Сущность профессионально-специализированных компетенций будущего специалиста



Сущность профессионально-специализированных компетенций будущего специалиста

В статье раскрываются подходы к определению сущности профессионально-специализированных компетенций будущих офицеров, выделены характеристики военно-профессиональной деятельности специалистов автотехнического обеспечения.

Ключевые слова: военный вуз, автобронетанковая служба, компетенция, специальность, образовательный процесс.

Наиболее реальной возможностью спецификации профессионального военного образования, обеспечения возможности быстро реагировать на новые области профессиональных задач и даже на новые образцы вооружения и техники является постоянная научно-методическая, учебно-методическая и экспертно-методическая работа с набором профессионально-специализированных компетенций офицера. Для военной педагогической науки и практики весьма актуальным является вопрос определения сущности и содержания профессионально-специализированных компетенций будущего офицера исходя из потребностей войсковой практики, с учетом ее перспективы. Компетентностный подход к организации образовательных процессов – одна из самых заметных инноваций в системе образования. С его позиций меняются принципы и логика построения педагогических систем [1], а такие фундаментальные изменения не могут быть начаты и полностью закончены в столь короткий срок.

Можно утверждать, что это одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, в которой исследуются и развиваются как базовые теоретические основы, так и многочисленные аспекты применения комптентностного подхода на праксеологическом уровне. «Компетенция» выступает центральным понятием подхода. Ее сущность и основные подходы к определению содержания раскрыты в трудах В.И. Байденко [2], Э.Ф. Зеера, А.М. Павловой и Э.Э. Сыманюка [3], И.А. Зимней [4], А.А. Гаврикова [5], А.В. Хуторского [6] и др. Авторами теоретических основ компетентностного подхода понятие «компетенция» определено как заданное извне, безотносительное требование к личности специалиста, уровню развития личностных качеств, личностных образований и состояний личности, позволяющих ей определенным способом преобразовывать предмет деятельности.

В образовательном процессе компетенция выступает элементом целеполагания, определения содержания, методов и средств учебной деятельности, а также основой оценки результатов образовательного процесса. Результат образовательного процесса, взятый применительно к определенной личности, как правило, считают компетентностью, т.е. уровнем овладения заданной компетенцией [6], хотя у этого понятия встречаются и другие трактовки. Профессиональная деятельность будущего специалиста определяет свои требования к его профессиональной подготовке через профессиональные компетенции, которые рассматриваются как цель и результат его профессионального развития.

Обобщив основные подходы и теоретические положения, можно утверждать, что профессиональная компетенция задается по отношению к конкретному периоду профессионального развития (ступени, должности, эшелона и пр.), а также к конкретным областям профессиональных задач. Профессиональное образование как важнейший и наиболее регламентированный этап профессионального развития специалиста в логике компетентностного подхода направляется на цель перечнем компетенций, заданных стандартом, причем в самом стандарте компетенции относят к трем взаимосвязанным уровням. Компетентностные федеральные государственные образовательные стандарты, как правило, выделяют: – общие или общекультурные компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности и для всех специалистов с высшим профессиональным образованием; – профессиональные компетенции, обеспечивающие способность действовать при решении широких, обобщенных групп профессиональных задач, характерных для данного вида профессиональной деятельности [7]; – кроме того, за образовательными организациями оставляется право разрабатывать профессионально-специализированные (специальные профессиональные) компетенции, отражающие конкретные условия, особенности профиля подготовки (специализации), требования работодателя и др. параметры.

Содержание профессионально-специализированных компетенций представляется нам квинтэссенцией профессиональной деятельности специалиста автобронетанковой службы, предельным обобщением его профессиональных задач по должностному предназначению, востребованных профессионально важных качеств и состояний личности, при котором оно может быть использовано в образовательном процессе военного вуза. Функции и задачи автобронетанковой службы в современных вооруженных силах, в той их части, которая отражена в профессионально-специализированных компетенциях, заключаются в автотехническом и танкотехническом обеспечении деятельности войск, являющихся, в свою очередь, видами технического обеспечения. Несмотря на разницу содержания этих двух видов обеспечения, в природе и структуре связанных с ними профессионально-специализированных компетенций много общего. Под автотехническим обеспечением понимается комплекс мероприятий по оснащению воинских частей автомобильной техникой и автомобильным имуществом, поддержанию автомобильной техники в состоянии, обеспечивающем постоянную боевую готовность войск [8].

«В наши дни военной автомобильной техникой оснащены все виды, рода войск и специальные войска Вооруженных сил Российской Федерации, – пишет в своем приказе министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, – она остается самым распространенным средством для перевозки грузов, монтажа, буксировки и транспортировки вооружения» [9]. Основными функциями автотехнического обеспечения сегодня является: своевременное укомплектование подразделений автомобильной техникой и автомобильным имуществом, учет и перераспределение автомобильной техники и автомобильного имущества, поддержание их в боевой готовности, организация эксплуатации, эвакуации и ремонта автомобилей и оборудования, техническая подготовка специалистов автомобильных войск, транспортное обеспечение мобилизационных мероприятий, а также контроль за эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники [10].

Танкотехническое обеспечение предназначено для поддержания боевой готовности войск за счет укомплектования, распределения, эксплуатации, эвакуации и ремонта бронетанковой техники и вооружения, своевременного обеспечения их боеприпасами и другим необходимым ресурсом, а также подготовки специалистов по эксплуатации и ремонту бронетанковой техники и вооружения. Выделяя особенности автои танкотехнического обеспечения, отметим характеристики этой сферы военно-профессиональной деятельности.

1. Характер профессиональных задач. Профессиональные задачи, в большей части, нельзя считать типовыми, т.к. существует множество контекстов их решения (вид и род войск, вид действий, образцы вооружения и техники, текущее состояние подразделений, уровень оснащенности, обученности и подготовленности личного состава, др.). Условия задач не являются фиксированными, в отличие от гражданского производства, они выполняются в постоянно и не предсказуемо меняющейся обстановке с опасными и вредными факторами, а кроме того – в ситуации психологического напряжения. В учебной деятельности моделировать не типовые профессиональные задачи, многомерные в такой степени и обладающие таким уровнем вариативности условий с помощью компьютерных средств не представляется возможным.

2. Значение умений и навыков. Решение профессиональных задач требует большого числа умений и навыков, усвоенных на уровне автоматизма и не нуждающихся во внешнем подкреплении. Выполнение отдельных действий, в том числе и достаточно сложных, не должно отвлекать специалиста от анализа обстановки и непрерывного управления подразделением, а такие навыки, напротив, успешнее формируются с использованием компьютерных средств.

3. Высокая информативность и наукоемкость. Автои танкотехническое обеспечение являются сложным комплексом научно обоснованных и высокотехнологичных действий. Оно строится на определенных технологиях военно-профессиональной деятельности, но требует гораздо более широкого спектра знаний и представлений, системного понимания действий войск. Более того, необходимая система знаний и представлений не является раз и навсегда заданной, она динамична, постоянно обновляется и расширяется. Актуальным для эффективности авто и танкотехнического обеспечения является непрерывное, в особенности самостоятельное освоение знаний в информационном пространстве военно-профессиональной деятельности.

4. Выраженная управленческая составляющая автои танкотехнического обеспечения. По своему характеру – это работа, прежде всего, с личным составом, заключающаяся в управлении, администрировании, организации и мотивации. Любые управленческие взаимодействия в ней опосредованы субъективными факторами, человеческой логикой и психологией, их эффективность определяется волевыми и лидерскими качествами командира, реальным опытом управления. Вместе с тем, в практике получают распространение технологии автоматизированного управления подразделениями и частями, компьютерного анализа и прогнозирования изменений обстановки, без которых полноценное автои танкотехническое обеспечение представляется трудным. Компьютер и его производные, в таком случае, являются средствами военнопрофессиональной деятельности, а значит условиями реальности обучения и приближения его к боевой обстановке. 5. Психологическая характеристика деятельности.

Решение профессиональных задач автои танкотехнического обеспечения в быстроменяющейся обстановке, в условиях эмоционального напряжения, а главное – угрозы жизни и здоровью требует психологической устойчивости специалиста автобронетанковой службы, которая может развиваться исключительно в реальности. Разумеется, предмет и содержание профессиональной деятельности специалиста автобронетанковой службы гораздо шире, но перечисленные выше позиции представляются наиболее существенными для появления собственных закономерностей формирования профессионально-специализированных компетенций.

Сами компетенции, являясь гораздо более сложным, многоплановым, интегративным личностным образованием, чем традиционные дидактические единицы, требуют внимания к своей структуре, без которого нельзя понять педагогические закономерности их формирования в условиях компьютеризации учебной деятельности курсантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.– С. 3–21.

2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. – М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. – 30 с.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М. : Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. – 42 с.

5. Гавриков А.А. Сущность проектной компетентности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – М: Международный центр науки и образования, 2015. –№ 3 (36). – С. 83–86.

6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Эйдос: интерне-журнал. – Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 07.01.2015).

7. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_140580/ (дата обращения: 08.01.2015).

8. Богданов В.Д. Автотехническое обеспечение войск и воинские автомобильные перевозки / В.Д. Богданов, В.В. Бурлаков, П.В. Леньшин. – М.: МГАУ, 2007. – 350 с.

9. Приказ МО РФ от 28 мая 2013 г. № 350 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.doc.mil.ru/ documents/quick_search/more.htm?id=11759810 @egNPA (дата обращения 21.01.2015).

10. Приказ МО РФ от 29 декабря 2004 г. N 450. «Об утверждении Руководства о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных силах Российской Федерации в мирное время» [электронный ресурс] / Командир роты. – Режим доступа: http:// www.compancommand.com/index/avtotekhnicheskoe_ obespechenie/0-422 (дата обращения 21.01.2015).

С.В. Конкин




Другие новости и статьи

« Особенности организации питания военнослужащих в условиях чрезвычайных ситуаций

Смена начальника в Главном управлении военной полиции Министерства обороны России »

Запись создана: Понедельник, 15 Август 2016 в 8:08 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы