«Педагогика патриотизма»: психологическая рефлексия



«Педагогика патриотизма»: психологическая рефлексия

#знание#патриотизм#педагогика

На сегодняшний день глобальные социально-экономические изменения в нашей стране выдвигают ряд задач по созданию духовно развитого государства. Современные культурные, политические, исторические и социальные факторы приводят к необходимости изменения подхода в воспитании патриотизма и гражданской ответственности у молодого поколения. Вследствие нестабильных социально-политических и экономических условий в России возникают трудности, в формировании адекватных духовно-нравственных ориентиров как у школьников с нормальным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание патриотизма базируется на многих социальных и политических институтах таких как: средства массовой информации, религиозные конфессии, политические партии, семья и самый главный институт - система образования. В силу своей специфики, образовательное учреждение выступает главным авторитетом для ребенка, являясь одним из мощнейших механизмов для формирования мировоззрения у подрастающего поколения. Кроме образовательного учреждения, семья так же является для ребенка, микромоделью социума, в которой он осваивает историю, духовные культурные ценности, свою родословную, а самое главное, осознает себя как личность, которая несет ответственность за свою Родину1 .

Одна из главных функций, выполняющаяся в данных социальных институтах является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, не зависимо от наличия психических или физических недостатков развития. В связи с этим проблема патриотического воспитания ребенка в современном мире, становится одной из актуальных задач современной психологии и педагогики.

Анализ исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и гражданской ответственности является одной из важных проблем общества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. Опираясь на научный опыт отечественных ученых (В.С. Соловьева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, И.Я.

Лернера, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щуркова и др.), необходимо уделить внимание культурологическому подходу. Данный подход предполагал методологическую ориентацию на сформированность компонентов личности детей вне зависимости от наличия психофизических недостатков. В современной социокультурной ситуации процесс становления гражданина-патриота, по мнению В.С. Горбунова представляет собой целостную систему патриотического воспитания, которая понимается автором как «педагогика патриотизма», включающая в себя обоснование нравственных ценностей, целей, задач, принципов, содержания патриотического воспитания, форм и методов, видов деятельности. Изучение толкования понятия патриотизм имеет глубокую историю. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции в дословном переводе «сын отечества». В Толковом словаре С.И. Ожегова значение данного слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»2 .

Словарь современного русского языка определяет понятие «патриот», как человек, который любит свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершить подвиг во имя своей родины. На сегодняшний день, молодое поколение, попадая под влиянием новых информационных потоков, получает, парой, достоверно не проверенные данные, а иногда - намеренно искаженные факты. Трактовка понятия патриотизм берется очень широко. Поэтому детям, как с нормальным психофизическим развитием, так и с нарушенным психофизическим развитием, невозможно без помощи взрослого разобраться, где истинный патриотизм, а где ложный. Только в процессе социализации дети получают знания о гражданской ответственности и долге перед Отечеством.

Педагоги, воспитатели и родители помогают ребенку понять, где патриотизм служит проявлением истинных ценностей, а где толкование бессмысленных понятий, где исторически сложившаяся традиция, а где традиции, навязанные модой. Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто не могут дифференцировать информацию об истинном и ложном героизме. У детей, получающих информацию о патриотизме только из телевизионных передач и социальных сетей, где красочно и излишне эмоционально демонстрируются физические и моральные качества людей, развивается «псевдогероизм». Становление ребенка как истинного патриота своей Родины во многом зависит от того, как с ним начинают взаимодействовать взрослые в детстве. С самого рождения ребенок воспринимает окружающий мир глазами своих родителей. С их помощью он воспринимает родную речь, знакомится с культурой своего народа учится, сопереживает родным, у него проявляются моральные и нравственные ценности3 .

Все иначе происходит у ребенка с нарушениями в психофизическом развитии. Ему требуется больше времени для овладения теми же навыками. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья требуются специальные условия для обучения межличностному взаимодействию и адаптации в социуме. Для таких детей образовательное учреждение является главным способом взаимодействия с окружающим миром, оно бывает иногда единственным специфическим микроколлективом, который является инструментов вхождения в большой мир. Семья так же играет важную роль в воспитании гражданина не зависимо от наличия психофизических нарушений.

Именно здесь формируется в одних случаях защитник своей страны, в других – потребитель общественных благ. Однако с каждым годом функция семьи по формированию адекватной гражданской позиции и патриотического воспитания подрастающего поколения ослабевает. Но все же, важным средством патриотического воспитания является пример педагогов.

Наглядность действий учителей служит образцом подражания. Сила их примера зависит от их авторитета. Замечено, что чем старше становятся дети с нормальным развитием, тем внимательнее, принципиальнее относятся они к педагогам, а для детей с нарушенным психофизическим развитием на протяжении всех возрастных этапах педагог являются неоспоримым авторитетом. Основой авторитета учителей становится их высокие моральные качества гражданина Отечества, добросовестный труд на благо школьной «семьи» и во имя Родины.

На сегодняшний день функция патриотического воспитания молодого поколения, в большей степени, возлагаются на образовательные учреждения. Так как в школе ребёнок проводит большое количество времени, системная, комплексная воспитательная работа должна обеспечить высокую эффективность социальных функций школьников, что является важнейшим фактором гармоничного развития общества.

Отсутствие или недостаточная работа данных учреждений с детьми и их родителями, по объединению механизмов воспитания гражданской ответственности, препятствует развитию и формированию нравственно и политически грамотных граждан4 . Для успешного воспитания духовно- нравственной личности ребенка, требуются конкретные формы обучения и приобщения их к культурным ценностям (посещение музеев, выставок, мемориалов; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение театров, просмотр исторических фильмов о героизме людей.) Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, знакомить с историей свой страны и всего мира.

Подводя итоги, Подводя итоги, следует сделать вывод, что и школьная, и семейная среды оказывают значительное влияние на патриотическое воспитание детей, как с нормальным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья. Усваиваемый опыт в процессе работы как единого механизма семьи и школы способствуют развитию патриотической воспитанности детей. Этому может по-настоящему способствовать только патриотически- ориентированная микро и макросоциальная среда, в которой созданы условия, позволяющие ребенку принять участие в разнообразных видах патриотической деятельности, с целью реализации своих гражданско- правовых желаний и обязанностей. В условиях неблагоприятной семейной среды патриотическое воспитание детей в лучшем случае не дает результатов, в худшем оборачивается проявлениями национального экстремизма.

Примечание

1 См: Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. №5. М.: Академический проект, 2002. С. 111-114

2 См: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М:. 1992. С.797

3 См: Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова / Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. М.: Молодой ученый, 2012. С. 70 4 См: Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. С. 208

Т.Ф. Рудзинская, И.Ю. Мещерякова Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского



Другие новости и статьи

« Елизавета Петровна – российская императрица

Россия во второй четверти XIX в.: противоречивость внутриполитического курса Николая I »

Запись создана: Понедельник, 8 Апрель 2019 в 13:10 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы