Понятие патриотизма



Существуют глубокие различия «между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше». В.Соловьев

В обиход отечественной публицистики «патриотизм» внесли просветители. А.Н.Радищев в статье «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789) определял патриота как человека свободного, благонравного и благородного, ориентированного на благоустройство и служение Отечеству. Н.М.Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» (1802) описывает патриотизм как многообразие любви к отечеству: привязанность к месту рождения, уважение к нормам жизни родителей и традициям, желание блага для отечества и славы родине, любовь к своим предкам.

С 1804 г. в Москве издавался ежемесячный журнал «Патриот», транслируя в общество передовые правила воспитания и морали. Весьма любопытны рассуждения А.С.Шишкова о преимуществе отечественного воспитания перед чужеземным: ученый чужестранец может передать знания, но не сумеет «вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству». Правда, при таких отечественных традициях образования, не вполне ясно, как наши геополитические оппоненты ухитряются воздействовать на процесс формирования российских элит. Так академик РАН С.Ю.Глазьева утверждает: «США последовательно взращивают среди российской политической, деловой и интеллектуальной элиты свою “пятую колонну“, выделяя на эти цели, по некоторым оценкам, до 10 млрд. долл. в год» . Хорошо бы понять - где и как происходит это взращивание, поскольку представители т.н. «элиты» массово перебираются на Запад. Если «пятая колонна» воспитывается в России, то как это удается в отечественных университетах?

Если же «пятая колонна» взращивается на Западе, то зачем российский правящий класс отправляет своих детей туда учиться, поскольку деньги для оплаты их образования на Западе есть только у него. Патриотизм обычно понимается как нравственный принцип - любовь человека к своей стране. Он охватывает сложнейший комплекс общественного сознания: чувства, знания, ценностные ориентации, коллективные установки и действия.

Словарь В.Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…» 2 . Ключевое слово в этом определении - ревнитель, т.е. усердный защитник, поборник национальных интересов. Важно, однако, различать национальные интересы и корпоративные интересы правящего класса, которые этот класс настойчиво стремится выдать за общенациональные. А это требует острого критического осмысления. Вышесказанное фиксирует: смысловое наполнение понятия «патриотизм» многозначно, отчасти противоречиво, не является чем-то застывшим, неизменным, и с течением времени модифицируется. При этом исторически предшествующие версии патриотизма подвергаются «износу» и постепенному распаду в массовом сознании, а само понятие, с течением времени, наполняется новым смыслом.

Об этом отчетливо свидетельствует двукратный в ХХ в. крах российского государства. И потому закономерен вопрос: какую исторически-традиционную версию патриотизма предлагают воспроизводить традиционалисты-государственники; возможно ли воспитать действенный российский патриотизм XXI в., обращаясь только к героическому прошлому – имперскому самодержавному или советскому тоталитарному?

Известный факт: массовые слои населения России приняли самое активное участие в разрушении самодержавной имперской государственности и не стали защищать советскую тоталитарную форму государства. Это вынуждает признать традиционные версии патриотизма исчерпанными, неадекватными реалиям новейшего времени.

Распад СССР особенно показателен: он произошел в условиях мирного времени; в отсутствии критически значимых внешних угроз; в обладании мощным защитным ракетно-ядерным потенциалом и при наличии неоспоримого государственного суверенитета. Однако вторая сверхдержава оказалась беззащитна перед внутренними проблемами и угрозами, рухнув под их тяжестью. Упрощенные идеологемы казенной пропаганды не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию, не способному мыслить рационально-критически в сегменте социально-властных отношений.

Они адресованы тем 75% россиян, что являются, согласно исследованиям Института социологии РАН, либо носителями архаических ценностей и традиционализма, либо примыкают к ним по основным ценностным установкам и коллективным представлениям. Целесообразно проследить трансформацию смыслового наполнения патриотизма, выделить его элементы, нежизнеспособные в условиях современности и попытаться наполнить конкретным содержанием, адекватным реалиям XXI в.

Сергей Александрович Магарил


Другие новости и статьи

« Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения

Исторические версии российского патриотизма »


Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы