Большая Европа: несбыточная возможность

Аннотация. Большая Европа — от Атлантики до Урала и от Гренландии до Кавказских гор, состоящая из ряда «европ», включая и ныне конфронтирующие между собой Западную (в лице Европейского союза) и Восточную (в лице России), эта Большая Европа нуждается в компромиссном разрешении конфронтационной коллизии: на место конфронтационной Европы должна прийти Европа компромиссная.
Ключевые слова: Европа, Большая Европа, Россия, Польша, Украина, геополитика, геостратегия, межевропейская конфронтация, внутриевропейский компромисс.
См. также:
Россия глазами европейцев: образ России и русских в художественной культуре
Европа как часть большого евразийского континента — достаточно условное географическое и этнокультурное нечто: с одной стороны, это некое пространство с назначенными весьма произвольно границами, а с другой — весьма пестрая этнокультурная среда с рядом общих или очень схожих, натуральных и цивилизационных черт вроде климатических, расовых, языковых, религиозных, ментальных, как и с явно «тесной» историей, полной взаимодействий, взаимовлияний, противостояний, соперничества, борьбы, тех же войн. Большая Европа — это вся Европа: от Атлантики, как однажды выразился бывший президент Франции генерал де Голль, до Урала, а мы также добавим — от Гренландии и Шпицбергена до Средиземного моря и Кавказа. Европа гетерогенна и полиморфна, в ней хватает не только этносов, народов, стран и государств, но даже и цивилизаций, пусть и европейских, пусть и христианских, пусть и между собой похожих, но все-таки достаточно специфических цивилизаций. Европа — конгломерат, пусть и близкотипный, но все-таки конгломерат!
Это никак не целостное целое, не монолит, даже не почтенное однообразие. В Европе много «европ», причем вполне себе и Европ: Западная континентальная (франко-германская) и Западная морская (британская), Северная (скандинавская), Южная (средиземноморская, романская), Центральная (очень разная, в основном западно-славянская), Восточная (в основе и по преимуществу восточно-славянская, российская). История Европы — история бурления активных этногосударственного и культурно-цивилизационного котлов, в которых вываривались геополитические и геохозяйственные субъекты, их сложные взаимоотношения, объединения и союзы, где велась многовековая, часто ожесточенная, война.
Текущее историческое время логичнее всего отсчитывать с конца Второй мировой (и общеевропейской) войны, когда в Большой Европе наступил долговременный мир, а сама Европа пережила такие важные события-этапы, как пошаговое объединение Западной Европы с образованием плюронационального Европейского союза, а также послевоенное соединение под эгидой СССР Центральной и Восточной Европы в виде так называемой социалистической системы с последующим ее и самого СССР распадом и вовлечением стран Центральной Европы в Европейский союз. Сегодня Большая Европа хоть и по-прежнему неоднородна, но неоднородна уже по-крупному: с одной стороны, большая Западная Европа — Европейский союз, включивший в себя большую часть Центральной Европы, а с другой — гетероморфная Восточная Европа с существующими не ее территории самостоятельными Россией, Белоруссией и Украиной. Основные геостратегические субъекты на Западе Европы — Европейский союз и входящие в него Германия, Франция, Великобритания, Италия и частично Польша, а на Востоке — Россия и Украина. Свою игру в пространстве Большой Европы ведут и США, шаг за шагом подключаются к европейской игре Турция и Китай. Если сегодня ставить вопрос о состоянии Большой Европы и возможных в ней переменах, то необходимо говорить прежде всего о взаимоотношениях ЕС и России, а также о сонме прямых межгосударственных отношений.
Россия, будучи по смысло-содержательной сути страной европейской, хотя и распростертой не только в Европе, но и в Азии, представляет собой, безусловно, не просто самого мощного игрока на востоке Европы, но и фактически единственного значимого игрока, противостоящего так или иначе европейскому Западу. Фактически речь идет об отношениях большой Западной Европы и России, рядом и в связи с которыми реализуются и иные, более частные, локальные отношения. Если квалифицировать нынешнюю евроситуацию (в рамках Большой Европы), то это, конечно же, ситуация европо-российской конфронтации.
Это не зримая невооруженным глазом война, но это и не вполне мирный мир, — это именно конфронтация, когда ни мира, ни войны, но когда более всего… некое клинчевое противостояние. Откуда это вдруг взялось? Крымские и донбасские события на Украине — не причина европо-российской конфронтации, а всего лишь повод. Причиной является экспансия на Восточную Европу Западной Европы, поддержанная и частично реализуемая НАТО и США. Как наследница Древнего Рима и древнего финикийства Западная Европа, всегда исповедовавшая империализм и колониализм, не осталась после развала СССР и социалистического лагеря в своих границах, а пошла, верная своей империально-колониальной традиции, на Восток. Уступки восточноевропейского соседа в лице Российской Федерации, сделанные в 1990-е гг., настолько подзадорили западных европейцев, что они забыли про уроки давней и недавней истории и двинулись, поощряемые США и бывшими союзниками СССР из Центральной Европы, на европейский Восток, а тем самым и на Россию.
Однако Россия, оправившись от добровольно-вынужденного поражения СССР, вдруг перестала уступать Западу и перед ним отступать, а перешла к активной обороне своих геостратегических рубежей: Россия не могла допустить западноевроамериканской экспансии, поддерживаемой НАТО, в зоне своего безусловного исторического присутствия. Так на просторах Большой Европы возникла сегодняшняя межевропейская конфронтация. Да, она вроде бы не чревата большой войной, но… война всегда подступает незаметно и неумолимо, а уж когда по границам восточно-европейского мира возникают натовские базы и объекты евроамериканской ПРО, а Россия уже давно и чуть ли не вплотную со всех сторон окружена американскими военными базами, то вопрос начала большой войны не представляется чисто декларативным.
Да, конфронтация по большому счету имеет место сегодня между Россией, с одной стороны, и США с ЕС — с другой. Но в этой конфронтации свою вспомогательную роль играют и отдельные страны, как те же прибалтийские страны или Украина с Польшей. У этих стран есть свои локальные конфронтационные интересы и амбиции, но не они являются главными действующими лицами новейшего геополитического напряжения. Тут все гораздо основательнее и глубже: Западу во главе с США и участием ЕС не дает покоя так и не ставшая за последние четверть века западной восточноевропейская Россия: большая, насыщенная ресурсами, а главное — другая, Западу альтернативная, а потому и особенно ему противная. Давняя тут геостратегическая песенка: «Запад — Россия», — и сегодня имеет место лишь ее новая распевка. Что же делать нам — европейцам, разумеется, разным — западным и восточным?
Прежде всего надо отказаться от текущей и вообще любой в будущем конфронтации между Западом и Востоком Европы; признать, что Восток и Запад Европы — не одно и то же и никогда они вместе не сойдутся: убедить себя в том, что ни Восток, ни Запад никогда от себя не откажутся и сами по себе в угоду партнеру-противнику никуда не денутся. Большая Европа — комплекс из ряда Европ, среди которых Западная Европа в виде прежде всего ЕС и Восточная Европа, олицетворенная прежде всего Россией. Таковой Большая Европа и должна быть — разнообразной, многосубъектной, полицентровой! Отсюда и перспектива: не общее единение и не безоглядная любовь, а разумное сожительство с взаимным уважением, а на место конфронтации — большой и долгий, если не великий, общеевропейский компромисс! На очереди вовсе не конфронтационная, а компромиссная Большая Европа, состоящая из взаимовыгодно взаимодействующих европейских субъектов — не менее и не более!
Безнадежная ли это мечта, тривиальное ли заблуждение или же все-таки кое-какая реальная надежда? И одно здесь, и другое, и третье: в общем — более всего, пожалуй, невозможная невозможность, чем возможная возможность. Однако в реальной истории все происходит странно, не очень-то и логично, а именно — в пользу, как правило, невероятного и совершенно неожиданного. Так что вряд ли нам стоит терять надежду на компромиссное, а потому и вполне позитивное, разрешение нынешней конфронтационной коллизии и обращение Большой Европы к иной — компромиссной — модели своего бытия. Да будет!
Ю.М. ОСИПОВ
Другие новости и статьи
« Студенты Санкт-Петербургского Государственного экономического университета приведены к присяге
Запись создана: Вторник, 12 Июль 2016 в 9:15 и находится в рубриках Новости.
метки: европа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика