12 Июнь 2019

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин

oboznik.ru - «Двум Александрам Сергеевичам»
#Пушкин#история#поэзия

Русский литературный XVIII век не только был подытожен Пушкиным, но и явился как бы Пушкиным до Пушкина — в совокупности всех родов литературы, всех художественных направлений, жанров и изобразительных средств. Величайшие возможности и потенции русской и мировой литературы Пушкин возвел на уровень универсализма и гениальности.

см. также

Пушкин – это простота, гармония и правда

Пушкин – «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии»

Пушкин – универсально-русский и «корневой» человек

Стрелял ли Пушкин в Дантеса?

У него не было периода ученичества и подражательности предшественникам. Художником он родился как бы сразу, в одночасье, будучи еще практически ребенком. Универсалом проявил себя Пушкин в трех литературных направлениях — классицизме, романтизме и реализме. Классицистический жанр оды поэт раскрыл в ее доселе неведомых ипостасях («Вольность», «Деревня»), и возвел на новый уровень. На высоте своего гения оказался он и в романтических поэмах — «Руслан и Людмила», «Цыгане», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Становится Пушкин также зачинателем и оформителем русской реалистической литературы в то время (20-е годы XIX века), когда этот метод только формировался и в литературе европейской (Гёте, Мериме).

Здесь можно назвать и «Евгения Онегина», и «Бориса Годунова», и «Графа Нулина», и «Повести Белкина», и так далее. Причем у Пушкина ни в одном художественном методе не было «главных» и «неглавных» произведений, «шедевров» и «нешедевров». Тем более нельзя говорить о наличии у него слабых, неровных произведений, — их просто не было.

В том числе и среди многочисленных набросков, фрагментов, начинаний. Удивительно универсален Пушкин был в жанровом отношении, превосходя в этом плане абсолютно всех предшественников и писателей последующих поколений. И здесь рядом с ним могут стоять, пожалуй, только француз Вольтер и немец Гёте. Одно только перечисление пушкинских жанров, предположим, в лирике — это целый список: элегии, эпиграммы, пародии, сонеты, поэмы, баллады, сказки, оды, антологические стихи, подражания (только как жанр), политические инвективы, романсы, песни, стансы, эпитафии, сатиры, альбомные стихи, надписи и так далее.

И в каждом жанре поэт, в стремлении к синкретизму, к их взаимообогащению, преодолевал жанровые каноны, раздвигал их рамки. В одном и том же стихотворении Пушкин сочетает различные жанровые структуры: послания и оды («К вельможе»), альбомного стихотворения и элегии («Что в имени тебе моём?..»), политической инвективы и баллады («Олегов щит»), элегии и оды («Андрей Шенье»), и так далее, создавая тем самым свои, пушкинские жанры. Трудно назвать жанр, которого не было бы в пушкинской лирике. Казалось бы, нет басни. Но диалог, басенная мораль — найдутся.

Хотя бы, к примеру, в «Сказке о попе и работнике его Балде» («…не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!») Как бы уравновешивает пушкинскую лирику его драматургия. Есть высокая трагедия — «Борис Годунов», написанная белым стихом. У Пушкина ничего не написано в жанре комедии, но комедийное начало, в значительной мере свойственное его таланту в той же лирике, компенсирует отсутствие комедии в его творчестве. Но, не написав ни одной комедии, Пушкин создал новый жанр в драме — «Маленькие трагедии», уравнявшись в них по художественному совершенству и с «Борисом Годуновым», и с лирикой. В прозе Пушкин достиг таких же вершин, как в лирике и драме. «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка», окончательно закрепили реалистические начала в русской прозе.

И здесь Пушкин разнообразен в жанрах: есть у него и повести, и стоящий на грани повести и романа «Дубровский», и роман «Капитанская дочка». В жанре путевых заметок написано «Путешествие в Арзрум». Есть множество набросков, которые могли стать рассказами, романами или повестями… Универсален Пушкин был и в тематике произведений. Пожалуй, невозможно назвать тему, которой бы он не коснулся. Темы его стали зернами тех многочисленных тем, которые развивала после него последующая русская литература — начиная от Лермонтова и Гоголя и кончая Чеховым. Универсализм Пушкина проявился в изображении всех сословий и классов.

Крестьяне, дворяне всех состояний, чиновники, священники, военные, государственные мужи, мещане, самодержцы, князья, завоеватели, самозванцы, рыцари, волхвы, мелкие торговцы и прочие, — все они представлены на страницах пушкинских творений. Представлены у него и все ступени социальной лестницы — от раба («Анчар») до царя («Медный всадник»).

То же в изображении наций и народностей: русские, армяне, грузины, тунгусы, молдаване, французы, евреи, испанцы, «литвины», африканцы — далеко не полный их перечень. То же можно сказать и о «географии» его произведений: список «мест действия» и упоминаемых им географических пунктов был бы не менее обширен. Неутомимый путешественник, Пушкин покрыл путь в 20 тысяч верст. И это при том, что он был «невыездной».

Можно только представить, где бы он еще побывал, дай ему государь свободную подорожную! Прекрасно зная европейскую литературу, поэт широко использовал в своем творчестве мифы, образы и мотивы мировой культуры — от античных до почти современных ему. Перерабатывая «чужой» сюжет, он делал его «своим», оригинальным и неповторимым. Гений берет «своё» там, где находит. К примеру, все «Маленькие трагедии» построены на заимствованных сюжетах.

Однако кто сможет сказать, что «Маленькие трагедии» — не пушкинские? Универсален и гармоничен Пушкин в изображении человеческих страстей и эмоций. Ни одно чувство в его изображении не стало абсолютизированным, преобладающим над другими, каждое из них уравновешивается противоположным: раздражение — восторгом, спокойствие — тревогой, ненависть — нежностью, проклятие — молитвой. «…Мне грустно и легко, печаль моя светла…» У Пушкина нет слабых, плохих произведений. Абсолютно во всём он был на высоте своего гения, равен своему гению, в то время как до него, в его время и после него у всех художников слова (от Ломоносова до Бродского) случались и слабые, и просто плохие произведения. Только один Пушкин был наделен идеальным чувством художественной меры. Пушкин — эталон, у него нет «главного» и «неглавного»: у него всё — г л а в н о е.

В.Тюрин

См. также:

Пушкин – это «наше всё»

Чудо у Пушкина как предмет научного описания

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»

«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина

Пушкин А.С. «К Чаадаеву»

Исторические изыскания Пушкина

Величие России в образах искусства Пушкинской эпохи

 

Другие новости и статьи

« Европейские стереотипы о России и взаимное культурное влияние

Камень, ножницы, бумага »

Запись создана: Среда, 12 Июнь 2019 в 0:16 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Начало XIX века.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика