15 Декабрь 2019

Понятие патриотизма

#патриот#патриотизм#отечество

Существуют глубокие различия «между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше». В.Соловьев

В обиход отечественной публицистики «патриотизм» внесли просветители. А.Н.Радищев в статье «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789) определял патриота как человека свободного, благонравного и благородного, ориентированного на благоустройство и служение Отечеству. Н.М.Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» (1802) описывает патриотизм как многообразие любви к отечеству: привязанность к месту рождения, уважение к нормам жизни родителей и традициям, желание блага для отечества и славы родине, любовь к своим предкам.

С 1804 г. в Москве издавался ежемесячный журнал «Патриот», транслируя в общество передовые правила воспитания и морали. Весьма любопытны рассуждения А.С.Шишкова о преимуществе отечественного воспитания перед чужеземным: ученый чужестранец может передать знания, но не сумеет «вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству». Правда, при таких отечественных традициях образования, не вполне ясно, как наши геополитические оппоненты ухитряются воздействовать на процесс формирования российских элит. Так академик РАН С.Ю.Глазьева утверждает: «США последовательно взращивают среди российской политической, деловой и интеллектуальной элиты свою “пятую колонну“, выделяя на эти цели, по некоторым оценкам, до 10 млрд. долл. в год» . Хорошо бы понять - где и как происходит это взращивание, поскольку представители т.н. «элиты» массово перебираются на Запад. Если «пятая колонна» воспитывается в России, то как это удается в отечественных университетах?

Если же «пятая колонна» взращивается на Западе, то зачем российский правящий класс отправляет своих детей туда учиться, поскольку деньги для оплаты их образования на Западе есть только у него. Патриотизм обычно понимается как нравственный принцип - любовь человека к своей стране. Он охватывает сложнейший комплекс общественного сознания: чувства, знания, ценностные ориентации, коллективные установки и действия.

Словарь В.Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…» 2 . Ключевое слово в этом определении - ревнитель, т.е. усердный защитник, поборник национальных интересов. Важно, однако, различать национальные интересы и корпоративные интересы правящего класса, которые этот класс настойчиво стремится выдать за общенациональные. А это требует острого критического осмысления. Вышесказанное фиксирует: смысловое наполнение понятия «патриотизм» многозначно, отчасти противоречиво, не является чем-то застывшим, неизменным, и с течением времени модифицируется. При этом исторически предшествующие версии патриотизма подвергаются «износу» и постепенному распаду в массовом сознании, а само понятие, с течением времени, наполняется новым смыслом.

Об этом отчетливо свидетельствует двукратный в ХХ в. крах российского государства. И потому закономерен вопрос: какую исторически-традиционную версию патриотизма предлагают воспроизводить традиционалисты-государственники; возможно ли воспитать действенный российский патриотизм XXI в., обращаясь только к героическому прошлому – имперскому самодержавному или советскому тоталитарному?

Известный факт: массовые слои населения России приняли самое активное участие в разрушении самодержавной имперской государственности и не стали защищать советскую тоталитарную форму государства. Это вынуждает признать традиционные версии патриотизма исчерпанными, неадекватными реалиям новейшего времени.

Распад СССР особенно показателен: он произошел в условиях мирного времени; в отсутствии критически значимых внешних угроз; в обладании мощным защитным ракетно-ядерным потенциалом и при наличии неоспоримого государственного суверенитета. Однако вторая сверхдержава оказалась беззащитна перед внутренними проблемами и угрозами, рухнув под их тяжестью. Упрощенные идеологемы казенной пропаганды не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию, не способному мыслить рационально-критически в сегменте социально-властных отношений.

Они адресованы тем 75% россиян, что являются, согласно исследованиям Института социологии РАН, либо носителями архаических ценностей и традиционализма, либо примыкают к ним по основным ценностным установкам и коллективным представлениям. Целесообразно проследить трансформацию смыслового наполнения патриотизма, выделить его элементы, нежизнеспособные в условиях современности и попытаться наполнить конкретным содержанием, адекватным реалиям XXI в.

Сергей Александрович Магарил

Другие новости и статьи

« Воспитание советского патриотизма - усилия и результаты

Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения »

Запись создана: Воскресенье, 15 Декабрь 2019 в 0:33 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика