Стратегические приоритеты научно-технологического развития и некоторые меры по ускорению перехода к новому технологическому укладу



Стратегические приоритеты научно-технологического развития и некоторые меры по ускорению перехода к новому технологическому укладу

#наука#уклад#техника

Ключевые слова: стратегические вызовы, стратегические приоритеты научно-технологического развития, перевод экономики на новый уровень технологического развития, приоритетные направления деятельности, инновационные технологии, аддитивные технологии, робототехника, информационно-коммуникационные системы, приоритетные проекты, цифровая экономика, промышленный Интернет, «Интернет вещей», роботизированные гибкие производства, промышленные кластеры, робототехнологические системы, транспортная связность территории России, инновационный транспорт, транспортная система на основе дирижаблей, грунтобетон сверхбыстрого твердения, суперкомпозиты, автономные системы энергоснабжения, роторные керамические двигатели, программа «Зеленый мир», проект «Арктическая цивилизация», утилизация техногенных отходов, гидроволновая технология, меры по ускорению перехода к новому технологическому укладу.

Стратегические приоритеты научно-технологического развития страны

Стратегические приоритеты научно-технологического развития вырабатываются научно-экспертным сообществом на основе оценки существующего этапа развития страны, оценки вызовов и угроз, прогноза развития науки и техники, оценки материальных, научных и финансовых возможностей, а также рисков. Выработанные приоритеты развития закрепляются Президентом страны в его указах, которые обязательны для выполнения всеми органами государственной власти. Правительству поручается обеспечить условия для осуществления этих приоритетов и реализовать их совместно с государственными и частными организациями.

В Стратегии национальной безопасности предусматривается1 перевод экономики на новый уровень технологического развития на основе разработки и использования перспективных инновационных высоких технологий (генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобные конвергентные технологии), формирования новых высокотехнологичных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования, освоения новых ресурсных источников, стимулирования рынка инноваций и наукоемкой продукции, увеличения объема и качества дорожного покрытия, сохранения и восстановления природных систем, развития экологически безопасных производств и индустрии утилизации техногенных отходов.

Развитые страны перешли к созданию новой экономики, активно разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках в 2016–2030 годах. 6-й технологический уклад – это аддитивные технологии, робототехника, информационно-коммуникационные системы. Сейчас Россия находится, по оценке экспертов2 , в следующих технологических укладах: 3–4 уклады на 40– 50%, 5-й уклад – 30–35, 6-й уклад – 5–15%. В Японии и США 6-й технологический уклад осуществлен на 30–40%, полностью переход к нему эти страны планируют завершить к 2030 году.

Переход к новому технологическому укладу обеспечит подъем экономики передовых стран на новый технологический уровень с использованием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей и интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Реализация новых перспективных технологий обеспечивает многократное повышение эффективности производства, снижение его энергои капиталоемкости.

В процессе создания нового экономического пространства в конкурентной борьбе выиграет тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и на основе их технологии, но и быстрее может воплотить их в конкретную продукцию и выйти с ней на рынок. Стратегическими вызовами предстоящего десятилетия для России являются локальные конфликты, терроризм, переход стран мира к новому технологическому укладу, усиление глобальной конкуренции, мировые кризисы, исчерпание экспортно-сырьевых форм развития

Для реагирования на существующие и ожидаемые вызовы в Стратегии национальной безопасности определены национальные интересы, обеспечение которых осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Исходя из них, можно сформировать следующие группы приоритетных направлений деятельности, в каждом из которых могут быть определены приоритетные типовые комплексные инновационные проекты, реализация которых позволит обеспечить реализацию национальных приоритетов: I – оборона страны, государственная и общественная безопасность, стратегическая стабильность; II – экономический рост, наука, образование, технологии, транспортная связность страны; III – повышение качества жизни граждан, здравоохранение, культура; IV – экология живых систем и рациональное природопользование. По первому приоритетному направлению деятельности для обеспечения стратегического сдерживания, реагирования на терроризм, локальные конфликты и начавшуюся гибридную войну требуется создание новых перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), соответствующих изменившимся условиям военного противоборства XXI века.

Такие ВВСТ должны создаваться в рамках специальных проектов в новой Государственной программе вооружения, которая будет реализовываться после 2020 года. В этой статье такие проекты не рассматриваются. Основные характеристики типовых инновационных проектов по II, III и IV приоритетным направлениям деятельности, способных при их тиражировании в корне изменить существующую структуру экономики с целью повышения эффективности, снижения трудозатрат, повышения качества жизни людей, представлены далее.

Если каждое технологическое направление, предусматривающее производство монопродукции, рассматривать отдельно, то потребуется пройти длительные этапы согласования в финансовых институтах развития, преодолеть значительные трудности на этом пути, занять свое место в рыночной нише. Однако, если наиболее перспективные технологии включить в систему комплексных технологий и производств по созданию многочисленного ряда конкурентоспособной продукции, соответствующую жизненно важным интересам России, то процесс реализации такой системы и входящих в неё проектов значительно упростится и ускорится, так как для них либо уже имеются рыночные ниши, либо их потребуется создать и первыми занять их.

Приоритетные проекты в сфере цифровой экономики и инновационного транспорта

В рамках II приоритетного направления деятельности предусматривается осуществить перевод экономики на новый уровень технологического развития, обеспечить формирование новых отраслей экономики, восстановление электронной, легкой промышленности, судостроения, станкостроения, развитие скоростной дорожной сети, создание инфраструктуры в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке. Приоритетными проектами при этом могут стать: цифровая экономика, промышленные кластеры, распределенная энергетика, новые отрасли промышленности, новый транспорт. Проект «Цифровая экономика». В настоящее время экономику шестого технологического уклада называют по-разному: Цифровая экономика, Сервисная модель производства, Индустриальный Интернет вещей (I IoT), Индустрия 4.0, сетевая экономика.

Каждое из этих названий имеет свои отличительные особенности, но объединяет их широкое использование робототехники, аддитивных технологий, информационно-коммуникационных устройств и концепции ГРИД (от англ. — «сетка, решетка»), предусматривающей создание глобальной компьютерной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию географически распределенных информационных и вычислительных ресурсов. Цифровая экономика выходит далеко за пределы информационных и коммуникационных технологий, рождая новые методы взаимодействия разработчиков, производителей, предпринимателей и рынков.

Она активно повлияет на все отрасли экономики и социальной деятельности – розничной торговли, транспорта, финансовых услуг, производство, образование, здравоохранение, средства массовой информации и другие, менее очевидные сектора отраслей. В Крыму с марта 2014 года начал реализовываться проект «Цифровая Долина»1 как прообраз новой экосистемы цифровой экономики. Параллельно новые технологии цифровой экономики будут внедряться в других регионах страны. Проект «Цифровая Долина» основан на виртуальных КБ и производствах, разнесенных по территории не только России, но и других стран.

Интернет вещей предусматривает создание продукции по индивидуальным заказам. Стоимость производства продукции в такой системе может сократиться на 20–70%, а размер экономически оправданной партии уменьшиться на 90%. Ключевыми технологиями станут: облачные технологии, 3D-принтинг, интеллектуальные роботы, лазеры, новые материалы, когнитивные вычисления и др. В рамках этого проекта предусматривается создание национальной концепции цифрового производства, «цифровых фабрик», в том числе, программных кодов и единых подходов и стандартов, позволяющих обеспечить сквозной цикл проектирования и производства перспективных типов техники, создание распределенных научно-производственных комплексов, специализированных в определенных индустриях, построенных на основе специализированных компьютерных сред совместной работы. Созданные на основе цифровых фабрик новые технологии сборочного производства, производственные линии, технологии и программное обеспечение роботизированного управления должны через 5–10 лет заработать как в военных, так и в гражданских целях.

Подготовка специалистов в области цифровой экономики будет осуществляться оперативно на основе дистанционного обучения. Участниками проекта «Цифровая Долина» являются министерства, научные и производственные организации, РАН, университеты, институты развития. В России необходимо активно и оперативно создавать модели Индустриального Интернета и Интернета вещей, чтобы не остаться в хвосте мирового промышленного развития. Россия, обладая хорошими специалистами в области разработки программного обеспечения, имеет возможности для занятия определённой ниши в области цифровой экономики. При этом обязательно потребуется заниматься безопасностью такого Индустриального Интернета. Справочно: За рубежом для обеспечения перехода к цифровой экономике компании объединяются в консорциумы. Индустриальный Интернет Консорциум (Industrial Internet Consortium – IIC), созданный также в марте 2014 года пятью компаниями (General Electric, IBM, Intel, AT&T, Cisco), насчитывал на 21 августа 2014 года уже 192 члена из 26 стран.

В его состав вошли корпорация Miсrosoft, вузы, научные институты, а также Всемирный Экономический Форум, обеспечивающий IIC политическую влиятельность. Индустриальный Интернет Консорциум занимается реализацией проекта «Индустрия 4.0» – созданием новой промышленности, рождающейся в ходе нынешней технологической революции, системы «умных» заводов, объединённых связывающей их сетью для быстрой перенастройки производственных процессов в соответствии с изменениями в стоимости и доступности потребляемых ресурсов и в спросе на производимую продукцию.

По прогнозам Индустриального Интернет Консорциума, вклад «Индустрии 4.0» к 2030 году в мировой ВВП достигнет 15 трлн. долларов в год, что сравнимо с ВВП США (17,4 трлн. долл. в 2014 году), и повысит мировой ВВП на 11%. К 2020 году мировой объем продаж сетевых устройств превысит 1,8 триллиона долларов. Более половины этой суммы будет приходиться на устройства М2М, обеспечивающие межмашинное взаимодействие. Индустриальный Интернет соединит около 50 миллиардов машин, эксплуатируемых в промышленности, строительстве, на транспорте.

Определение общих платформ и языков, на которых будут общаться машины разных корпораций, является одной из основных задач в распространении киберфизических систем Индустриального Интернет. 83% опрошенных компаний собираются внедрить компоненты «Индустрии 4.0» в течение 5 лет во всех важных направлениях своего бизнеса и рассчитывают за счёт этого повысить производительность труда на 18% в течение 5 лет. Для обеспечения функционирования Индустриального Интернет Международный союз электросвязи создаёт стандарты 5G-связи, способные передавать данные на скорости до 20 Гбит в секунду. Европейские инвестиции в четвертую промышленную революцию до 2020 года составят 140 млрд. евро в год. Американцы, понимая, что прежняя траектория развития мира закончилась, в 2009 году организовали Институт сингулярности. Спонсорами стали «Google», NASA, DARPA.

В Институте сингулярности читаются курсы: Нанотехнологии, Биотехнологии, Роботехника, Мехатроника, Прогностика, Новые финансы, Предпринимательство в новом мире. Обучение в этом институте проходят высшие менеджеры государства и корпораций. Для функционирования цифровой экономики на основе аддитивных технологий необходимы в качестве важнейшего элемента «умные» станкостроительные роботизированные производства, которые уже находят широкое применение в различных отраслях – авиационной промышленности, энергетике, электротехнике, транспортном машиностроении, медицине, в строительстве и в других.

Создание таких производств с использованием новейших технологий может быть осуществлено в рамках комплексного станкостроительного проекта «Кластеры», реализуемого в различных регионах страны для создания массового производства 3D-принтеров, металлических и неметаллических порошковых композиций, технологий неразрушающего контроля готовых изделий, отечественного оборудования для аддитивных технологий, создания необходимого программного обеспечения, информационно-коммуникационной системы, что позволит перейти от производства единичных деталей к массовому производству конкретных устройств. В настоящее время во многих странах происходит взрывной рост аддитивных технологий. Мировой рынок таких технологий с 2010 по 2014 год прирастал в среднем на 27% и его объем достиг 3 млрд. долларов. Так, корпорация «Боинг» с использованием 3D-печати изготавливает более 22 тысяч деталей 300 наименований для 10 марок коммерческих и военных самолетов.

В рамках проекта «Лесопромышленный кластер» планируется эффективно использовать имеющиеся лесные ресурсы лиственных пород (береза и осина) и на основе новых технологий создать производства по машиностроению для лесного кластера (гусеничная лесозаготовительная техника, колёсная техника на шинах сверхнизкого давления, транспортные дирижабли и др.), лесозаготовке и глубокой переработке древесины (модифицированной древесины, древесно-композитных материалов и др.), производству продукции для социальной сферы (строительство домов, школ, детских садов, изготовление инновационных строительных материалов и др.), а также биохимические производства (производство БАД, БАВ, сорбентов, лекарств, легнина, биоудобрений, кормов для крупного рогатого скота и др.).

Применение только одного из продуктов этого кластера – наноцеллюлозы – возможно использовать в различных отраслях деятельности: пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, в электронике, нефтяной промышленности, медицине, фармацевтике, строительстве и др. Проект «Инновационный транспорт». Обеспечение транспортной связности территории России является важнейшей задачей. Транспортные пути выступают не как самоцель, а как инструмент развития, который необходимо создавать и активно использовать в ходе модернизации экономики. Для ее реализации необходимо наращивание скоростных железных дорог, существенное увеличение протяженности автомобильных дорог, создание новых типов транспортных средств. Решение такой задачи может быть осуществлено при использовании новых инновационных, экономически эффективных технологий строительства.

Высокотехнологичная скоростная транспортная система позволит, по оценкам экспертов1 , по-новому связать страну, дать работу 20 миллионам человек, обеспечить увеличение доходов на 30 миллиардов долларов ежегодно, связанных с транзитом, реанимирует Северный морской путь, возродит десятки аэродромов-хабов, даст толчок инновационному развитию экономики страны. Для скоростного и относительно недорогого строительства автомобильных дорог разработаны новые технологии и материалы, в том числе грунтобетон сверхбыстрого твердения и суперкомпозиты, использование которых при строительстве дорог на мерзлых грунтах может быть очень эффективным, особенно в условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Суперкомпозиты – новое поколение конструкционных строительных материалов, превосходящих железобетон по всем физико-техническим характеристикам в десятки раз. Себестоимость суперкомпозитов для строительства одного км однополосной автомобильной дороги в несколько раз дешевле существующих технологий. Грунтобетон (бетон сверхбыстрого твердения) – инновационные технологии дорожного строительства, обеспечивающие беспрецедентно низкие трудозатраты, высокую скорость строительства, минимальное количество дорожной строительной техники, чрезвычайно низкую стоимость строительства. В рамках проекта «Инновационный транспорт» предусматривается создание отечественных гибридных аэростатических летательных аппаратов (ГАЛА) различной грузоподъемности и назначения. Для нашей страны это особенно необходимый вид транспорта, учитывая огромные бездорожные пространства Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Многоцелевой ГАЛА жесткого типа может быть предназначен для транспортировки пассажиров и грузов массой до 180 тонн в стандартных и специальных контейнерах, а также крупногабаритных грузов (40×10×5м) на внешней подвеске, несения патрульной службы (охрана сухопутных территорий и акваторий, связь, инструментальная разведка) с длительностью беспосадочного полета до 15 дней, поиска полезных ископаемых, вахтовых методов их добычи, проведения спасательных операций на суше и море, освоения необжитых территорий Арктики, Сибири, Дальнего Востока. Создание группировки таких ГАЛА может быть осуществлено в течение 5–7 лет. Проектом «Новая энергетика» для инновационного транспорта предусматривается разработка и организация производства автономных систем энергоснабжения на основе уникальных инновационных технологий на новых физических принципах, а также создание многотопливного керамического роторного двигателя, обладающего качественно лучшими характеристиками (небольшой вес, КПД более 65%, отсутствие систем газораспределения, коробки передач, глушения звуков выхлопа и др.), имеющего широкий диапазон использования (автомобили, тракторы, самолёты, вертолёты, дирижабли, катера, яхты и др.). Производство таких двигателей может быть организовано в короткие сроки.

Приоритетные проекты в сфере повышения качества жизни людей

В рамках III приоритетного направления деятельности по обеспечению национальных приоритетов (повышение качества жизни, культура, здравоохранение, образование) предусматривается реализация проекта «Зеленый мир», создание системы длительного хранения продукции, создание новых производств продукции на основе бактериородопсина, новых медицинских центров и др. Программой «Зеленый мир» предусматривается создание региональных зон опережающего экономического, технологического и социального развития сельскохозяйственных и муниципальных территорий, переход к промышленному выращиванию сельскохозяйственной продукции с высоким экономическим эффектом, длительное (до 2-х лет) сохранение произведенной продукции без потери качества. Технология основана на синтезе основных принципов биодинамического земледелия и современных научнотехнических разработок в области микробиологии, биохимии и физики, не требует применения дополнительной сельхозтехники, оборудования и значительных трудозатрат, что приведет к существенному снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Использование таких технологий в зонах рискованного земледелия, а особенно на Севере, в Сибири, Дальнем Востоке позволит существенно снизить затраты на северный завоз и перевести эти территории на самообеспечение плодоовощной продукцией. В рамках программы «Зелёный мир» могут быть созданы универсальные многоцелевые сельскохозяйственные системы воспроизводства биоресурсов. Комплексным проектом «Арктическая цивилизация» предусматривается: – Сохранение и восстановление среды обитания коренных и малочисленных народов Севера России (инновационные технологии очистки и реабилитации территорий); – Создание на основе инновационных технологий экологически чистых продуктов питания (технологии агропромышленного производства в контролируемых условиях, экологически чистое водоснабжение); – Разработка экологически чистых средств транспорта, энергетики (экологически чистые транспорт, энергетика, в том числе малая, аппараты на воздушной подушке, на шинах сверхнизкого давления и др.); – Реализация инновационных технологий промышленного и жилищного строительства (создание комплексных арендных жилищных и агропромышленных поселений на Дальнем Востоке и Севере)

Приоритетные проекты в сфере экологии

В рамках IV приоритетного направления деятельности по обеспечению национальных приоритетов (cохранение и восстановление природных систем, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности, повышение качества воды, почв, воздуха, утилизация техногенных отходов) предусматривается реализация комплексных производств по очистке воды, утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и др. В России ежегодно образуется более 63 млн. тонн отходов потребления (муниципальных отходов). Из них: 90% размещается на полигонах (более 7 тысяч полигонов и 74 тысячи несанкционированных свалок), 5–6% сжигается на мусоросжигательных заводах, 1–3% используется в качестве сырья или добавок. 40% мусора представляет ценное вторичное сырьё, но используется это добро нерационально. Поэтому не случайно вопросы экологии привлекли внимание Администрации Президента РФ и 2017 год объявлен годом экологии.

Кроме того, даже лица далёкие от техники (например, глава Сбербанка России Греф Г.О.1 ) стали говорить о необходимости «циркулярной экономики», в которой отходы одного производства являются исходным сырьем для другого, то есть о безотходной экономике. Для решения задач в сфере экологии предусматривается создание: – систем утилизации твердых бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов с получением конкурентоспособной продукции, электрической и тепловой энергии, топлив различного назначения, строительных материалов; – уникальных систем разделения жидких, газообразных и твердых сред для создания на их основе инновационных комплексов переработки нефти, золотодобычи, опреснения воды и другой продукции. Применение технологий быстрого пиролиза и ферментативного гидролиза позволят из отходов сельского хозяйства, деревоотходов и углерод содержащих ценных ископаемых, имеющихся в России, получать ценную продукцию (сорбенты широкого спектра действий, удобрения, тепло-энерго-ресурсы, строительные материалы и др.). Области использования наноструктурированных материалов также достаточно широки (цифровая экономика, строительство, энергетика, продукты питания, транспорт, электроника, тонкий химический синтез и др.).

Гидроволновая технология (инновационная российская технология очистки и обессоливания воды) основана на применении ранее не использовавшихся в этом направлении физических процессов. Эта технология устраняет основные недостатки существующих водоочистных систем, в том числе невозможность организации серийного производства водоочистных комплексов, так как любое очистное сооружение должно настраиваться на конкретный анализ исходной воды. Уникальные особенности этой технологии (не требуются расходные материалы: фильтры, сорбенты, химические реагенты и т.п., установка очищает водную среду независимо от степени ее загрязненности и минерализации, нет необходимости в предварительной водоподготовке, удельные энергозатраты меньше в 4–5 раз, чем для всех известных установок) позволяют широко использовать эту технологию для решения важнейших задач страны, в том числе: утилизацию жидких радиоактивных отходов, опреснение морской воды, обезвреживание отравляющих веществ, получение биотоплива из растительного сырья и др.

Некоторые меры по ускорению перехода к новому технологическому укладу

Положительными отличительными особенностями представленных типовых инновационных инфраструктурных проектов являются: 1) Соответствие приоритетным направлениям деятельности по обеспечению национальной безопасности (Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г.); 2) Соответствие новому технологическому укладу; 3) Обладание синергетическим эффектом; 4) Открытие широких возможностей для использования в различных сферах деятельности при их тиражировании на условиях государственно-частного партнерства; 5) Небольшие финансовые затраты на реализацию большинства типовых проектов, представленных в статье (15-20 млн. евро); 6) Минимальные сроки окупаемости (от 1 года до 5 лет); 7) Создание возможности для захвата первыми новых внутренних и мировых рынков. Проблема только в одном: отсутствие отечественных инвесторов и государственной поддержки.

Первоочередными мерами по ускорению перехода экономики на новый технологический уровень, по нашей оценке, являются: – Ускоренная реализация и тиражирование комплексных инновационных инфраструктурных проектов нового уклада; – Введение государственного лоббирования создания и расширения производств нового технологического уклада; – Государственная поддержка создания и функционирования внутреннего и внешнего рынка инновационной продукции;

– Введение крупных преференций для деятельности институтов РАН и ГНЦ (без широкомасштабных фундаментальных и прикладных исследований невозможно эффективно двигаться в экономике к новому технологическому укладу); – Создание федерального Комитета по науке и технике нового типа, использующего современные управленческие стратегии, системы поддержки принятия решений, методы компьютерного моделирования, прогнозирования и планирования; – Реализация возможности получения для инновационных проектов «длинных и дешёвых» денег (повышение инвестиций в высокотехнологичные сектора промышленности) и низких процентов за кредиты; – Облегчённое налогообложение для инновационных проектов и производств; – Отказ от конкурсов и аукционов в сфере НИОКР (приоритет проектов должны определять Научнотехнические советы в составе компетентных учёных); – Введение дополнительных стимулов к изобретательской деятельности.

Существующий в стране государственный аппарат не эффективен. Он с трудом справляется с задачами оперативного управления, оказывается бессилен в период кризисов и стагнации, не способен оперативно обеспечить выполнение задач реиндустриализации экономики страны. Поэтому принятое руководством страны решение о модернизации существующих органов управления экономикой России безусловно заслуживает одобрения. На региональном уровне также необходимо эффективное региональное управление с ориентацией на дальнюю перспективу.

И в заключение – ключевой вопрос о сроках принятия решений и реализации их. Задача о выработке Стратегии научно-технологического развития страны поставлена Президентом РФ в июне 2015 года. Фактически истекает уже год, а такая стратегия не выработана до сих пор. Принятие решений и реализация приоритетных проектов развития страны не должны затягиваться на годы. За рубежом приоритетные проекты реализуются очень быстро (приведенная информация о проекте «Индустрия 4.0» свидетельствует об этом). В российской истории также имеются положительные примеры достижения огромных успехов за короткое время: так, за две первые пятилетки до Великой Отечественной войны были построены 9000 заводов, за три пятилетки после войны не только восстановлены разрушенные, но и созданы новые отрасли промышленности, в том числе атомная, радиоэлектронная, ракетно-космическая и другие, позволившие создать атомные электростанции и ледоколы, осуществить первыми полет человека в космическое пространство.

И особенно воодушевляющий авторов пример: постановление Совнаркома СССР о создании после войны новых авиационных НИИ и КБ (в том числе ГосНИИАС, тогда с другим названием) было принято 26 февраля 1946 года, а фактически эта организация уже была сформирована и начала работать в конце мая 1946 года (скорость реализации принятых решений удивительна!). 14 апреля 2016 года Президент России, общаясь с народом, отметил: «Нельзя оказаться на обочине мирового развития. Главное – это изменить структуру экономики.

Самый дорогой ресурс – время». Хочется, чтобы эти слова дошли до всех и стали руководством к практическим действиям, в первую очередь Правительства нашей страны.

Список литературы

1. Жеребин А.М., Терехов И.И. Устранение препятствий на пути инновационного и конкурентоспособного развития отечественной экономики как основная цель антикризисных мер. // Инновационный портрет России. – М.: Центр стратегического партнерства, 2009. – С. 107–112.

2. Жеребин А.М., Терехов И.И. Инновационные проекты по созданию высокотехнологичных производств двойного и гражданского назначения: проблемы и практика реализации на основе государственно-частного партнерства. Доклад на XIV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». Москва, ИНИОН РАН, 19–20 декабря 2013 г.

3. Терехов И.И. Актуальные проблемы и система первоочередных мер по обеспечению инновационного развития регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды Восьмой международной научно-практической конференции. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – Ч. 2. –С. 433–439.

4. Терехов И.И. Актуальные проблемы формирования и реализации политики инновационного развития промышленности России. Стенограмма выступления на Парламентских слушаниях в Государственной Думе 21 октября 2013 г.

Жеребин А.М. , Терехов И.И.



Другие новости и статьи

« Угрозы научно-технологического развития на пути выхода России из кризиса

Факторы наращивания технологического потенциала России в современном мире »

Запись создана: Воскресенье, 3 Ноябрь 2019 в 0:30 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы