Проблема образования Древнерусского государства. Киевское государство в IX – XII вв.



Проблема образования Древнерусского государства. Киевское государство в IX – XII вв.

#история#Русь#государство

В IX в. на Восточно-Европейской равнине, на территории, заселѐнной восточнославянскими племенами, образовалось государство, вошедшее в историю под названием Киевская Русь. Достаточными предпосылками для создания новой более высокой формы социальной организации – государства - стало определение основных границ расселения восточно-славянских племен, наличие постоянно проживающего населения на данной территории, развитие производительных сил, складывание устойчивой системы общественных отношений и политико-правовой культуры, развитие этнической материальной и духовной культуры. Государство в широком смысле представляет собой общественный институт, форму организации общества, характеризующуюся политической целостностью многонациональной общности, проживающей на одной территории.

Во многом понятие «государство» тождественно понятию «страна», однако оно подразумевает не только единую территорию, обладающую суверенитетом, но и создание и функционирование целой системы институтов, органов, посредством которых общество обеспечивает самоорганизацию. Признание всей общностью своего внутреннего единства, наличие системы органов управления и законов, признаваемых всем обществом в целом – это основа существования государства, являющегося высшей формой организации того или иного народа, наиболее эффективной в деле развития и сохранения нации.

Рассматривая перечисленные предпосылки, можно утверждать, что создание древнерусского государства было предопределено всем ходом исторического развития. Вместе с тем, подобно проблеме происхождения восточнославянского этноса, история создания государственности на Руси имеет целый ряд неразрешенных вопросов: когда появилось Древнерусское государство, явилось ли оно самостоятельным образованием или результатом
влияния чужеземных элементов, что можно считать отправной точкой создания государства. Все эти вопросы по-разному трактуются до сих пор.

Очевидно, что образование племенных союзов во главе с князьями стало основой для складывания древнерусской государственности посредством их объединения. Центрами племенных союзов стали города, разраставшиеся по мере укрепления положения и могущества того или иного племенного объединения. К концу VIII в. на территории, занимаемой славянами, возникло несколько таких политических центров. Арабские источники VIII в. говорят о трех самых значительных: Куяба (по-видимому, объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве), Славия (объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами), Артсания (Артания), территория которой точно не установлена (возможно, города Чернигов, Рязань и др.). Киев как центр объединения южной части славянских племен и Новгород как центр объединения северной части восточнославянской территории представляли собой не просто два крупных и экономически развитых города, но и две сложившиеся системы общественных отношений.

Согласно легенде, Киев был основан князьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. Княжеская власть в городе являлась сложившимся, устойчивым институтом. Напротив, Новгород, основанный северными словенами, отличался вечевыми традициями. Новгородцы пользовались самоуправлением, и лишь в случаи острой необходимости избирали или приглашали на определенный срок военачальников. Противостояние демократической - вечевой (республиканской) и единодержавной (монархической) традиций нашло отражение и в более поздней истории русского государства. Несмотря на существенные различия, и Киев и Новгород к началу IX в. достигли высокого уровня развития, позволившего говорить о возможности объединения разрозненных славянских племен в единое государство под началом того или другого города. Сходные процессы, связанные с объединением разрозненных племен под началом единого центра, в период последней трети IX в. отмечены и в Западной Европе (создание империи Каролингов), Болгарии, Венгрии, Польше.

Противостояние между двумя центрами выражалось нередко в военных столкновениях за новые территории и расширение сфер влияния. В 882 г. новгородский князь Олег предпринял знаменитый поход на Киев, в результате которого киевские князья Аскольд и Дир были убиты, а сам город захвачен. Объединение Новгорода и Киева с перенесением политического центра в Киев в 882 г. считается символической (летописной) датой образования Древнерусского государства. Спорным остаѐтся вопрос о роли иностранных, а именно скандинавских (варяжских, норманнских) князей в создании Древнерусского государства. В древних русских летописях и, прежде всего, в «Повести временных лет» содержится так называемый рассказ «о призвании варягов».

Согласно это летописному повествованию, славянские и угро-финские племена (чудь, словене, кривичи и весь), жившие на северо-западе (районе озера Ильмень), долгое время находились в зависимости от скандинавских племѐн (варягов, норманнов), но смогли освободиться: «изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть», - сообщается в «Повести временных лет». Однако после изгнания варягов между местными племенами начались распри: «встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Выход из такого положения решили найти, пригласив правителя со стороны («Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву») и обратились к варягам, которые назывались русью (очевидно, название одного из варяжских племѐн), со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

На призыв откликнулись три варяжских князя, три брата, которые прибыли со своими дружинами в Новгородскую землю. В летописях сообщается: «Сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро» (См.: Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996).. После смерти князя Рюрика (862 – 879 гг.) правителем при малолетнем сыне князя Рюрика Игоре стал один из скандинавских вождей – князь Олег (879 – 912 гг.) (известный в русской истории под именем Вещий), который и провел объединение двух политических центров: Новгорода и Киева. Взошедший в 912 г. на княжеский престол князь Игорь Рюрикович (912 – 945 гг.) стал правителем объединенного уже Киевского государства.

Участие скандинавских элементов в создании Древнерусского государства явилось основой для возникновения исторической дискуссии. Основоположники так называемой норманнской теории образования древнерусского государства, возникшей в XVIII в., немецкие ученые Байер и Миллер утверждали, что славяне сами не способны были создать собственное государство, и его возникновение – это заслуга варяжских князей. Историки, разделяющие данную точку зрения, указывают также на тот факт, что большинство правителей раннего периода русской государственности являлись выходцами из варягов. Так, по одной из версий, потерпевшие поражение киевские князья Аскольд и Дир ранее также прибыли в славянские земли вместе с Рюриком в составе его дружины и, позже заняв киевский престол, вступили в борьбу за единоличную власть. Норманнскую теорию в разное время развивали такие известные ученые, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, признававшие скандинавов основателями древнерусского государства.

Против норманнской теории, по сути, отрицающей способность славян к самоорганизации на государственном уровне, выступил русский учѐный- патриот, ставший основоположником антинорманнской теории М.В. Ломоносов, утверждавший, что варяги, приглашенные на славянские земли, происходили из полабских славян, имевших родственные связи с ильменским словенами, что и стало причиной приглашения их на престол. Таким образом, Рюрик и его преемники сами были выходцами из славянской среды. Сходных взглядов - о происхождении первых князей из славянской среды, придерживались В.Н. Татищев, С.А. Гедеонов, Д.И.Иловайский. В советский период ученые Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров отстаивали точку зрения формирования государства у восточных славян в конце VIII – начале IX вв. на внутренних социально-политических основаниях. Приглашенные норманны, по мнению исследователей, слились с коренным населением, не оставив заметного следа в этногенезе славян. Проблема остается дискуссионной до настоящего времени.

Очевидно, что государственность у славян возникает в результате определенных процессов внутри самого общества, при наличии всех необходимых предпосылок варяги могли сыграть роль катализатора – ускорителя процесса образования государства, возглавив естественно и логично развивающийся объединительный процесс. Кроме того, варяжские князья сыграли решающую роль в деле укрепления ранней русской государственности. Включение значительного конгломерата самостоятельно развивающихся народов в общерусское политико-правовое, экономическое и культурное пространство являлось, наряду с укреплением границ государства и защитой его суверенитета, важнейшим условием сохранения единства и, следовательно, самого существования Древнерусского государства. Новое государство, возникшее на территории Восточной Европы, получило наименование Русь.

Впервые, согласно летописи, название Русская земля упоминается в связи с походом Руси на Царьград в 852 г. Вопрос о происхождении этнонима «Русь» трактуется по-разному. Очевидно, что название пришло вместе с приглашенными варягами, именуемыми в летописи «русь». Существуют версии происхождения названия от названий рек Роси и Россавы, от иранского «рось» - «светлый». Первоначально славяне сохраняли самоназвание, и лишь со временем этнонимы «русью», «русин» получили распространение на славянских землях. Уже в русско- византийском договоре 944 г. под «русью» подразумеваются все жители «земли Русской». В XII в. название «Русь», «Русская земля» распространяется на всей территории, занятой восточными славянами, закрепляется в исторических источниках. Поскольку политическим центром объединенных земель стал Киев, то древнерусское государство в литературе получило наименование Киевской Руси.

Историю древнерусского Киевского государства (IX – XII вв.), разделяют на несколько этапов, связанных с правлением первых русских князей.1 Начало процесса объединения племен вокруг единого центра, как уже указывалось, было положено князем Олегом, соединившим цепью своих завоеваний славянский север и славянский юг, захватившим Киев и утвердившим этот город в качестве столицы нового быстро растущего государства. Благоприятные природно-климатические условия, выгодное географическое положение, близость к торговому пути «из варяг в греки» способствовали быстрому развитию этого города, ставшему к концу X в. одним из наиболее крупных торговых, ремесленных и культурных центров Восточной Европы. В политическом строе Древнерусского государства присутствовали как новые феодальные институты, так и старые общинно-родовые. Во главе Древнерусского государства стоял наследственный великий киевский князь, которому подчинялись правители других княжеств. Великий князь обладал функциями законодателя, верховного военачальника и судьи.

К нему поступала дань с подвластного населения. По мере укрепления единовластия усиливался контроль над отдельными территориями со стороны великого князя, облагавшего подвластные ему народы налогами. Дань, выплачиваемую великому князю отдельными племенами, очевидно, можно рассматривать в качестве самой ранней формы налогов. Единицей налогообложения считались так называемый «дым» (т.е. дом, семейный очаг) или «рало» (плуг). В качестве средства уплаты выступали шкурки ценных пушных зверей, которые впоследствии были заменены денежными выплатами. Нередко население расплачивалось и натуральными продуктами. Первоначально сбор дани осуществлялся в форме «полюдья»: в период с ноября по апрель князь с войском объезжал подвластные ему территории, собирая дань. Величина полюдья была условной, отсутствие поначалу единой централизованной системы сбора налогов приводило к многочисленным нарушениям.

Так, князья и их бояре нередко предпринимали попытки повторного полюдья. Отдельные племена отказывались выплачивать дань, вспыхивали недовольства. Киевский князь Игорь, будучи в полюдье, был убит в 945 г. восставшими против него древлянами. Жена князя Игоря, княгиня Ольга, жестоко расправившись с восставшими, в 964 г. провела важную реформу, направленную на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки», т.е. фиксированные размеры дани, и создала «погосты», т. е. места сбора дани, которые, как правило, представляли собой небольшие укрепленные крепости, управлявшиеся княжескими представителями. После уплаты дани населению выдавались глиняные печати с княжеским знаком, что защищало от повторного сбора.

Новая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». Кроме того, что реформа упорядочила сам процесс сбора налога, она способствовала ослаблению власти племенной знати, и усилению великокняжеской власти, т. к. система налогообложения полностью контролировалась доверенными лицами киевского князя. Таким, образом, реформа княгини Ольги стала одной из первых важных общегосударственных реформ в русской истории. В делах управления государством князь опирался на дружину, которая первоначально была наемной и пополнялась из числа варяжских воинов, а впоследствии - из числа племенной знати. Из дружинников – приближенных князя - формировался аппарат управления. Наиболее уважаемые дружинники, которых называли бояре, составляли совет (думу) при великом – Боярскую думу. Содержалась дружина первоначально за счет средств князя (так называемое «столование»), впоследствии за счѐт дани: на содержание дружины средства стали выделяться из налогов.

По мере укрепления контроля над отдельными территориями князья за службу стали наделять своих приближенных правом управления землями, городами или селами, которые со временем стали превращаться в их вотчины, т. е. владения, передававшимися потомственно, по наследству («от отца») и сбором налогов с частичным оставлением средств в свою пользу. В эпоху Киевской Руси владение вотчиной не означало еще права безусловной собственности: вотчины выдавались и отчуждались по решению князя. Отношения вассалитета определялись необходимостью выполнения ряда служебных обязанностей в пользу князя. Наиболее важные из приближенных князя образовывали совещательные, судебные и иные органы. Из младших членов дружины формировался слой исполнителей княжеских поручений – будущее чиновничество. Наряду дружиной как постоянной военной силы важную роль продолжало ещѐ играть и народное ополчение, характерное для прежнего родоплеменного строя. Княжеская власть была ограничена властью вече (т. е. народного собрания), , влияние которого было весьма заметным в период с IX в. по XI в. Постепенно значение этого института народного самоуправления в политической жизни Древнерусского государства в целом падало, но, например в Великом Новгороде вече продолжало сохранять сильные позиции.

Важным этапом в становлении Древнерусского государства стало принятие христианства. Славянские племена, долгое время развивавшиеся независимо, имели сходную материальную и духовную культуру, хозяйственный уклад, что и сделало возможным их объединение, в конечном итоге, в единое государство. Отныне геополитическое единство должно было быть подкреплено не только наличием этнической культуры, но и идеологией, направленной на укрепление государственности. В эпоху Средневековья в качестве идеологической основы традиционно выступала религия, включавшая мифологизированную картину мира, традиции, основанные на нормах обычного права и соблюдении многочисленных ритуалов и культов.

В догосударственный период и на ранних этапах существования государства, господствующей религией оставалось язычество. Местные языческие культы, особая власть их хранителей и исполнителей обрядов – волхвов, поклонение конкретному божеству в отдельных регионах стали препятствием на пути складывания единой идеологической основы формирующегося государства. Помимо собственно религиозных аспектов проблемы существовали еще и политические. Формирующая государственная власть стремилась к упрочению своего положения, в том числе посредством введения единой идеологической основы, в центре которой должен был находиться глава государства в качестве охранителя религии и, возможно, верховного жреца. Очевидно, что принятие единой религии, имевшее своей целью упрочение идеологического стержня государства, стало во многом политическим актом, но фактически было предопределено всем ходом исторического развития древнерусского общества. Во главе процесса принятия общегосударственной религии стоял великий киевский князь Владимир Святославович (Владимир I, Владимир -Креститель, Владимир – Красно Солнышко). Он весьма основательно подошел к решению данной задачи, лично занявшись «подбором» отвечающей всем требованиям религии. В 986 г. из Волжской Булгарии в Киев прибыло посольство с предложением принять ислам.

В этом же году, согласно летописи, состоялось посольство Хазарского каганата, в котором господствующую роль играл иудаизм. Однако выбор князя пал на христианство в восточной его традиции, что объяснялось целым рядом причин. Православие или восточное христианство содержит идею священного цесаризма: руководитель государства является не просто верховным жрецом, но помазанником Божьим, власть которого определяется особой Божьей милостью. В традициях восточного христианства, в отличие от западного, именно политический лидер выполнял функции верховного жреца, а иерархи церкви признавали его паритет. Другим, если можно так сказать, чисто прикладным – хозяйственным - аспектом, стала особая значимость в православной традиции образа праведного трудолюбивого христианина, занятого рутинным земледельческим трудом. Православная религия проникнута уважением к пахарю-земледельцу как к человеку, кормящему с Божьей помощью мир. Особым смыслом наделялся образ святого – сеятеля семян покаяния в мирские души. В литературе нередко указывается на близость слов «крестьянин» (от «Крста» - санскр. «Борозда») и «христианин». Ценности смирения, готовности к кропотливому труду, миролюбие как нельзя более точно соответствовали образу крестьянина – земледельца.

Одним из решающих факторов, определившим выбор православия в качестве государственной религии Киевской Руси стало соседство Руси с крупнейшим центром мирового православия – Византией, являвшейся важным торгово-политическим партнѐром Киевского государства. Дипломатические отношения с Константинополем являлись достаточно регулярными и наиболее продуктивными по сравнению с взаимоотношениями с другими соседями.

В источниках есть сведения о том, какое восторженное впечатление произвели на русских посланников в Константинополе великолепие православных храмов и торжественность богослужений. Ещѐ в период между 955 – 957 гг. крещение приняла бабка Владимира – княгиня Ольга со своими приближенными. В 988 г. князь Владимир I принял крещение от Константинопольской церкви. В этом же 988 г. состоялось ритуальное крещение жителей Киева в водах Днепра, что принято считать символической датой принятия христианства на Руси. Процесс распространения христианства на Руси был длительным и растянулся более чем на два века: XI – XII вв. Параллельно происходило оформление церковной организации. Первым митрополитом киевским традиционно считается присланный из Византии Михаил (Сириянин). Вслед за столицей, епископские кафедры были учреждены также в Новгороде, Чернигове, Белгороде, Переяславле и некоторых других городах. До XI в. христианские церковные иерархи присылались из Византии.

Стремление освободиться от иностранного влияния привело к отказу принимать византийских священнослужителей. Первым русским митрополитом стал киевский священнослужитель Илларион (XI в.). При Ярославе Мудром Русская церковь добилась независимости от Византийской в деле назначения митрополита: в 1051 г. Ярослав, собрав епископов впервые без участия константинопольского патриарха, назначил митрополитом Илариона. Утверждение новой религии на территории государства проходило крайне непросто: население отказывалось признавать нового Бога, противилось разрушению языческих капищ и кумиров. В отдельных случаях вспыхивало массовое недовольство, принимавшее форму расправ с теми, кто принял новую веру, а также отказов производить обряд крещения. Так, упорное сопротивление оказал Новгород, который был крещен только в 990 г. епископом Иоакимом при помощи киевского воеводы Добрыни. Несмотря на сопротивление народа, христианство, поддерживаемое центральной властью, продолжало усиливать свои позиции. Принятие христианства способствовало, во - первых, углублению процесса консолидации жителей разных территорий, укреплению государственности на основе единой идеологии, во-вторых, упрочению власти великого князя, который мыслился как верховный жрец, хранитель веры и верующих, защитник целостности и независимости Святой Руси.

Кроме того, произошли изменения в социальной сфере: происходит формирование сословия священнослужителей; церковь за счет постоянных пожертвований становится очень богатым социальным институтом, в ее собственности значились значительные земельные массивы. В числе позитивных последствий принятия христианства следует отметить активизацию отношений с христианским миром, и в первую очередь с Византией. Одним из главных последствий стало изменение взаимоотношений и с европейскими странами: Русь была признана равноправным партнером в международных делах.

Принятие православия способствовало развитию на Руси христианского искусства (строительство церквей – первые каменные сооружения – Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке) В период расцвета Киевской Руси при Ярославе Мудром активизировалось строительство церквей и храмов, возникли первые русские монастыри, крупнейшие из которых Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. С принятием христианства развитие получает иконопись; распространяется грамотность и создаются произведения древнерусской литературы. Легендарными создателями славянской грамоты были монахи братья Кирилл и Мифодий. Появление письменности способствовало развитию литературы. Первые произведения религиозного характера, создавались чаще всего на пергаменте, внешняя сторона которого – обложка богато украшалась (жития Святых, «Остромирово евангелие, поучения и т.д.).

Наконец, христианство поднимало многие этические и нравственные вопросы, т.к. одним из центральных своих постулатов христианства является учение о душе как арене борьбы добра и зла, тем самым указывая на индивидуальную ответственность каждого человека перед Богом. Таким образом, христианство оказывало сильное влияние на настроения людей в обществе. Нормы обычного права, например, практика кровной мести, заменялись христианскими идеями всепрощения и смирения. Очень большое значение церковь уделяла вопросам семьи и брака, проповедуя верность и соблюдения всех брачных обетов. Христианство, безусловно, оказало важное влияние на ход исторического развития русских земель. Вместе с тем, необходимо отметить одну из особенностей русского православия: в ходе борьбе с языческими традициями, последние подверглись серьезному пересмотру и частично были включены в православный культ. Этим объясняется религиозный синкретизм – соединение христианского и языческого начал в духовной культуре славян. Многие языческие праздники, обряды, элементы верований и символика органично вошли в христианское вероучение и, несмотря на резкое осуждение со стороны священнослужителей, сохранились до наших дней, определив своеобразие и уникальность русской православной традиции.

В целом, христианство стало еще одним фактором, консолидирующим славян в рамках единого государства. В период Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.), когда древнерусское государство достигло расцвета, писанное право пришло на смену обычному, основанному на традициях и устном законе, и появился первый свод законов Древней Руси, вошедший в историю под названием «Русская правда». «Русская правда» позже неоднократно дополнялась, что объясняет существование нескольких редакций: «Краткая», которая включала в себя, помимо «Правды Ярослава» также и «Правду Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), «Пространная», «Сокращенная». Выработка подобного кодекса было важнейшим актом в укреплении государственности на Руси: «Русская правда» стала общерусским законом, обязательным для соблюдения на всей территории государства и единым источником регулирования правовых, социальных и экономических отношений. В области уголовного права определялись основные виды уголовных преступлений, а также наказания за их совершение.

При этом наряду с традиционной формой возмездия – кровной местью, признаѐтся наказание в виде штрафа. Одним из ключевых понятий свода законов стала «вира» - пошлина в пользу государства, сбором которой занимались княжеские слуги – вирники. При осуществлении наказания особое значение приобретал статус потерпевшего и подсудимого: вред, причинѐнный знатному человеку, наказывался более сурово. Денежный штраф (вира) за убийство, введѐнный в более поздней редакции «Русской правды» вместо кровной мести, дифференцировался в зависимости от социального статуса убитого в диапазоне от 5 до 80 гривен. «Русская Правда», отражая социальную структуру древнерусского общества, представляет собой важный источник, основу для рассуждений и выводов относительно характера социально-экономического строя Киевской Руси. Важно подчеркнуть, что у историков не сложилось единого мнения по этому вопросу. Одни исследователи считают, что свободное крестьянское население, жившее в общине (верви) и платившее дань князю, называлось смердами.

Другие же авторы, в частности современный историк Н. И. Павленко, обращают внимание на то, что в «Русской правде», когда речь идѐт об общинниках, употребляется, как правило, слово «люди», а не «смерды». Более того, за убийство «людина» предусматривался штраф в 40 гривен, а за убийство смерда лишь - 5. При всѐм различии позиций относительно статуса смердов, большинство исследователей сходятся всѐ-таки во мнении, что смерды являлись довольно многочисленной социальной группой и находились в зависимости от князя: они были несвободными (или полусвободными) данниками, которые несли повинности в пользу князя, находясь, работая на его земле.

Кроме того, одни историки склонны видеть в упоминаемых в «Русской правде» «закупах», «рядовичах», «холопах» различные группы феодально зависимого населения, а другие же полагают, что речь идѐт о различных категориях рабов. При этом подчѐркивается, что «холоп» (ранее «челядин»), как следует из «Русской Правды», был полностью бесправен: его поначалу можно было безнаказанно убить (позже вводится небольшой штраф). В XII в. было известно два вида холопство: полное (обельное) и неполное. Источником полного холопства мог быть не только плен: потерять полностью свободу можно было, женившись на рабе или продав себя в рабство. В «Краткой» и «Пространной» правдах большое внимание уделяется холопам, и это, очевидно, свидетельствует о заметной роли рабов в жизни древнерусского общества.

В « Пространной Правде» речь идѐт уже о закупах, которые предстают в качестве неполных холопов: понятие «закуп» могло означать разорившегося общинника, оказавшегося в долговом рабстве у князя или его дружинника, но имевшего права (в отличие от холопа) освободиться, вернув долг, т. е. «купу». В «Русской Правде» (Краткой и Пространной) упоминаются и «рядовичи», которые как считают некоторые историки, могли быть своего рода рабами «по договору» (т. е. «по ряду»): мужья рабынь, дети от браков холопов и свободных, какие-то административные работники князя. Ряд историков (среди них, например, И. Я. Фроянов) считает, что феодальное землевладение в Древней Руси появляется лишь во второй половине XI в. – первой половине XII в., когда распространение получают феодальные вотчины. С учѐтом этого, а также того, что среди населения, занятого производительным трудом, преобладали свободные общинники (люди) и заметную роль играл рабский труд, эти исследователи делают вывод о том, что древнерусское общество в IX – XI вв. было многоукладным: в нѐм сосуществовало несколько социально-экономических укладов (общинный, рабовладельческий, феодальный), из которых ни один не преобладал.

Однако большинство историков рассматривают Киевское государство как раннефеодальное, т. е. государство, в котором ещѐ не сложились в зрелом виде основные признаки феодальной формации, (не произошло, прежде всего, чѐткого разделения общества на феодалов-вотчинников и феодально-зависимых крестьян), но в условиях многоукладности в качестве перспективного направления социально-экономического развития выступало формирование именно феодального уклада. В качестве важной особенности раннефеодального государства отмечается то, что феодализм имел как бы государственный характер (концепция историка Черепнина). В роли коллективного феодала, эксплуатирующего крестьянство, выступало государство (князь, дружинники), а дань имела значение феодальной ренты. По мере упрочения положения отдельных феодалов в условиях господства натурального хозяйства феодальное владение – вотчина все в большей степени переходит в собственное управление владельца, устанавливающего налоги и определяющего условия пользования землей. За пользование землей во владениях феодала крестьяне выполняли в его пользу ренту - отработочную или натуральную.

Крестьяне, по тем или иным причинам порвавшие связи с общиной, или еѐ разорившиеся члены за право использования землѐй или в счѐт уплаты недоимок заключали особые договора непосредственно с феодалом, пополняя число зависимого крестьянства. Анализируя социально-экономические отношения Киевской Руси, следует иметь в виду то, что наряду с земледелием, которое являлось основным видом хозяйственной деятельности, важную роль в хозяйстве играли промыслы – рыболовство, охота, а также бортничество. Кроме того, высокого уровня развития в Древней Руси достигли ремесла и торговля. Важное значение для развития торговли и укреплении экономического пространства государства имело создание в X в. унифицированной денежной системы, ориентированной на византийскую литру и арабский дирхем.

Основными денежными единицами были гривна (выступавшая также в качестве весовой единицы), куна, ногата и резана, имевшие как меховое, так и серебряное выражение. Центрами ремесленного производства и торговли стали города, самыми крупными из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Псков, Муром, Владимир- Волынский и другие. Основателем многих городов стал князь Ярослав Мудрый. В период его правления появились такие города, как Юрьев (ныне Тарту), Ярославль, Новгород-Северский, а столица государства – Киев - при Ярославе был украшен и благоустроен так, что современники сравнивали его по красоте и пышности с Константинополем. Основную массу горожан составляли представители служилого люда, ремесленники и торговцы, уплачивавшие подати и налоги.

Подобно раннефеодальным городам Европы среди посадского населения формируются первые корпоративные объединения ремесленников и торговцев. Среди торгового люда привилегированное положение занимали «гости» - купцы, занимавшиеся международной торговлей и освобождѐнные от выполнения повинностей. Одним из важнейших направлений внешней политики Древнерусского государства были отношения с могущественной Византией – Восточной Римской империей. Эти отношения носили как мирный, так и военный характер. Это было связано с попытками и первых киевских князей, и византийской стороны добиться превосходства в причерноморском регионе. Вместе с тем, Византия являлась крупнейшим торговым партнѐром Руси. До наших дней сохранились древнерусские тексты договоров с Византией, которые стали первыми в истории русского государства актами международных соглашений.

Первый русско-византийский договор был заключѐн 2 сентября 911 г. Он был, по сути, следствием успешного похода дружины князя Олега, предпринятого в 907 г. против Византии. В договоре речь шла о порядке выкупа пленных, о наказании за уголовные преступления, совершаемые греческими и русскими купцами, правила ведения судебного процесса, исполнения берегового права. Второй русско-византийский договор был заключен в 944 г. Этому предшествовал неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 г. и повторный поход 944 г. (завершившийся «ничьей»), после которого греки пошли на подписание мирного договора. Договор 944 г. касался уже не только торговых, но и геополитических и военных вопросов. Менее выгодные условия для русской стороны выразилось в том, что был введѐн ряд ограничений для русских купцов. Кроме того, Русь обязывалась не претендовать на крымские владения Византии, не чинить препятствий для передвижения судов в устье Днепра. Вместе с тем, договор содержал пункт об организации в случае необходимости военной взаимопомощи. Русско-византийский договор 971 г. был заключен после похода князя Святослава Игоревича против византийского императора Иоанна Цимисхия.

Договор носил военно-политический характер: в нем содержались обязательства Руси не нападать на Византию, не подталкивать к этому третьи страны и оказывать помощь Византии в случае такого нападения. При Ярославе Мудром, который проводил активную внешнюю политику посредством заключения династических браков с представителями правящих династий, Киевскому государству удалось упрочить связи с европейскими государствами. Сам великий князь вторым браком был женат на Ингегерде (в крещении – Ирина) – дочери шведского короля; второй сын Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I – Гертруде. Дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за европейских королей: Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия стала женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I и была известна во французской истории как Анна Русская или Анна Киевская. Одной из важнейших задач внешней политики Древнерусского государства являлось укрепление южных рубежей.

На юге большую угрозу для Киевской Руси представлял Хазарский каганат, представлявший собой государственное образование в прикаспийских и причерноморских степях, созданное в VII в. хазарами - тюркоязычным народом. Хазары проводили агрессивную внешнюю политику, обложив данью ряд окрестных племен, в том числе, и славянских. Разрушительные набеги хазар на земли восточных славян представляли собой постоянную угрозу для русского государства. В 940-х гг. князь Игорь атаковал хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, однако поход завершился поражением русской армии. В 964 - 965 гг. сын Игоря князь Святослав предпринял новый поход на Хазарию и освободил зависимых от хазар вятичей, присоединив их земли к Киевскому государству. Вместе с тем он взял штурмом основные хазарские города – Саркел, Семендер, Итиль ( столицу каганата).

На месте Саркела Святославом была заложена крепость Белая Вежа. Крупный торговый город Самкерц, который перешел под власть киевского князя, получил в русских источниках название Тмутаракань и позже стал центром Тмутараканского княжества (X – XI вв.) на Таманском полуострове (останки города находятся на месте современной станицы Тамань Краснодарского края). Через Тмутаракань осуществлялись связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В результате похода Святослава независимое Хазарское государство фактически перестало существовать: оставшаяся ещѐ независимой часть территории каганата была разделена между отдельными племенами хазар. В 985 г. князь Владимир совершил новый поход на хазарские земли, и наложил на них дань. В середине XI в. хазары Поволжья были сметены в ходе нашествия половцев. Хазары Подонья (Саркел) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, а их войска частично вошли в состав русского войска. Другим грозным противником Древнерусского государства являлась Волжская Булгария. В 964 – 969 гг. князь Святослав совершил знаменитый восточный поход против Волжской Булгарии (являвшейся ранее вассалом Хазарского каганата), завершившийся победой русского войска.

В 985 г. киевский князь Владимир в союзе с торками провел новый поход против Булгарии, в результате которого был заключен мирный договор. В начале 1006 г. был заключен новый договор, имевший целью установление торговых связей: булгарские купцы получили право свободной торговли на Волге и Оке, а русские – в Булгарии. Однако нападения на русские земли со стороны булгар продолжались в течение XI – XII вв. Южные русские земли постоянно подвергались нападениям со стороны таких кочевых народов, как печенеги, а позже половцы. Печенеги – это тюркоязычные кочевые племена, заселявшие территорию Северного Причерноморья и осуществлявшие опустошительные набеги на русские земли, захватывая пленных, подвергая разгрому русские селения. В бою с печенегами в 972 г. погиб известный киевский князь-воин Святослав Игоревич. В 1036 г. Ярославу Мудрому удалось нанести сокрушительное поражение печенегам под Киевом, и их набеги надолго прекратились. Однако русские дружины вынуждены были отражать мелкие нападения печенегов вплоть до конца XI в., когда они были оттеснены племенами торков на Нижний Дунай. Практически одновременно с печенегами в южные степи пришли племенами половцев. Территория от Дуная до Иртыша, находившаяся под властью половцев, в русских источниках получила наименование Половецкой степи. В середине XI в. половцы активизировали свою агрессию: в источниках были отмечены первые серьезные столкновения русских князей с половцами, ставшие впоследствии регулярными. Подобно печенегам половцы совершали опустошительные набеги на русские земли. Первую крупную победу над половцами одержал князь Святослав Ярославович в 1068 г. Но только в конце XI – начале XII вв. русским князьям удалось окончательно оттеснить половцев от границ русских земель.

Для защиты южных рубежей при князе Владимире Святославовиче на границе началось строительство крепостей с размещением в них сменяемых гарнизонов. В первой половине XIII в. половцы были разгромлены монголами. Несмотря на постоянные столкновения с кочевниками, отдельные русские князья, участвовавшие в междоусобной борьбе за власть, нередко прибегали к заключению временных военных союзов, как с печенегами, так и с половцами, стремясь тем самым укрепить свои войска. Так, в 1094 г. половцы, находившиеся в составе войска претендента на княжеский престол Олега Святославовича, осадили князя Владимира Мономаха в Чернигове, в результате чего он вынужден был оставить город. В первой половине XII в., половецкие войска принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей.

Таким образом, в IX – XII вв. на территории Восточно-Европейской равнины существовало единое русское Киевское государство, которое большинство исследователей определяют как раннефеодальную монархию. Безусловно, прогрессивными были процессы разложения родового строя, формирования социальной структуры раннефеодального общества и единого политико-правового пространства, развития городов и торговли, как внутренней, так и международной. Принятие христианства способствовало укреплению древнерусской государственности, расцвету древнерусской культуры. Введение же единого свода законов в период правления Ярослава Мудрого, когда древнерусское государство достигает своего расцвета, стало еще одним фактором укрепления государственности русского народа. Первые «Русской Правды киевские князья посредством активной внешней политики сумели укрепить внешние границы и добиться признания Руси на мировой арене в качестве полноправного участники международных отношений.



Другие новости и статьи

« Любовь и ответственность

Исцелитесь, души лекарей! »

Запись создана: Четверг, 7 Ноябрь 2019 в 0:35 и находится в рубриках Кашеварная часть.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы