15 Декабрь 2019

Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения

#образование#общество#патриотизм

В последнее время в обществе, особенно в образовательной сфере, очень часто поднимается тема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения. Об этом говорит Президент страны, другие руководители различного уровня и ранга, по этому поводу высказываются депутаты, ученые, педагоги всех уровней, о проблемах патриотизма рассуждают и ветераны.

Очевидным является, что патриотическое воспитание населения, особенно подрастающего поколения, становится сегодня весьма актуальной проблемой. Нам необходимо понять, в чем же заключается ее актуальность. Есть основание утверждать, что в настоящее время на историческую авансцену вышел новый человек – человек XXI века. Он не лучше и не хуже представителей старших поколений, он другой, так как каждая эпоха выдвигает свой тип индивидуума. Современный человек по-новому должен смотреть на вечные истины, такие как любовь к родной земле, сохранение историко-культурного наследия, уважительное отношение к своему народу, семье и т.д. Он по-своему должен отражать время, пространство, движение и относиться к самому себе по-другому, в отличие от представителей старшего поколения.

Обстоятельства, складывающиеся в мире, опасность терроризма, возникновение новых угроз, возможность начала широкомасштабной войны, усиление соперничества между США и Россией и другие негативные тенденции усиливают необходимость дальнейшего развития патриотических чувств у людей, так как это связано с сохранением суверенитета и целостности страны, общего нашего дома – России.

С нашей точки зрения, актуальность данной проблемы связана с отсутствием четко выраженной выдвинутой идеи, объединяющей всех людей в обществе. Президент страны В.В. Путин обратил внимание на данный вопрос. В общих чертах он сформулировал эту идею, сведя ее к сохранению единства народов и защиты суверенитета страны. С такой точкой зрения вполне можно согласиться, однако в наше противоречивое и очень сложное время мы вновь и вновь возвращаемся к понятию патриотизма и культивируем различные его аспекты.

Вот и Президент страны в одном из выступлений прямо связал объединяющую идею с патриотизмом, как бы поставил равенство между понятиями патриотизм и объединяющая идея. Актуальность патриотического воспитания населения связана еще и с тем, что в этой области нет новых четких, научно обоснованных взглядов. Кто как может, так и трактует его сущность и содержание, а порою употребляет это понятие ради красивой речи. Оно употребляется как модное обязательное слово в любом тексте. Понятиями «патриотизм» и «патриотическое воспитание» загромождена научная литература и педагогическая практика.

Порою трудно понять, где же в этой области находится истина. Понятие патриотизм, в виду того, что оно является отражением исключительного и в то же время необычного явления, можно рассматривать как феномен. Кроме того, это понятие во все времена являлось объектом познания из-за своей исключительности. Следует отметить, что данное понятие носит философский, исторический, психологический, нравственный и политический характер. Оно может считаться феноменом и потому, что все время остается до конца не понятным вопросом. Таким образом, само понятие и его сущность, прежде всего из-за своего исключительного характера, является феноменом. Эти и другие обстоятельства определяют актуальность формирования патриотизма в современных условиях. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 дается новое расширенное определение понятия патриотическое воспитание. Здесь говорится: Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.[1]

В Постановлении определяется цель государственной политики в области патриотического воспитания. Она связана с созданием условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задачи обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.[1]

Задачи Программы: - развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; - совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию; - развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа военной службы; - создание условий для волонтёрского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания; - информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

В разделе Развитие научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания Постановления Правительства нет ничего нового, связанного с сущностью современного патриотического воспитания населения. Этот раздел, к сожалению, не связан с выходом на историческую арену нового человека – человека XXI века.

Здесь не отражаются его стремления, проблемы, пути самоидентификации и т.д.

Патриот (с греческого – земляк, соотечественник) –

1) Человек, любящий свое Отечество, предан своему народу;

2) Человек, преданный какому-либо делу, глубоко привязанный к чему-либо. Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.[2] Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.[3] Мы могли бы привести более десяти определений из разных источников, и почти все они будут одинаковыми по смыслу. Таким образом, патриотизм в основном рассматривается как понятие, отображающее нравственную сторону людей. Это как качественный показатель, в основном связанный с мыслями и деяниями людей.

Патриотизм как простое слово выступает как единица языка, служащая для наименования самого понятия патриотизм. Патриотизм как понятие всегда выступает как логически оформленная мысль, включающая различные сведения и представления. Патриотизм как часто употребляющийся термин состоит из словосочетания, касающегося социальной области. Патриотизм как категория применяется в научной области, всегда выступает как общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Патриотизм можно рассматривать и как принцип, тогда он будет считаться как исходное положение мировоззрения. С нашей точки зрения, патриотизм – это длительный и сложный процесс формирования у населения комплекса положительных качеств.[4] Для конкретного рассмотрения сущности этого явления нам необходимо уточнить его типы, объект и предмет изучения содержания.

Что касается типов патриотизма, то здесь принято выделять: - общегосударственный, - региональный (местный), - этнический, - семейный. Носителями патриотизма являются: - конкретные люди, - группы людей (молодежь, ветераны, земляки, политические партии и организации и т.д.), - классы, - этносы, - нации, - народ, населяющий страну. При изучении сущности патриотизма необходимо обратить внимание на его разновидности, которые связаны с: - пространственными размерами, - сферой проявления (политическая, экономическая, социальная, культурная, экологическая), - временными характеристиками.

Пространственные размеры патриотизма всегда связаны с местом его проявления, распространения, территориальными характеристиками и особенностями. Сфера проявления патриотизма зависит от стремления людей совершенствовать какую-либо конкретную среду общества, например, политическую, экономическую, социальную, культурную или экологическую. Что касается временных характеристик, то здесь имеется в виду исторический патриотизм, на основе которого анализируется его уровень и отношение к нему в прошлом.

В данном случае мы имеем в виду проявление патриотизма в первобытном и феодальном обществах, в новое и новейшее время. Исходя из этого утверждения, можно вполне обоснованно утверждать, что существуют гражданско- патриотическое, военно-патриотическое, историко-патриотическое и национально- патриотическое воспитание населения.

Все виды патриотического воспитания в одинаковой степени важны для общества. В целом, есть основание считать что, патриотизм это феномен, единый по своей сущности и в то же время многообразный по своему проявлению. Изучение различных точек зрений, взглядов и отношений к патриотизму дает основание считать, что он является и мировоззренческим ориентиром для человека, группы людей и для всего общества.

Стремясь быть полезным своей семье, родной земле, обществу, человек познает окружающий мир. Изучая нормативно-правовые основы патриотического воспитания, он познает общепринятые требования, повышает политические, социальные, экономические и другие знания. Чувство патриотизма придает индивидууму цельность, показывает ему ориентиры, маршрут движения в этом сложном, противоречивом и порою непонятном мире. Стремясь быть патриотом своей семьи, малой и большой родины, человек изучает историю, культуру, традиции, обычаи, символы, стремления представителей старшего поколения и избирательно берет от них то, что полезно ему сегодня и будет полезно в последующем.

Прошлое для нового поколения всегда являетсяобъектом познания. Стремясь быть патриотом, человек постоянно совершенствуется, развиваются его умственные способности, расширяется его внутренний мир, он социализируется в обществе и находит свое место в нем. Таким образом, патриотизм всегда был и остается мировоззренческим ориентиром. Патриотизм - это и путь познания и отражения окружающего мира, т.е. объективной реальности.

Поставим перед собой социально значимый вопрос – что нужно знать современному учителю для эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения? С нашей точки зрения, любому учителю необходимо знать требования современных нормативно-правовых документов, регулирующих этот процесс. Без этого невозможно предметно организовывать свою образовательную деятельность и правильно формировать у детей чувство патриотизма. Целесообразно знание следующих документов: - Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20.10 2012. №1416. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015. № 1493. - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05 2012. № 413. - Историко-культурный стандарт Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013. Советом Российского исторического общества. - Региональный и муниципальный планы патриотического воспитания населения. - План работы образовательной организации по патриотическому воспитанию учащихся, рассмотренный и утверждённый педагогическим советом.

Из перечисленных документов особое значение для практической деятельности учителя имеет Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. В этом документе впервые даётся Портрет выпускника школы, т.е. здесь показан, каким должен быть молодой человек по окончанию учёбы в образовательной организации. Многие пункты данного документа тесно связаны с патриотизмом, а первый пункт непосредственно является патриотическим.

Думается, что учителю необходимо знать содержание данного документа для своей практической деятельности. В сокращенном виде он выглядит так.

Портрет выпускника школы - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ; - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи и общества; - креативно и критически мыслящий, активно познающий мир; - владеющий основами научных методов познания; - мотивированный на творчество; - готовый к сотрудничеству; - осознающий себя как личность; - уважающий мнение других; - осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового образа жизни; - подготовленный к осознанному выбору профессии; - мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.[5]

В Историко-культурном стандарте Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории имеется раздел, определяющий патриотическую основу школьного исторического образования. Его знание даст возможность учителю систематизировать и конкретизировать свою работу и усилить её.

Здесь имеются следующие пункты: - воспитание гордости за страну; - осознание роли России в мировой истории; - изучение достижений страны в различных областях; - позитивный настрой в изучении истории страны; - знание трагических периодов в истории страны; - акцент на взаимодействие различных культур и религий.[6] Литературы, касающейся данной темы, много.

Мы рекомендуем учителям использовать: - учебное пособие «Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях» под общей редакцией А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. – М.: Планета, 2010. – 336 с. - брошюру М.А. Бикмеева «Изучение темы «Великая Отечественная война» в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан»: Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ, 2014. – 44 с. - Материалы республиканской интернет-конференции (23-30 апреля 2012 г.) «Историко- патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально значимая проблема» под редакцией проф. М.А. Бикмеева. – Уфа: ИРО РБ, 2012. – 212 с. - статью М.А. Бикмеева «О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях» в научно-методическом журнале «Все для администратора школы!». 11 [35] ноябрь 2014. С. 26-27.

Завершая рассмотрение данной и весьма важной проблемы, мы можем подчеркнуть, что успех в патриотическом воспитании учащихся может быть достигнут тогда, когда учитель подготовлен в теоретическом плане, знает требования современных нормативных документов, постоянно изучает передовой опыт, знает требования и запросы учащихся – людей ХХI века и проявляет творчество в своей повседневной образовательной деятельности.

Источники и литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» от 30.12.2015 № 1493.

2. Словарь иностранных слов. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2014. С. 476.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Москва, 1994. С. 486.

4. Бикмеев М.А. О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях. / Все для администратора школы! Научно-методический журнал. № 11[35] ноябрь 2014. С 27.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.

6. Историко-культурные стандарты Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013 Советом Российского исторического общества.

Бикмеев М.А., д.и.н. профессор ИРО РБ, г. Уфа

Другие новости и статьи

« Понятие патриотизма

Миф о начальном этапе войны 1812 г. »

Запись создана: Воскресенье, 15 Декабрь 2019 в 0:35 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика