24 Февраль 2020

К проблематике Русской Идеи и Высших Ценностей

#идея#ценности#общество

Чтобы победить, уничтожить народ – нужно разрушить его ценностную смысловую систему-матрицу, разрушить те смысловые мировоззренческие основы и скрепы, которыми он держится, именно как народ, в своей цельности, в цельности своего мировоззрения. Наш геополитический враг, вот уже несколько веков, ведёт в этом отношении, против нас, свою информационную психологическую войну, нанося, прежде всего, удары по русской ценностной системе.

Нам же, напротив, жизненно необходимо созидать и укреплять данную свою систему Смыслов и Ценностей. И, наверное, ядром данной системы и является то, что можно назвать Русской Идеей, – осмысленной на данном историческом и этапе. На каждом историческом этапе эта Идея всякий раз раскрывается, разумеется, не полностью, оставаясь (в чём-то своём очень важном) в дословном, в апофатическом, в неизречённом. Как я уже сказал, Система Идей, с соответствующими изменениями, есть

Система Ценностей. Что же такое «Ценности» («высшие ценности»)? Ценности – это, ради чего человек живёт, основные смыслы его бытия, самое для него значимое в жизни; и более того, Ценности, в полном смысле слова – это то, ради чего человек способен умереть, ради чего он способен пожертвовать своей жизнью. Из исторического опыта множества народов мы можем сделать вывод, что если у некоего народа, у представителей этого народа, у человека есть то, ради чего он способен пожертвовать своей жизнью – то этот народ жизнеспособен, его очень трудно победить, почти невозможно поработить.

Если же у народа и человека нет никаких подобных Высших Ценностей, нет того, ради чего он способен пожертвовать собой – то этот народ, этот человек долго не протянет, не жилец он в исторической перспективе. Такова неумолимая логика Истории. Ценности («высшие ценности») – это то, что «не продаётся и не покупается», то, что не имеет «цены». С одной стороны, можно сказать, что Ценности «впитываются с молоком матери», что они формируются культурой и обществом, но в то же время, с другой стороны, их, Ценностей, основание (метафизическое) есть глубоко личное, экзистенциальное основание, – находящееся за гранью власти общества и культуры.

В сфере каждого отдельного культурного мира творится своя своеобразная система Ценностей; в сфере которой создаётся свой особенный человек, со своим мировоззрением, своими принципами отношения к миру. Посему, полагаю, гуляющее в современном информационном поле словосочетание «общечеловеческие ценности» – суть химера, по определению. Ибо Ценности, повторюсь, создаются, достаточно уникальные, в рамках каждого отдельного культурного мира: свои, особенные, своеобразные. Разумеется, в чём-то близкие, и даже почти совпадающие с аналогичными Ценностями другого культурного мира, но в чём-то – и очень разные, даже им противоположные.

Например, Ценности Русского мира – по отношению к Ценностям Китайского, или Индийского, или Западноевропейского, или Арабо-мусульманского, и т.д., миров; причём, на каждом этапе развития этих культурных миров – это будут, у каждого из них, опять же, своеобразные, весьма различающиеся друг от друга, ценностные системы. Так что, «общечеловеческие ценности» – это сугубо риторическая фигура, не имеющая под собой никакой реальности и служащая банальным целям манипуляции массовым сознанием, промывки мозгов и осуществления своей власти нынешними жрецами Мамоны-Капитала («Хозяевами Игры»).

Впрочем, оговорюсь: вслед Платону, с его Идеей Блага, можно, наверное, было бы предположить, в качестве «ценностей всечеловеческих», некий Идеал, некоторую Идею, которая специфически раскрывается, в качестве системы Ценностей, в каждой конкретной культуре в данный исторически период. – Однако эта Идея, в принципе, нам недоступна, в своей полноте и чистоте, и может быть предположена лишь гипотетически; а узурпировать себе право, как-то пытается вроде как сделать сегодня Западная (Фаустовская) цивилизация, позиционируя некие свои сегодняшние псевдоценности как «общечеловеческие», – суть хамство и наглость. Впрочем, надо заметить, что и никаких «современных западных ценностей» тоже уже не существует (почти не существует). Некогда Западный (Романо-германский, Фаустовский) культурный мир имел, безусловно, свою систему Ценностей; с этой системой Ценностей можно спорить, можно было ею восхищаться, можно, напротив, относиться к ней отрицательно, но на сегодняшний день этой системы Ценностей в Западном мире почти уже не осталось, а то что осталось – благополучно добивается и вытравляется. А на её место водружается некий, крайне нелепый, «ценностный» суррогат. И посему, всякий, кто ныне говорит о «современ

ных западных ценностях» есть, тоже, в самом лучшем случае, крайне несведущий и наивный человек. Аналогично, и никаких «либеральных ценностей», тем более, не существует. Либерализм суть продукт крайнего номинализма, отрицающего, в принципе, всё, что относится к порядку ценностного, идеального, «всеобщего»; для либерализма-номинализма все так называемые «ценности», по определению, фикция и иллюзия. И в устах правоверного либерала речь о «либеральных ценностях» может быть лишь, априори, ложью и провокацией. И потому, всякий, кто говорит о «либеральных ценностях» тоже не понимает, в принципе, того, о чём говорит. Однако вернёмся теперь к, собственно, Русской Идее. Вот уже в течении нескольких веков перед русскими и Россией мерцает смутный и туманный образ Русской Идеи. Попробую его более явственно представить и оформить. Разумеется, в сей единый Образ, как его неотъемлемые составные части, входят: и идея Справедливости, и идея Вольницы, и идея Творчества. Справедливость – прежде всего, воздаяние должного; в самом простом виде: насколько ты внёс свой вклад в Общее благо, настолько тебе и воздаётся; насколько навредил – настолько и наказан.

Это, конечно, идеал, но к нему – надо стремиться. Для русского человека это, Справедливость, особенно важно, жизненно важно. Кстати, на английском, например, языке невозможно передать одним словом то, что называется на русском «справедливостью». Впрочем, тут, наверное, надо учитывать и то, что именно, для данного конкретного человека, стоил сей его вышеупомянутый «вклад»; кому-то дано очень много, – а он даёт просто «много»; а кому-то, скажем так, дано мало, – а он отдаёт, почитай, всё, что у него есть; и в таком случае, полагаю, справедливо будет последнему – воздать больше, нежели первому. Ср. Евангельская притча о «бедной вдове» и её «лепте» /Лк.21.1-4/.

Сюда же, близкая к Идее Справедливости – Идея Правды. Русскому человек свойственно «взыскание Правды» (именно как Высшей Правды); «блаженны алчущие правды..» /Мф. 5.6/. К слову, я намеренно говорю «идея», а не «понятие», поскольку идея, в принципе, есть то, что выходит за дискурсивные рамки (в порядок «дословного»); понятие же – предполагается, как именно нечто дискурсивное. Идея «больше» Понятия (т.е. она не только Понятие, но и Образ, Эйдос). Так же, безусловно, в Русскую Идею органично входит и Идея Творчества: русский человек – это человек с особым «художеством». Для русского человека характерна некая творческая вольная стихия (в отличие от западного, крайне рационалистичного, субъекта, с его основополагающей «волей к власти»). Сюда же, к этой творческой стихии, примыкает и Идея русской Вольницы. Вольница – прафеномен, как я полагаю, русской культуры. Прафеномен – тот образец, по которому создаются мировоззренческие особенности, своеобразие, русского человека.

Вольница – своеобразное, русское, восприятие и осуществление свободы, т.е. раскрывшейся возможности творчества (в экзистенциальном плане: упоительное переживание раскрывшейся возможности творчества). Русские – наверное, самый свободолюбивый народ в мире, не вмещающийся ни в какие «рационалистические» рамки и требующий, в силу этого, для себя некоей Высшей Власти, – но Власти именно человеческой (не безличной!), личной, самодержавной, – для своего упорядочения и целенаправленного творческого раскрытия (как своего «вектора развития»), и, одновременно, реализации, под этим самодержавным покровом, своей жажды Правды и Справедливости.

В качестве вывода. Русская Идея есть Идея, объединяющая в себе а) Идею Справедливости и, соотносимую с ней, Идею Правды, реализуемые в б) творческой самореализации человека, общества (по возможности), «мiра», в целом, требующих для себя соответствующей в) Вольницы, но Вольницы, которая добровольно препоручает себя под покров б) Личного Самодержавного Принципа, и реализуется и актуализируется она в личном Служении этому Личному Принципу. Впрочем, полагаю, вышеназванными аспектами Русская Идея (как «ценностная система») отнюдь не ограничивается; и тут вполне возможны ещё свои дополнения и нюансы.

Васильев Г.Е.

Другие новости и статьи

« Эффективный приём для развития творческих способностей школьников – «свободная диктовка»

Исторические особенности воспитания военного специалиста в России »

Запись создана: Понедельник, 24 Февраль 2020 в 0:18 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика