11 Декабрь 2019

Патриотизм экономический

#патриотизм#экономика#общество

Моя продукция дороже, потому, что я оплачиваю недееспособность государства. Из интервью бизнесмена

В современном научном дискурсе критически осмысливается суть патриотизма и представителя российского бизнеса. Это немаловажно, поскольку бизнесмены - одна из наиболее динамичных социальных групп любого общества. Общественно-политический контекст, в котором бизнес осмысливает понятие патриотизм, составляют весьма специфические явления российской действительности начала XXI в.: рынок, основательно деформированный административным ресурсом; высокие барьеры «входа на рынок»; неуверенность в перспективах своего бизнеса; способы легитимации бизнес-стратегий, т.е. стратегии сохранения и развития бизнеса (учитывая т.н. «крышевание»); ориентация бизнеса на внешний или внутренний рынок; вступление России в ВТО; протекционизм (импортные пошлины, таможенные барьеры); политика властей в отношении модернизации - консервативная (новая технико-технологическая индустриализация) или либеральная модернизация, (включая социально-властные отношения); качество государственного менеджмента; добросовестная конкуренция или монополизация рынка; давление на бизнес силовых структур; крайне ограниченная дееспособность судебной ветви государственной власти и т.п.

Бизнесмены весьма осторожно высказываются по поводу патриотизма, опасаясь: быть вовлеченными в политическую дискуссию; утечки информации и возможных мер давления со стороны властей. Основной вывод проведенных социологами исследований: «нет консенсуса по поводу позитивной роли патриотизма как основы экономической политики». Немалая часть бизнесменов воспринимает декларируемый властями патриотизм как нереалистичный, неэффективный и часто нелегитимный способ регулирования экономического поведения; как лозунг, который, в лучшем случае, оказывается набором пустых слов, но чаще призван замаскировать преимущества для связанных с властями, фактически делящихся с властями, участников рынка. При этом бизнесмены-участники социологических опросов, рассуждения о патриотизме встраивают в контекст сетований на неэффективность государственного регулирования.

Выразительна позиция представителей аграрно-промышленного комплекса (АПК). Настаивая на финансовой помощи государства, они апеллируют к патриотизму, утверждая, что «деньги в России дают только под патриотизм». В качестве аргументов предъявляются предпочтения потребителей, массово покупающих отечественные продукты питания.

По данным многочисленных соцопросов 80% россиян предпочитают отечественные продукты питания, и этот сегмент рынка является лидером по уровню доверия потребителей. Тогда как отечественную бытовую технику предпочитают лишь 22% процента россиян, а автомобили - порядка 37%. Продукты питания по силе народной любви обошли даже таких фаворитов как отечественный кинематограф (68%) и литература (71%)20. Предприниматели воспринимают стратегические национальные интересы вполне конкретно, в виде комплекса мер экономической политики. Эти меры создают либо преимущества, либо проблемы для участников рынка.

Те, кому предоставлены выгоды, публично демонстрируют патриотическую риторику; те же, кто понес убытки из-за акций «экономического патриотизма», откровенно иронизируют по этому поводу, вспоминая М.Прохорова. «Вместе с Абрамовичем они могут позволить себе быть патриотом, однако он купил себе иностранную команду у Национальной баскетбольной ассоциации (США). Почему он не купил «Спартак», если он такой патриот?» (Менеджер металлургической кампании) Отношение к такой пафосной и крайне дискуссионной категории, как «патриотизм», упрощается и конкретизируется до более реального вопроса: отношение к государственному протекционизму - расширять экспорт или защищаться от импорта.

Однако для отраслей страдающих от импорта, лоббизм, направленный на защиту внутренних рынков, полностью погружен в риторику патриотизма и национальных интересов. В целом, как отмечают эксперты, экономический патриотизм воспринимается бизнесменами как «пустотелая» концепция, декларирующая создание общих ценностей и воображаемой общности. Однако на деле этот идеологический конструкт используется для маскировки корпоративной борьбы за рынок. Проигравшие в этой борьбе, осуждают патриотизм за искажение рынка, но ровно до тех пор, пока им самим не выпадает шанс с выгодой для себя разыграть патриотическую карту.

Сергей Александрович Магарил

Другие новости и статьи

« БРИКС как международная интегрирующая инициатива

Исторические версии российского патриотизма »

Запись создана: Среда, 11 Декабрь 2019 в 0:26 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика