23 Октябрь 2018

Философия и будущее России

Или век ХХI будет веком гуманитарных наук, или его вообще не будет.

Клод Леви-Стросс

I.Вызовы современности

Внешние…

Современный мир стремительно меняется. Происходит осознание того, что многие кризисные явления в мировой экономике имеют неэкономическую природу. Сегодня ведущие ученые и эксперты, размышляя о причинах экономического кризиса, всё больше говорят о кризисе идей и ценностных установок. Таким образом, вопросы о гуманитарном знании и культурной политике становятся всё более актуальными с практической точки зрения. Глобальная среда – это, прежде всего, конкуренция идей и борьба за мировое лидерство. Сегодня реальными лидерами становятся те страны, которые доминируют в идейно-интеллектуальной сфере. В современном неоглобальном мире лидерство центров силы определяется не только экономикой и военным потенциалом, но и фактором достижения интеллектуального превосходства (включая языковое, дискурсивное и лингвокультурное). По мнению экспертов, в будущем основные процессы в борьбе за мировое лидерство будут развертываться в сфере разума, через управление умами и контроль над сознанием.

См. также: Философия современного образования

Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?

Философская исповедь Н.А. Бердяева

Русская философия как философия любви и добра

«МЫ – онтология» как онтология русской философии

Евразийский фокус русской философии

Русская философия – форма проявления русского разума

Внутренние…

В настоящее время российское общество разобщено. После двадцати с лишним лет рыночных реформ оно находится в состоянии апатии. Нет единого мнения относительно оценки итогов произошедших с начала 90-х годов изменений, отсутствуют ясные перспективы будущего страны. Непрекращающийся отток из России финансового и человеческого капитала является одним из наиболее убедительных и тревожных симптомов неблагополучного состояния дел в стране.

Наша экономика уже вплотную приблизилась к состоянию стагнации. Существует реальная опасность постепенного сползания страны в глубокий системный кризис, последствия которого сейчас сложно оценить. Этот кризис носит экономический, правовой, интеллектуальный и культурный характер. Всерьез встал вопрос о способности государства к динамичному развитию. В настоящее время наша страна сталкивается с вызовами, требующими интеллектуального осмысления и научного анализа. От качества этой работы зависит сохранение единого культурно-исторического пространства русской цивилизации, будущее «Русского мира». Это вопросы государственной идеологии, национальной идентичности, теоретической и практической ценности различных подходов к развитию экономики и системы права, миссии образования, содержания понятий «свобода» и «справедливость».

В поисках ответа…

Время убаюкивающей риторики, порой сильно напоминающей «советскую застойную», уже прошло. Игнорировать сложившуюся непростую ситуацию не позволяет жесткий императив времени: ситуация уже не позволяет имитировать изменения, она безотлагательно требует реальных перемен. Речь идет не о косметических изменениях, а о выработке новой стратегической парадигмы. Сегодняшние оперативные поиски источников экономического роста в условиях международного давления должны сопровождаться основательной работой по подготовке соответствующей почвы для проведения глубоких преобразований. На смену курсу на удержание существующего статус-кво должен прийти курс на опережающее развитие. Востребована стратегия опережения времени, а не тактика выживания. При этом очевиден главный запрос российского общества – ясное видение образа будущего нашей страны. Ключевой проблемой, таким образом, необходимо признать отсутствие целеполагания или сформулированного образа будущего страны, который смог бы консолидировать усилия государства и общества, направленные на разработку и реализацию проекта модернизации страны.

Ответом на этот вызов среди прочих шагов могло бы стать: • создание в стране атмосферы свободного творческого интеллектуального поиска с незаданным заранее результатом; • активное вовлечение интеллектуалов в разработку новой повестки дня страны; • создание новых механизмов реальной, а не имитируемой, независимой интеллектуальной экспертизы разрабатываемых общественно значимых проектов, в первую очередь в области образования, науки, экономической стратегии, в области построения правового государства.

II. Роль философии в преодолении интеллектуальной стагнации

Дефицит смыслов

Известно, что существует вполне определенная взаимосвязь между экономикой и культурой, между вопросами хозяйства и ценностным состоянием общества. Если признаки и последствия экономической стагнации вполне понятны и, главное, ощутимы для всех, то ситуация с интеллектуальной стагнацией не так заметна. Об этом говорят не первый год, однако до осознания остроты проблемы еще далеко. Сославшись на С. Леца, можно сказать, что «интеллектуальная засуха продолжает заливать нас дождями слов». На сегодняшний день социально-философский дискурс вытеснен из интеллектуально-духовного пространства отечественной культуры.

При этом данное направление научной и культурной деятельности является главным каналом генерации и трансляции ценностей в обществе. Основным элементом этой работы является возможность творческих экспериментов и поисков, осуществляемых в публичном пространстве. Публичное пространство – это пространство жизни человека в гражданском обществе, среда постоянного общения, диалогов и споров по общественно важным вопросам. Только в результате продуктивной публичной интеллектуальной дискуссии может быть сформулирована и аргументирована ценностная позиция России, принципы ее цивилизационной стратегии, основания для вовлечения нашей страны в международный интеллектуальный контекст.

Ключевую роль в подобной работе должно играть искусство мыслить. Философия – основание науки и культуры, которые, в свою очередь, создают ту интеллектуальную и духовную почву, что служит основой целостности государства. Слово, которое, по определению Фуко, получило задачу и возможность представлять мысль, – это предмет философии. В первую очередь, именно она созидает и сохраняет словесно-смысловое пространство нации. Слово переживает эпохи и создает образы мышления – Британская империя давно не существует, но «английская лингвистическая империя» до сих пор занимает лидирующие позиции в мире.

Раскрытие интеллектуального потенциала в масштабах страны формирует общую повестку движения государства. В этих процессах философия играет консолидирующую роль, являясь средством кристаллизации национальной идентичности, понимания страной собственных нужд и выработки общенациональных долгосрочных решений. Подобные факты можно проследить на опыте ведущих западных стран. В частности, Франция ассоциируется мировым сообществом с движением социалистически настроенных постструктуралистов (М. Фуко, К. Леви-Стросс), Англия и США – с развитием аналитической философии языка и философии сознания (Б. Рассел, Х. Патнэм, Дж. Серл, Д. Деннет), Германия – политической и социальной философии (Ю. Хабермас, Х. Арендт, К.-О. Апель), и т. д. Предложив собственные национально-ориентированные интеллектуальные проекты, государства Западной Европы и США вступили на инновационный путь развития в области социо-гуманитарного и культурного знания.

Образ мыслящей страны формируется посредством активного диалога между государством и обществом в ходе выработки общенациональной интеллектуальной повестки. При этом инициатива необходимо исходит от самого общества, которое внутри себя рождает новые интеллектуальные проекты, а также проводит их первичную экспертизу. Дальнейшее развитие происходит уже в тесном диалоге с государством, проводящим окончательную экспертизу и, в случае положительного решения, содействующим продвижению новых проектов. Наличие подобной обратной связи свидетельствует о высоком интеллектуальном и культурном ресурсе, который благодаря усилиям философии как фундирующей гуманитарной дисциплины становится актуальным и востребованным. Однако достижение

подобных результатов напрямую связано с уровнем и качеством позиционирования самой философии в масштабах страны. По определению российского философа Н. Розова, «интеллектуальная стагнация – это затяжное и ставшее привычным отсутствие самостоятельного производства идей». Именно из этого состояния «интеллектуальной комы» России необходимо выйти, пока не стало слишком поздно. Без этого невозможно помыслить о лидирующих позициях России в ХХI веке. Более того, всерьез встает вопрос самого выживания нашей страны в условиях глобальной конкуренции. В начале ХХ века Россия была близка к интеллектуальному лидерству – по оценкам экспертов, тогда у нас работало не менее 50 мыслителей выше среднего уровня.

К сожалению, лучшие умы страны были либо физически уничтожены, либо насильно отправлены в эмиграцию на печально известном «философском пароходе» в 1922 году. Несмотря на потерю Родины изгнанные светлые умы России многое дали мировой социогуманитарной мысли, повлияли на целые поколения западных интеллектуалов. Вместе с тем, спустя почти столетие после отплытия «философского парохода» статус и роль философии в российской культуре остаются крайне низкими. Существует мнение, что на сегодняшний день Россия не производит смыслов. Очевиден тотальный дефицит творческого научного мышления.

В обществе сложился антитеоретический консенсус, в соответствии с которым отсутствие интеллектуального творчества и леность мысли являются нормой. В этом контексте необходимо отметить, что всё более актуальным с практической точки зрения становится гуманитарное знание. Решение вопросов государственной идеологии, национальной идентичности, теоретической и практической ценности различных подходов к развитию экономики и системы права, миссии образования, содержания понятий «свобода» и «справедливость» является критическим для обретения ясного общественного идеала. Всё это – вопросы философии. Как справедливо отмечает философ А. Смирнов, «философия черпает фундаментальные идеи из жизни нации. Если у философии нет идей, значит, их нет у нации. То, что философия в сегодняшней России плохо воспринимается обществом, — это трагедия не столько для философии, сколько для нации».

«Эффект Медичи»

Гуманитарное знание в целом и философия в частности являются условием развития атмосферы интеллектуализма, которая в свою очередь является мощнейшим ресурсом развития в XXI веке. Эта атмосфера суть энергия, подпитывающая стремление государств и наций к самореализации и самоутверждению. Интеллектуальная энергия – это то, что приводит в движение творческие силы разума. Она может быть неосязаема здесь и сейчас, но в долгосрочном периоде ее эффект очевиден. Сон разума, свидетелями которого мы являемся, может привести к экономическому и политическому коллапсу. Обращение к истории позволяет утверждать, что пиковые моменты европейской философской рефлексии, обусловившие прогресс европейской цивилизации, приходятся на такие времена, когда царила особая творческая атмосфера, «воздух интеллектуализма». При этом проводятся любопытные исторические параллели. Например, во Флоренции XV века находившаяся у власти семья Медичи спонсировала таланты. Благодаря этому семейству и немногим подобным ей, творческие люди (художники, скульпторы, архитекторы и поэты) наряду с философами и финансистами концентрировались во Флоренции.

Все вместе они положили начало новому миру, базирующемуся на новых идеях, который впоследствии назвали Ренессансом. Используя современную терминологию, это время можно определить как один из наиболее инновационных периодов в мировой истории. Американский публицист Франс Йоханссон считает, что «эффект Медичи» продолжает ощущаться и сегодня. Более того, по его мнению, тот же самый «эффект» мы можем создать, достигая «взаимодействие между дисциплинами и культурами, реализуя преимущества людей с открытым умом». Не случайно американскую Силиконовую долину в современной Калифорнии сравнивают с Флоренцией периода Ренессанса.

Только вместо художников и скульпторов там живут и работают люди, воодушевляемые интегральными схемами не меньше, чем Микеланджело – мрамором. «Воздух интеллектуализма» Силиконовой долины дает современное представление об унесенном ветром истории «воздухе интеллектуализма» Флоренции. Подобные феномены, имеющие место в интеллектуальной и культурной жизни, задают тон своей эпохе и увековечивают свершения не только гениев науки и искусства, но и правителей, создавших для них условия. Возможно ли привнесение «воздуха интеллектуализма» в современную Россию? И если возможно, то что нужно сделать для этого? И еще: какова может быть роль философии в осуществлении этой задачи? Представляется, что в поисках ответов на эти вопросы нужно прежде всего осознать, что сегодня интеллект – это важнейший стратегический ресурс страны.

Становление публичного интеллектуального пространства…

Необходимо разработать новое видение по развитию современной институциональной среды для «воспроизводства интеллекта». Это видение должно содержать не просто набор «умных фраз и благих пожеланий», а действенный, энергичный и системный подход по реализации, может быть, самой важной задачи для нашей страны. Результатом такого долгосрочного «интеллектуального проекта» может стать появление в обозримом будущем нового поколения интеллектуалов, мыслителей, ученых и просто креативных людей. В этом случае мы можем рассчитывать на появление новых идей, без которых трудно себе представить развитие страны в ХХI веке. Философия, как мощное когнитивное средство понимания и наполнения смыслом существующего, является важным интегрирующим фактором интеллектуальности. Однако в российском публичном пространстве она фактически не существует.

На управление обществом сегодня претендуют политики, экономисты, юристы, историки, ученые, духовные пастыри, рекламщики, пиарщики, звезды шоу-бизнеса и спорта и другие социальные инженеры и дизайнеры. Голос философов в нынешнем хоре «властителей умов» подчас едва уловим. Важно не дать философскому сообществу замкнуться на решении собственных философских головоломок, создать условия для того, чтобы оно могло сосредоточиться на исследовании актуальных проблем современности. Существует необходимость философской рефлексии той повседневности, в которой мы живем.

Мыслителям следует покинуть «башню из слоновой кости» в поисках нового «баланса» между «преходящим» и «вечным». В современной российской философии происходят глубокие изменения. Изменяется сама форма философского размышления, особенно под воздействием современных информационно-коммуникационных технологий. Вспомним, что философия с момента своего возникновения находилась или стремилась находиться в публичном пространстве. Искусство мыслить зарождалось на площадях античных городовгосударств. При этом понимание того, что собой представляет это пространство в разные исторические периоды, могло быть различным.

Публичное пространство античности – это пространство жизни человека в гражданском обществе, пространство постоянного общения, диалога, спора и дискуссий по поводу проблем, касающихся значительной части общества. А, к примеру, в XVIII веке под публичным применением своего собственного разума Иммануил Кант понимал обращение к собственной публике. Он считал, что сама способность мышления зависима от публичного применения, полагая, что без «свободного и открытого испытания никакое мышление невозможно». Кант никогда не расставался с надеждой на популяризацию своей мысли, чтобы превратить «эту тропинку для избранных в столбовую дорогу для всех». По мнению немецкого философа, «мыслителю необходимо общество». Хочется надеяться, что потребность в активном взаимодействии мыслителей и общества не потеряла своей актуальности и по сей день. При этом формат взаимодействия должен определяться с учетом реалий дня, в том числе принимая во внимание возможности медийно-информационного пространства. Становление публичного интеллектуального пространства в России – это шаг на пути к обретению философской, гуманитарной платформы, способной сделать нашу страну полноправным участником международной интеллектуальной дискуссии.

III. Знаковые проекты в интеллектуальной сфере

На сегодняшний день одним из важнейших условий продуктивной интеллектуальной дискуссии является современная интерактивная интеллектуальная среда. Такая среда может создаваться совместными усилиями представителями академической и университетской науки, бизнес-сообщества, органов государственной власти, институтов гражданского общества и независимых интеллектуалов. За последние годы уже появился ряд общественно значимых проектов, направленных на поддержку гуманитарной сферы. В частности, в марте этого года в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России создана общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество». В 2012 году была возобновлена деятельность «Российского исторического общества». В 2010 году – создан Попечительский Совет «Русского географического общества». Этот Совет возродил многолетние традиции в меценатстве. В состав Совета вошли видные деятели науки, образования, культуры, предприниматели, руководители органов государственной власти, представители общественности. Очевидно, что философия заслуживает не меньшего внимания, нежели историческая, географическая или военная науки.

Отечественные философы, предоставленные последние 25 лет сами себе, лишенные общественного внимания и государственной поддержки, добились значительных успехов. В освоении мирового философского наследия ликвидированы белые пятна, вызванные идеологическими ограничениями прежних лет. Значительно поднялся престиж отечественной философии в мировом философском сообществе, свидетельством чего является включение в программу Всемирных конгрессов специальной секции русской философии. Изданы фундаментальные труды, направленные на то, чтобы поднять уровень философской культуры общества: 4 -томная «Новая философская энциклопедия», авторы концепции которой были удостоены Государственной премии в области наук за 2003 год; энциклопедические словари по отдельным областям философского знания («Этика». «Эпистемология и философия науки», «Философия античности». «Индийская философия». «Буддийская философия». «Русская фило-

софия». «Современная западная философия» и др.); 22-томная серия исследовательских трудов «Философия России второй половины ХХ века». В настоящее время осуществляется 40-томное издание исследовательской серии «Философия России первой половины ХХ века». О научной продуктивности философского профессионального цеха свидетельствует, например, такой факт: одним лишь Институтом философии РАН ежегодно издается свыше 100 книг и более 1000 статей. Если согласиться с мнением, что философия – это самое свободное пространство мысли, то есть основания полагать, что сегодня нужны проекты, которые выводят философию из «интеллектуальных келий» в пространство общественного сознания, общественной дискуссии и общественного внимания. Например, можно было бы разработать и реализовать проект под названием «Философия в публичном пространстве современной России».

Для проведения системной работы, направленной на возвращение философии в публичное пространство современной России, целесообразно рассмотреть вопрос о создании нового интерактивного элемента институциональной среды. В частности, речь могла бы пойти о создании Национального философско-просветительского центра – нового общественного института, который может сыграть позитивную роль как в повышении уровня востребованности философских знаний и философского образования, так и в характере представленности философии в обществе – в общем публичном пространстве и в экспертной деятельности. Деятельность Центра может способствовать достижению следующих целей: • интеллектуализации публичного пространства, популяризации философии, поднятию престижа философского знания, повышению статуса гуманитарного знания в российском обществе; • повышению роли философов в экспертизе общественно значимых программ и проектов; • созданию среды для публичных дискуссий по социально значимым вопросам, повышению культурного и образовательного уровня этих дискуссий; • формированию среды для появления и развития национально ориентированных интеллектуалов мирового уровня;

• интеграции отечественной интеллектуальной повестки с мировой; • развитию интеллектуальной жизни в регионах России; • укреплению и расширению «Русского Мира»; • систематическому поиску решений для основного запроса общества: образа будущего России, привлечению ведущих интеллектуалов к обсуждению, анализу и моделированию сценариев развития страны. Реализация данного проекта возможна на принципах государственно-частного партнерства национально-ориентированных бюрократических и деловых элит. «Национальный философскопросветительский центр» может выполнять коммуникационные и просветительские функции как внутри страны, так и за ее пределами, в особенности в русскоязычном мире.

В существующей на сегодняшний день философской отечественной инфраструктуре Центр может занимать позицию медиатора между философским сообществом, представленным Институтом философии РАН, философскими факультетами университетов, Российским философским обществом, философскими клубами и ассоциациями выпускников, а также свободными мыслителями, и гражданским обществом, властью, медиасредой.

Таким образом, по отношению к существующей инфраструктуре Центр оказывается вспомогательным механизмом, привлекающим средства и осуществляющим медийную поддержку для решения теоретических и практических задач национального значения. Проект должен быть современным, инновационным, использовать проектный подход в управлении своей деятельностью. Центр может инициировать междисциплинарные исследования по общественно значимым темам в таких областях, как философия права, философия экономики, философия культуры. Деятельность Центра должна быть направлена на формирование среды, необходимой для продуктивной работы независимого экспертного сообщества. Он может стать независимой дискуссионной и экспертной площадкой. Центр может содействовать повышению эффективности взаимодействия философского сообщества с внешней средой, а именно – с органами власти, научно-популярными и популярными журналами, молодежными организациями,

независимыми экспертными площадками, международными организациями, творческими союзами, иностранными интеллектуальными центрами, философов с иностранными коллегами; популяризации наиболее ярких представителей российского философского цеха в международном масштабе. Проект по созданию Центра подробно описан во включенном в данное издание докладе «Философия в публичном пространстве современной России: институциональные аспекты» подготовленном рабочей группой ученых и экспертов под руководством академиков РАН директора Института философии Российской академии наук А.А. Гусейнова и президента Российского философского общества В.С. Степина. Доклад не только освещает текущее положение дел в российской философской инфраструктуре и разъясняет значение гуманитарных наук для разработки и реализации долгосрочной стратегии развития России, но и включает в себя подробное описание данного институционального предложения. В издание также включена подробная презентация концепции проекта по созданию Центра. Этот доклад был направлен Президенту Российской Федерации вместе с обращением ведущих представителей российского философского сообщества. Отечественные мыслители также выступили с инициативой о проведении в России Года Философии в 2016 году

IV. Философия как необходимый элемент созидания нашего будущего

В своей нобелевской лекции поэт Иосиф Бродский отметил, что «не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы… Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей». Перефразируя Бродского, можно утверждать: за «не-думание» нация расплачивается своим будущим. Преодолеть «не-думание» без мыслителей, без «жрецов мысли» – философов, вряд ли представляется возможным.

Только в результате продуктивной публичной интеллектуальной дискуссии может быть сформулирована ценностная позиция России, принципы ее цивилизационной стратегии, основания для вовлечения нашей страны в международный интеллектуальный контекст. Создание условий для такой дискуссии предполагает дальнейшую модернизацию отечественной инфраструктуры поддержки интеллекта, реализацию ярких инновационных проектов в области развития интеллектуального пространства. Вместо заключения Как известно, людьми движет не только «императив выживания», но и «императив самоосуществления».

В равной степени эти «императивы» можно отнести и к историческому бытию государства. Чтобы выжить в современном динамичном неоглобальном мире, России в XXI веке предстоит пройти тернистый путь нового «самоосуществления» с опорой на фундаментальное гуманитарное знание.

А. В. Захаров Председатель Попечительского совета Московско-Петербургского философского клуба

Другие новости и статьи

« Военная реформа 1924-1925 г.г.

Русская философия как философия любви и добра »

Запись создана: Вторник, 23 Октябрь 2018 в 1:38 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика