12 Апрель 2019

Социально-образовательные инициативы в отношении военнослужащих в XIX веке

#образование#военноеобразование#солдаты

Одним из ведущих направлений государственной политики России в XIX в. выступало обеспечение обороноспособности страны за счет развития социально-образовательной сферы. В связи с этим уделялось большое внимание образованию и профессиональному росту военнослужащих, начиная с солдат.

Однако руководство государства не могло ограничиться только сферой образования, связанного с подготовкой к военной службе. Императрица Мария Федоровна выступает с инициативой создания Комитета 22 мая 1820 года, в задачи которого входит учредить училище для солдатских дочерей лейб-гвардии и гвардейского экипажа.

Комитетом, созданным под руководством императрицы Марии Федоровны, с опорой на представителей военного ведомства, были подготовлены все необходимые документы, разработан устав училища, правила приема, расписание учебных предметов и т. д. В первый год в училище было принято 28 девочек от 8 до 14 лет, дочерей матросов экипажа, парусной службы, отделения плотников, рядовых и т. д. Среди учебных предметов были следующие: Закон Божий, чтение, письмо, выучивание наизусть, рукоделие.

Первым учителем этого училища был известный литератор, надворный советник Николай Иванович Греч, который к этому времени имел опыт обучения солдат по ланкастерской системе. Полного интерната для всех учениц в училище не было, и многие из них вынуждены были ночевать в домашних условиях. Система обучения предусматривала педагогические обоснованные меры поощрения за успешную успеваемость, благочестие и добродетель.

В 1823 г. ставится вопрос об учреждении еще второго училища «на Конюшенной улице для солдатских дочерей лейб-гвардии: Преображенского I полка, Гвардейской артиллеристской бригады, Гвардейского экипажа с инвалидами, при них находящихся, к которым по достаточному месту можно присовокупить еще Морские команды в казармах, по Галерной улице расположенных» . С начала 40-х гг. XIX в. Военное министерство начинает уделять повышенное внимание проблемам образования детей тех социальных слоев, которые могут в дальнейшем иметь отношение к армейской службе. Рекомендуется в сельских приходских школах не взимать плату «с солдатских детей, живущих с матерями», а также с детей крестьян, поступивших на военную службу. Создаются условия для освобождения от оплаты «по бедности» для детей, которые поступают учиться на короткое время, до определения их в другое учебное заведение, в основном в кантонистские школы. При этом учитывается, что обучение названных групп детей зависит от воли родителей, а начальство лишь может содействовать получению этими детьми образования.

Поднимается вопрос об обучении детей государственных крестьян, которые в будущем могут стать вольнонаемными и занимать различные должности, в том числе и фельдшеров в армейских частях. В 1844 г. актуализируется вопрос о школах военных кантонистов гвардейского корпуса. Отделением военно-учебного стола № 2 разрабатывается «Положение о школах военных кантонистов гвардейского корпуса». В структуру этого положения входило следующее: I. Цель и состав школ, § 1–14. II. Управление школами, § 15–17 (заведование школами и основные обязанности членов), § 18–34. III. Образование кантонистов (предметы изучения в школе), § 35–57, занятия в лагере, § 58–64. Испытание кантонистов и выход из школ, § 65–74. IV. Содержание школ, § 75–86. V. Отчетность, § 87–994 .

Не останавливаясь на всех разделах данного положения, обращаем внимание на содержание образования, которое представлено следующими предметами: 1 класс – Закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика, ружейные и сабельные (для кавалеристов) приемы и маршировка, воинский устав, правила гарнизонной и фортпостной службы, фехтование и гимнастика. Данное содержание образования всего курса реализуется на протяжении обучения в трех классах: а) приготовительный, б) младший, в) старший. При этом в первом классе учащиеся осваивают азбуку и молитвы, в младшем – краткий катехизис, чтение, чистописание, четыре правила арифметики, воинский устав. В старшем классе изучают Литургию и Евангелие, священную историю, арифметику, чистописание, грамматику, правила сборки и разборки ружья, военные артикулы и правила, которыми солдаты должны руководствоваться на службе и вне оной, правила гарнизонной и фортпостной службы, фехтование и гимнастику. В артиллерийских и саперных школах обучающиеся должны были освоить должность минера и сапера, начальные понятия геометрии и разбивки полевых укреплений. Одновременно с обучением учитываются возможности и склонности будущих воинов.

И в соответствии с их способностями выделяются те учащиеся, которые будут дополнительно обучаться музыке, пению для фронтовых оркестров, а также фельдшерскому делу, для чего воспитанники посылаются под наблюдение полковых штабс-лекарей. Учащиеся, предназначенные для мастеровых работ, обучаются ремеслам под руководством полевых портных и сапожников. При этом обязательными занятиями для всех воспитанников являются строевое обучение, гимнастика с подвижными играми, плавание (в летнее время), хоровое пение, «танцевание и фехтование для двух старших классов». Занятия по особому назначению или собственному выбору учащихся – это пение в церковном хоре, музыка, ручной труд.

Таким образом складывалась достаточно целенаправленная для того времени система подготовки будущих военнослужащих. По инициативе Главного артиллерийского управления создавались воспитательные учреждения для детей артиллерийских офицеров, например, Михайловское, преобразованное из приюта, учрежденного офицерами гвардейской артиллерии для подготовки детей 6–9 лет к поступлению в низшие классы казенных военных и гражданских заведений6 . Исторический очерк военно-учебных заведений, подготовленный в 1880 г., свидетельствовал о том, что к этому времени их состав включал в себя следующее: 1) Пажеский Его Императорского Величества корпус, с общими и специальными классами; 2) приготовительные классы Пажеского корпуса; 3) Финляндский кадетский корпус, с общими и специальными классами; 4) три военных пехотных училища; 5) Николаевское кавалерийское училище; 6) приготовительный его пансион; 7) двенадцать военных гимназий, преобразованных из бывших кадетских корпусов; 8) четыре военных гимназии, образованных из военных прогимназий и содержащихся по сокращенному штату; 9) две военные гимназии, учрежденные исключительно для приходящих учеников; 10) восемь военных прогимназий; 11) учительская семинария военного ведомства и 12) педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии. Сверх того, в ведении Главного управления военно-учебных заведений по части учебной состояло тогда шестнадцать юнкерских училищ, со штатным комплектом в 4500 юнкеров. В 1882 г. состоялось кардинальное преобразование военно-учебных заведений, которое в первую очередь затрагивало следующие вопросы: усиление мер для правильной постановки в заведениях дела физического и нравственного воспитания, новый порядок сумм на столовое довольствие воспитанников.

Состоялось переименование военных гимназий в кадетские корпуса, утверждение Донского кадетского корпуса, переименование в военные школы двух военных прогимназий и постепенное закрытие остальных. Большое внимание было уделено открытию новых кадетских корпусов и изменению учебных программ для военно-учебных заведений. Требования времени и научно-технического прогресса заставило внести изменения в организацию Главного управления военно-учебными заведениями, что отразилось на издаваемых ими инструкциях.

Был создан новый устав о ссудо-сберегательных кассах, о пенсиях и единовременных пособиях. Учреждена библиотека Главного управления военно-учебных заведений. Созданы условия для работы Педагогического музея этих учреждений и продолжения издания «Педагогического сборника», а также исторических очерков отдельных военно-учебных заведений. Утверждена смета расходов на военноучебные заведения8 . Отмечая деятельность Военного министерства по развитию военно-учебных заведений, следует обратить внимание не только на практические результаты, свидетельствующие о качестве работы в них, но и на повышенное внимание к развитию научно-педагогической мысли, стремление поставить систему обучения на уровень современных научно-теоретических достижений.

С этой целью военным министром генерал-адъютантом графом Милютиным предпринимаются инициативы по направлению в научные командировки ведущих специалистов военно-учебного ведомства для изучения западноевропейского опыта подготовки военных кадров. Одним из таких ученых был П.Ф. Лесгафт, доктор медицины. Он посетил двадцать шесть городов, имеющих передовой для того времени опыт физического развития молодого поколения и конкретно опыт проведения гимнастических упражнений9 . Изучив деятельность педагогов физического воспитания, П.Ф. Лесгафт создал свою оригинальную систему, высоко оцененную как министром, так и специалистамипрактиками и педагогами разных видов учебных заведений. В 1875–1876 гг. Лесгафт еще до поездки за границу начал изучать результаты организованных им занятий по гимнастике учеников второй Петербургской военной гимназии. Уезжая в командировку, он предупредил представителей военно-учебного ведомства, что при изучении зарубежного опыта он в обязательном порядке будет учитывать те результаты, которые получил в этом учебном заведении.

После возвращения из Европы Лесгафт опубликовал две работы: «Об отношении анатомии к физическому воспитанию, «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Он продолжал проводить исследования физического воспитания учащихся Петербургских военных гимназий. Их результаты использованы в широкой научной и практической деятельности не только военноучебных заведениях, но и учреждений Министерства просвещения. Главное управление военно-учебными заведениями широко пользовалось результатами научных достижений в разных областях. Оно обратилось к начальнику Императорской военно-медицинской академии с просьбой составления ее профессорами руководства для наставников и врачей. Эта инструкция включала в себя следующие отделы: 1) наблюдение за здоровьем воспитанников вообще, 2) пользование больных воспитанников и надзор за лазаретом, 3) участие врачей в обсуждении учебно-воспитательных вопросов в местных педагогических комитетах, 4) пользование служащих и их семейств. При этом каждый лазарет должен был состоять из изолированных отделений: для незаразных и заразных больных; разработаны подробные правила для предупреждения и ограничения развития инфекционных болезней10. Целью деятельности кадетских корпусов являлось «доставлять малолетним предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Указывалось, что воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью приготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству с детского возраста, выработку в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

В действующих инструкциях были изложены правила относительно распределения времени учебных занятий, физических упражнений, прогулок и отдыха воспитанников, постоянного над ними надзора, устройства помещений с их обстановкой, одежды и продовольствия кадет, поддержания опрятности и вообще гигиенических и санитарных норм. Указывалось, что совокупные усилия всех преподавателей и воспитателей должны быть направлены к тому, чтобы поддерживать в каждом из порученных им кадет здоровье, силу и бодрость тела и духа, строгую дисциплину ума и воли, любознательность и склонность к умственному труду.

Перед наставниками стояла задача выработки характера каждого из воспитанников, развития трудолюбия, исполнительности и заботливости о самообразовании, тщательного ограждения от посторонних вредных влияний. Уделялось внимание поддержанию школьной дисциплины, принятой системы наград и наказаний, установления доброго товарищества и развития в юношах необходимой для жизни нравственной устойчивости. Совершенствование деятельности военно-учебных заведений предполагало современную для того времени подготовку кадров, стимулирование их профессиональной деятельности и обеспечение личностно-профессионального роста.

Военное министерство поддерживало инициативы ученых, способствующие решению данных задач, связанных с профессиональным ростом кадров. Так, например, при Второй Петербургской военной гимназии еще до реформы 1881 г. были организованы по инициативе П.Ф. Лесгафта двухгодичные учебно-гимнастические курсы для специалистов военно-учебных заведений. В 1885–1886 гг. П.Ф. Лесгафт принимал активное участие в проведении шестимесячных курсов «фехтовально-гимнастического кадра» для офицеров и врачей русской армии (войск гвардии и Петербургского военного округа).

Программа читаемого им курса лекций называлась «теоретический и практический курс гимнастики для военных», где он изложил свои педагогические позиции на воспитание юношества12 Многие из подающих надежды специалистов артиллерийского ведомства, в прошлом выпускники военно-учебных заведений, посылались в заграничные командировки, связанные с изучением новой техники для пороховых и патронных предприятий13. Военное министерство внимательно следило за поощрением всех видов служащих в военно-учебных заведениях. Приведем некоторые примеры, показывающие динамику награждений. Инспектор классов, окончивший Полоцкий кадетский корпус, получил в 1835 г. орден Св. Владимира 4-й степени, в 1837 – Св. Анны 3-й степени, в 1841 г. – монаршее благоволение.

Полковой командир, генерал-майор в 1812 г. – золотую шпагу с надписью «За храбрость», в 1815 – награжден годовым жалованием, в 1816 – орденом «За заслуги», в 1823 – единовременным пособием в 1500 р., в 1830 – годовым жалованием, в 1832 – орденом Св. Анны 3-й степени, в 1834 – единовременным пособием в 3000 руб. и знаком отличия за беспорочную службу за 20 лет, в 1835 – получил аренду 1000 р. в год, в 1836 – орден Св. Георгия 3-й степени, в 1838 – аренда добавлена на 500 р., в 1839 – знак беспорочной службы за 30 лет, в 1840 – орден Св. Станислава 1-й степени, в 1842 – орден Св. Анны 1-й степени, в 1843 – при увольнении в отпуск за границу по болезни получил единовременное пособие – 800 червонцев. Учитель третьей роты: в 1835 г. – знак отличия за 15 лет службы и единовременное пособие – 900 р., в 1838 – орден Св. Анны 3-й степени и знак беспорочной службы за 20 лет, в 1840 – чин полковника, в 1843 – знак отличия, орден Св. Владимира 4-й степени, в 1846 – орден Св. Анны 2-й степени. Штабс-лекарь: в 1840 г. – единовременное пособие – 85 р., в 1841 – чин штабс-капитана, в 1842 – единовременное пособие – 195 р., в 1845 г. – полный оклад14. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание руководителей Военного министерства и конкретно военно-учебных заведений распространялось на широкий круг специалистов, находящихся под их начальством и представляло достаточно объективную и завершенную систему профессионального образования в условиях социального поощрения и социальной защиты.

С.С. Лебедева (Санкт-Петербург)

Другие новости и статьи

« Малоизвестный источник о битве под Оршей 1514 г. (к вопросу об уникальности сведений раннего списка Холмогорской летописи)

Ценностный консенсус как фактор консолидации российского общества »

Запись создана: Пятница, 12 Апрель 2019 в 0:10 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, Тыл: образование и наука.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика