24 Февраль 2020

Глобальные тенденции в мировом образовании XXI века

#образование#общество#тенденции

Аннотация. В статье анализируются глобальные тенденции современного образования. описываются нововведения технологически опосредованного обучения, которые оказывают значительное влияние на образование в мире, выявляется связь современных технологий с теорией адаптивного обучения, которая была разработана в научной школе Т.И. Шамовой. Обращается внимание на реализацию подобных технологий в современной отечественной образовательной практике в технологии ИСУД. Автор делает вывод, что применение подобных технологий в России будет зависеть, в том числе, от ресурсной обеспеченности образовательных систем.

Ключевые слова: массификация образования, технологически опосредованное обучение, адаптивное обучение, самообразующаяся среда, электронное портфолио.

Глобализация, возникшая первоначально как экономический феномен, в настоящее время распространяется и на многие аспекты образования. Болонская декларация послужила катализатором к реформированию национальных систем образования. Эти процессы сопровождаются обострением проблем, ведут к радикальным изменениям в этой сфере и формированию новой образовательной системы. С одной стороны, происходит выход процесса образования за пределы определенного возраста и старых институтов: люди начинают учиться раньше, заканчивают позже, учатся и в школе, и дома, и в пути.

С другой стороны, революция в информационных технологиях активно проникает в сферу образования – происходит повышение производительности учебного труда, радикальная индивидуализация учебных траекторий и рост аутентичности учебного опыта. Ниже перечислены некоторые тенденции развития образования, которые представляются нам наиболее значительными. Массификация – социальный аспект изменений в образовании. Основной современной мега-тенденцией в мировом образовании является его массификация – увеличение массовости и продолжительности образования. Декларация тысячелетия ООН провозгласила: «Мы также преисполнены решимости: обеспечить, чтобы … во всем мире… девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования» [1].

Это положение фиксирует революционные изменения в образовании: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. За последние 22 года количество учителей удвоилось, из почти элитной профессии (до начала Второй мировой войны) она превратилась в сверхмассовую. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исаака Фрумина «Контуры образования будущего. Социальный аспект» [5]. Здесь же приводятся факты о продолжительности обучения в современном мире. Этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании).

Для сравнения в США тот же показатель будет равняться 25 годам. Ключевая причина описанных выше изменений – экономическая. Возникают более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, снижается предсказуемость рынка труда, происходят изменения в его характере, появляются виртуальные рабочие места. Технологически опосредованное обучение. В рамках Отчёта о будущем высшего образования центрами Pew Internet and American Life Project были сформулированы прогнозы об изменениях в высшем образовании в 2020 году. 39% специалистов сказали, что высшее образование не будет значительно отличаться от сегодняшнего. Но 60% считают, что высшее образование будет совсем другим: с широким применением телеконференций и дистанционного образования [7]. Такой подход можно определить как технологически опосредованное обучение.

Массовые открытые онлайн курсы. Одной из самых революционных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course MOOCs). Самая академическая МООС платформа – проект EDX [14], совместный некоммерческий продукт Массачусетского технологического института (MIT), университета Гарварда и университета Беркли для бесплатного дистанционного обучения всех желающих соответствует самому высокому университетскому уровню и рассчитан на международную аудиторию. Однако, по мнению ученых из Университета Карнеги Меллон, просмотр видеолекций является довольно неэффективным способом обучения. Так был изучен курс по введению в психологию, открытый Институтом технологии Джорджия на образовательной платформе Coursera [12]. Студентам традиционного MOOC (на большую часть состоящего из просмотра лекций) удалось набрать до 57% очков, в то время как в группе, выбравшей расширенную версию, включавшую интерактивные материалы, этот показатель был равен 66%. Когда же студенты комбинированного курса выполнили интерактивные задания, они показали результаты в 6 раз выше, чем те, кто только читал тексты и смотрел видео. По мнению авторов исследования, студентам следует предложить более сложные задания, требующие по-настоящему задуматься, а не просто поставить галочку.

Согласно данным Исследовательского центра муниципального колледжа при Колумбийском университете, около семи миллионов человек (а это примерно треть всех студентов американских вузов) участвовали или участвуют в «традиционных онлайнкурсах». Центр провел девять социологических исследований, изучив сотни тысяч курсов штатов Вашингтон и Вирджиния. Выводы довольно неутешительны [9] дистанционно обучавшиеся студенты колледжей в среднем хуже усваивают программу и чаще «заваливают» экзамены, чем студенты, посещающие традиционные занятия. Многие студенты вузов не умеют учиться самостоятельно, не умеют правильно распределять время и просто неспособны овладеть даже базовыми знаниями математики или английского без помощи преподавателя. Таким образом, без существенного усовершенствования методик дистанционного обучения, вузам нет смысла более активно интегрировать онлайн-занятия в учебный процесс.

Перевернутые классы. Перевернутый класс (flipped classrooms) – педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий меняются местами. Видео-лекции создаются преподавателем и размещаются в интернете или хранятся на сайтах педагогов в формате подкаста (т.е. оцифрованная видеозапись или радиопередача, размещенная в интернете для загрузки на персональные аудиоустройства). Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для обсуждения содержания лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Геймификация. Дидактический смысл геймификации — вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом обучающем контексте. Сайт образовательного телеканала KQED [15] приводит данные о резком увеличении количества образовательных приложений для смартфонов. Примечательно, что больше 80% таких приложений в iTunes предназначены для школьников [9].

Наиболее популярными в этой категории стали приложения, развивающие навыки письма, программирования, используя игровые методики. Гибридное (смешанное) обучение. Смысл гибридного смешанного обучения (blended learning) в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. В таком обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать обучающемуся инструмент управления своим обучением. Обучающийся становится реальным субъектом учения, управляющим своей программой обучения, который не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок. При этом, очевидно, классно-урочная система практически исчезает, так как не остается ни традиционных классов, ни уроков. Самообразующая среда – адаптивное обучение, метод больших данных.

Реализации индивидуального обучения в самом ближайшем будущем будут способствовать Learning Analytics (учебная компьютерная аналитика) и Big Date (большие данные) – самообразующие учебные среды [4]. На основании базы данных, фиксирующей и анализирующей все учебные действия обучающегося, искусственный интеллект будет выстраивать индивидуальную траекторию и учебный план по ее реализации. В современной отечественной образовательной практике такой подход реализуется в технологии ИСУД, основой которой является классификация внешних и внутренних ресурсов обучающегося по одной матрице, что позволяет быстро и эффективно проектировать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика [3].

Автор технологии ИСУД Н.Л. Галеева вводит понятие дидактического потенциала учебных заданий, обозначающее перечень внутренних ресурсов обучающегося, необходимых для выполнения данного задания. Показано, что выявление дидактического потенциала форм, видов и способов учебной деятельности, спроектированных учителем и/или представленных в компьютерных и сетевых образовательных программах, обеспечивает возможность проектировать персональные образовательные траектории для каждого обучающегося [13]. Big Date позволяют сделать очень много интересных выводов, благодаря им педагогика превращается в точную науку, процесс обучение становится более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии — адаптивного обучения, основа разработки которого реализована в научной школе Т.И. Шамовой [6]. Электронное портфолио – альтернатива академическому диплому.

В 2011 году компания Mozilla представила продукт «Открытые бэйджи 1.0» (Open Badges 1.0), бесплатную программу, позволяющую представить навыки, полученные за время обучения, посредством цифровых бэйджей. Бэйджи могут храниться в цифровых «рюкзаках», которые отражаются в резюме, на сайтах поиска работы и в профилях социальных сетей. По заявлению компании Mozilla, в проекте «Открытые бэйджи» участвует более 600 компаний, среди которых Университет Карнеги-Меллон, Иллинойский университет, а также такие организации, как NASA и Смитсоновский Институт. "Мы собирается привести мир к состоянию, когда академические результаты важнее того, как они были получены" [11, Бен Вилдавский]. В 2014 году компания Ernst & Young, крупнейший рекрутер выпускников в Великобритании, объявил об исключении пункта об образовании из требований к соискателям.

По мнению руководства компании, нет никаких свидетельств того, что академический успех коррелирует с достижениями в дальнейшей жизни [9]. Научные степени будут по-прежнему приниматься во внимание, но не смогут сыграть ключевой роли. Можно сделать вывод, что в настоящее время образовательные институты претерпевают значительные изменения, связанные как с положительными, так и отрицательными последствиями глобализации. В изменениях в образовании сталкиваются два противоположно направленных начала – повышение его качества и экономической эффективности.

Наблюдающиеся тенденции в мировом образовании нельзя игнорировать. В Открытом университете Великобритании британские эксперты в докладе об инновациях в педагогике 2014 года выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире [2]. Однако успех применения подобных технологий в России будет зависеть не только от того, насколько целенаправленно и конструктивно инновации будут решать задачи по устранению недостатков существующей системы образования и удовлетворять все возрастающие образовательные потребности российского общества, но и от ресурсной обеспеченности образовательных систем.

1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята в г. НьюЙорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. Адрес: /http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

2. Ежегодный доклад Открытого университета Великобритании об инновациях в педагогике [Электронный ресурс]. Адрес: http://openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/Innovating_Pedagogy_2014.pdf

3. Галеева Н.Л. Образовательная технология ИСУД: реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика. М.: «Книга по Требованию», 2013. – 220 с.

4. Сидоркин, А.М .Мировые тенденции развития образования. Лекция ГБОУ ДПО (повышения квалификации) г. Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства» [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.youtube.com/watch?v=0vBO_IutONQ

5. Фрумин, И.Д. Контуры образования будущего. Социальный аспект. Открытая лекция из цикла «13 лекций о будущем» Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. Адрес: /http://asi.ru/media/16670?sphrase_id=799472

6. Шамова Т.И. Управление образовательными системами./Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Владос, 2002. 320 с.

7. Roscorla T. What Will Higher Education Look Like in 25 Years? [Электронный ресурс] Адрес:http://www.govtech.com/What-Will-Higher-Education-Look-Like-in-25Years.html

8. Shane K. Saving our Education System with Gamificationhttp[Электронный ресурс] Адрес: http://gamification.co/2013/02/28/saving-our-education-system-with-gamification

9. Sherriff L. Ernst & Young Removes Degree Classification From Entry Criteria As There’s ‘No Evidence’ University Equals Success [Электронный ресурс]. Адрес: http://huffingtonpost.co.uk/2016/01/07/ernst-and-young-removes-degree-classification-entrycriteria_n_7932590.html

10. The Trouble With Online College/ Today’s Paper. February 19, 2013. P.22

11. Watters А. Mozilla’s Open Badges Project: A New Way to Recognize learning [Электронный ресурс]. Адрес: http://kqed.org/mindshift/2011/08/10/mozillas-open-badgesproject-a-new-way-to-recognize-learning/

12. Wexler E. In Online Courses, Students Learn More by Doing Than by Watching [Электронный ресурс]. Адрес: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/in-online-coursesstudents-learn-more-by-doing-than-by-watching/57365

13. Сайт Технология ИСУД [Электронный ресурс]. Адрес: http://technologia-isud.ru

14. Сайт образовательного сервиса EDX [Электронный ресурс]. Адрес: https://edx.org

15. Сайт телеканала KQED [Электронный ресурс]. Адрес: http:// kqed.org/education

Трушковская Ирина Александровна

 

Другие новости и статьи

« Восприятие статей о семье, разводах и «матерях-одиночках» в письмах советских читателей (1950—1960-е гг.)

Изучение «лейтенантской прозы» и развитие национального сознания обучающихся »

Запись создана: Понедельник, 24 Февраль 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика