История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности русской истории



История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности русской истории

Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

См. также:

Битва за историю России

История русской истории

Ломоносов и Российская история

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяют четыре основных фактора, определяющих особенности русской истории: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный), социальной организации. Все исследователи российского исторического процесса отмечали, что на специфику развития России существенно повлиял природно- климатический фактор.

Географической среде важное, едва ли не определяющее, значение придавали Н.И. Бердяев, В.О. Ключевский, а также представители идейного направления, возникшего в российской эмиграции в 20-е – 30-е гг. XX в. и получившего название «евразийство». Природа влияла на хозяйственную деятельность народа, и если, по словам историка С. М. Соловьева, для народов Западной Европы она была заботливой матерью, то для россиян - мачехой: резко континентальный климат, длинные суровые зимы, малоплодородные почвы.

Сельскохозяйственный сезон был непродолжительным — максимум пять месяцев, в то время, как в Европе он достигал трех четвертей года. Из-за холодных зим крестьяне держали скот в закрытых помещениях на два месяца дольше, чем в Европе. Недостаточное поголовье скота оборачивалось постоянной нехваткой удобрений, что, в свою очередь, сказывалось на урожайности. И хотя низкая урожайность зерновых (по сравнению с Европой) не ставила население на грань голодной смерти, продовольственных излишков хлебороб почти никогда не имел.

Земля кормила крестьян, но не была источником их богатства. Истощению земли способствовала также система земледелия - как подсечная, так и переложная. В результате люди вынуждены были переселяться в поисках «подрайской землицы» всѐ дальше на восток и север. Низкая урожайность и относительно слабо развитое животноводство препятствовали экономическому подъѐму городов и росту численности городского населения, которое даже в конце XVIII в. составляло лишь 3% населения России.

Огромное значение имел геополитический фактор. Равнинная территория, не защищѐнная естественными преградами и большая протяженность государственной границы делали страну привлекательным объектом для захватнических вторжений извне. Этот фактор сыграет роковую роль в отставании России от более цивилизованных стран.

Внешняя угроза (в первую очередь со стороны степных кочевников) оттеснила Русь от днепровского торгового пути, причерноморских земель, отрезала еѐ от Византией, связи с которой в эпоху средневековья были основным, а во многом и единственным выходом для Руси во внешний мир. Загнанное в леса средней полосы Восточной Европы население Руси вынужденно было создавать жестко централизованное военное государство, где централизация была способом выживания.

Особая роль в истории России, в первую очередь, во времена Киевской и Московской Руси, принадлежала рекам. Текущие на север, юг, восток и запад, они способствовали объединению земель. На реках стояли центры политического объединения: Новгород - на Волхове, Киев - на Днепре, Москва - на Москве-реке, Владимир - на Клязьме.

Для России как континентальной страны одним их главных факторов исторической динамики становится борьба за выход к морю. Эта борьба постоянно требовала средств из государственной казны. Присутствие восточнославянских княжеств на берегах Чѐрного моря было недолгим, а борьба за выход на Балтику со шведами и немецкими рыцарскими орденами носила длительный и ожесточѐнный характер, вследствие, чего в обществе возрастала роль государства, приобретавшего всѐ более и более военизированный характер.

К геополитическому фактору следует отнести также слабую заселѐнность обширных территорий Восточно-Европейской равнины и Сибири. В условиях усиления эксплуатации, а также в поисках лучших земель люди уходили из исторического центра России на север, юг, восток. Этот процесс, получивший в исторической литературе название колонизации, отличался от западноевропейского: на Западе колонизация носила характер эмиграции и колонии стремились разорвать связь с метрополией. Российские же колонисты оседали поблизости от границы, поэтому они не чувствовали себя иноземцами в новых землях и не порывали связей с родными местами.

Особенностью российской колонизации было и то, что колонисты не покупали землю, так как исходили из представлений о том, что «земля — ничья, она — божья», поэтому ею можно пользоваться безвозмездно и вечно. Кроме того, основу жизни российских колонистов составляло не индивидуальное, а общинное хозяйство, которое распространялось на новую территорию из европейской части страны. Конфессиональный (религиозный) фактор также повлиял на своеобразие русской истории. Хотя Запад и Россия исповедовали христианство, восточный его тип существенно отличался от западного типа. Западная католическая церковь на протяжении веков бдительно следила за земным порядком, претендовала на верховную власть, выработала железную церковную организацию, являвшуюся зачастую оппозиционной по отношению к светской власти. Однако попытка поставить себя над светской властью в условиях западного плюрализма привела к тому, что в результате Реформации под непосредственной властью римского папы в Европе осталась лишь небольшая территория - Ватикан.

Российское православие никогда не вмешивалось в дела светской власти, тем не менее, оно часто представляло интересы общества. Государство брало на себя военные, экономические, политические функции, а церковь - духовные, культурные, «очистительные» для русской души. Своеобразие России заключалось в том, что она складывалась и развивалась как многонациональная держава. Народы, населявшие еѐ территорию, различались языком, образом жизни, уровнем общественно-экономического развития, культурой, религией (в конце XIX в. православные в нашей стране составляли 78,8% населения, католики – 8,9%, мусульмане - 8,7%).

Это накладывало отпечаток на все стороны российской истории. Не будет преувеличением сказать, что огромная роль в истории России принадлежала общине. Община и общинное землевладение повлияли на способ производства, на степень развития отношений собственности, на власть и, наконец, на формирование национального характера. Историческая судьба России укрепляла в народе представление об общине как высшей ценности.

Действительно, во времена средневековья только подчинение интересов индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей в качестве этноса. В условиях постоянного натиска с Востока, а затем и со стороны Запада выжить можно было только за счѐт коллективных усилий. Община поддерживала своих членов и морально, и материально. Она давала им ощущение защищѐнности, психологического комфорта, стояла на страже моральных, нравственных норм в крестьянской среде. Община была самодовлеющей производственной единицей и не испытывала влияния внешних факторов, которые бы стимулировали еѐ деятельность, требовали еѐ самосовершенствования.

Поэтому, сохраняясь ещѐ в начале XX в., она, в конечном счете, стала тормозом на пути развития рыночных отношений в стране. Все названные выше факторы, так или иначе, формировали русский национальный характер. Учѐный русского зарубежья П. Сорокин основными чертами русской нации считал «сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность еѐ представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». В итоге в России сформировался тип человека, во многом отличный от западного и восточного типа. Существует несколько точек зрения по этой проблеме. Первая сводится к тому, что в силу географического местоположения исторического центра, а также в силу влияния христианской религии, уходящей своими историческими корнями в греко-византийскую, западноевропейскую культуру Россия принадлежит к западному типу цивилизации.

Как составную часть Европы предлагали рассматривать еѐ, как известно, «западники» (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев и др.), которые утверждали, что Россия с принятием христианства стала вместилищем ценностей, лежащих в основе западной цивилизации. Окончательно встав на путь «европеизации» со времен Петра I, страна просто немного отставала в своѐм развитии от западноевропейских стран, поэтому еѐ историческая задача заключается в том, чтобы как можно быстрее продвинуться вперѐд по западному пути. Высказывается и прямо противоположное мнение, согласно которому попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно, и она осталась страной восточного типа, поскольку определяющее воздействие на еѐ развитие оказала восточная культура.

Об этом свидетельствует, как считают сторонники этой точки зрения, в частности, уже сама форма правления (российское самодержавие являло собой вид восточной деспотии), а также характерные особенности российского менталитета с его коллективизмом и элементами раболепия, а также подданнические по своему характеру общественные отношения с «безумным молчанием всего мира». Сторонники третьей точки зрения отстаивают идею самобытности России. Так, ещѐ в середине XIX в. славянофилы (А.С. Хомяков, К.А. Аксаков, И.И. Киреевский и другие) утверждали, что своеобразный путь исторического развития страны обусловлен, прежде всего, православием, которое породило высокую духовность русской жизни, сопряжѐнную с идеей соборности, и общинное устройство социальной жизни, формировавшее у людей лучшие душевные качества. Идею самобытности Росси горячо, отстаивали и сторонники евразийства - философ и богослов Г.В. Флоровский, лингвист и культуролог Н.С. Трубецкой, географ и политолог П.Н. Савицкий, музыковед и публицист П.П. Сувчинский.

Евразийцы были настроены отрицательно по отношению к Европе, а западничество считали чуждым российской жизни. Особое влияние на российское общественное самосознание, по их мнению, оказал восточный «туранский» (т.е. тюркско-татарский) фактор. В России они видели «преемницу великого наследия Чингисхана» (Трубецкой) и утверждали, что «наше отношение к Азии интимнее и теплее, ибо мы друг другу родственнее». Сегодня в исторических трудах и, особенно в публицистике, весьма широкое распространение получило так называемое «почвенничество», которое оценивает российскую историю с точки зрения русской культуры, русской ментальности, русского православия, а нередко используют и термин «русская цивилизация». Л.И. Семенникова предлагает считать Россию цивилизационно неоднородным обществом.

«Это особый, - пишет она, - исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам жизнедеятельности, объединѐнных мощным, централизованным государством с великорусским ядром, цивилизационная парадигма развития этого сложного, огромного сообщества на разных этапах истории менялась». Россия как бы «дрейфует» между Западом и Востоком. Каждая из позиций, определяющих место России в системе мировых цивилизаций, имеет свои сильные и слабые стороны, каждая из них опирается на исторические российские реалии, и, несомненно, каждая из них имеет право на существование. История России, как нам представляется, до сих пор не даѐт однозначного ответа на поставленный выше вопрос. Россия в своѐм историческом развитии то шла параллельно Западу, то сближалась с ним, то отдалялась от него, хотя двигалась, в целом, в том же направлении. Крутые повороты истории сдвигали Россию в сторону то Востока, то Запада. Вобрав в себя элементы разных цивилизаций, Россия, всѐ-таки, как представляется, не стала самостоятельным «евразийским типом».



Другие новости и статьи

« Дни воинской славы России

Собрано и подготовлено к вывозу с острова Врангеля более 220 тонн различного мусора »

Запись создана: Вторник, 4 Сентябрь 2018 в 10:06 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы