11 Декабрь 2019

Совершенствование артиллерийского комплекса крейсеров «Аврора» и «Диана» в ходе Первой мировой войны

#диана#аврора#флот

Вопрос о генезисе и совершенствовании артиллерийского комплекса крейсеров «Аврора» и «Диана» в 1897–1917 гг. имеет определенную историческую значимость, поскольку его отдельное исследование позволяет не только полнее представить фактическую суть данного явления, но и лучше понять уровень конструктивного предвидения русских моряков и инженеров в отношении перспективы идей, заложенных в крейсера типа «Диана» при их создании.

К моменту вступления в Первую мировую войну крейсеров «Аврора» и «Диана» оба они являлись в достаточной степени устаревшими кораблями, построенными на рубеже XIX–ХХ столетий в соответствии с реализацией идеи крейсерской войны на коммуникациях вероятного противника, как тогда полагали — Великобритании. Корабли предполагались как быстроходные бронепалубные крейсера с сильным артиллерийским вооружением и вошли в состав судостроительной программы 1895 г., рассчитанной на семь лет и предусматривавшей, кроме прочего, создание шести «истребителей торговли».

Кратко упомянем о становлении и развитии проекта артиллерийского вооружения крейсеров типа «Диана», формировавшегося в соответствии с их оперативно-тактическим предназначением. В 1895 г. в итоге конкурса проектов, несмотря на достаточно глубокую проработку, ни один из них, как отмечалось в вердикте комиссии Морского Технического комитета (МТК) не мог «подлежать немедленной постройке без внесения изменений»1 . Дальнейшее проектирование бронепалубного океанского крейсера поручили Балтийскому заводу морского ведомства. В качестве основного прототипа было предписано избрать английские крейсера типа «Астрея», но «с артиллерией, сосредоточенной всецело на верхней палубе»2 . В мае 1895 г. завод представил в МТК эскизный проект 20-узлового крейсера в четырех вариантах.

При этом инженеры завода отступили «от предписанного в качестве прототипа английского крейсера “Астрея”, поскольку последний среди других новейших крейсеров разных наций не представляет собой тип наивыгоднейший…» Выбор МТК пал на четвертый, наибольший по водоизмещению вариант (6000 т), представлявший собой своеобразный аналог новейшего британского 19-узлового крейсера «Тэлбот», вооруженного двумя 8-дм (203-мм) орудиями в оконечностях и восемью 6-дм (152-мм) пушками на верхней палубе. В процессе детальной проработки проекта русского крейсера для обеспечения однородности его главного калибра концевые 8-дм орудия заменили на 6-дюймовые . В ноябре 1895 г. были выданы наряды на постройку в эллингах Галерного острова двух однотипных крейсеров — «Паллады» и «Дианы» . В процессе детализации проектных решений определился оптимальный состав артиллерии главного калибра.

Пересмотрев ранее представленный эскизный проект, в МТК пришли к выводу, что наиболее выгодным решением будет установка шести 6-дм орудий в 45 калибров длиной и такого же количества 120-мм орудий системы Канэ взамен планировавшихся десяти 6-дюймовок, а в качестве противоминной артиллерии — двадцать 47-мм и восемь 37-мм пушек Гочкиса. Однако поскольку вскоре стало ясно, что 47-мм орудия утратили свое значение как эффективное средство борьбы с миноносцами противника, их заменили на двадцать 75-мм пушек системы Канэ в 50 калибров длиной, существенно превосходивших прежние по могуществу боеприпасов. Замене подлежали и 120-мм пушки. Окончательно состав артиллерии определился из десяти 6-дм, двадцати 75-мм и восьми 37-мм орудий. Когда спустя некоторое время обнаружилась весовая перегрузка в 182,5 т, для ее устранения решили сократить запасы топлива, провизии и уменьшить до восьми число 6-дм орудий. Эти меры были утверждены, причем, вопреки мнению артиллеристов, решили отказаться и от орудийных щитов, что дало экономию веса 9,6 т.

В соответствии со спецификацией «крейсера водоизмещением 6630 т» на артиллерию отводилось 5,65 % нормального водоизмещения6 . Официальная закладка всех трех кораблей серии состоялась в один день – 23 мая 1897 г., а спустя год, в мае 1898 г. в очередной раз подверглись пересмотру состав и расположение артиллерии, не обеспечивавшей, как полагали, надежной защиты от атак миноносцев с кормовых курсовых углов. Учитывая важность этого обстоятельства в свете добавочной функции «несения разведочной службы при эскадре», было решено установить на крейсерах дополнительно по четыре 75-мм орудия. Их расположили — два на спонсонах на верхней палубе в корме, а еще два — в командирской столовой под верхней палубой, где оборудовали специальные бортовые ниши, допускавшие стрельбу прямо по корме.

Окончательно артиллерия крейсеров при их вступлении в строй состояла из восьми 6-дм орудий в 45 калибров системы Канэ производства Обуховского завода (вес снаряда 41,5 кг, начальная скорость 790 м/с, дальность стрельбы на наибольшем угле вертикального наведения + 15° — 53 кабельтова, скорострельность 5 выстрелов в минуту) и двадцати четырех 75-мм орудий в 50 калибров системы Канэ (вес снаряда 4,9 кг, дальность стрельбы на наибольшем угле вертикального наведения +20° — 40 кабельтовых, скорострельность 10 выстрелов в минуту). Боезапас 6-дм калибра состоял из 1414 выстрелов раздельного заряжания, 75-мм — из 6240 унитарных выстрелов. Имелось также восемь мелких 37-мм пушек Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, носовом и кормовом мостиках, а также две 63,5-мм пушки системы Барановского для десантных партий. Шестидюймовые орудия группировались в оконечностях корпуса, 75-мм — преимущественно по бортам.

Подобное размещение артиллерии позволяло сосредоточить огонь более тяжелых орудий в основном на носовых и кормовых курсовых углах, что вполне соответствовало представлениям о ведении боевых действий на океанских коммуникациях противника, делая вместе с тем крейсера ограниченно пригодными для эскадренной службы. Крейсера «Паллада» и «Диана» были представлены на испытания в кампанию 1901 г. Пробные выходы в море начали с «Паллады», испытательные стрельбы которой прошли 11 октября тремя выстрелами из каждого орудия, причем работа самой материальной части не вызвала никаких нареканий. Замечания были высказаны по расположению орудий, в особенности 75-мм, чьи обшитые деревом порты сокращали и без того небольшие сектора обстрела, а верхние крышки полупортиков при обрыве удерживавших их в боевом положении цепочек мешали ведению огня.

Однако гораздо более серьезные недостатки были выявлены в устройстве снарядных погребов противоминного калибра, обладавших слабыми теплоизоляцией, вентиляцией и освещением, а главное, по своему объему практически не способных вместить весь 75-мм боезапас. В достаточно категоричной форме данное обстоятельство нашло свое отражение в приемном акте комиссии: «…Если сравнить скупость, с которой в проекте отведено место под погреба, по сравнению с котельными отделениями, например, то приходится прийти к заключению, что при проектировании крейсера артиллерии и ее требованиям не было придано первенствующее значение, которое она должна была бы иметь как главное оружие корабля и для которого сам корабль только служит подвижною платформою…»7 Примечательно, что испытания выявили неприятную особенность крейсеров, прямо ставящую под вопрос реализацию их изначальной оперативно-тактической концепции — служить «истребителями торговли», т. е. торгового судоходства потенциального государства-противника.

Проблема заключалась в недоборе контрактной скорости полного хода, значение которой для «Паллады» и «Дианы» составили соответственно 19,17 и 19,0 узла. Подобное сходство результатов ходовых испытаний заставляло подозревать просчеты в обводах корпуса, констатированные комиссией тем, что «в образованиях… корпусов, вероятно, кроется одна и та же ошибка, одинаково сказывающаяся на скоростях обоих крейсеров…»8 . Картина почти точно повторилась впоследствии и при последующих испытаниях «Авроры», средняя скорость которой составила 18,97 уз, а наибольшая — лишь 19,2 уз9 . Тихоходность кораблей отразилась на их боевом применении в ходе Русско-японской войны, а также наложила отпечаток на модернизацию артиллерии «Авроры» и «Дианы» уже перед и во время Первой мировой войны. В мае 1906 г., после возвращения «Авроры» и «Дианы» с Дальнего Востока, крейсера были поставлены в ремонт у Балтийского и Франко-Русского заводов в Петербурге. С кораблей сняли мелкокалиберную артиллерию, отремонтировали 6-дм и 75-мм орудия. Крейсера получили по два дальномера производства британской компании «Барр энд Струд». В августе 1908 г. «Аврора» снова встала в ремонт на Балтийском заводе, продлившийся год.

С корабля сняли четыре 75-мм пушки и добавили две 6-дюймовки на место снятых палубных орудийных установок в корме. Всех их оснастили щитами, была также модернизирована система управления огнем10. Через год после окончания модернизации «Авроры» в ремонт встала «Диана» (ноябрь 1910 — май 1912 г.). Проплавав кампанию 1912 г. на Балтике, крейсер подлежал переоборудованию в учебно-артиллерийский корабль с вооружением из новейших 130-мм орудий в 55 калибров длиной, которые входили в состав артиллерии строившихся дредноутов и крейсеров. Десять таких орудий должны были поступить на «Диану» к апрелю 1914 г. и устанавливаться на место демонтированных 6-дюймовок. Однако поставка затягивалась, и на корабль, сразу после начала войны летом 1914 г., установили восемь 120-мм имевшихся в наличии орудий системы Канэ.

Эти орудия уже в октябре того же года заменили опять-таки на прежние 6-дюймовки, доведя их число до десяти. Долгожданные 130-мм орудия «Диана» получила только в начале кампании 1915 г. Причем концевые орудия были сдвинуты к оконечностям таким образом, что в диапазоне курсовых углов 60–120° на цель с каждого борта по противнику могло действовать по шести орудий11. Снятые с «Дианы» 6-дюймовки частично пошли на усиление вооружения «Авроры», на которой их число было доведено до четырнадцати — по одной паре орудий добавили на верхней палубе по бортам в носовой и кормовой группе.

Из числа наличных 75-мм пушек «Авроры» шестнадцать были сняты вовсе (все десять с батарейной и шесть с верхней палубы). Все эти метаморфозы артиллерии обоих крейсеров были осуществлены в Кронштадте в течение мая — июня 1915 г., куда оба корабля перешли для проведения работ, а также необходимого докования. В итоге артиллерия «Авроры» состояла из четырнадцати 6-дм и четырех 75-мм орудий, «Дианы» – десяти 130-мм и четырех 75-мм12. Присоединившись к Действующему флоту соответственно в июле и августе, «Аврора» и «Диана» остаток кампании 1915 г. провели в составе корабельной группировки АбоОландского района, выходя в прикрытие дозоров, минных постановок и действий тральных сил: малый ход препятствовал их использованию в дальних операциях.

В конце ноября оба крейсера возвратились на зимовку в главную базу Балтийского флота Гельсингфорс, где на юте «Авроры» для отпора неприятельским аэропланам установили легкое скорострельное 40-мм зенитное орудие британской компании «Виккерс». Зимой 1915/16 г. зенитное вооружение корабля было дополнено двумя 75-мм «перевернутыми» орудиями на гаубичных станках системы Петроградского Металлического завода (ПМЗ), установленных на мостике перед грот-мачтой. Места установки еще двух подобных орудий были оборудованы на кормовом мостике.

Начало кампании 1916 г. «Аврора» провела во внутреннем плавании с корабельными гардемаринами, а «Диана» приняла участие в боевом походе совместно с крейсером «Громобой» и восемью миноносцами. Задачей этого рейда был удар по неприятельским силам на коммуникационной линии Швеция –—Германия, по которой противнику доставлялась железная руда. 17 июня с русских крейсеров опознали германские миноносцы прикрытия транспортного конвоя, по которым открыли огонь с дистанции около 40 кабельтовых (70–90 кб), уклонившись одновременно от сосредоточенной торпедной атаки (около 20 торпед) противника13. В этом бою «Диана» выпустила суммарно сто три 130-мм снаряда, отметив несколько попаданий в корабли противника, им не подтвержденные. Обстреляв на следующий день ста десятью 130-мм особыми «ныряющими» снарядами с циркуляции неприятельскую подводную лодку, замеченную по перископу, крейсер вместе с «Громобоем» вечером 18 июня вернулся в Гельсингфорс14. В июле «Аврору» и «Диану» довооружили 75-мм зенитными орудиями (на каждом корабле их стало по четыре «перевёрнутых» 75-мм орудия системы Канэ на гаубичных станках ПМЗ) и отправили в Рижский залив Моонзундским каналом.

Здесь крейсера несли дозорную службу и поддерживали артиллерийским огнем части XII армии, действовавшей на приморском направлении. Новый тип артиллерии многократно включался в боевую работу — оба корабля не раз обстреливали неприятельские аэропланы, а «Диана» 24 августа успешно отразила атаку трех германских самолётов, выпустив шестьдесят девять 75-мм снарядов. В начале сентября «Аврора» вернулась в Гельсингфорс для подготовки к очередному крупному ремонту, в ходе которого планировалась новая метаморфоза в ее артиллерийском вооружении. Выгрузив в Гельсинфорсе весь боезапас, сняв всю 6-дм и зенитную артиллерию, корабль совершил переход в Кронштадт, а затем в Петроград для капремонта и модернизации.

Состав артиллерии крейсера окончательно определился из уже существующих четырнадцати 6-дм орудий Канэ на модифицированных станках с доведенным до 25° углом вертикального наведения, что позволяло рассчитывать на дальность стрельбы до 68 кабельтовых. Причем подобно «Диане» за год до этого, баковое и ютовое орудия были отнесены значительно далее в оконечности, так что в диапазоне курсовых углов 30–150° (до этого 60–120°) на цель с каждого борта по противнику могло действовать восемь орудий. К ним добавлялся достаточно сильный комплекс противовоздушной артиллерии из шести 76-мм специализированных зенитных орудий отечественной конструкции Лендера — Тарновского, наиболее совершенных в то время. Две зенитки устанавливались на кормовом мостике, три — на крыше кормовой надстройки и одна — на полубаке. С этим составом артиллерии «Аврора» вступила в строй в конце 1917 г., однако повоевать ей уже не довелось.

«Диана» прошла кампанию 1917 г. с артиллерией в неизменном составе — десять 130-мм палубных и четыре 75-мм «перевернутых» орудий системы Канэ на станках ПМЗ15. 3 октября, в разгар боев за Моонзундскую позицию, «Диана» перешла в Рижский залив и была оставлена вице-адмиралом М. К. Бахиревым для охраны южного входа в Моонзундский канал. На этой позиции крейсер (переночевав за боном у Куйваста) оставался до вечера следующего дня, пока после боя линкоров у южного входа в Моонзунд и потери линейного корабля «Слава» не было приказано отходить каналом в Финский залив и далее в Гельсингфорс16. В дальнейшем после перевода в декабре 1917 г. «Авроры» и «Дианы» в Кронштадт, с последней летом 1918 г. были сняты все 130-мм орудия, которые отправили для усиления сухопутной обороны на различные фронты. Рассмотрение вопроса с артиллерийским вооружением крейсеров «Аврора» и «Диана» в 1897–1917 гг. позволяет сделать ряд выводов. Изначальная концепция двухкалиберного (6-дм и 75-мм) вооружения крейсеров, создаваемых как «истребители торговли», подверглась пересмотру с выявлением факта их общего несоответствия своему изначальному предназначению.

Возвратившиеся с Дальнего Востока в 1906 г. крейсера после проведения необходимого довооружения теперь рассматривались лишь в качестве крупных носителей достаточно многочисленной среднекалиберной артиллерии, чему способствовали их крупные размеры и тоннаж. В силу тихоходности они выступали в лучшем случае в роли точки опоры легких сил в ограниченном водном районе (АбоОландская позиция, Рижский залив). Крейсера использовались для ближней дозорной службы, борьбы с неприятельскими легкими силами на минно-артиллерийской позиции, отчасти даже в роли кораблей ПВО, что стало дополнительным амплуа учебных кораблей. Со всем этим новым предназначением «Авроры» и «Дианы» артиллерия обоих крейсеров справилась вполне успешно.

С. Е. Виноградов

Другие новости и статьи

« Единство подхода и учет национальных особенностей в сфере общественного здоровья и здравоохранения

Морская династия Егорьевых и крейсер «Аврора» »

Запись создана: Среда, 11 Декабрь 2019 в 0:08 и находится в рубриках Первая мировая война.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика