Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития



Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения.

Необходимость и общественная полезность воспитания молодых поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и нации) понималась нашими предками всегда. Это воспитание первоначально носило характер подготовки «вскормленных с копья» детей непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума. Такое образование имеет своим истоком подготовку к военной службе и воспитание воина с детства в системах воспитания с древних времен – Шумеры, Афины, Спарта, Древний Рим, Османская империя и так далее.

Все эти цивилизации и государственные образования имели свои родовые особенности воинского воспитания детей. Так, например, Спарта – воспитывала мальчиков как воинов и обладающих воинскими боевыми навыками бойцов; Афины и Древний Рим – основной упор делали на широкое образование и обязательное воинское воспитание; Османская империя делала основной упор на подготовку детей войны – мамелюков (оторванных от родных корней детей покоренных народов), как касту слепо преданных султану воинов.

Именно к тому времени относится появление специальных мест подготовки детей к войне, которые, со временем и стали школами, гимназиями, лицеями и кадетскими корпусами, и обрели свою собственную специфику образования и воспитания, свои системы взаимоотношений и внутренней этики. Распространение Христианства, появление в Европе рыцарства, эпоха Реформаторства, Возрождения и гуманизма, а также общее развитие наук в средние века, безусловно, гуманизировало воспитание молодого поколения и сделало более доступным школы общего назначения, притом, что воспитание будущих воинов и государственных служащих стало задачей зарытых учебных заведений.

Военные реформы и беспрерывные войны XVI – XVII веков Нидерландов, Дании, Германии и Франции выявили необходимость профессиональных армий, а значит профессионального военного обучения, что сказалось появлением разного рода военных академий, училищ и школ, создаваемых королями и принцами, то есть, имеющих практический государственный статус. Для нас важным является тот факт, что практически беспрерывные войны середины Второго тысячелетия выявили и поставили перед государствами проблемы военного сиротства и, одновременно, необходимость воспитания военных профессионалов, в качестве проблем, решение которых было необходимо найти.

Решение этих проблем оказалось возможным путем создания и государственного патронирования специальных образовательных учреждений, которые потом будут называться кадетскими корпусами, лицеями и суворовскими военными училищами. Учебные заведения такого типа были созданы первоначально великим курфюрстом Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I, создавшем в 1686 году кадетские роты и три (Брауншвейг, Бранденбург, Кольберг) военные кадетские (рыцарские) академии.

Этот процесс был обобщен следующим образом: «В 1717 г. Фридрих Вильгельм I принял меры по организации всеобщего образования, и эти три академии сведены в Берлине в кадетский корпус на 100 человек, шефом которого стал 5-лентний кронпринц Фридрих – будущий король Фридрих II. Берлинский корпус стал образцом для Саксонии. В 1725 году там был создан свой кадетский корпус. Примеру пруссаков последовали и другие: Россия – 1723 г., Австрия – 1751 г., Польша- 1765 г., Бавария – 1790 г.»iv В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых, которые: образовали в1701 году Навигаторскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна); довели численность кадетских корпусов России до 32-х; обеспечили их Высочайшее покровительство, назначив Великого Князя Константина Константиновича Романова Попечителем всех кадетских корпусов, который ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России. После революции 1917 года и с началом Гражданской войны в России были ликвидированы все кадетские корпуса. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году. В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по «типу старых кадетских корпусов». Эта система учреждений кадетского образования России существует и развивается сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов субъектов Российской Федерации, при этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения в них были и остаются различными.

В целом Кадетам России сегодня (в 2016 году) 315 лет, свое начало мы считаем с момента создания Петром Великим в январе 1701 года Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве, притом, что Первый Шляхетский кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году.

Это значит, что мы на 75 лет старше, чем Североамериканские соединенные штаты (Основаны в 1776 году) . История кадет России за все 315 лет никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в истории России завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, родилась современная Россия.

Все 315 лет кадеты России всегда составляли ее национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников, составивших славу России в военном деле, государственном управлении, культуре, искусстве, в войне и мире. Важно сказать, что двое кадет стали Святыми Русской Православной церкви Имперский период, создавший 32 кадетских корпуса, давших России плеяду выдающихся людей и закончился Гражданской войной в 1918 году.

За все время своего существования Кадетские корпуса и лицеи Российской империи дали России, выдающихся государственных и общественных деятелей:

Политики: канцлер Горчаков А. М.

Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.; Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;

Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А Святые Русской Православной Церкви – адмирал Ушаков Ф. Ф. – выпускник Шляхетского КК;Иоанн Шанхайский и Сан-францисский – выпускник Полоцкого КК Этот период сменился периодом Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей Лозунг всегда звучал так – «Рассеяны, но не расторгнуты!» и новой их организацией в русских кадетских корпусах Версаля во Франции (функционировал до 1964 года) и Белой Церкви (Сербия), который был прерван Германским фашизмом в 1944 году.

Советский период истории кадет связан с образованием в 1943 году системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ «типа старых кадетских корпусов», их 70-летие российские кадеты широко отметили вместе с Армией и страной в 2013-2014 годах. Этот период дал Отечеству 77 Героев Советского Союза и России, премьер-министра России (Е. М. Примаков – Бакинское военное морское подготовительное училище), нескольких федеральных министров, трех академиков РАН, трех космонавтов и четырех губернаторов, около тысячи генералов (в том числе пять генералов армии, двенадцать командующих стратегическими объединениями и заместителей Министра обороны), несколько десятков тысяч старших офицеров, сотни мастеров спорта, десятки олимпийских и мировых чемпионов, множество известных деятелей культуры и искусства.

Сегодня кадеты России переживают период своей новейшей истории, который должен поднять их на новый уровень профессиональной пригодности, патриотического воспитания и официального признания государственной властью и обществом в качестве патриотической и профессиональной опоры нации, при сохранении главной исторической задачи кадет – беспорочно служить Отечеству с детства и всю жизнь.

В целом, кадеты своей жизнью и служением Отечеству доказали:

• что кадетское образование является самой эффективной и результативной системой образования, по эффективности, не имеющей аналогов в мире;

• что не надо придумывать какое-либо «инновационное образование» но надо правильно следовать историческому кадетскому государственному образованию;

• что учреждения кадетского образования являются не приютами и учреждениями социальной помощи детям, но основой для дальнейшей полноценной жизни молодежи России и служебной карьеры;

• что учреждения кадетского образования должны стать казенными учреждениями начального профессионального образования государственной гражданской, военной и правоохранительной службы, и готовить элиту нации с детства. *** За прошедшие 315 лет, кадетское образование в России знавало как времена взлета, так и периоды упадка и недопонимания его государственного значения. Сегодня негативное отношение к кадетскому образованию в основном успешно преодолевается.

Концептуальные основы кадетского образования в Росии: история, перспективы, идеология, этика, методология, право



Другие новости и статьи

« Приказ об организации «Дороги жизни». Ленинградский фронт. 1941 г.

Распределение обязанностей между заместителями наркома обороны СССР »

Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 11:16 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы