6 Сентябрь 2018

Причины, основные события и итоги «Смутного времени»

Термином «Смутное время» или «Смута» в исторической литературе принято обозначать период конца XVI - начала XVII вв., когда в российском обществе имел место кризис государственной власти, наблюдалось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью», обострились межсословные, внутрисословные противоречия, проявилась реальная угроза утраты Московским государством своей суверенности. Этот термин впервые был введѐн русскими писателями начала XVII в., и широко использовался в дореволюционной литературе. В советской же историографии данный период стал определяться как период крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова. Сейчас термин «Смутное время» («Смута») возвращѐн в отечественную историографию, поскольку достаточно адекватно отражает суть событий российской истории рубежа XVI - XVII вв.

Существуют различные подходы в объяснении причин событий Смутного времени. В рамках теологического подхода христианские историки (А. В. Карташов и др.), акцентируя внимание на духовном факторе, первопричину событий Смутного времени видели в «грехе гордыни, который явился искушением самовластья» и рассматривали эти события в качестве кары «за безбожную жизнь, как дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу».

Известные российские историки XIX в. Н.М. Карамзин и Н.И. Костомаров в объяснении причин Смуты главным считали внешнеполитический фактор и связывали происхождение событий Смутного времени с политическим вмешательством иноземных врагов России, и, прежде всего, Польши, представлявшей интересы католической церкви в отношении России.

Однако большинство историков объясняли и объясняют причины Смуты действием, прежде всего, внутренних факторов. При этом С. М. Соловьѐв связывал причины Смуты с «династическим кризисом», то есть пресечением московской династии Рюриковичей, а также «с дурным состоянием нравственности в обществе». В.О. Ключевский же считал пресечение династии лишь поводом к Смуте, которая явилась, по сути, проявлением сложного социального кризиса, вызванного строем «государственных повинностей», породившим социальную рознь и отказ сословий, как служилых, так и тягловых, выполнять свои обязанности перед государством.

Согласно концепции В.О. Ключевского, Смута началась сверху, и в событиях Смутного времени поочерѐдную активность проявили и бояре, и дворяне, и низшие сословия. В историографии советского периода (Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) преобладал подход, согласно которому события рубежа XVI - XVII вв. рассматривались главным образом через призму понятия «классовая борьба» и трактовались как крестьянская революция (война, восстание), которая была вызвана закрепощением крестьян в конце XVI в. В современной отечественной историографии утвердился подход, представители которого (историки Скрынников Р. Г., Кобрин В. Б. и др.) считают, что понятие «крестьянская война» не может отразить всю суть, сложность и масштабность событий Смутного времени, и используют применительно к этому периоду более широкое понятие «гражданская война», главной причиной которой являлось, по словам историка В. Г. Кобрина, «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых». Современные исследователи единодушны в том, что Смута уходит своими корнями в эпоху Ивана Грозного, т. е. обусловлена негативными последствиями, прежде всего, опричной политики царя.

В литературе можно встретить различные варианты хронологии и периодизации Смутного времени. Одни исследователи связывают начало Смуты со смертью Ивана Грозного в 1584 г., другие – с гибелью в Угличе в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, третьи - с голодом, начавшимся в 1601 г., четвѐртые же – с появлением в 1604 г. самозванца Лжедмитрия I.

Большинство же исследователей начинают отсчѐт Смутного времени с 1598 г., когда со смертью бездетного царя Фѐдора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, и наступил династический кризис. Выйти из этого кризиса было решено путѐм избрания царя на Земском соборе: первым выборным царѐм стал Борис Фѐдорович Годунов.

Окончание же Смуты связывают с избранием Земским собором в 1613 г. царѐм Михаила Фѐдоровича Романова.

Историки, как правило, выделяют три этапа Смуты.

Первый этап охватывает период с 1598 г. по 1606 г. и условно именуется династическим: в это время в условиях династического кризиса, возникшего в результате пресечения династии Рюриковичей, разворачивается острая борьба за московский престол.

Второй этап, охватывающий 1606 - 1610 гг., определяют как социальный, так как главным содержанием его стала борьба основных общественных классов, социальных слоѐв российского общества.

Третий этап – 1610 – 1613 гг. – назван национально- освободительным, поскольку в это время разворачивается борьба русского народа против иностранной интервенции, и создаѐтся национальное правительство во главе с представителем новой царской династии - царѐм Михаилом Фѐдоровичем Романовым.

Рассмотрим, как развивались основные события Смутного времени.

Унаследовавший после смерти Ивана Грозного трон и формально правивший Московским государством с 1584 г. по 1598 г. царь Фѐдор Иванович был болезненным и слабоумным человеком. По словам историка Н. И. Карамзина, царь Фѐдор был кроток, набожен, имел робкий ум, слабость в ногах и более подходил «для кельи и пещеры, нежели для власти державной». Объективно оценивая способности сына как будущего правителя, Иван Грозный заранее создаѐт при Фѐдоре опекунский совет из пяти человек, среди которых оказался и Борис Фѐдорович Годунов (брат жены Фѐдора – Ирины Годуновой).

После восшествия на престол царя Фѐдора Ивановича среди окружавших престол дворцовых группировок разгорелась острая борьба за власть, в которой победу вскоре одержал царский шурин, боярин Борис Годунов. Оттеснив князей Шуйского, Мстиславского и других опекунов царя Фѐдора, он стал, как считают, фактическим правителем Московского государства.

Итак, в 1598 г. царь Фѐдор Иванович умер, не оставив наследников: его единственная дочь умерла в младенчестве, младший же брат, как уже отмечалось ранее, малолетний царевич Дмитрий, последний сын Грозного и последний из прямых наследников престола, погиб в 1591 г. в г. Угличе при неясных обстоятельствах (по официальной версии, он смертельно ранил себя ножом во время эпилептического припадка, а, по слухам, был убит сторонниками Годунова).

В этих условиях выход из возникшего династического кризиса нашли в том, что решили избрать нового царя на Земском соборе. Единственным кандидатом в силу сложившихся обстоятельств оказался Борис Годунов, который был избран царѐм на Земском соборе в 1598 г. и правил до 1605 г.

Внутренняя политика Годунова, в целом, была направлена на преодоление того кризисного состояния, в котором оказалось Московское государство в результате опричной политики. С начала 90-х гг. XVI в. в стране наметился экономический подъѐм, хотя последствия опричнины и Ливонской войны ещѐ не были до конца преодолены.

Интенсивно шло строительство городов на Волге (Самара, Саратов, Царицын и др.), продолжалось освоение Сибири, где строились крепости и остроги (Сургут, Томск и др.), развивались промыслы и торговля. Для укрепления южных и западных рубежей были основаны города Воронеж, Белгород и др. Большой размах приобрело церковное и гражданское каменное строительство: построены каменные крепости в Смоленске, Астрахани, Казани, а в Москве был сооружѐн водопровод и архитектурные комплексы в Кремле.

Годунов заботился о распространении книгопечатания, открывал в городах типографии, вынашивал планы учреждения в России школ и университетов. Для работы в России приглашались иностранные специалисты (часовщики, врачи, аптекари и др.), а дети российских дворян направлялись для обучения наукам за границу. По инициативе Бориса Годунова в 1589 г. было учреждено патриаршество, в результате чего русская церковь приобрела полную независимость от византийской церкви, и Москва стала восприниматься как самостоятельный центр православия.

Стабилизировалось также и международное положение России. В результате русско-шведской войны 1590 – 1593 гг., завершившейся Тявзинским миром в 1595 г., Россия смогла вернуть часть земель, утраченных в ходе Ливонской войны, в том числе города Ям, Копорье, Иван- город. В 1601 г. было продлено на 20 лет перемирие с Речью Посполитой. Активизировалась торговля с Англией, Голландией, Персией. Некоторые современные исследователи, характеризуя Бориса Годунова как достаточно европеизированного политика, считают, что если бы ему удалось закрепиться на престоле, то перед Россией открылась бы перспектива европейского пути развития.

Однако важно отметить то, что в конце XVI в. в Московском государстве проводились мероприятия, направленные, в целом, на укрепление самодержавной власти, а также на возрастание роли приказной бюрократии, на увеличение налогового гнѐта, на усиление крепостной зависимости крестьян.

Именно при Борисе Годунове происходит утверждение крепостного права в России. Начало этому процессу было положено ещѐ при Иване Грозном, когда, начиная с 1581 г., стали эпизодически вводиться так называемые «заповедные лета» т.е. запрет перехода крестьян в Юрьев день от одного помещика – к другому. В 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении перехода крестьян в Юрьев день повсеместно и навсегда.

А в 1597 г. вышел указ об «урочных годах», т. е. о введении срока сыска беглых крестьян (первоначально - 5 лет). Наметившийся экономический подъѐм был прерван разразившимся в 1601 - 1603 гг. страшным голодом, который, несмотря на проводившиеся правительством Б. Годунова широкомасштабные благотворительные мероприятия, имел катастрофические последствия для экономического развития страны и привѐл к резкому обострению социальных противоречий.

В результате двух неурожайных лет цены на хлеб поднялись в сотни раз. В условиях голода начались массовые эпидемии и, по свидетельству современников, в эти годы вымерла треть населения государства Московского. В 1603 г. в центральных уездах страны развернулось мощное восстание крестьян и холопов под руководством Хлопка.

Хотя восстание было быстро подавлено, внутриполитическая ситуация в стране не стабилизировалась. В обстановке массового народного бедствия нарастало и массовое недовольство правителем: постигшее страну бедствие, воспринималось средневековым общественным сознанием как Божья кара за неправильного царя, который «не был рождѐн на троне», т. е. не имел царского происхождения.

Народная молва обвиняла Годунова и в смерти царевича Дмитрия, и в смерти даже царя Фѐдора Ивановича. Вместе с тем, стал распространяться самый страшный для Бориса Годунова слух о том, что царевич Дмитрий жив и готовится отвоевать у него московский престол. Действительно, в Речи Посполитой появился человек (по официальной версии правительства Годунова беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев), выдававший себя за погибшего в Угличе царевича Дмитрия.

Получив поддержку польского короля Сигизмунда III, этот самозванец – Лжедмитрий I - , осенью. 1604 г. вторгся в пределы Московского государства и двинулся северо-западными окраинами, где было много противников Годунова, к столице. Власть Лжедмитрия I вскоре признал ряд юго-западных российских городов, а к марту 1605 г. ему присягнули многие представители боярства и дворянства, а также значительная часть народных масс.

Потрясѐнный успехами самозванца Борис Годунов в середине апреля 1605 г. внезапно умер, и на престол взошѐл его 16-летний сын Федор. Однако в начале мая 1605 г. царские войска перешли на сторону самозванца. А в Москве 1 июня 1605 г произошѐл переворот в пользу самозванца, в результате которого Фѐдор Годунов и его мать были убиты.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в столицу и вскоре венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Правление же самозванца продолжалось всего лишь 11 месяцев: с июня 1605 г. по май 1606 г. Дело в том, что, вступив на престол, Лжедмитрий I, вопреки ранее данным крестьянству обещаниям, подтвердил принятые до него крепостнические законодательные акты: у народа пропала вера в «доброго царя».

Руководство русской православной церкви, опасаясь того, что Лжедмитрий I выполнит данное польскому королю обещание ввести в России католичество, лишило его своей поддержки. Определѐнные уступки самозванца в отношении дворян с целью заручиться их поддержкой, вызвали недовольство боярской знати. Тем более что, по мнению тех представителей боярской аристократии, которые использовали Лжедмитрия I как орудие борьбы с Годуновыми, необходимости поддерживать самозванца уже не было.

В мае 1606 г. во время торжеств по случаю свадьбы Лжедмитрия I и дочери польского магната католички Марины Мнишек состоялся направленный против самозванца заговор, который возглавил знатный боярин Василий Иванович Шуйский. При осуществлении заговора было использовано массовое недовольство москвичей поведением прибывших на свадьбу польских гостей, которые не считались с русскими обычаями и т. п. 17 мая 1606 г. во время восстания горожан против поляков, Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками.

На импровизированном Земском соборе в мае 1606 г. царѐм избрали Василия Ивановича Шуйского, который оставался на престоле до 1610 г. При воцарении новый царь сделал так называемую «крестоцеловальную запись», обязуясь не судить подданных без участия Боярской думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы.

Выдвинутый узким кругом боярской знати новый царь не пользовался популярностью в народе. Распространение слухов о «спасении» Лжедмитрия I привело к массовому движению против Шуйского под лозунгом возвращения на трон «истинного царя Дмитрия Ивановича». Огромную территорию охватило направленное, прежде всего, против Шуйского восстание во главе с И. И. Болотниковым (1606 – 1607 гг.). Многотысячная армия повстанцев, в составе которой находились отряды казаков, холопов, посадских людей, крестьян, мелкопоместных дворян и др., осенью 1606 г. осадила Москву.

После нескольких сражений с царским войском отряды Болотникова отступили к Туле, и, не выдержав осады, в сентябре 1607 г. вынуждены были сдаться. Речь Посполитая, по-прежнему, стремилась использовать нестабильное внутреннее положение России для захвата еѐ земель. В начале 1608 г. в пределах Московского государства объявился ставленник польского короля, новый самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося после восстания в Москве в 1606 г.

Под знамена Лжедмитрий II собрались все недовольные правительством Василия Шуйского русские люди, а также отряды польских шляхтичей и запорожских казаков. В июне 1608 г. войско Лжедмитрия II подошло к Москве, но взять столицу не смогло. Самозванец расположился лагерем в подмосковном селе Тушино, где вскоре были сформированы свои органы управления (Боярская дума, приказы и т. д.), появился свой патриарх Филарет (Фѐдор Никитич Романов).

В Тушино насильственно была доставлена и Марина Мнишек, которая вынуждена была признать в лице нового самозванца якобы своего чудом спасшегося мужа: есть сведения, что позже она как истинная католичка тайно обвенчалась с Лжедмитрием II. Лжедмитрий II («тушинский вор») контролировал значительную часть российской территории и вѐл активную борьбу с «боярским царѐм» В. И. Шуйским, который находился в Москве.

С целью добиться победы над самозванцем Василий Шуйский в 1609 г. заключил договор со Швецией, которая в обмен на военную помощь получала часть российской территории (Корелу и Ладогу). В сентябре 1609 г. в пределы России вторгся и осадил Смоленск польский король Сигизмунд III, находившийся в это время в состоянии войны со Швецией. В мае 1610 г. польская армия во главе с гетманом Жолкевским двинулась на Москву и разгромила войско Василия Шуйского.

В Москве 17 июля 1610 г. бояре и дворяне, поддержанные частью посадского населения столицы, осуществили заговор, в результате которого Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В 1610 г. распался и тушинский лагерь, а «тушинский вор» Лжедмитрий II бежал из Тушино и вскоре погиб в Калуге при неясных обстоятельствах. Власть же перешла к временному боярскому правительству (во главе с князем Ф. И. Мстиславским), получившему название «Семибоярщина».

17 августа 1610 г. это правительство заключило с польским гетманом Жолкевским договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава и впустило в столицу польский гарнизон. От имени Владислава Московским государством стал править польский наместник. Вскоре шведы, используя присутствие своего войска на российской территории, захватили Псков и Новгород. Действия «Семибоярщины» были расценены народом как измена и послужили причиной объединения патриотических сил страны под лозунгом изгнания иноземных захватчиков и избрания государя «волей всей земли».

Во главе начавшегося патриотического движения встали служилое дворянство и верхушка посада ряда городов. В 1611 г. в Рязани было создано первое народное ополчение, попытавшееся, хотя и безуспешно, освободить Москву от поляков. В конце 1611 г. в Нижнем Новгороде под руководством купца К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского создаѐтся второе народное ополчение, которое, будучи поддержанным патриотически настроенным населением страны, в октябре 1612 г. освободило Москву от польских интервентов.

В отличие от многих других гражданских войн всемирной истории Смута завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением монархической государственности. Земский собор в 1613 г. избрал царѐм племянника (по линии матери) последнего царя из династии Рюриковичей Фѐдора Ивановича Михаила Фѐдоровича Романова (1613 – 1645 гг.), ставшего родоначальником новой царской династии. Было создано правительство, которое завершило борьбу с иноземными захватчиками, внутренними междоусобицами и начало восстановление хозяйства страны, разрушенного в результате социально-политического и экономического кризиса конца XVI - начала XVII вв.

Итак, в период Смутного времени Россия оказалась на грани утраты государственности и независимости. В гражданскую войну были вовлечены все слои российского общества. Когда же страна подверглась иностранной интервенции, представители различных сословий сплотились, проявили патриотизм, национальное единство в борьбе с внешним врагом: суверенность страны удалось отстоять. Но потребовалось ещѐ несколько лет для преодоления негативных последствий Смуты.

В результате событий этого периода территория России несколько сократилась, но общественный порядок в стране был восстановлен в прежнем в виде наследственной монархии. Вместе с тем, в российском обществе утверждается представление о государстве как общей «земле», а не царской вотчине.

Другие новости и статьи

« Проблемы определения коррупции

Тайна гибели Щорса »

Запись создана: Четверг, 6 Сентябрь 2018 в 10:33 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика