Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения.
Необходимость и общественная полезность воспитания молодых поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и нации) понималась нашими предками всегда. Это воспитание первоначально носило характер подготовки «вскормленных с копья» детей непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума. Такое образование имеет своим истоком подготовку к военной службе и воспитание воина с детства в системах воспитания с древних времен – Шумеры, Афины, Спарта, Древний Рим, Османская империя и так далее.
Все эти цивилизации и государственные образования имели свои родовые особенности воинского воспитания детей. Так, например, Спарта – воспитывала мальчиков как воинов и обладающих воинскими боевыми навыками бойцов; Афины и Древний Рим – основной упор делали на широкое образование и обязательное воинское воспитание; Османская империя делала основной упор на подготовку детей войны – мамелюков (оторванных от родных корней детей покоренных народов), как касту слепо преданных султану воинов.
Именно к тому времени относится появление специальных мест подготовки детей к войне, которые, со временем и стали школами, гимназиями, лицеями и кадетскими корпусами, и обрели свою собственную специфику образования и воспитания, свои системы взаимоотношений и внутренней этики. Распространение Христианства, появление в Европе рыцарства, эпоха Реформаторства, Возрождения и гуманизма, а также общее развитие наук в средние века, безусловно, гуманизировало воспитание молодого поколения и сделало более доступным школы общего назначения, притом, что воспитание будущих воинов и государственных служащих стало задачей зарытых учебных заведений.
Военные реформы и беспрерывные войны XVI – XVII веков Нидерландов, Дании, Германии и Франции выявили необходимость профессиональных армий, а значит профессионального военного обучения, что сказалось появлением разного рода военных академий, училищ и школ, создаваемых королями и принцами, то есть, имеющих практический государственный статус. Для нас важным является тот факт, что практически беспрерывные войны середины Второго тысячелетия выявили и поставили перед государствами проблемы военного сиротства и, одновременно, необходимость воспитания военных профессионалов, в качестве проблем, решение которых было необходимо найти.
Решение этих проблем оказалось возможным путем создания и государственного патронирования специальных образовательных учреждений, которые потом будут называться кадетскими корпусами, лицеями и суворовскими военными училищами. Учебные заведения такого типа были созданы первоначально великим курфюрстом Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I, создавшем в 1686 году кадетские роты и три (Брауншвейг, Бранденбург, Кольберг) военные кадетские (рыцарские) академии.
Этот процесс был обобщен следующим образом: «В 1717 г. Фридрих Вильгельм I принял меры по организации всеобщего образования, и эти три академии сведены в Берлине в кадетский корпус на 100 человек, шефом которого стал 5-лентний кронпринц Фридрих – будущий король Фридрих II. Берлинский корпус стал образцом для Саксонии. В 1725 году там был создан свой кадетский корпус. Примеру пруссаков последовали и другие: Россия – 1723 г., Австрия – 1751 г., Польша- 1765 г., Бавария – 1790 г.»iv В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых, которые: образовали в1701 году Навигаторскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна); довели численность кадетских корпусов России до 32-х; обеспечили их Высочайшее покровительство, назначив Великого Князя Константина Константиновича Романова Попечителем всех кадетских корпусов, который ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России. После революции 1917 года и с началом Гражданской войны в России были ликвидированы все кадетские корпуса. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году. В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по «типу старых кадетских корпусов». Эта система учреждений кадетского образования России существует и развивается сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов субъектов Российской Федерации, при этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения в них были и остаются различными.
В целом Кадетам России сегодня (в 2016 году) 315 лет, свое начало мы считаем с момента создания Петром Великим в январе 1701 года Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве, притом, что Первый Шляхетский кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году.
Это значит, что мы на 75 лет старше, чем Североамериканские соединенные штаты (Основаны в 1776 году) . История кадет России за все 315 лет никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в истории России завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, родилась современная Россия.
Все 315 лет кадеты России всегда составляли ее национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников, составивших славу России в военном деле, государственном управлении, культуре, искусстве, в войне и мире. Важно сказать, что двое кадет стали Святыми Русской Православной церкви Имперский период, создавший 32 кадетских корпуса, давших России плеяду выдающихся людей и закончился Гражданской войной в 1918 году.
За все время своего существования Кадетские корпуса и лицеи Российской империи дали России, выдающихся государственных и общественных деятелей:
Политики: канцлер Горчаков А. М.
Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.; Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;
Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А Святые Русской Православной Церкви – адмирал Ушаков Ф. Ф. – выпускник Шляхетского КК;Иоанн Шанхайский и Сан-францисский – выпускник Полоцкого КК Этот период сменился периодом Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей Лозунг всегда звучал так – «Рассеяны, но не расторгнуты!» и новой их организацией в русских кадетских корпусах Версаля во Франции (функционировал до 1964 года) и Белой Церкви (Сербия), который был прерван Германским фашизмом в 1944 году.
Советский период истории кадет связан с образованием в 1943 году системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ «типа старых кадетских корпусов», их 70-летие российские кадеты широко отметили вместе с Армией и страной в 2013-2014 годах. Этот период дал Отечеству 77 Героев Советского Союза и России, премьер-министра России (Е. М. Примаков – Бакинское военное морское подготовительное училище), нескольких федеральных министров, трех академиков РАН, трех космонавтов и четырех губернаторов, около тысячи генералов (в том числе пять генералов армии, двенадцать командующих стратегическими объединениями и заместителей Министра обороны), несколько десятков тысяч старших офицеров, сотни мастеров спорта, десятки олимпийских и мировых чемпионов, множество известных деятелей культуры и искусства.
Сегодня кадеты России переживают период своей новейшей истории, который должен поднять их на новый уровень профессиональной пригодности, патриотического воспитания и официального признания государственной властью и обществом в качестве патриотической и профессиональной опоры нации, при сохранении главной исторической задачи кадет – беспорочно служить Отечеству с детства и всю жизнь.
В целом, кадеты своей жизнью и служением Отечеству доказали:
• что кадетское образование является самой эффективной и результативной системой образования, по эффективности, не имеющей аналогов в мире;
• что не надо придумывать какое-либо «инновационное образование» но надо правильно следовать историческому кадетскому государственному образованию;
• что учреждения кадетского образования являются не приютами и учреждениями социальной помощи детям, но основой для дальнейшей полноценной жизни молодежи России и служебной карьеры;
• что учреждения кадетского образования должны стать казенными учреждениями начального профессионального образования государственной гражданской, военной и правоохранительной службы, и готовить элиту нации с детства. *** За прошедшие 315 лет, кадетское образование в России знавало как времена взлета, так и периоды упадка и недопонимания его государственного значения. Сегодня негативное отношение к кадетскому образованию в основном успешно преодолевается.
Концептуальные основы кадетского образования в Росии: история, перспективы, идеология, этика, методология, право
Другие новости и статьи
« Железнодорожный транспорт в годы Первой мировой войны
Сколько стоит побомбить Берлин? »
Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 11:16 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука.
метки: кадет, кадеты, образование
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика