Философия современного образования



Философия современного образования

oboznik.ru - Философия современного образования
#образование#философия#общество

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые изменения, произошедшие в современной образовательной политике за прошедшие десятилетия. Также в статье указываются проблемы современной образовательной политики.

Ключевые слова: образовательная политика, российское образование, глобализация образования, реформация.

Реформация российского образования возникла не только из-за потребности в новых квалифицированных кадрах, но и из за мировых тенденций в образовательной политике. Образование и общество неразделимы. Они не могут существовать отдельно друг от друга. В образовании всегда отражаются любые общественные проблемы. Соответственно, российская образовательная система должна найти приоритетные ответы тем вызовам, которые были брошены мировым образованием. Настоящая система российского образования значительно отличается от советской системы образования.

Современное образование уже не находится в переходном состоянии. Произошел отказ от системы советского образования. Успешный или нет, сложно сказать. Но этого явилось требованием быстро развивающегося общества. Начался поиск той системы, которая была бы адекватна для российского сознания. Этот поиск еще идет. Это мы можем видеть в большом количестве реформ, происходящих в системе современного образования. Это вызывает большие противоречия в умах обывателей. Но современное образование не может быть прежним, по крайней мере из-за тех изменений, что произошли в нашем обществе за последние десятилетия.

Во-первых, произошла «деидеологизация» современного общества. Ушли в прошлое те основные принципы, на которых базировалось социалистическое общество. Несмотря на коммунистическую направленность, общество базировалось на базовых библейских ценностях. Везде и всюду идет пропаганда тех ценностей и того образа жизни, который являлся аморальным ранее. Сейчас педагог имеет дело с совершенно другими детьми, чем 10–20 лет назад. Происходит изменение ментальности и ценностных ориентиров уже у детей 6–7 лет. И вследствие этого появляется некий парадокс современного времени. Большое количество детей с неразвитой моторикой и неразвитым мышлением, но при этом появляется большое количество «одаренных» детей. Можно сделать вывод, что современные дети не хуже, но и не лучше детей прошлого века. Просто они другие, не такие, с которыми работали великие педагоги 20 века (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский).

Но большинство современных учителей до сих пор опираются на опыт этих великих педагогов. Во-вторых, хотелось бы отметить, что за последнее время условия работы учителя усложнились из-за диверсификации системы образования. Общество глобализуется, и появляются новые реалии, которые закладываются в школе. Вместо основы какой то одной отдельной науки появляются взаимосвязанные, комплексные представления о науке, о жизни.

Из этого выходит третье утверждение: все новое вытесняет привычное старое. Учебники перешли в информационные источники. Понятие «урок» уходит. Само занятие теряет свою ценность из-за быстротечной, меняющейся жизни. Учитель становится не главным источником знаний, а всего лишь проводником, тем, кто направляет обучающихся в их поиске знаний. Часто получается, что информация, даваемая в школе, невостребованна, а для того чтобы стать успешным в жизни, требуются совсем другие качества.

Из этого возникает четвертое утверждение: так ли эффективна классно-урочная система существующая сейчас? Многие современные исследователи начинают отвергать ее эффективность. Пятое, на что хотелось бы обратить внимание, – это социальный заказ. Сейчас он стал непонятным для образовательных учреждений. Для чего, для какого социума нужно учить сегодняшнего школьника?

Чему должна учить школа?

Какие знания окажутся ключевыми для школьников в современном мире? Возникает еще один, шестой пункт, на котором хочется заострить внимание: каким должен быть современный учитель? Какими умениями он должен обладать, для того чтобы быть учителем. При этом таким, который сможет передать знание подрастающему поколению, ну или хотя бы сказать, где это знание можно найти. Также можно отметить тенденцию мобильности образования. Учителя мигрируют в поисках наиболее адекватных условий труда, обучающиеся мигрируют в поисках лучших преподавателей. Но при всем при этом нельзя забывать о минусах, которые появляются в современном образовании из-за изменений, перечисленных выше. Из-за всего этого мы стали забывать о качестве образования. Обучающиеся стали усваивать только те знания, которые нужны им в определенный момент. Появилась тенденция к коммерциализации образования.

Если обращаться к высшим учебным заведениям, то это становится большой проблемой, так как студенты уделяют больше внимания оплате своего обучения, нежели получению знаний. И также произошла утрата национальных традиций в образовании. Из-за происходящей глобализации образования происходит усредненность качества образования.

Те образовательные традиции, которые имели место, исчезли в следствии подгона под образовательные стандарты. Но тем не менее российское образование должно принимать те правила и веяния, что даются нам мировыми тенденциями, если мы хотим чтобы российское образование было конкурентноспособным и котировалось на мировом рынке.

Общественное развитие становится все более четким. Образовательный процесс наделяется своей особой философией. Отечественное образование, конечно, стремится к общепринятому мировому принципу, что качество образования определяет качество жизни. Но пока это только направленность и тенденции, которые стали проявляться в отечественном образовании. Но можно сделать не совсем радужный вывод о том, что наша школа все еще работает с оглядкой назад, нет еще явной ориентации на будущее, не прослеживается той системы, которая могла бы дать достойный ответ мировым тенденциям. Направленность российского образования должна быть на высокое качество, так как высокое качество образования в современном мире гарантирует высокое качество жизни.

Но в России качество жизни и качество образования не позволяют человеку сделать четкий выбор образовательной траектории. А пока можно сказать, что в развитии образования происходит кризис. Система образования не может подготовить соответствующие кадры, которые будут соответствовать условиям быстроразвивающегося мира.

Список литературы

1. Ардашкин И.А. Ценности современного образования как фактор развития: мировые тенденции и перспективы россии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 60–67.

2. Бордовский Г.А. Современное образование: какое оно? // Universium: Вестник герценовского университета. 2012. № 1. С. 10–16.

Cемкина Е.И.



Другие новости и статьи

« Молиться Богу и будить людей

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Особенности общественно-политического устройства Московского государства в начале XVI в »

Запись создана: Воскресенье, 1 Сентябрь 2019 в 1:16 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы