий уровень. Единой организованной системы туристского обслуживания в России не существует, формировать туристические пакеты для внутреннего туризма мало кто научился, на тысячах сайтах размножаются скопированные стандартные программы. Многие туристские объекты морально и физически износились и зачастую неспособны конкурировать даже на внутреннем рынке туристических услуг. Так и хочется вспомнить слова нашего первого летописца: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет!" Потенциалы наши огромны, а наряда в их реализации нет… Со времен Рюрика от начала русской государственности мало что меняется.

Серьезной проблемой является ныне и повышение профессионального уровня работников туротрасли. К сожалению, до сих пор многие российские организации в сфере туризма не уделяют требуемого внимания управлению персоналом, считая его вспомогательным компонентом. Наряду с решением указанных выше проблем, стоить еще заметить, что развитие туризма в России трудно представить без продвижения национального туристского продукта на международном рынке и создания имиджа России как страны с благоприятными условиями для туризма. В течение последних лет продвижением России и ее отдельных туристских регионов занимались в основном коммерческие организации и региональные органы власти. Однако до сих пор фактически не существует единой маркетинговой стратегии по данному вопросу.

На фоне всех отмеченных проблем нельзя не отметить то, что некоторые журналисты вместе с чиновниками как в советские времена совсем не брезгуют лозунгами. Например, "оздоровительный туризм - потенциал России!", "Развитие санаторно-курортного комплекса рассматривается как одно из ключевых направлений реализации туристического потенциала нашей страны". У нас в России, судя по лозунгам в СМИ, наблюдается парад потенциалов по всем направлениям. Чиновники не скупятся на слова и гордость вроде бы распирает душу. Потенциалы развития территорий, добычи полезных ископаемых и конечно самый главный - человеческий. За пестрым парадом улучшений не происходит, жизнь становится дороже, а туризм - дачным.  Асфальтовые покрытия дорог смываются весной вместе с талым снегом, зарплаты ползут вниз, а человеческий потенциал вязнет в недостатках образовательной системы, скопированной по западному образцу.  После лозунгов в туристической отрасли просматривается замкнутый круг, скопировать западные стандарты здесь явно не получилось.

На местах ждут туристов, чтобы заняться строительством отелей и ресторанов и стопроцентно окупить вложенные инвестиции. Туроператоры не предлагают свои услуги, пока туристов негде разместить и нечем накормить. Государство, меж тем, не спешит строить (ремонтировать) дороги и возводить общественные уборные, пока не увидит реальный туристический поток. За замкнутым кругом потребители имеют для выбора цены на путевки в санатории и дома отдыха, не блещущие своей доступностью. Ценовая политика, мягко говоря, недружелюбна.

Для того чтобы разомкнуть этот круг имеется действительно хороший потенциал. Но будет ли работать какой-либо механизм для его раскрытия? Не секрет, что развитие туризма коррелирует с такими отраслями экономики, как транспорт, связь, гостиничное хозяйство, общественное питание, индустрия развлечений и другие смежные обслуживающие отрасли. Где же системный подход? В России больше тысячи городов, ее территория составляет 10 тысяч км от Балтийского моря на западе до Японского моря на востоке. Взоры путешественников радует разнообразие природных ландшафтов, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах — нетронутая природа.  На просторах страны насчитывается 103 заповедника и 41 национальный парк. В РФ находятся 26 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Регионы и этносы богаты большим разнообразием традиций. Самыми популярными туристическими маршрутами являются горы Северного Кавказа, озеро Байкал, долина гейзеров и вулканы на Камчатке, озера и горы Карелии, Алтай, степи Тувы, Арктика, Урал. Однако при этом богатом многообразии по уровню конкурентоспособности туристического бизнеса РФ находится на весьма далеком 59-м месте из 139 стран.

Большие надежды были на Крым, но несмотря на все увещевания аналитиков  он начал терять популярность у россиян. Постоянные перебои с электричеством и водоснабжением отпугивают даже самых заядлых любителей дикого отдыха. А крымские отельеры подняли цены почти на 20%, причем некоторые и на 50%, введя дополнительные услуги (например, «всё включено»). В связи с этим, уже зафиксировано 25% уменьшение спроса на авиабилеты в Симферополь по сравнению с прошлым годом. Туристы, предпочитавшие пляжный отдых в Египте и Турции, сейчас выбирают Сочи, Анапу и Геленджик, где уровень сервиса выше, чем в Крыму. 

Все большую помощь в выборе путешествий оказывает интернет. Совершенствуются системы поиска и бронирования туров, гораздо легче стала процедура оплаты услуг. 

Рунет как и прежде пестрит рекламой туров, несмотря на заметное снижение количества туроператоров и турагенств. Но домохозяйства потенциальных российских туристов, подтопленные волной экономического кризиса красивая реклама прельщает слабо, ибо их доходы в долларах, евро и рублях стремительно падают от сокращения рабочих мест, зарплат и увеличения инфляции. Соответственно, в такой ситуации люди исключают или снижают затраты на путешествия и досуг. Продвинутые туристы, желающие сэкономить на отдыхе, становятся более опытными и самостоятельными. С помощью доступных интернет-сервисов они учатся сами организовывать себе путешествия. Сейчас совсем не составляет труда забронировать номер в отеле, предварительно ознакомясь с отзывами других путешественников и найдя его на карте, купить авиабилеты. Попутно можно узнать много интересного о достопримечательностях страны, в которую планируется вояж. Однако риск есть всегда, привлекательная цена на сайте в интернете не есть всегда окончательная. Реклама у нас далеко не честный инструмент рынка, а самое элементарное средство манипуляции.

В целом, вроде бы "туристический паровоз" России конечно не стоит на месте. В СМИ отмечается, что большое внимание уделяется развитию ряда направлений туризма — в частности познавательного, сельского и автотуризма. Паломнический и образовательный упоминаются не часто, хотя возможно, что они включены в познавательный. Есть и весьма экзотические наблюдения. Так, канал НТВ на своем сайте пишет: "не производствами едиными богата Россия. Но теперь горы, леса, равнины и реки — это не все, что так манит человека. Промышленный туризм как тренд этого сезона набирает популярность". Действительно, экскурсии на производства различных товаров (и продуктов питания) очень привлекают людей, особенно в наш век, в котором научились подделывать практически все и продавать подделки с помощью красивой упаковки и рекламы. Понять как это делается и как должно быть на самом деле интересно очень многим потребителям. Когда кругом подделки надо уметь защищаться от них, ибо на кону стоит собственное здоровье.

Каким же станет туризм в России покажет время. А сейчас он ждет реализации своего "гигантского потенциала".

Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский, oboznik.ru



Другие новости и статьи

« На курильском острове Матуа восстановили вертолетную площадку, времен японской окупации

К проблематике Русской Идеи и Высших Ценностей »

Запись создана: Среда, 1 Июнь 2016 в 12:37 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы