Россия в первой четверти XIX в: замыслы и результаты либерального внутриполитического курса Александра I
Александр I (1801 – 1825 гг.) взошѐл на престол после дворцового переворота, в результате которого его отец, император Павел I, был убит. О воспитании Александра I заботилась его бабушка Екатерина II. Еще в юном возрасте, благодаря воспитателю швейцарцу Ф. Ц. Лагарпу, который был приверженцем республиканских идей, Александр I воспринял идеи французских просветителей и в дальнейшем некоторые из этих идей пытался претворить в жизнь. К началу XIX в.
Cм. также: Загадка Александра I
Россия существенно отличалась от западноевропейских стран, во-первых, наличием крепостничества в рабской форме, а, во-вторых, отсутствием какой бы то ни было конституции, ограничивающей власть монарха. Поэтому дальнейшая европейская модернизация России предполагала решение, прежде всего, этих проблем. Новый император выразил стремление решать эти проблемы. Вскоре после восшествия на престол Александра I вокруг него сформировался так называемый «Негласный комитет», представлявший собой кружок молодых аристократов (А.А.Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей), друзей императора, которые стремились реформировать политическое устройство России на основе английских государственных идей.
За полтора года работы «Негласный комитет» определил в качестве главных проблем, требующих разрешения путѐм реформ, такие проблемы, как ограничение крепостного права и изменение формы правления. В 1801 г. была нарушена монополия дворянства на землю: все недворяне, за исключением крепостных крестьян, получили разрешение покупать незаселенные свободные земли. В 1803 г. появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который разрешал отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением между помещиками и крестьянами.
Получившие вольную на основании этого указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот указ имел в большей степени моральное, нежели реальное значение: к концу царствования Александра I в числе «вольных хлебопашцев» оказалось лишь 47 тыс. человек. Этот указ являлся не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, и в этом смысле выглядел вполне разумным и необходимым.
Заметным мероприятием Александра I, направленным на совершенствование государственной структуры управления, стало учреждение в 1802 г. министерств. Важный этап реформаторской политики Александра I связан с именем выдающегося государственного деятеля М. М. Сперанского, которому император в 1808 г поручил составить общий план государственных преобразований. Сперанский в 1809 г представил проект создания новой системы государственных учреждений России, названный им «Введение к Уложению государственных законов». В отличие от членов Негласного комитета, которые в качестве образца для преобразований рассматривали систему английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе.
М.М. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Эта позиция оказалась близка либеральному, но осторожному императору. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. Проект М.М. Сперанского основывался на принципе разделения властей. Реформа государственных органов предусматривала создание в качестве высшего законодательного органа выборной Государственной думы, которая должна была, как бы, венчать пирамиду волостных, окружных и губернских дум.
Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат. При императоре же, который сохранял весьма широкие, но регулируемые законом, полномочия, создавался Государственный совет, координирующий работу высших государственных учреждений. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, который мог распустить Государственную думу и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором. В конечном счѐте, проект М. М. Сперанского был направлен на превращение российской самодержавной монархии в конституционную монархию.
Хотя Александр I одобрил этот проект, реализован он был лишь частично. Так, в январе 1810 г. был создан Государственный совет, и в том же году последовало преобразование министерств, функции которых были распределены более точным образом, чем прежде. Однако в условиях упорного сопротивления высших сановников, посчитавших реформаторский замысел Сперанского слишком радикальным, император не решился в целом реализовать этот проект.
Вокруг Сперанского стали плестись интриги, в результате которых его обвинили даже в шпионаже. Сам император, хотя и был убежден в невиновности М. М. Сперанского, вынужден был принести Сперанского в жертву, отправив его в ссылку, чтобы погасить недовольство дворянства, вызванное реформаторскими мерами. Война с Францией временно нарушила реформаторские планы Александра I. Но после победы над Наполеоном Александр I вновь пытается осуществить свои конституционные замыслы, а также решить крестьянский вопрос.
В 1815 г. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи после победы над Наполеоном. Это была одна из самых либеральных конституций того времени: она декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда. Согласно Конституции, российский царь осуществлял исполнительную власть, а определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме, нижняя палата которого избиралась на основе имущественного ценза.
Александр I рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правления на территории всей России. В 1818 г., выступая на открытии первого польского сейма, Александр I заявил, что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России.
По распоряжению Александра I тайно велась работа над общероссийскими конституционными проектами. В 1819 г. под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» императору был представлен проект российской конституции, разработанный под руководством графа Н. Н. Новосильцева. Этот проект декларировал основные политические свободы, равенство всех сословий перед законом и значительно ограничивал права самодержца. Конституция предусматривала также создание двухпалатного представительного органа. Согласно «Уставной грамоте», император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные законодательные прерогативы. Но и этот проект остался нереализованным. В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия А.А. Аракчеева, ставшего в это время фактически премьер-министром, и министерство финансов втайне разрабатывали проекты освобождения всех крепостных крестьян.
Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет государственных средств, а, по мнению министра финансов Д. А. Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован.
И всѐ же в 1816—1819 гг. на территории Прибалтики при Александре I впервые в истории Российской империи было отменено крепостное право. Правда, прибалтийские крестьяне были освобождены без земли: они получили личную свободу, но не имели права на пользование землѐй, и тем самым оказались в экономической зависимости от помещиков. Одновременно в 1815—1825 гг. во внутренней политике Александра I наметился поворот к реакции. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывают с деятельностью А.А. Аракчеева. Под руководством А.А. Аракчеева с 1816 г. в России развернулась организация военных поселений с целью сокращения расходов на содержание армии.
К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под командованием А. А. Аракчеева. Военные поселения вызвали массовые проявления протеста, т. к. жизнь крестьян- военнопоселенцев довольно жѐстко регламентировалась армейскими нормами. В 1822 г. было восстановлено отменѐнное в 1809 г. право помещиков в наказание без суда ссылать своих крепостных на каторгу.
После 1822 г. Александр I совсем утратил интерес к государственным делам, передал их, по сути, в ведение Аракчеева. И последние годы его правления ознаменовались преобладанием во внутренней политике консервативных, и даже реакционных тенденций. В целом в 1815—1825 гг. внутренняя политика Александра I отличалась противоречивостью Итак, широкие либеральные замыслы Александра I, направленные на ликвидацию крепостного права и введение конституционной формы правления, не были реализованы, потому, что они не получили поддержки ни в придворно-бюрократических кругах, ни среди поместного дворянства.
Для проведения либерального реформаторского внутриполитического курса в России в то время не оказалось достаточно широкой социальной базы в лице буржуазных слоѐв. Кроме того, император Александр I не обладал необходимой для реформатора решительностью, целеустремлѐнностью, и его реформаторская деятельность не отличалась последовательностью и результативностью.
В итоге, несмотря на то, что Александром I был осуществлѐн ряд прогрессивных социально-политических преобразований, обеспечить масштабную модернизацию российского общества путѐм введения конституционной формы правления и отмены крепостного права ему не удалось.
Другие новости и статьи
« Кому и когда обязаны открыть дверь квартиры граждане России
Советская Россия 1917–1920 гг »
Запись создана: Среда, 11 Август 2021 в 0:01 и находится в рубриках Начало XIX века.
метки: история, Александр I, Россия
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика