Особенности предназначения и диалектика направленности обучения в учреждениях кадетского образования
Анализ генезиса учреждений кадетского образования с точки зрения решения ими базовых задач своего предназначения, позволяет сделать следующие выводы. Базовыми социальными функциями и задачами учреждений кадетского образования исторически были:
• «Поглощение» сирот войны или решение задач «военного сиротства», но никогда проблемы детской беспризорности;
• Коррекция поведения и судеб воспитанников;
• Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;
• Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников. Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждый период его истории вносили свои коррективы в приоритетность тех или иных задач.
Как показывает анализ, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами – менялись. Так, например, во Франции XVI века кадетами становились дети погибших в войне офицеров и их учили «благородству». В Пруссии кадетами становились дети погибших офицеров и их готовили как будущих офицеров.
Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей. Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, притом, что эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых.
В процессе анализа причин высокой эффективности учреждений кадетского образования Императорской России, мы выявили несколько родовых черт этой образовательной системы, признаков и условий функционирования. Во-первых, эти учреждения относились к определенному, особому и специальному типу образовательного учреждения – кадетскому корпусу. Во-вторых, они готовили не только просто образованных людей, но будущих государственных служащих. В-третьих, они имели собственный образовательный стандарт и систему учебы и воспитания. В-четвертых, они имели собственную систему подготовки (переподготовки) преподавателей и воспитателей.
В-пятых, они имели собственную систему оплаты труда учителей и командования корпусов. В-шестых, они подчинялись только Царю, своим министерствам и губернаторам. В-седьмых, они имели собственную вертикаль управления деятельностью. В-восьмых, они обеспечивали своим воспитанникам продолжение учебы в профильных учреждениях высшего образования и являлись начальным этапом служебной карьеры на гражданском или военном поприще. Русские кадетские корпуса за рубежом комплектовались из сирот и детей русских эмигрантов и из них воспитывали патриотов России и честных людей.
В целом, кадетские корпуса Императорской России:
• изначально и до военной реформы Д. А. Милютина (1861 г.) решали проблему профессиональной подготовки корпуса офицеров армии и флота, и чиновников государственной службы с детства, при этом проблемы «военного сиротства» решались как сопутствующие;
• в результате военной реформы Д. А. Милютина кадетские корпуса были свернуты и превращены в военные гимназии, которые решали задачу исключительно общего образования воспитанников, при обязательном решении задач «военного сиротства» и коррекции поведения и судеб своих учащихся;
• после гибели Александра II и восшествия на Престол Российской Империи Александра III, кадетские корпуса были восстановлены, и до революции 1917 года их численность росла, а работа совершенствовалась, при этом они решали в качестве главной, задачу профессиональной подготовки служилого сословия России;
• русские кадетские корпуса за рубежом решали исключительно проблему «русского сиротства» и коррекции поведения и судеб детей русских эмигрантов, с опорой на военно- патриотические традиции воспитания кадет в Императорских кадетских корпусах.
Воспитание в суворовских военных училищах СССР и современной России в разные исторические периоды осуществлялось по-разному. Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища Советского Союза изначально и до 1963 года, предназначались: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».
Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса. В целом. В СССР с момента образования национальной суворовской военной школы в 1943 году и до 1963 года, училища комплектовались детьми погибших офицеров и работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им давалось широкое гуманитарное образование, государственно-патриотическое воинское воспитание и прекрасная физическая и военно-профессиональная подготовка.
В аттестате зрелости выпускника указывалось, что выпускник получил среднее общее образование и «прошел производственное обучение по специальности военная подготовка», которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава – сержантов. Их выпускники имели четко направленное военное предназначение и, по окончанию училища они, по старшинству баллов, распределялись для поступления в высшие военные учебные заведения, выполняя, таким образом сформированный, государственный заказ Вооруженных Сил СССР. Обучение и воспитание в училищах осуществлялось специально подобранным контингентом преподавателей и офицеров-воспитателей, каждый из которых отвечал высоким требованиям (например, обязательное высшее образование, знание иностранного языка, способность и желание работать с детьми, собственная благополучная семья, любовь к детям) и периодически обучался в специальном институте усовершенствования учителей.
Этот период дал наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом видеvi . Обучение в Суворовских военных училищах Российской Федерации и их предназначение, начиная с 1963 года по настоящее время, менялись разительно. После 1963 года, решением Н. С. Хрущева было сокращено количество суворовских и нахимовских военных училищ, в училища могли поступать любые, сдавшие вступительные экзамены, абитуриенты (преимуществом при поступлении обладали круглые сироты и детей военнослужащих, прослужившие в Вооруженных Силах не менее 20 лет); срок обучения в них был сокращен сначала с семи до трех, а потом до двух лет; но система распределения выпускников в высшие учебные военные заведения еще оставалась. Качество и эффективность образования и воспитания в суворовских училищах снизились настолько, что в 2005 году стоял вопрос о переводе всех училищ из Министерства обороны в систему Министерства образования.
К счастью, решительностью ветеранов-суворовцев, этого несчастья не случилось, и уже в 2009 году вышла Директива Министра обороны РФ, вернувшая в суворовские военные училища 7-летний цикл обучения, правда, ценой их «девоенизации». Тем не менее, общая ситуация, связанная с функционированием и даже сохранением национальной суворовской военной школы оставалась неясной и тревожной, до принятия чрезвычайных мер Президентом России, связанных с заменой (по некомпетентности, коррупции и утрате боеготовности войск) прежнего руководящего состава Министерства обороны России и назначения Министром обороны Сергея Кожугетовича Шойгу. Сегодня в нашу суворовскую военную школу возвращается ее собственно военная суть.
Начиная с 1993 года в России, на базе школ-интернатов, стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации. В эти корпуса могут поступать дети любых родителей и способностей, отбор в корпуса практически отсутствует, специальная подготовка преподавателей и самого корпуса воспитателей не ведется. Выпускники этих учреждений получают обычное общее среднее образование, а качество их образования и воспитания прямо зависит от района их дислокации и требовательности директоров этих учреждений.
Массовое и самодеятельное появление сегодня десятков кадетских корпусов и сотен кадетских классов, хотя и выражает доверие российского общества к кадетскому образованию, но, те не менее, размывает само предназначение кадет и нивелирует всю систему кадетского образования, придавая ей, хоть и, несомненно, патриотический, но все- таки декоративный характер.
Концептуальные основы кадетского образования в России: история, перспективы, идеология, этика, методология, право
Другие новости и статьи
« «Цифровые следы» человека и их использование в политическом управлении
XXI век: реорганизация моделей семьи »
Запись создана: Понедельник, 25 Май 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости.
метки: кадет, кадеты, образование
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика