Кораблестроитель И. А. Амосов — создатель фрегата «Аврора»



Кораблестроитель И. А. Амосов — создатель фрегата «Аврора»

oboznik.ru - Кораблестроитель И. А. Амосов — создатель фрегата «Аврора»
#аврора#флот#история

Выдающийся русский кораблестроитель Иван Афанасьевич Амосов родился 12 декабря 1800 года в Архангельске, в семье потомственных мореходов, кораблестроителей. Согласно сохранившимся документам, род Амосовых занимался судостроением на Архангельском Севере (а позднее — в СанктПетербурге) еще с XIV века. Его отец Афанасий Петрович Амосов, окончив Училище флотских штурманов, долгие годы служил на различных кораблях Балтийского флота, дослужившись до чина подполковника Корпуса флотских штурманов [1].

Детские годы Ивана Амосова прошли в Петербурге. В 1817 году, после окончания Училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге, И. А. Амосов был направлен в Кронштадтский порт руководителем ремонтных работ на фрегатах, подготавливаемых к началу летней навигации. В 1823–1827 гг. И. А. Амосов работал в Санкт-Петербурге, в Главном Адмиралтействе, руководил конструкторской службой, участвовал в проектировании и строительстве линейных кораблей «Гангут» (1825), «Император Александр I» (1826) и других [2]. В 1827–1828 гг. Иван Афанасьевич Амосов был командирован в Англию, на судостроительные верфи в Лондоне и Глазго для ознакомления с технологией постройки кораблей на английских верфях. В 1830 году для проверки соответствия объявленных правительством Северо-Американских Соединенных Штатов тактико-технических элементов 30-пушечного парусного корвета «Кенсингтон», который американцы хотели продать

России, в Нью-Йорк были командированы капитан 1 ранга А. П. Авинов и поручик Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов. Они должны были определить предельную цену, которую следовало установить за приобретаемый корабль, а также изучить используемую в Северо-Американских Соединенных Штатах технологию строительства кораблей, чтобы потом использовать этот опыт в России. Авинов и Амосов способствовали приобретению на приемлемых условиях корвета и наблюдали за его подготовкой к переходу в Россию.

По прибытии в Петербург И. А. Амосов представил в Морское министерство альбом зарисовок практически всех стадий строительства кораблей на американских верфях. Корвет прибыл в Кронштадт, получил наименование «Князь Варшавский» и вошел в состав Балтийского флота. В Петербурге И. А. Амосов снова приступил к обязанностям кораблестроителя на верфях Главного Адмиралтейства.

По своему проекту он построил 4-пушечный военный транспорт «Либава», а затем совместно с полковником Корпуса корабельных инженеров К. А. Глазыриным спроектировал и построил 54-пушечный фрегат «Прозерпина» (заложен 10 октября 1831 года в Главном Адмиралтействе, спущен на воду 31 августа 1832 года). В 1832 году командир строившегося на Охтинской верфи 52-пушечного парусного фрегата «Паллада» капитанлейтенант П. С. Нахимов выразил И. А. Амосову беспокойство по поводу недостаточно надежной конструкции оборудуемого на «Палладе» порохового погреба — крюйт-камеры. Ее конструкция не гарантировала безопасность от случайных взрывов. Амосов, основываясь на изученном им в Англии опыте оборудования пороховых погребов кораблей английского флота, разработал конструкцию новой крюйт-камеры для «Паллады». Нахимов одобрил проект, а Охтинская верфь его реализовала. Фрегат «Паллада» был заложен на Охтинской судоверфи 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года и стал одним из лучших парусных фрегатов Российского флота [1].

В 1852–1853 гг. под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского фрегат «Паллада» с дипломатической миссией вице-адмирала Е.В. Путятина совершил кругосветное плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал в качестве секретаря Путятина известный писатель И. А. Гончаров, после возвращения в Россию на основе своих путевых заметок написавший замечательную книгу «Фрегат «Паллада» [3]. В 1832 году И. А. Амосов был назначен управляющим Охтинской верфи, сменив на этом посту англичанина В. Ф. Стоке. Совместно с ним Амосов разработал проект 74-пушечного корабля «Фершампенуаз», который вскоре был заложен на Охтинской верфи и спущен на воду в 1833 году. «Фершампенуаз», обладавший отличными мореходными качествами и удачным расположением орудий, был признан лучшим кораблем Балтийского флота.

За постройку «Фершампенуаза» И. А. Амосов бы награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. Получивший этот орден одновременно становился потомственным дворянином. 23 ноября 1833 года на Охтинской верфи под руководством И. А. Амосова был заложен фрегат «Аврора». Хотя в соответствии с заказом он должен был иметь 44-пушечное артиллерийское вооружение, Амосову удалось разместить на нем 56 орудий. Этого удалось достичь, применяя в судовом наборе в качестве подкреплений диагональные связи — ридерсы. Корпус стал заметно облегчен, что увеличило грузоподъемность корабля. Поскольку фрегат предназначался для службы на Дальнем Востоке, где тогда отсутствовала судоремонтная база, его постарались сделать как можно более прочным.

Он был гладкопалубным и имел круглую корму, в качестве якорных канатов использовались стальные цепи, якорные и швартовные клюзы изготовили из чугуна. На воду фрегат «Аврора» спустили 27 июля 1835 года. После почти 20 лет службы в составе Российского флота фрегат «Аврора» прошел капитальный ремонт и в 1854 году под командованием капитан-лейтенанта И. Н. Изыльметьева совершил переход в Петропавловск-на-Камчатке, где в условиях начавшейся Крымской войны 1853–1856 годов активно шла подготовка к обороне города от англо-французской эскадры. Большая часть команды фрегата и все пушки с его левого борта заблаговременно были свезены на берег, где 24 августа 1854 года участвовали в отражении англо-французского десанта. Орудия правого борта «Авроры» успешно стреляли по кораблям врага.

В результате решительной штыковой контратаки против почти вдвое превосходящего их численно противника морякамавроровцам и солдатам петропавловского гарнизона удалось сбросить вражеский десант в море. Потеряв в сражении более 400 человек убитыми и ранеными, англо-французские корабли ушли из Авачинской бухты. Отвага и стойкость, проявленные моряками фрегата «Аврора» в бою, навсегда вошли в славную историю Российского флота [4]. После окончания Крымской войны, завершив кругосветное плавание, фрегат «Аврора» 1 июня 1857 года вернулся в Кронштадт.

В составе флота корабль оставался около 26 лет. 8 апреля 1861 года фрегат «Аврора» был исключен из списка флота и впоследствии разобран. Его наименование в конце XIX века получил знаменитый крейсер «Аврора» [5]. В 1835 году И. А. Амосова произвели в подполковники Корпуса корабельных инженеров. На Охтинской верфи по его проекту были построены 74-пушечные корабли «Константин» (1837) и «Выборг» (1841), вошедшие в историю Российского флота тем, что оба перед началом Крымской войны («Выборг» в 1853, а «Константин» в 1854 году) были оборудованы паровыми энергетическим установками и винтовыми движителями. К концу 1830-х годов И. А. Амосов стал конструктором и строителем паровых кораблей. На Охтинской верфи, помимо малых пароходов, им по своим проектам были построены 400-сильные колесные пароходофрегаты «Грозящий» (1844) и «Надежда» (1845), которые стали достойными представителями этого класса боевых кораблей Российского флота.

В историю отечественного кораблестроения И. А. Амосов вошел и как создатель первого в России парового корабля с винтовым движителем. Мореходные и боевые качества колесных пароходофрегатов оставляли желать много лучшего. Колеса были слишком восприимчивы к нагрузкам, создаваемым ударами волн, а большие колесные кожухи препятствовали размещению пушек в средней части корабля. Значительно более эффективным движителем для морских пароходов оказался гребной винт. В 1846 году И. А. Амосова снова направили в Англию для ознакомления со строительством первых паровых судов с «архимедовым винтом» (так называли тогда гребной винт). Возвратившись через несколько месяцев в Петербург, он сразу же приступил к разработке проекта первого в нашей стране боевого корабля — фрегата с паровым двигателем и винтовым движителем, получившего наименование «Архимед».

В ходе подготовки к строительству Амосов спроектировал двух, трехи четырехлопастные гребные винты, провел большую научно-исследовательскую и экспериментальную работу по исследованию сил, действующих на гребной винт, особенностей взаимодействия винта с корпусом корабля. Впервые подробно И.А.Амосов изучил гидродинамические характеристики винта, обосновал требования к материалу винтов, предложил методику проведения швартовных и ходовых испытаний строящихся судов. В наши дни швартовные и ходовые испытания являются неотъемлемой и очень важной частью процесса строительства или ремонта любого корабля или судна [6].

Со стапеля Охтинской верфи фрегат «Архимед» сошел 20 июля 1848 года [7]. Это было относительно крупное паровое судно с главными размерениями 54,5×13,4×6,1 м, имевшее четыре паровые машины общей мощностью 300 номинальных л. с., вращавшие двухлопастной гребной винт. Фрегат нес полную парусную оснастку и был вооружен 48 пушками. Впоследствии на той же верфи И. А. Амосов построил еще два колесных пароходофрегата — «Гремящий» и «Олег» с машинами мощностью по 400 номинальных л. с. [2, 8, 9]. В 1860 году И.А. Амосова назначили инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта. На этом посту он много сделал для расширения и реконструкции производственных мощностей Кронштадтской верфи.

На строящихся и ремонтируемых кораблях Амосов применял специальные подкрепления палубы в местах установки орудий, что позволило увеличить их калибр, дополнительные подкрепления бортов в районе машинного отделения и артиллерийских погребов, усовершенствованный тип рулевого устройства, а также предусмотрел дублирование трюмно-балластных и противопожарных систем кораблей [10, 11]. В 1872 году И. А. Амосов был произведен в инженергенералы Корпуса корабельных инженеров, который он и возглавил.

1 января 1873 года его наградили орденом Белого Орла, а в 1874 году — орденом Св. Владимира 2-й степени. В 1873 году И. А. Амосов был освобожден от должности инспектора кораблестроительных работ Кронштадтского порта и назначен членом Адмиралтейств-совета — высшего совещательного органа при Морском министре [6]. Скончался Иван Афанасьевич Амосов 1 июня 1878 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище в Петербурге.

1. Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях. Л.: Судостроение, 1966. С. 23–38.

2. Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988. С. 91–101.

3. Разумневич В. Л. Фрегат «Паллада» // Корабли-герои: Сборник / под ред. В. Н. Алексеева. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1970. С. 44–49.

4. Щедрин Г. И. Огненная кругосветка «Авроры» // Корабли-герои: Сборник / под ред. В. Н. Алексеева. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1970. С. 42–43.

5. Всемирная история флота / Авторы-сост. Лапшова О. В., Смирнова Л. Н., Михеенкова О. В., Рычкова Ю. В. — М.: Вече, 2001. С. 139–141.

6. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Отечественное кораблестроение. — СПб., 2015. С. 349.

7. Кондратенко Р. В. Первые шаги отечественного винтового судостроения // Судостроение. 2010. № 5. С. 74–78.

8. Куратов А. А. Амосовы // Поморская энциклопедия: В 5 томах. Том I / под ред. В. Н. Булатова. — Архангельск: Поморский гос. университет им. М. В. Ломоносова, 2001. С. 32–33.

9. Генриот Э. Краткая иллюстрированная история судостроения. Пер. с нем. — Л.: Судостроение, 1973. С. 133.

10. Амосов Иван Афанасьевич // Большая Советская Энциклопедия: В 30 томах. Том I / под ред. А. М. Прохорова. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1969. С. 536.

11. Морской энциклопедический справочник: В двух томах. Том I / под ред. Н. Н. Исанина. — Л.: Судостроение, 1986. С. 34.

А. С. Бобрецов



Другие новости и статьи

« Идеологические мифы современной экономической теории и реальность

Историческая память как основа патриотического воспитания »

Запись создана: Понедельник, 19 Ноябрь 2018 в 9:50 и находится в рубриках Николаевская армия.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы