6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин



6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин

oboznik.ru - «Двум Александрам Сергеевичам»
#Пушкин#история#поэзия

Русский литературный XVIII век не только был подытожен Пушкиным, но и явился как бы Пушкиным до Пушкина — в совокупности всех родов литературы, всех художественных направлений, жанров и изобразительных средств. Величайшие возможности и потенции русской и мировой литературы Пушкин возвел на уровень универсализма и гениальности.

см. также

Пушкин – это простота, гармония и правда

Пушкин – «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии»

Пушкин – универсально-русский и «корневой» человек

Стрелял ли Пушкин в Дантеса?

У него не было периода ученичества и подражательности предшественникам. Художником он родился как бы сразу, в одночасье, будучи еще практически ребенком. Универсалом проявил себя Пушкин в трех литературных направлениях — классицизме, романтизме и реализме. Классицистический жанр оды поэт раскрыл в ее доселе неведомых ипостасях («Вольность», «Деревня»), и возвел на новый уровень. На высоте своего гения оказался он и в романтических поэмах — «Руслан и Людмила», «Цыгане», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Становится Пушкин также зачинателем и оформителем русской реалистической литературы в то время (20-е годы XIX века), когда этот метод только формировался и в литературе европейской (Гёте, Мериме).

Здесь можно назвать и «Евгения Онегина», и «Бориса Годунова», и «Графа Нулина», и «Повести Белкина», и так далее. Причем у Пушкина ни в одном художественном методе не было «главных» и «неглавных» произведений, «шедевров» и «нешедевров». Тем более нельзя говорить о наличии у него слабых, неровных произведений, — их просто не было.

В том числе и среди многочисленных набросков, фрагментов, начинаний. Удивительно универсален Пушкин был в жанровом отношении, превосходя в этом плане абсолютно всех предшественников и писателей последующих поколений. И здесь рядом с ним могут стоять, пожалуй, только француз Вольтер и немец Гёте. Одно только перечисление пушкинских жанров, предположим, в лирике — это целый список: элегии, эпиграммы, пародии, сонеты, поэмы, баллады, сказки, оды, антологические стихи, подражания (только как жанр), политические инвективы, романсы, песни, стансы, эпитафии, сатиры, альбомные стихи, надписи и так далее.

И в каждом жанре поэт, в стремлении к синкретизму, к их взаимообогащению, преодолевал жанровые каноны, раздвигал их рамки. В одном и том же стихотворении Пушкин сочетает различные жанровые структуры: послания и оды («К вельможе»), альбомного стихотворения и элегии («Что в имени тебе моём?..»), политической инвективы и баллады («Олегов щит»), элегии и оды («Андрей Шенье»), и так далее, создавая тем самым свои, пушкинские жанры. Трудно назвать жанр, которого не было бы в пушкинской лирике. Казалось бы, нет басни. Но диалог, басенная мораль — найдутся.

Хотя бы, к примеру, в «Сказке о попе и работнике его Балде» («…не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!») Как бы уравновешивает пушкинскую лирику его драматургия. Есть высокая трагедия — «Борис Годунов», написанная белым стихом. У Пушкина ничего не написано в жанре комедии, но комедийное начало, в значительной мере свойственное его таланту в той же лирике, компенсирует отсутствие комедии в его творчестве. Но, не написав ни одной комедии, Пушкин создал новый жанр в драме — «Маленькие трагедии», уравнявшись в них по художественному совершенству и с «Борисом Годуновым», и с лирикой. В прозе Пушкин достиг таких же вершин, как в лирике и драме. «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка», окончательно закрепили реалистические начала в русской прозе.

И здесь Пушкин разнообразен в жанрах: есть у него и повести, и стоящий на грани повести и романа «Дубровский», и роман «Капитанская дочка». В жанре путевых заметок написано «Путешествие в Арзрум». Есть множество набросков, которые могли стать рассказами, романами или повестями… Универсален Пушкин был и в тематике произведений. Пожалуй, невозможно назвать тему, которой бы он не коснулся. Темы его стали зернами тех многочисленных тем, которые развивала после него последующая русская литература — начиная от Лермонтова и Гоголя и кончая Чеховым. Универсализм Пушкина проявился в изображении всех сословий и классов.

Крестьяне, дворяне всех состояний, чиновники, священники, военные, государственные мужи, мещане, самодержцы, князья, завоеватели, самозванцы, рыцари, волхвы, мелкие торговцы и прочие, — все они представлены на страницах пушкинских творений. Представлены у него и все ступени социальной лестницы — от раба («Анчар») до царя («Медный всадник»).

То же в изображении наций и народностей: русские, армяне, грузины, тунгусы, молдаване, французы, евреи, испанцы, «литвины», африканцы — далеко не полный их перечень. То же можно сказать и о «географии» его произведений: список «мест действия» и упоминаемых им географических пунктов был бы не менее обширен. Неутомимый путешественник, Пушкин покрыл путь в 20 тысяч верст. И это при том, что он был «невыездной».

Можно только представить, где бы он еще побывал, дай ему государь свободную подорожную! Прекрасно зная европейскую литературу, поэт широко использовал в своем творчестве мифы, образы и мотивы мировой культуры — от античных до почти современных ему. Перерабатывая «чужой» сюжет, он делал его «своим», оригинальным и неповторимым. Гений берет «своё» там, где находит. К примеру, все «Маленькие трагедии» построены на заимствованных сюжетах.

Однако кто сможет сказать, что «Маленькие трагедии» — не пушкинские? Универсален и гармоничен Пушкин в изображении человеческих страстей и эмоций. Ни одно чувство в его изображении не стало абсолютизированным, преобладающим над другими, каждое из них уравновешивается противоположным: раздражение — восторгом, спокойствие — тревогой, ненависть — нежностью, проклятие — молитвой. «…Мне грустно и легко, печаль моя светла…» У Пушкина нет слабых, плохих произведений. Абсолютно во всём он был на высоте своего гения, равен своему гению, в то время как до него, в его время и после него у всех художников слова (от Ломоносова до Бродского) случались и слабые, и просто плохие произведения. Только один Пушкин был наделен идеальным чувством художественной меры. Пушкин — эталон, у него нет «главного» и «неглавного»: у него всё — г л а в н о е.

В.Тюрин

См. также:

Пушкин – это «наше всё»

Чудо у Пушкина как предмет научного описания

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»

«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина

Пушкин А.С. «К Чаадаеву»

Исторические изыскания Пушкина

Величие России в образах искусства Пушкинской эпохи

 



Другие новости и статьи

« Европейские стереотипы о России и взаимное культурное влияние

Камень, ножницы, бумага »

Запись создана: Среда, 12 Июнь 2019 в 0:16 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Начало XIX века.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы